Цель: найти общие черты двух видов искусства-музыки и живописи. Закрепить термины симфония, сурдина, импрессионизм; вспомнить медно-духовые инструменты; повторить композиторов «Могучей кучки».
Ход занятия:
Мы с вами уже ответили на вопрос «можно ли услышать живопись?» утвердительно. Сегодня мы проведём необычный урок: музыкальную викторину «Звучащие картины». Класс делится на три команды и по очереди отвечает на вопросы викторины, зарабатывая баллы.
Команда № 1.
На доске репродукция картины «Трубачи первой конной» М.Грекова.
- как звучит картина? (громко, сильно, звонко, мощно…)
- какая музыка соответствует этой картине? (Д.Покрасс «Марш Будённого)
-как возник этот марш? (ответы)
-какие инструменты мы услышали? (ответы)
Послушаем и сравним эти произведения искусства. Звучит музыка.
-Что их объединяет? (сила, уверенность, мощь…). Обратите внимание, что создавались они отдельно друг от друга, но как много их объединяет, потому что цель была показать силу Армии.
Команда №2.
На доске репродукция картины «Три богатыря» Васнецова
-а как звучит эта картина? (ответы). Есть ли разница с предыдущей картиной? (есть, чувствуется решительность дать отпор врагу).
-какая музыка, звучавшая на уроке, может соответствовать картине? («Богатырская симфония» А.Бородина)
-какими профессиями владел Бородин? (ответы)
-что такое симфония? (ответ)
Послушаем фрагмент знаменитой Симфонии №2. Звучит отрывок.
-что общего между музыкой Д.Покрасса и А.Бородина? (ответы)
Споём главную мелодию. Исполняется вокализ на слог «та».
Команда №3.
Звучит музыка «Хабанера» М Равель.
-какая музыка прозвучала?
-что такое Хабанера? (испанский танец, песня с чувствительной мелодией)
-кто исполнил Х.? (труба с сурдиной, фортепиано)
-что такое сурдина? (приспособление для изменения звука инструмента)
- в каком направлении сочинял М.Равель? (импрессионизм)
Показываю репродукцию картины «Маленький трубач»
-звучит ли Хабанера в этой картине? (нет, она нежная, мягкая, а картина другая)
-а какая музыка больше подходит? («Песня о маленьком трубаче» С.Никитина)
Давайте исполним эту песню всем хором. Исполняется песня.
-почему мы говорим, что он настоящий Богатырь? (ответы).
Подводим итоги викторины.
Все вы молодцы - хорошо поработали. Давайте ещё раз насладимся музыкой М. Мусоргского и картинами наступающего утра.
Звучит «Рассвет на Москве-реке» с презентацией картин и фото.
Рефлексия: что вы для себя открыли, что узнали?
Прощаемся.