СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок внеклассного чтения "Мой лучший урок Великой Победы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения "Мой лучший урок Великой Победы"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №54»




«Мой лучший урок Победы»

по литературному чтению

1 класс

Составила:

учитель начальных классов

I квалификационной категории

Даньшина А.В.

Курск - 2019

Цель урока:

• Познакомить с праздником 9 Мая, передать настроение праздника, вызвать эмоциональный отклик учащихся.

Задачи:

• Развивать гражданскую позицию, патриотические чувства, любовь к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников Отечества в Великой Отечественной войне;

• Воспитывать духовный мир детей через обращение к героическому прошлому нашей страны;

• Развивать речь, расширять запас слов, прослушивать песни, стихи о Родине;

• Воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к истории России;

• Развивать творческие способности учащихся;

• Активировать познавательную деятельность учащихся, развивать навыки самостоятельной работы;

• Учить излагать свои мысли

Планируемые результаты:

Личностные:         

  • формирование чувства гордости за свою Родину;

  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками;

  • формирование уважения к людям, которые сражались в годы ВОВ и памяти погибших;        

  • формирование умения оценивать собственное поведение и поведение других людей.                          

Метапредметные:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи урока;

  • формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;                                                 

  • использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач на основе работы с текстом, с пословицами;

  • овладение навыками смыслового чтения.                      

Предметные:

  • формирование представлений о Родине и ее людях;

  • овладение выразительным чтением вслух и про себя;

  • умение использовать элементарные приемы анализа лирического произведения, определять главную мысль произведения.

Оборудование:

ПК, проектор, презентация по теме, таблица у каждого ребёнка для заполнения, карточка со стихотворением, фото родного города, список городов-героев, карта с городами-героями, записи песен военных лет, кинофильм "Сталинград", свеча.

Межпредметные связи: окружающий мир, история, русский язык, музыка.

Форма проведения: урок

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация

Вступительная беседа:

Учитель:

- Дорогие ребята, вы почти уже закончили первый класс и сегодня на уроке литературного чтения я буду разговаривать с вами о важном, о нужном. Как с почти взрослыми людьми.

- Посмотрите на фотографии, как вы считаете какая из них, не подходит к серии фотографий? Почему?

- В течении года мы отмечали с вами праздники, они были разными. Одни вызывали радость, другие грусть.

- Какие праздники, из тех, что мы отмечали, вызывали у вас радость? (День знаний, день учителя, 8 марта, 23 февраля, Новый год, День космонавтики, 1 мая)

- Были ли те, которые заставляли грустить? (День матери)

- Какие праздники ещё нам предстоит отметить? (День Победы)

- Какие чувства вызывает у вас этот праздник? (горе, печаль, слёзы, грусть).

III. Подготовка к восприятию темы

Учитель:

- 74 года назад, в далёком 1941 году наша страна пережила величайшую трагедию – войну. А что значит "война"? Как вы понимаете это слово? (Смерть, несчастье, страх, потери, голод, слезы, горе).

- Великий писатель Л. Толстой сказал: «Война есть убийство. И сколько бы людей ни собралось вместе, чтобы совершить убийство, и как бы они себя ни называли, убийство все равно самый худший грех в мире.»

IV. Постановка целей и задач урока

Учитель:

- Сегодня над нами чистое небо, нет взрывов, нет бомб, летящих с неба, мы каждый день улыбаемся, дружим, занимаемся любимыми делами. И это – счастье, потому что хуже войны нет ничего на свете! И мы с вами живем, потому что тогда, 74 года назад, наши дедушки и прадедушки, бабушки и прабабушки пожертвовали собой.

- Теперь наш долг – помнить об этом, не забывать те страшные годы, когда миллионы жителей нашей страны встали на защиту своей Родины, проявили силу духа, мужество и отвагу, смелость и отчаянную храбрость. Когда миллионы людей шли на смерть, чтобы мы с вами жили.

V. Объяснение темы

Учитель:

- Сегодня мы с вами на 45 минут вернёмся в прошлое. Как наши предки мы будем встречать врага из города в город, чтобы понять, через что проходил русский народ ради нашей свободы. Это тяжёлое путешествие, но оно нам необходимо, чтобы понять, чего стоила победа. Как к ней шли шаг за шагом долгие 1418 дней наши деды и прадеды.

Работа с презентацией.

Звучит мелодия вальса "Школьный выпускной"

Учитель:

- Летом 1941 года. 21 июня старшие школьники, праздновали выпускной. Смех и счастье, мечты о прекрасном будущем, танцы до утра, веселье. И вдруг! На рассвете зазвучало зловещее….

Запись звуков летящих самолетов, взрывов.

- Немецкие захватчики вторглись в пределы нашей Родины. Началась война. Тысячи мальчишек и девчонок прямо с выпускного бала отправились на войну.

Звучит отрывок из песни "Священная война".

- Первыми приняли удар защитники пограничного города Брест. Штурм Брестской крепости начался утром 22 июня 1941 года одновременно с началом Великой Отечественной войны.

- Брестская крепость находилась у самой границы, и поэтому сразу оказалась на захваченной фашистами территории. В обороне крепости участвовали около 3,5 тыс. человек – представители более 30 наций и народностей. В первый же день войны фашистские захватчики атаковали её защитников – советских пограничников.

На карте появляется красная звезда (город Брест), дети в свою таблицу записывают название городов. Список пополняется по ходу беседы.

- О подвиге солдат, служивших в Брестской крепости, сложили немало стихов, до сих пор снимают кинофильмы. В память о тех, кто первым стал грудью на защиту Родины, написал поэт С. Щипачев.

Учитель читает стихотворение С. Щипачева "22 июня 1941 г."

Казалось, было холодно цветам,

и от росы они слегка поблёкли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

обшарили немецкие бинокли.



Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

и пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

влезали в танки, закрывали люки.



Такою все дышало тишиной,

что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

всего каких-то пять минут осталось!



Я о другом не пел бы ни о чем,

а славил бы всю жизнь свою дорогу,

когда б армейским скромным трубачом

я эти пять минут трубил тревогу.

- Какие чувства испытывали во время чтения? (тревога, страх)

- Найдите строки, при помощи которых это передаёт поэт (Казалось, было холодно цветам, и от росы они слегка поблёкли. Цветок, в росинках весь, к цветку приник, и пограничник протянул к ним руки.)

- У поэта цветы наделяются способностью чувствовать, ощущать неприятное состояние.

- Что вас взволновало? Прочитайте слова в тексте. (обшарили немецкие бинокли)

- Что представляли? (врага, который только что пришёл на нашу русскую землю, природу, которая тоже замерла в ожидании войны)

- Зачитайте строки, из которых мы узнаём о начале войны (Кто знал, что между миром и войной, всего каких-то пять минут осталось!)

1) Работа со словарем:

На доске слова: немецко-фашистские захватчики, Великая Отечественная война, страна, Родина, Отчизна.

Физминутка.

Вопросы:

- Почему войну назвали Отечественной? (Люди защищали Отечество)

- Что значит Отчизна? (Родина, Отечество)

- Кто такие немецко-фашистские захватчики? Чего они хотели? (Это фашисты, которые хотели поработить наш народ, заставить работать на себя. Кроме своей нации они никого не признавали).

- Как вы понимаете выражение "Город-герой"? (Город, прославившийся своей героической обороной в Великой Отечественной войне).

Продолжение беседы:

Учитель:

- Наши солдаты сражались, не жалея своей жизни. Но фашисты были хорошо подготовлены к войне, у них было больше оружия, больше солдат. Несмотря на отчаянное сопротивление, наши войска отходили все дальше. Фашисты рассчитывали на быструю победу. Они стали наступать сразу в трех направлениях: на Киев, на Москву и Ленинград, на города возле Черного моря.

2) Беседа:

- В столицу Украины Киев (на карте появляется звезда) война пришла с рассветом 22 июня 1941 года. На город были обрушены первые вражеские бомбы.

Учитель: Смертью героя пал, а Родину не продал.

- Что я вам сейчас прочитала? (пословицу)

Пословица - короткое, образное изречение с поучительным смыслом и ритмическим выражением.

- Как вы думаете, почему я на сегодняшнем уроке использовала именно эту пословицу?

- Тема героизма нашла отражение не только в песнях и литературных произведениях, а также в устном народном творчестве. Меткое слово поддерживало солдат на фронте, вело в бой, утешало. Читая пословицы о героях, мы видим, что народ ценит в них такие качества как смелость, ловкость, любовь к Родине.

- Как вы думаете, почему фашисты стремились сразу захватить Москву? (Это главный город нашей страны, столица государства)

На карте появляется звезда

- 30 сентября 1941 г. фашистские генералы отдали приказ о наступлении на Москву. План своего наступления фашисты назвали «Тайфун». Вот таким ураганом мечтали фашисты ворваться в Москву. Но мы не могли позволить, чтобы по улицам нашей столицы разгуливали фашисты. И на защиту Москвы встали все – от мала до велика. Мы Отстояли.

Звучит отрывок из песни "Марш защитников Москвы"

- 8 мая 1965 года Москве присвоено звание «Город-герой».

- А наше путешествие продолжается

- Как сейчас называют город Ленинград? (Санкт-Петербург)

- Огромный героизм и стойкость ленинградцев проявились во время Великой Отечественной войны. Почти 900 дней и ночей в условиях полной блокады города жители не только удержали город, но и оказали огромную помощь фронту.

На карте появляется звезда, дети записывают город в свою таблицу.

3) Работа со словарем:

Блокада – это изоляция города с целью отрезать его от мира.

Блокада Ленинграда: 8 сентября 1941 – 27 января 1944

- Немцы шли дальше и дальше. Как вы считаете, почему фашисты хотели отрезать путь к Черному морю? (Хотели уничтожить флот)

- А на берегах Черного моря разразились кровопролитные битвы за каждый клочок земли, за каждый корабль. В этом ряду немало городов, которые внесли значимый вклад в будущую победу: Керчь и Севастополь, Одесса и Новороссийск.

На карте появляются четыре звезды и запись названий городов в таблице.

- Не прошли немцы и мимо нашего города. Они планировали ликвидировать войска Красной Армии под Воронежем и организовать наступление на Сталинград. Город Курск был освобождён только 8 февраля 1943 года.

Дети записывают Курск в таблицу.

- Наши достопримечательности:

Памятник танкистам-героя Курской битвы

Триумфальная арка

Мемориальный комплекс

- С другими достопримечательностями нашего города мы с вами можем познакомиться, совершив экскурсию по городу.

- В 1943 году наступил перелом. И началось все с битвы под Сталинградом (до 10 ноября 1961 г. – Сталинград, сейчас Волгоград). Впервые советским войскам удалось одержать столь значимую победу.

Заполнение списка "Города-герои" в таблицу, на карте появляется звезда.

Сталинградская битва – крупнейшая сухопутная битва в истории человечества. В этой битве погибло около 2-ух млн человек. Это поражение фашистов было настолько страшным для них, что во всей Германии был объявлен многодневный траур. Сталинградская битва (17 июля 1942 г. – 2 февраля 1943 г.) явилась 1-ой крупной победой Красной Армии в Великой Отечественной войне.

Показ отрывка из кинофильма "Сталинград"

Продолжение беседы:

- С этой поры начинается победное наступление наших войск по всем фронтам. Фашисты стали отступать к границам, а затем наши воины гнали этих завоевателей и по городам Европы, освобождая их от фашистов.

- Посмотрите на вашу таблицу, какие города вы записали? (Брест, Киев, Москва, Ленинград, Керчь, Севастополь, Одесса, Новороссийск, Курск, Сталинград).

- Какие это города? (города-герои)

- Наш город Курск не является городом-героем, ему присвоено звание Города воинской славы.

- Мы не записали в таблицу ещё четыре города-героя, я их обозначу на карте звездой.

- Посмотрите на карту и скажите, названия какие города-герои мы ещё не записали? (Тула, Смоленск, Мурманск, Минск).

- Запишите.

- Города - герои — почётное звание, которого удостоены 12 городов, прославившихся своей героической обороной во время Великой Отечественной войны 1941—1945. Высшая степень отличия — звание «город-герой» присваивается городам Советского Союза, трудящиеся которых проявили массовый героизм и мужество в защите Родины. Кроме того, Брестской крепости присвоено звание крепость-герой. В настоящее время четыре из них находятся на территории Украины. Минск и Брестская крепость-герой — на территории Белоруссии, остальные — в России.

- И вот наступила весна 1945 года. Наши воины гнали фашистов до самого Берлина. Над главным зданием фашистов – над Рейхстагом, взвилось наше знамя. 9 мая 1945 года была объявлена Победа! Первый день мира люди встретили ликованием. Все высыпали на улицу. Незнакомые люди обнимали друг друга и поздравляли. Плакали от счастья. А в полночь в Москве грянул салют. 30 залпов из 1000 орудий возвестили миру о том, что самая кровопролитная и самая жестокая в мире война закончилась. И закончилась нашей Победой!

Звучит отрывок из песни "Майский вальс"

Учитель зажигает свечу.

Учитель:

- Посмотрите на эту свечу. На что похож огонь? Что он символизирует?

- Есть огонь, который символизирует память.

Могила неизвестного солдата в Москве.

- Возле этой могилы всегда горит огонь. И каждый день выстраивается Почетный караул. А пост называется "Пост № 1". Он самый важный и самый почетный.

- Откуда такое название: могила Неизвестного солдата?

- Почему огонь всегда горит возле таких могил?

- Почему возле этих могил всегда лежат свежие цветы?

- Есть ли могила неизвестного солдата в нашем городе?

- Какие памятники в нашем городе установлены в честь великой Победы?

- Что означает надпись "Подвиг твой вечен"?

- Более 26 млн. советских людей погибло в годы войны. Мы никогда не забудем тех, кто защищал нашу Родину в эти страшные дни. В память обо всех погибших прошу вас встать. Почтим их память минутой молчания.

Звучит метроном

Учитель:

- С тех пор прошло уже 74 года. Мало осталось тех людей, кто воевал, кто жил и работал в тылу. Это наши ветераны. Они – герои. Именно им мы обязаны тем, что живем мирно и счастливо, в такой прекрасной стране. Они завоевали нам свободу.

- Как празднуют 9 Мая в нашей стране? (Парады, концерты, все поздравляют ветеранов)

Звучит песня "День Победы"

VI. Рефлексия

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Почему мы называем праздник 9 Мая Днем Победы?

- Как вы поздравите наших ветеранов?