Что моя река приносит Волге
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ УРОК
2017
Форма проведения: деловая игра Продолжительность: 1 час
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, таблички с названиями групп участников игры, костюмы для выступления.
Ролевые группы: «Жители», «Фотографы», «Историки», «Журналисты», «Экологи», «Артисты», «Ответственные лица»
Цели и задачи урока:
- воспитание уважительного отношения к рекам своего края;
- привлечение внимания присутствующих к проблемам малых рек, реки Волги;
- развитие умения оценивать экологическое состояние реки и предлагать мероприятия по сохранению водных объектов.
Программа деловой игры:
1. Вступительное слово учителя.
2. Выступление группы историков на тему «Реки нашего края в прошлом»
3. Презентации о реках Волга и Ведомость представляют «Фотографы»
4. Доклад журналистов на тему «Печальная статистика»
5. Мнение группы жителей на тему «Кто виноват?»
6. Анализ экологического состояния малой реки Ведомость дают экологи.
7. Мнение ответственных лиц по обсуждаемой теме.
8. Инсценировка на тему «Река Волга и ее притоки»
9. «План охраны реки Ведомость» - обсуждение в группах и внесение в план самых необходимых и важных мероприятий по защите малой реки.
Вступительное слово учителя.
Дорогие ребята! Уважаемые гости нашего мероприятия!
Сегодня мы проводим необычный экологический урок. Во-первых, он посвящен теме «Что моя река приносит Волге?» и приурочен ко Дню великой русской реки. Во-вторых, этот урок мы проведем в форме деловой игры, участниками которой будут все присутствующие.
Главной задачей активного обсуждения экологических проблем наших рек является формирование осознания того, что в природе все взаимосвязано. Что судьба больших, великих рек неразрывно связана с судьбой ее притоков, крупных и самых маленьких. Что эту судьбу творим мы, люди, живущие на берегах рек, и что только от нас зависит то, что же несут реке Волге малые реки, впадающие в нее.
В нашей деловой игре участвуют следующие группы: «Жители», «Фотографы», «Историки», «Журналисты», «Экологи», «Артисты», «Ответственные лица»
Каждая группа получила Программу деловой игры и чистый лист, на котором к окончанию всех выступлений необходимо сделать список тех мероприятий и акций, которые ваша группа предлагает внести в «План охраны реки Ведомость».
Предлагаю начать нашу деловую игру.
2. Выступление группы историков на тему «Реки нашего края в прошлом»
Первые упоминания о Волге встречаются еще у античных авторов первых веков н.э. Клавдия Птолемея и Аммиана Марцеллина. Тогда Волга называлась "Ра", некоторые источники отождествляют это название с понятием "священная" - по аналогии с Богом Солнца в древне-египетской мифологии. Такое название реки сохранилось и сейчас в мордовских языках. В средние века Волга известна уже под названием "Итиль". Имеются сведения, что у тюркоязычных народов Поволжья слово "итиль" использовалось в значении "большая река". О Волге тогда говорили, что это "Река рек", т. е. самая большая река.
Река Волга всего 100 лет назад была совсем иной, чем сейчас. Много рыбы водилось в реке, заливные луга были богаты ягодами, цветами и травами. Река поила и кормила людей. На малых реках строили плотины, мельницы. Река Узола была так глубока, что по ней сплавляли лес. Наша речка Ведомость тоже выглядела по-другому. Много было озер-стариц, в которых купались летом, в речке стирали белье, так как вода была очень чистой. Берега реки обкашивались, русло расчищалось местными жителями.
Презентации о реках Волга и Ведомость.
Группа фотографов подготовила для участников деловой игры музыкальные презентации о реках Волга и Ведомость, демонстрирующие красоту водных объектов, созданных природой.
Доклад журналистов на тему «Печальная статистика»
Одна из проблем Волги – загрязнение водных объектов сточными водами, объем которых превысил 20 км3 в год. Это в 3,5 раза больше чем в среднем по России. Загрязненные стоки в бассейн Волги составляют 39% от общего объема таких вод, образующихся на территории России и сбрасываемых во все остальные реки. Ежегодно вместе с ними сбрасывается до 350 тыс. т. органических веществ, 18 тыс. т. нефтепродуктов, 100 тыс. т. аммонийного азота, 3 тыс. т. фенолов, 1 тыс. т. цинка и т.д. Основные виновники – коммунальные хозяйства городских агломераций (более половины всех сбросов) и агропромышленный комплекс. От последнего в водные объекты поступает около 20% внесенного в почву азота и 5% фосфора. Ежегодно с 1 га сельхозугодий вносится около 1 кг. пестицидов. Годовое количество биогенных элементов, вносимых с сельскохозяйственных угодий в Волгу, превышает 400 тыс. т.
В настоящее время Волга почти на всем своем протяжении – водоем качественного истощения, вода которого непригодна для разбавления и нейтрализации даже нормативно очищенных стоков, поступающих в бассейн реки. В результате многофакторного антропогенного воздействия трансформированы экосистемы всех крупных и значительной части малых рек Волжского бассейна, сама Волга превращена в приемник стоков и потеряла очищающие способности.
В целом по бассейну Волги ресурс экологически чистой воды составляет не более 3% от общих ресурсов поверхностных вод.
Мнение группы жителей на тему «Кто виноват?»
Мнения жителей разделились. Их несколько:
- существует мнение, что во всех бедах малых и больших рек виноваты экологические службы разных уровней (например, в нашем районе их представляет Клюганов Сергей Павлович - главный специалист Балахнинского межрайонного отдела по экологическому контролю);
- многие считают, что во многом виновато недофинансирование или его отсутствие при эксплуатации или строительстве очистных сооружений, полигонов хранения ТБО и т.п;
- некоторые жители отмечают, что ухудшение экологического состояния водных объектов произошло после начала развития рыночных отношений, когда главной для бизнесменов всех уровней стала прибыль (охрана природы приносит им лишь убытки);
- есть мнение, что многих проблем у наших рек не было бы, если бы у людей были развиты экологическая культура и бережное отношение к природе.
Анализ экологического состояния малой реки Ведомость дают экологи.
Отмечено, что ухудшение положения действительно наблюдается с периода перехода нашей страны к рыночной экономике. Представляем вашему вниманию презентацию, в которой указаны наиболее яркие изменения в жизни нашей речки и названы их причины.
Мнение ответственных лиц по обсуждаемой теме.
Выступают приглашенные на урок руководители организаций и ведомств.
Инсценировка на тему «Река Волга и ее притоки»
Рассказчик 1: В день весенний и погожий
Два шумливых ручейка
Лезут под ноги прохожим:
Ручейки: «Где река? Где река?
Мы бежим издалека».
Отвечает им народ:
«Дальше, милые, вперёд»,
Разговаривая звонко,
Мчатся дальше вперегонки...
Вдруг пред ними водоём,
Отразилось солнце в нём.
Подбегают к водоёму
Два весёлых ручейка,
Говорит один другому:
Ручейки: «Это вовсе не река.
Попадешь сюда на горе.
Не увидишь сине море-
Здесь стоячая вода,
Мне не хочется сюда».
Оба в сторону метнулись
И... нечаянно столкнулись,
И слились в один ручей,
Стал он больше и бойчей.
И опять бегут вперёд
Вправо. Влево, поворот..
Вдруг навстречу выбегает
Ручеёк из- под ворот.
Ручейки: «Где река? Где река?»-
Слышен голос ручейка.
«Сами ищем. Сами ищем.
Не нашли ещё пока.
Слейся с нами - так втроём
Мы её быстрей найдём».
Вместе наши ручейки
Мчатся к берегу реки,
Трое все в одном потоке.
Словно давние дружки.
«Разыскали пострелята», -
Улыбается река.
И нырнули вглубь куда-то
Три весёлых ручейка.
И другие мчатся с кручи,
Чтобы стать Рекой могучей.
Рассказчик 2: Меж болот из малого колодца
Ручеек, не умолкая, льется.
Неприметен чистый ручеек,
Не широк, не звонок, не глубок.
Перейдешь его через дощечку,
А глядишь - ручей разлился в речку,
Хоть местами речку эту вброд
И цыпленок летом перейдет.
Но поят ее ключи, потоки,
И снега, и ливни летних гроз, -
И течет она рекой широкой,
Разливается в спокойный плес,
Пенится под плицами колес.
Перед нею путь большой и долгий
Из лесного края в край степной.
И зовут ее рекою Волгой -
Матушкой, кормилицей родной.
Река Волга: Волга я! Великая река.
Матушкой зовут меня не зря.
Через много верст моя вода
По России сквозь века текла.
С берегов пологих и крутых
Собирала я друзей своих:
Правые и левые – они
Все ко мне тихонечко текли.
Притоки: Мы всегда были воды полны,
Глубоки, чисты и холодны.
Сколько в нас впадало ручейков?
Сколько нас питало родничков?
Ручейки: Но менялись быстро времена –
Стала мутной, грязною вода.
Роднички: Высыхали ручейки в лесах,
Родники иссякли на глазах.
На волнах шумит все громче «SOS»
Задает река всем нам вопрос:
Вместе: Почему не цените сейчас,
То, что деды берегли для вас?
«План охраны реки Ведомость» - обсуждение в группах и внесение в план самых необходимых и важных мероприятий по защите малой реки.
Наверное, каждый из нас, когда видит свалку мусора или грязную воду в реке испытывал чувство стыда за то, что это делаем мы, люди. И, пожалуй, главный виновник того, о чем мы сегодня узнали – это наше равнодушие, безразличие и непонимание. Непонимание того, что из-за плохого состояния окружающей среды страдает здоровье людей, потому что мы с природой одно целое. Мы дышим ее воздухом и пьем ее воду.
На защите рек стоят многие законы, программы и проекты. Но они не действуют, так как нет плана мер по сохранению каждой отдельно взятой реки. И в нашем районе такого плана нет. А вот если бы такой план составлялся на каждый месяц и строго исполнялся, тогда и проблемы малых рек, наверное, не было бы. Давайте же попробуем общими силами «профессионалов», присутствующих здесь, составить такой план и поучаствуем в его реализации.
(участники обсуждения сдают листы со своими предложениями; учитель зачитывает каждый список; ребята голосуют за принятие плана и его направление в сельскую и районную администрации к рассмотрению и выполнению)
Учитель:
Ребята, я благодарю вас за активную работу на уроке. Сейчас мы проведем небольшое рефлексивное исследование: тот, кто считает, что речке могут помочь дети – поднимает правую руку; что речке могут помочь взрослые – поднимает левую руку; что речке можно помочь, лишь объединив усилия всех - поднимает обе руки.
Хочется закончить наш экологический урок словами Экзюпери: « Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… Ты - самое большое богатство на свете».