СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок занимательной математики в 5 классе

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия: через занимательные упражнения содействовать повышению интереса учащихся к математике; развивать логическое мышление, внимание, сообразительность.

Просмотр содержимого документа
«Урок занимательной математики в 5 классе»

Урок занимательной математики в 5 классе

Цель занятия: через занимательные упражнения содействовать повышению интереса учащихся к математике; развивать логическое мышление, внимание, сообразительность.


Ход:


Учитель: Дорогие ребята!

Каждый день на уроках математики вы узнаете о свойствах чисел и фигур, решаете задачи, а возвратившись домой, повторяете изученный материал и делаете домашнее задание. Как и физзарядкой, математикой нужно заниматься постоянно; не только руки, ноги, тело, но и мозг человека требует постоянной тренировки. Недаром говорят, что математика - это гимнастика для ума.

В результате тренировок ум человека становится более острым, а сам человек любознательным, смекалистым, сообразительным.

Сегодня мы совершим путешествие в мир занимательной математики.

Звучит "Песня об арифметике", муз. М. Вайнберга.

Чтоб водить корабли,

Что б в небо взлететь

Надо многое знать,

Надо много уметь,

И при этом и при этом

Вы заметьте-ка,

Очень важная наука

Арифметика!

Почему корабли

Не садятся на мель,

А по курсу идут

Сквозь туман и метель?

Потому что, потому что

Вы заметьте-ка,

Капитанам помогает

Арифметика!

Чтоб врачом, моряком

Или летчиком стать,

Надо, прежде всего,

Арифметику знать.

И на свете нет профессий,

Вы заметьте-ка,

Где бы вам ни пригодилась

Арифметика!


I. Разминка

  1. В семье 5 сыновей и у каждого есть сестра. Сколько детей в этой семье?

  2. Летело 9 уток, одну подстрелили. Сколько уток осталось?

  3. Двое учащихся играли в шахматы два часа. Сколько времени играл каждый ученик отдельно?

  4. Один стул весит 3 кг, а два стула?

  5. Петух, стоя на одной ноге весит 8 кг, а на двух ногах?


Учитель:

Для решения большинства задач недостаточно только знаний. Необходимо внимание. С чего начинается решение задачи? Конечно, с условия. Но и условие можно читать по - разному. Прочтешь невнимательно - вот и потерялась главная мысль. Проверим, умеете ли вы внимательно слушать.

Кто быстрее решит такую задачу?

"Шел Кондрат

В Ленинград,

А на встречу двенадцать ребят,

У каждого по три лукошка.

В каждом лукошке - кошка

У каждой кошки - 12 котят,

У каждого котенка

В зубах по четыре мышонка.

И задумался старый Кондрат:

Сколько мышат и котят

Ребята несут в Ленинград?"


(Некоторые ученики начнут высчитывать. После паузы ведущий сообщает, что они плохо выслушали условие и попали в положение Кондрата):

Глупый, глупый Кондрат!

Он один и шагал в Ленинград

А ребята с лукошками,

С мышами и кошками

Шли навстречу ему -

в Кострому.

К.И. Чуковский

Игра "Рыбалка"

К "рыбкам" прикреплены уравнения (по 2 уравнения на карточке) "Рыбак" тянет столько "рыбок", сколько парт в его ряду.

Ребята решают уравнения. Ответы зашифрованы. Каждому числу соответствует буква. На магнитной доске набираем слово из получившихся букв.

І ряд "прямая"
ІІ ряд "фигура"

Уравнения:

  1. х - 5,2 = 4,9 ; 1) у - 2,7 = 3,4;

  2. 0,8 + х = 8,3 ; 2) х + 1,9 = 4,5;

  3. х + 6,9 = 7,5 ; 3) 8,2 - у = 2,8;

  4. 6,7 - х = 2, ; 4) х - 2,8 = 1,7;

  5. 5,3 - у = 2, ; 5) у - 5,9 = 1,6;

  6. 2,9 + у = 3,5 ; 6) 6,7 - х = 3,9.


9,5

10,1

2,8

0,7

0,6

3,9

6,1

к

п

а

с

я

м

ф

5,4

7,5

11

4,5

2,6

9,1


г

р

е

у

и

т



II. Разгадывание ребусов

Учитель:

Математика издавна применялась в теории шифров. Еще в конце ХVІ века расшифровкой переписки между противниками французского короля Генриха занимался один из создателей современной алгебры Франсуа Виет.

И сейчас шифруют донесения разведчики, дипломаты, стремящиеся сохранить тайны переговоров, военачальники, скрывающие от противника отданные распоряжения и др.


1.Расшифруйте запись:


БУЛОК ТРИ

+ БЫЛО + ДВА

МНОГО ПЯТЬ

Одинаковыми буквами обозначены одинаковые цифры.

2.Сколько квадратов на рисунке:






3. Расставить скобки так, чтобы в ответе получилось

50: 4 ·12 + 18 : 6 + 3

14: 4 ·12 + 18 : 6 + 3


4. Как из четырех фигур составить фигуру такой же формы, но большего размера?






Можно подготовить два набора и вызвать двух

человек). Пока они обдумывают решение, для

класса показывается сценка по стихотворению

Е.Паина "Треугольник и Квадрат" (см. Приложение)


5. Приемы быстрого счета (27 · 11=…; 27 · 111 = …)

6. Логические упражнения: ребусы из книги "Математика в логических упражнениях" А.Г.Гайштута.



III.Фокусы

1. Фокус "Быстрое сложение"


8

1

3

5

учитель


2

3

4

7

ученик

+

7

6

5

2

учитель


6

7

8

9

ученик


3

2

1

0

учитель

2

8

1

3

3



Указание: Секрет состоит в том, что учитель цифрами своих слагаемых дополняет цифры предыдущего слагаемого до 9.

В результате выходит 9999 + 9999 = 20000 - 2

Ответом будет первое слагаемое, перед которым нужно поставить цифру 2,

а последнюю цифру уменьшить на 2.


2. Фокус "Удивительная память"

Раздать учащимся корточки, на которых написано 9 - значное число.

Затем по номеру карточки "вспомнить" число.

Секрет: К номеру карточки прибавим любое число, например 13. Эта сумма-

первые две цифры, каждая следующая сумма получается от суммирования 2-х последних цифр (пишут только единицы числа)

Например; № 17 - 303369549


Между конкурсами – чтение стихотворения, прослушивание песни

Стихотворение "Не случайно ей такой почет"...

Песня "Чему учат в школе"

IV. Подведение итогов, вручение призов



Приложение

Е. Паин "Треугольник и квадрат".


Жили - были два брата:

Треугольник с Квадратом

Старший - квадратный,

Добродушный, приятный.

Младший - треугольник,

Вечно недовольный

Стал расспрашивать Квадрат:

"Почему ты злишься, брат?"

Тот кричит ему: "Смотри,

Ты полней меня и шире.

У меня углов лишь три,

У тебя же все четыре!"

Но Квадрат ответил: "Брат!

Я же старше, я - Квадрат".

И сказал еще нежней:

"Неизвестно, кто нужней?"

Но настала ночь, и к брату,

Натыкаясь на столы,

Младший лезет воровато

Срезать старшему углы,

Уходя, сказал: "Приятных

Я тебе желаю снов!

Спать ложился - был квадратным,

А проснешься без углов!"

Но наутро старший брат

Страшной мести был не рад...

Поглядел он - нет квадрата.

Онемел... стоял без слов...

Вот так месть! Теперь у брата

Восемь новеньких углов!




Не случайно ей такой почет,

Это ей надо давать ответы

Как хороший выполнить расчет

Для постройки здания, ракеты.

Есть о математике молва,

Что она в порядок ум приводит,

Потому хорошие слова

Часто говорят о ней в народе

Ты нам, математика, даешь,

Для победы трудностей закалку,

Учится с тобою молодежь

Развивать и волю, и смекалку.













Оборудование

Стол, ширма, "рыбки" с заданиями, "удочки" с магнитом.


Набор букв на магнитах. Две магнитные доски, магниты.


Набор карточек для фокуса "Удивительная память".


Набор фигур для задания "Составь фигуру".


Плакаты с ребусами.


Проигрыватель.




Литература


  1. Гайштут А.Г.

Математика в логических упражнениях. - К.: Рад. шк., 1985. - 192 с.

  1. Депман И.Я., Виленкин Н.Я.

За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 - 6 кл.,

сред. шк. - М. : Просвещение, 1989. - 287 с.

  1. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С.

Математическая шкатулка: Пособие для учащихся 4 - 8 кл. сред. шк. -

5-е изд. - М.:Просвещение, 1988. - 160 с.

  1. Труднев В.П.

Внеклассная работа по математике в начальной школе: Пособие для

учителей. - М.: Просвещение, 1975. - 122 с.


13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!