Урок занимательной математики в 5 классе
Цель занятия: через занимательные упражнения содействовать повышению интереса учащихся к математике; развивать логическое мышление, внимание, сообразительность.
Ход:
Учитель: Дорогие ребята!
Каждый день на уроках математики вы узнаете о свойствах чисел и фигур, решаете задачи, а возвратившись домой, повторяете изученный материал и делаете домашнее задание. Как и физзарядкой, математикой нужно заниматься постоянно; не только руки, ноги, тело, но и мозг человека требует постоянной тренировки. Недаром говорят, что математика - это гимнастика для ума.
В результате тренировок ум человека становится более острым, а сам человек любознательным, смекалистым, сообразительным.
Сегодня мы совершим путешествие в мир занимательной математики.
Звучит "Песня об арифметике", муз. М. Вайнберга.
Чтоб водить корабли,
Что б в небо взлететь
Надо многое знать,
Надо много уметь,
И при этом и при этом
Вы заметьте-ка,
Очень важная наука
Арифметика!
Почему корабли
Не садятся на мель,
А по курсу идут
Сквозь туман и метель?
Потому что, потому что
Вы заметьте-ка,
Капитанам помогает
Арифметика!
Чтоб врачом, моряком
Или летчиком стать,
Надо, прежде всего,
Арифметику знать.
И на свете нет профессий,
Вы заметьте-ка,
Где бы вам ни пригодилась
Арифметика!
I. Разминка
В семье 5 сыновей и у каждого есть сестра. Сколько детей в этой семье?
Летело 9 уток, одну подстрелили. Сколько уток осталось?
Двое учащихся играли в шахматы два часа. Сколько времени играл каждый ученик отдельно?
Один стул весит 3 кг, а два стула?
Петух, стоя на одной ноге весит 8 кг, а на двух ногах?
Учитель:
Для решения большинства задач недостаточно только знаний. Необходимо внимание. С чего начинается решение задачи? Конечно, с условия. Но и условие можно читать по - разному. Прочтешь невнимательно - вот и потерялась главная мысль. Проверим, умеете ли вы внимательно слушать.
Кто быстрее решит такую задачу?
"Шел Кондрат
В Ленинград,
А на встречу двенадцать ребят,
У каждого по три лукошка.
В каждом лукошке - кошка
У каждой кошки - 12 котят,
У каждого котенка
В зубах по четыре мышонка.
И задумался старый Кондрат:
Сколько мышат и котят
Ребята несут в Ленинград?"
(Некоторые ученики начнут высчитывать. После паузы ведущий сообщает, что они плохо выслушали условие и попали в положение Кондрата):
Глупый, глупый Кондрат!
Он один и шагал в Ленинград
А ребята с лукошками,
С мышами и кошками
Шли навстречу ему -
в Кострому.
К.И. Чуковский
Игра "Рыбалка"
К "рыбкам" прикреплены уравнения (по 2 уравнения на карточке) "Рыбак" тянет столько "рыбок", сколько парт в его ряду.
Ребята решают уравнения. Ответы зашифрованы. Каждому числу соответствует буква. На магнитной доске набираем слово из получившихся букв.
І ряд "прямая"
ІІ ряд "фигура"
Уравнения:
х - 5,2 = 4,9 ; 1) у - 2,7 = 3,4;
0,8 + х = 8,3 ; 2) х + 1,9 = 4,5;
х + 6,9 = 7,5 ; 3) 8,2 - у = 2,8;
6,7 - х = 2, ; 4) х - 2,8 = 1,7;
5,3 - у = 2, ; 5) у - 5,9 = 1,6;
2,9 + у = 3,5 ; 6) 6,7 - х = 3,9.
9,5 | 10,1 | 2,8 | 0,7 | 0,6 | 3,9 | 6,1 |
к | п | а | с | я | м | ф |
5,4 | 7,5 | 11 | 4,5 | 2,6 | 9,1 | |
г | р | е | у | и | т | |
II. Разгадывание ребусов
Учитель:
Математика издавна применялась в теории шифров. Еще в конце ХVІ века расшифровкой переписки между противниками французского короля Генриха занимался один из создателей современной алгебры Франсуа Виет.
И сейчас шифруют донесения разведчики, дипломаты, стремящиеся сохранить тайны переговоров, военачальники, скрывающие от противника отданные распоряжения и др.
1.Расшифруйте запись:
БУЛОК ТРИ
+ БЫЛО + ДВА
МНОГО ПЯТЬ
Одинаковыми буквами обозначены одинаковые цифры.
2.Сколько квадратов на рисунке:
3. Расставить скобки так, чтобы в ответе получилось
50: 4 ·12 + 18 : 6 + 3
14: 4 ·12 + 18 : 6 + 3
4. Как из четырех фигур составить фигуру такой же формы, но большего размера?
Можно подготовить два набора и вызвать двух
человек). Пока они обдумывают решение, для
класса показывается сценка по стихотворению
Е.Паина "Треугольник и Квадрат" (см. Приложение)
5. Приемы быстрого счета (27 · 11=…; 27 · 111 = …)
6. Логические упражнения: ребусы из книги "Математика в логических упражнениях" А.Г.Гайштута.
III.Фокусы
1. Фокус "Быстрое сложение"
| 8 | 1 | 3 | 5 | учитель |
| 2 | 3 | 4 | 7 | ученик |
+ | 7 | 6 | 5 | 2 | учитель |
| 6 | 7 | 8 | 9 | ученик |
| 3 | 2 | 1 | 0 | учитель |
2 | 8 | 1 | 3 | 3 | |
Указание: Секрет состоит в том, что учитель цифрами своих слагаемых дополняет цифры предыдущего слагаемого до 9.
В результате выходит 9999 + 9999 = 20000 - 2
Ответом будет первое слагаемое, перед которым нужно поставить цифру 2,
а последнюю цифру уменьшить на 2.
2. Фокус "Удивительная память"
Раздать учащимся корточки, на которых написано 9 - значное число.
Затем по номеру карточки "вспомнить" число.
Секрет: К номеру карточки прибавим любое число, например 13. Эта сумма-
первые две цифры, каждая следующая сумма получается от суммирования 2-х последних цифр (пишут только единицы числа)
Например; № 17 - 303369549
Между конкурсами – чтение стихотворения, прослушивание песни
Стихотворение "Не случайно ей такой почет"...
Песня "Чему учат в школе"
IV. Подведение итогов, вручение призов
Приложение
Е. Паин "Треугольник и квадрат".
Жили - были два брата:
Треугольник с Квадратом
Старший - квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший - треугольник,
Вечно недовольный
Стал расспрашивать Квадрат:
"Почему ты злишься, брат?"
Тот кричит ему: "Смотри,
Ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,
У тебя же все четыре!"
Но Квадрат ответил: "Брат!
Я же старше, я - Квадрат".
И сказал еще нежней:
"Неизвестно, кто нужней?"
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы,
Уходя, сказал: "Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился - был квадратным,
А проснешься без углов!"
Но наутро старший брат
Страшной мести был не рад...
Поглядел он - нет квадрата.
Онемел... стоял без слов...
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!
Не случайно ей такой почет,
Это ей надо давать ответы
Как хороший выполнить расчет
Для постройки здания, ракеты.
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе
Ты нам, математика, даешь,
Для победы трудностей закалку,
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю, и смекалку.
Оборудование
Стол, ширма, "рыбки" с заданиями, "удочки" с магнитом.
Набор букв на магнитах. Две магнитные доски, магниты.
Набор карточек для фокуса "Удивительная память".
Набор фигур для задания "Составь фигуру".
Плакаты с ребусами.
Проигрыватель.
Литература
Гайштут А.Г.
Математика в логических упражнениях. - К.: Рад. шк., 1985. - 192 с.
Депман И.Я., Виленкин Н.Я.
За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 - 6 кл.,
сред. шк. - М. : Просвещение, 1989. - 287 с.
Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С.
Математическая шкатулка: Пособие для учащихся 4 - 8 кл. сред. шк. -
5-е изд. - М.:Просвещение, 1988. - 160 с.
Труднев В.П.
Внеклассная работа по математике в начальной школе: Пособие для
учителей. - М.: Просвещение, 1975. - 122 с.
13