МОУ ИРМО «Хомутовская СОШ №1» Озимова Ольга Михайловна Открытый урок математики в 4-м классе по УМК «Гармония» Дата: 20.03.13
Тема урока: "Знакомство с видами задач на движение двух объектов"
Цели урока:
Познакомить с различными видами движения: вдогонку, навстречу друг другу, в противоположных направлениях, с отставанием.
Учить находить соответствие модели движения условию задачи
Отрабатывать навыки решения задач по формулам, закреплять знание зависимостей между величинами S, t и v (словесные формулировки)
Развивать умение искать различные способы решения задач и выделять рациональные способы решения; развивать пространственное воображение, образное мышление;
Способствовать формированию информационной культуры у учащихся;
Способствовать созданию положительного настроя на уроке, работать над формированием коммуникативной компетентности через групповую работу и работу в парах.
Оборудование учителя:
Оборудование учащихся:
Ход урока
I . Организационный момент
Смело вперед,
Не стой на месте!
Чего не сделает один-
Сделаем все вместе!
II. Актуализация знаний
Любите ли вы математику? Сегодня немного необычный урок. На нем будет много волшебства. Вспомните, какие задачи мы решали последние уроки? Какие величины используются в задачах на движение?
Давайте начнем урок с нашего волшебного треугольника. Ой, видимо был сбой в программе и наш треугольник рассыпался. Кто его восстановит?
У вас на карточках записаны формулы. Соедините величины с формулами. А теперь поменяйтесь карточками и проверьте, правильно ли заполнена карточка. Оцените своего товарища (один ученик выполняет задание на интерактивной доске)
Кто хорошо знает формулы и может рассказать их.
А сейчас устно решим несколько задач:
На велосипедах мы ехали со скоростью 14 км/ч и проехали 28 км. Сколько времени мы были в пути?( А кто знает с какого возраста и где можно ездить на велосипедах?)
Расстояние между сёлами 24 км. Всадник проехал его туда и обратно за 4 часа. С какой скоростью ехал всадник?
Туристы на байдарках плыли со скоростью 30 км/ч. Какое расстояние они пройдут за 8 часов?
Самолету нужно пролететь 7000 км. Он уже пролетел 5 часов со скоростью 900 км/ч. Сколько км ему осталось пролететь?
Тройка лошадей бежит со скоростью 30 км/ч. С какой скоростью бежит каждая лошадь?
III. Постановка проблемы, формулирование задач урока
1. Работа в парах.
А сейчас работа в парах: выберите схему к каждому условию.
Из двух пунктов одновременно навстречу друг другу выехали две машины.
Из гаража одновременно в одном направлении выехали две машины.
Из гаража одновременно в противоположных направлениях выехали две машины.
Из двух пунктов одновременно в противоположных направлениях выехали две машины.
Из двух пунктов одновременно в одном направлении выехали две машины.
Встречались ли мы раньше с такими схемами?
А что на них обозначено? Кто попробует прочитать?
Как вы думаете, над чем мы будем сегодня работать на уроке? Какие учебные задачи мы перед собой поставим?
IV. Работа над формированием новых понятий
У каждой схемы есть название. Но над ним вы сейчас будете рассуждать. Продолжите работу в парах, подумайте какое название подходит к каждой схеме? А теперь докажите свой ответ.
Движение вдогонку, движение навстречу друг другу, движение в противоположных направлениях, движение с отставанием.
В чем разница между движением вдогонку и движение с отставанием? От чего это будет зависеть? (От скорости объектов)
Все эти типы задач будут встречаться нам на уроках, и мы их должны научиться решать.
А теперь решите задачу:
Из двух городов навстречу друг другу одновременно выехали две машины. На каком расстоянии от одного и другого города они встретятся, если их скорости равны?
(Дети высказывают свои предположения, доказательства)
Эту задачу я взяла из учебника № 176. Прочитайте рассуждения ребят. Кто прав: Миша или Маша?
V. Физминутка для зрения
VI. Закрепление изученного материала
Работа в группах
А сейчас прочитайте задачу №177 и поработайте группой над ее решением, запишите его в тетради.
Из двух городов в 10 часов утра навстречу друг другу выехали две машины. Через три часа они встретились. Скорость первой машины была на 20 км/ч больше скорости второй машины. Какая машина прошла до встречи расстояние больше и на сколько?
Один из группы должен объяснить решение.
И в конце урока мне хочется поставить вам оценку. Но эту оценку вы поставите сами.
Запишите в тетрадь значения выражений в строчку, через запятую.
8 . 5
420 : 6
15 . 2 + 14 . 3
100 : ( 80 – 60 )
120 : 2
80 . 8
( 9 + 7 ) . 2
65 + ( 110 + 80 ) . 3
А теперь называем значения и на экране появится оценка.
VII. Рефлексия
Оцените, как вы поняли тему нашего урока. Поставьте себя на одну из ступенек. А с обратной стороны оцените свое настроение на уроке, обведя соответствующий смайлик.
VIII. Итог урока
Итак, с какими видами задач мы сегодня познакомились?
Что понравилось в уроке?
IX. Домашнее задание Дома вы выполните задание по выбору: те, кто уже хорошо умеет решать задачи на движение, выполнят №65 в тетради «Учимся решать задачи», те кто еще сомневается в своих силах выполнят №58.