Урок 8
Тема. По справедливости – значит по закону
Цель: сформировать у детей первоначальные правовые знания на основе «Конвенции ООН о правах ребенка»; формировать понятие «справедливость», чувство гуманного отношения друг к другу, к родителям, к своей Родине; воспитывать гражданскую ответственность, правовую культуру.
Оборудование: «Конвенция ООН о правах ребенка», глобус, загадки, шляпа.
Тип урока: интегрированное занятие – диспут.
Ход урока
Организационный момент
ІІ. Сообщение темы, целей и задач урока
ІІІ. Работа по теме
Вступительное слово учителя
- Знать свои права и уметь за них бороться – значит, быть сильным.
Уважать права других – значит, быть справедливым.
Жить по праву – значит, жить в мире и согласии.
- Давным-давно, тысячи лет назад, на земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: что люди могут делать и чего не могут? вопросов: в беседах между собой, с помощью различных религий, путём международных переговоров. В конце концов, людям удалось решить главные вопросы, и на свет появилась Всемирная декларация прав человека.
Гражданин имеет право чувствовать себя в обществе спокойно. Так должно быть в любом обществе. Но ещё необходимо, чтобы каждый человек научился отстаивать свои права. Иначе государство никогда не догадается, кому оно служит – гражданам или государству. В 1989 году Конвенция была принята и не каким-то одним государством, а Организацией Объединённых Наций (ООН). Это всемирная международная организация. А Конвенция – международно-правовой документ.
Отстаивать наши права помогают люди права (это юристы, милиционеры, судьи). Кстати, в Конвенции сказано, что «ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста». Это значит, что даже усатого, но несовершеннолетнего человека можно считать ребёнком.
Беседа с учащимися
- Статья 7
«Ребёнок с момента рождения имеет право на имя, отчество, фамилию; их изменение, право знать фамилию своих родителей и право на их заботу».
Динь-Дон, динь-дон, по улице ходил слон.
Ну а наша детвора начала игру в слова.
Раз, два, три, не зевай, имена называй.
Как зовут цыплёнка?
Цып-цып-цып!
Как зовут котёнка?
Кис-кис-кис!
Как зовут кутёнка?
Гав-гав-гав!
Ну а как ребенка?…
- Имя дают при рождении. Интерес к имени во все времена неслучаен. Как тебя зовут? – с этой фразы начинается знакомство с каждым ребёнком.
- Кто может назвать полное своё имя, отчество, фамилию?
- В честь кого вам дали имя?
- Кто такой тёзка? Есть ли у вас великие тёзки?
- Как вы собираетесь прославить своё имя?
- Лапочка, солнышко, мой ветерок, зайчик – это ласковые слова.
- Каким ласковым словом вы хотели бы, чтобы вас называли?
- Это могут быть явления природы, цветочек, персонаж мультфильма.
Статья 2
- «У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений. Люди должны относиться друг к другу по-братски».
- Здравствуй, планета Земля, в гости пришел к тебе я.
Сколько чудес знаешь ты! Встань, вокруг посмотри.
Как ты прекрасна, земля! Горы, леса и моря.
И люди повсюду живут, и Землю матерью зовут.
- Дети, мы с вами живем на планете Земля, вот она (демонстрирует глобус). Посмотрите на глобус. Вы увидите моря, океаны, горы, пустыни. На планете очень много стран. Есть страны большие (Россия, США), есть страны маленькие (Швейцария), есть с суровым климатом, есть с жарким. Каждая страна имеет свое название: Япония, Китай, Англия.
- Кто в какой стране живет?
В Америке – американцы. В России – россияне. В Китае – …. В Японии – ….. Ближнее зарубежье в Армении – …. В Казахстане – …. В Грузии – ….
Игра с мячом. Каждый называет свою национальность и передает мяч соседу. Независимо от национальности мы понимаем, когда с нами здороваются. На английском Hello! На немецком Гутен таг! На русском просто – здравствуйте! Просто кивок головы, поцелуй, рукопожатие.
Моделирование ситуаций (Вызываю желающих моделировать ситуацию)
1). В племени масай, перед тем, как приветствовать друг друга, они плюют на руки.
2). Жители Тибета, снимая шляпу, высовывают язык, а левую руку держит за ухом, как бы прислушиваясь.
3). Люди из племени маори прикасаются друг к другу носами.
4). Европейцы при приветствии приподнимают шляпу и слегка кланяются.
5). Русские, англичане, американцы в качестве приветствия пожимают друг другу руки; китайцы пожимают руки самому себе, лапландцы трутся носами.
- Независимо какой ты национальности, пола, религиозных и политических убеждений, мы всегда должны относиться друг к другу по-братски. Мы даже игры играем в одни и те же.
ІV. Закрепление
Стихотворение И. Мазнина « Давайте дружить»
Давайте, люди, И доверяли
Дружить друг с другом, Повсюду нам,
Как птицы – с небом, Как самым верным
Как травы – с лугом , Своим друзьям!
Как ветер – с морем, Давайте, люди,
Поля – с дождями, Беречь планету
Как дружит солнце Во всей Вселенной
Со всеми нами! Похожей нету.
Давайте, люди, Во всей вселенной,
К тому стремиться, На всех одна,
Чтоб нас любили Что будет одна,
И зверь, и птица. Без нас она?
- Что для жизни нужно? Солнце.
- Что для дружбы нужно? Сердце.
- Что для сердца нужно? Счастье.
- Что для счастья? Мир.
2. Обсуждение прав детей
- Мы взрослые говорим:
Хотим, чтоб всюду на планете Войны совсем не знали дети.
Сияйте, улыбки, солнцем согреты!
Мира и счастья вам, дети планеты!
- На нашей планете есть много разных стран. В этих странах живут дети с разным цветом кожи. Раз на нашей планете дети, и каждого появившегося на свет называют «Дети мира», потому что все дети имеют равные права. Право на жизнь.
Статья 6
«Каждый ребёнок имеет право на жизнь».
- Дети, а кто подарил вам жизнь?
- Да, мама подарила вам жизнь. Слово «мама» – особое слово. Это первое слово, которое произносит ребёнок, оно почти одинаково звучит на всех языках мира. Мама первой заглянула вам в глаза, спела колыбельную песню, научила ходить, говорить. О маме написано много стихов, песен, рассказов.
- Каждого человека, появившегося на свет, называют «Дитя Мира»! Ты имеешь право дышать, ходить по земле, плавать в морях, летать в небе, учиться, иметь друзей. Вы тоже – «дети мира». Жизнь, подаренную вам мамой, никто не в праве отнять. Вы рождены для того, чтобы быть здоровыми, счастливыми, свободными, образованными гражданами.
- Вспомним сказку «Три поросёнка» (отрывок). Там поросята убегают от волка. Волк хочет их съесть. Какое право нарушает волк? Право на жизнь. Как надо вести себя, чтобы не нарушать это право? (Не надо играть в опасные игры)
Статья 16
«Право на имущество, неприкосновенность жилища, защита от вмешательства в личную жизнь, посягательство на честь и репутацию».
- Отгадайте загадки.
Знают все мои соседи: лисы, волки и медведи,
Что живу я на сосне в уютном маленьком ….. (дупле)
Между веток новый дом, нету двери в доме том.
Только круглое окошко, не пролезет даже кошка. (Скворечник)
В лесу у пня суета, беготня.
Работяги – муравьи строить дом себе пришли.
Вы, ребята, не зевайте.
Их жилище называйте. (Муравейник)
- О чем эти загадки? (О жилищах зверей и насекомых)
У медведя – берлога, у белки – дупло, у волка – логово, у птицы – гнездо, у пчелы – улей, у человека – дом.
- Каждый имеет право на жилище, никто не может лишить человека дома. Вспомним сказку «Три поросёнка» ( английская сказка). Какие дома были у поросят? ( У Ниф-Ниф из соломы, Нуф-Нуф из сухих веток, Наф-Наф из камней и глины, с тяжёлой, дубовой дверью с засовом. Серый волк просто сдул соломенный домик Ниф-Нифа, обманом проник в дом к Нуф-Нуфу, изменив свой голос). Нарушил ли волк права на жильё? Ещё какое право нарушил волк? (Право на жизнь)
- В каких сказках было нарушено право сказочных героев на жильё? (Теремок, Заюшкина избушка, Три медведя)
- К сожаленью, в жизни часто бывает, что война заставляет людей бежать из собственного дома в безопасное место. Таких людей называют беженцами. Как вы думаете, есть ли в нашей стране сейчас беженцы?
- Ребята, скажите, кто-нибудь из вас бывает дома один? Если к вам позвонил чужой человек, откроете ли вы ему дверь?
Дверь незнакомцам не открывай,
Словам и подаркам не доверяй,
Скажи: «Скоро мама с работы придёт.
Сама, если надо, вам дверь отопрёт».
- Когда вы одни, не открывайте двери, даже если: пришёл почтальон, слесарь чинить кран, медсестра из поликлиники, гости из другого города, женщина предлагает в «хорошие руки» котёнка, щенка. Всем отвечай, что ты не один дома, бабушка спит, мама в ванной комнате. Но если опасность нагрянула, звоните 102 или кричите громко, зовите на помощь.
- Никто не имеет право входить в чужой дом без разрешения хозяев, нарушать неприкосновенность вашего жилища.
НИКОГДА НЕ ОТКРЫВАЙТЕ ДВЕРЬ ЧУЖОМУ ЧЕЛОВЕКУ, ДАЖЕ ЕСЛИ У НЕГО ПРИЯТНЫЙ ГОЛОС.
Статьи 19, 37
«Право на защиту от насилия, от жестокого обращения»
- Из какой сказки персонажи: Буратино, Мальвина, Пьеро, Артемон, Арлекин? («Приключения Буратино»). Они – артисты кукольного театра.
- Кто руководил кукольным театром? (Карабас- Барабас)
- Какой он был? (Злой, жестокий, бил кукол)
- Что сделали герои сказки? (Они убежали от Карабаса-Барабаса)
- Да, они убежали в страну справедливости, в страну, где их никто не обижал, где они были защищены от зла и жестокости. Даже куклы знают, что никто не имеет права обижать, бить и оскорблять другого человека. Это право записано в Конвенции о правах ребёнка. Это закон, который обязаны выполнять все люди: и взрослые, и дети.
- Дети, каждый из вас скажет без труда, сколько ему лет. А есть ли у вас братья и сёстры, которые младше вас? Вы их не обижаете? Можете ли вы ударить просто так?
- Давайте представим такую ситуацию. Хулиган занёс кулак над головой школьника. А тот показал ему пальцем на Конвенцию о правах ребёнка. И что: негодяй замер на месте с почтительным выражением лица? Ясно, что Конвенция его не остановит. Но его остановит закон, который соответствует этой Конвенции. В нём говорится и о тех преступлениях, которые нарушают права несовершеннолетних. За каждое преступление установлены серьёзные уголовные наказания.
- Если преступником становится ребёнок , то он как и взрослый, имеет права на правовую защиту (адвокатов). Об этом говорится в статье 40 «Право на гуманное обращение с детьми при нарушении закона». Ответственность за их преступления до 14 лет несут родители. За серьёзные преступления детей ставят на учёт в милиции, отправляют в специальные учреждения, в детской колонии.
Статья 28
«Ребёнок имеет право на получение бесплатного начального, среднего общего образования, а на конкурсной основе – среднего профессионального, высшего образования. Право выражать своё мнение при выборе родителями формы и вида образовательного учреждения, при выборе профессии.
Статья 4
«Каждый человек имеет право на социальное обеспечение и необходимую для развития его личности поддержку в экономической, социальной и культурной областях».
Выплачивается каждому ребёнку ежемесячное пособие, пенсии по инвалидности, многодетным семьям. Бесплатное медицинское обслуживание. Могут участвовать в создании и посещении детских организациях (кружки, секции)
- Древний мудрец Ювенал говорил: «Детству следует оказать величайшее уважение». Уважение к детям проникнута Конвенция о правах ребёнка. Другой «мудрец», но юный, познакомился с Конвенцией и понял её так: я – ребёнок, мне всё можно. Чуть что – в крик: «Не имеете права!». Законы должны нас защищать не только от других, но и от себя самих.
3. Обсуждение обязанностей
- Имея права, ребёнок должен соблюдать свои обязанности.
Стихотворение Г. Ладонщикова «Я не плачу»
Мама сильно рассердилась,
Без меня ушла в кино.
Жалко мне, что так случилось,
Но не плачу всё равно.
Я за шалости наказан,
Справедливо, может быть,
Только я прощенья сразу
Не решился попросить.
А теперь сказал бы маме:
«Ну, прости, в последний раз!»
Я не плачу, слёзы сами,
Сами катятся из глаз.
- Ребёнок обязан слушаться родителей или лиц, их заменяющих; принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев пренебрежительного, жестокого, грубого унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации.
- Каждый несовершеннолетний получит основное общее образование. Лица, не достигшие совершеннолетия, не могут приобретать, хранить, коллекционировать и носить оружие (огнестрельное, газовые пистолеты, аэрозоли, электрошоковые устройства) ношение кастетов, лезвий.
4. Упражнение «Улыбка»
- Дети, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Закройте глаза и послушайте меня.
- Другой человек есть радость для тебя. Окружающий мир есть радость для тебя. Твой город – это гордость твоя. Ты всегда радость для другого.
- Уважай, люби. Всё, что есть на Земле, – это чудо для тебя!
V. Итог урока
- О чем мы с вами сегодня вели разговор?
- Какой вывод вы для себя сделали?