СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уроки гражданственности (ДНР)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные конспекты уроков помогут учителю провести урок по гражданственности в 4 классах (ДНР)

Просмотр содержимого документа
«Урок 1»

Урок 1

Тема. Мой город в истории Донбасса. Символы моего города

Цель: расширить знания детей о родном крае; познакомить с историей возникновения Донецкой области, с ее территорией; уточнить знания о символах Донецкой области; формировать национальное самосознание; развивать мышление, память, речь, умение получать информацию, анализировать, делать выводы; воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, его традициям, трудолюбие.

Оборудование: презентация по теме урока; изображение флага ДНР, герба; фонограммы гимна республики, песни Г. Баже «Донецк»; видеофильм о Донецке.


Ход урока

І. Организационный момент

ІІ. Сообщение темы и целей урока

-Ты знаешь край, где нивы золотые

Испещрены лазурью васильков,

Среди степей курган времен Батыя,

Вдали стада пасущихся волов?

Ты знаешь край, где утром в воскресенье,

Когда росой подсолнечник блестит,

Так звонко льется жаворонка пенье,

И в Божий храм, увенчанный цветами,

Идут казачки пестрыми толпами?

- О каком крае идет речь в стихотворении? Да, это наш родной Донбасс. И сегодня мы снова отправимся в путешествие по родному краю. А путеводителем у нас будет уголек. Он расскажет вам об истории, о населении, экономике, памятных местах, знаменитых людях Донецкой области. Итак, отправляемся. (Слайд 1)

ІІІ. Остановка «Историческая»

- Первые поселения на территории Донецкой области появились более 25 тысяч лет назад. Первоначальное название нашего края – Дикое поле. Поселенцы возделывали землю, добывали соль, охотились, ловили рыбу. (Слайды 2, 3)

В 1869 году на берег реки Кальмиус прибыл англичанин Джон Юз и основал каменноугольные шахты и металлургический завод. 2 июля 1932 года была образована Донецкая область с областным центром в Артемовске. В 1961 году область переименовали в Донецкую, а областным центром стал город Донецк. (Слайд 4)

ІV. Остановка «Географическая»

- Земли Донецкого края простираются на юго–восток от Украины. Южная часть области омывается водами Азовского моря. (Слайд 5)

Мы с вами живем теперь в новом молодом государстве. А кто может сказать, как оно называется?

Донецкая республика была провозглашена в Донецке 7 апреля 2014 года
12 мая, после состоявшегося днём ранее референдума о самоопределении
Донецкой Народной Республики и на основании декларации о независимости от 7 апреля, был провозглашён государственный суверенитет ДНР.

Численность населения Донецкой области на апрель 2015 года составило 2,5 миллиона человек. К наиболее крупным городам относятся Донецк, Макеевка, Горловка, Енакиево и Харцызск. При этом население столицы составляет чуть более 950 тысяч жителей. (Слайд 6)

V. Остановка «Символичная»

У каждой страны, так и у нашей республики, есть свои символы: герб, флаг и гимн.

Флаг Донецкой Народной Республики – официальный государственный символ Донецкой Народной Республики, наряду с гербом и гимном. 21 июня 2014 года Верховный Совет ДНР утвердил данный флаг как официальный.

Значение цветов флага

  • Чёрный цвет символизирует плодородную землю Малороссии и уголь Донбасса.

  • Синий цвет символизирует дух народа и воды Азовского моря.

  • Красный цвет символизирует кровь, пролитую за свободу народа. (Слайд 7)

- Давайте вместе прочитаем слова гимна, а затем послушаем его. (Слайд 8)

- Кто руководит нашей республикой?

- Руководит нашей молодой республикой Захарченко Александр Владимирович. (Слайд 9)

VІ. Остановка «Городок»

- О каком городе загадка?

Место роз и угля,

Место добрых сердец.

Догадались, друзья?

Это наш любимый… (Донецк) (Слайд 10)

Областной центр – город Донецк. Город Донецк – один из крупнейших экономических, научных, деловых и культурных центров Украины с населением около миллиона человек. Город расположен на берегах реки Кальмиус.

Герб и флаг Донецка (Слайды 11, 12)

Сегодня Донецк – шахтерская столица, город миллиона роз. В 1970 году по решению Юнеско Донецк признан самым зеленым городом. Гостей города встречают суперсовременные отели, торговые, развлекательные и спортивные центры, массу положительных эмоций дарит посещение театров, музеев, кинотеатров, стадиона, дельфинария, планетария, цирка, ботанического сада. (Слайды 13, 14)

(Звучит песня Геннадия Баже «Донецк»)

Просмотр видеофильма «Донецк – город роз»


Ничто с тобою не сравнится

Моя шахтерская столица.

Бульвары в розах и фонтанах,

И в изумрудных сарафанах.

Березки стройные стоят.

А на аллеях и в садах,

Неся чудесный аромат,

В хрустальных капельках росы

Цветут прекрасные цветы.

И я горжусь всегда тобой,

Любимый город мой родной!

VІІ. Остановка «Богатства нашего края»

- Наш родной край – Донбасс – удивительная земля, богатая дарами природы. У нас есть красивые долины рек и заповедные степи, зеленые рукотворные леса и теплое Азовское море. (Слайд 15)

Донецкая область – самый богатый природными ресурсами регион. Здесь находится 12% всех природных богатств страны – больше, чем в любой другой области. (Слайд 16)

-Трудно представить Донецкий край без терриконов, карьеров, провалов. (Слайд 17)

- А сейчас, ребята, отгадайте загадку:

Сейчас, дружок, вопрос такой:

Скажи, как называют

Рабочего, что под землёй

Нам уголь добывает.

Печь гудит, как самовар,

Сталь в ней варит ...

- Правильно. Это шахтер и сталевар. (Слайд18)

- Донецкий уголь – главное богатство края.

У нас развиты угольная и металлургическая промышленности. (Слайды 19, 20, 21)

- У нас также развита химическая промышленность, тяжёлое машиностроение, производство стройматериалов, электроэнергетика, транспорт, добыча соли, сельское хозяйство. (Слайд 22)

VІІІ. Остановка «Славные люди Донбасса»

- В Донбассе живут и работают трудолюбивые люди. Есть в донецких характерах особенная черта, которую нельзя не заметить. Это – стойкость, как у первоклассной стали, которая и не гнется, и не дает трещин. Только на донецкой земле смогли закалить свой характер и раскрыть всю мощь своего таланта известные во всем мире «золотой голос» Украины Анатолий Соловьяненко, «человек-птица» Сергей Бубка, обладатель звания «Танцор мира» Вадим Писарев и Олимпийская чемпионка Лилия Подкопаева.

  Донецкий край стал родиной для многих выдающихся деятелей культуры, спорта, медицины. Среди них: великий композитор Сергей Прокофьев, художник Архип Куинджи, полярный исследователь Георгий Седов, основатель российского кино Александр Ханжонков, поэты Василий Стус и Владимир Сосюра, писатели Павел Байдебура и Иван Костыря, онколог Григорий Бондарь и много других не менее выдающихся людей. И это далеко не все имена наших выдающихся земляков. (Слайды 23, 24)

ІХ. Остановка «Героическая»

Выступление гостей ополченцев, участников боевых действий.

-Давайте почтим память погибших героев и мирных жителей минутой молчания… (Слайд 25)

Х. Итог урока

- Какие вы знаете символы Донецкой Народной РЕСПУБЛИКИ ?

- Главное «черное» золото Донбасса?

- Каких знаменитых людей, рожденных в Донбассе, вы знаете?

- Чтобы вы пожелали нашей молодой республике, нашему любимому Донбассу? (Слайд 26)

- Много вы знаете о Донбассе, но главное вы должны любить свою Родину, и своим трудом сделать наш край еще краше. Мира вам, мои любимые дети!!!




Просмотр содержимого документа
«Урок 2»

Урок 2

Тема. Путешествие по водоемам Донбасса

Цель: продолжить знакомство с водоёмами родного края; расширить представление школьников о глобальных проблемах человечества; изучить способы и масштабы воздействия человека на гидросферу; рассказать о его негативных последствиях деятельности человека; воспитывать любовь к природе, ответственность за свои действия.

Оборудование: глобус, карта Донецкой области, схема реки, карточки с заданием и кроссвордом, компьютер, мультимедийный экран, видеосюжеты о реке Кальмиус.

Тип урока: проблемное занятие – практикум

Ход урока

І. Организационный момент

ІІ. Вступительное слово учителя

- Сегодня на уроке мы продолжим путешествовать по родному краю и познакомимся с различными видами водоемов.

Проблемные вопросы:

  • Каким цветом обозначается вода на карте? (Синим)

  • Раскрутим наш глобус. Какого цвета стала Земля? Почему? (Синего, потому что 2/3 земной поверхности занимает вода)

  • Одинакова ли вода на вкус? (Нет, вода бывает пресная и соленая)

  • Какая вода в водоемах нашего края? (Пресная)

  • Где вода соленая? (В морях и океанах)

  • Какие водоемы вы знаете? (Океан, море, озеро, река, пруд, канал, водохранилище, ручей)

  • Давайте разделим названные водоемы на две группы по их происхождению: водоёмы, созданные природой (естественные) и созданные человеком (искусственные).


Водоёмы

Естественные

Искусственные

Река
Озеро
Море
Океан
Ручей
Болото
Родник

Пруд
Водохранилище
Канал
Бассейн

- Сегодня на уроке мы изучим водоёмы Донецкой области.

ІІІ. Рассказ учителя о водоёмах Донецкой области.

- Наша область богата водоемами. На территории области есть как естественные водоемы, так и искусственные.

Река - водный поток, текущий в определенном направлении по руслу.

- Вспомните схему реки. Как называют место, где река берет свое начало? (Исток)

- А место впадения реки в другую большую реку или море, озеро? (Устье)

- Что еще имеет река? (Притоки. Река течет по руслу, у нее есть правый и левый берега. И притоки тоже бывают левыми и правыми)

- А как мы это узнаем? (Надо встать лицом по течению реки, тогда справа будет правый берег и правые притоки, а слева – левый берег и левые притоки)

На территории Донецкой области протекает 110 речек, 47 из них имеют протяжённость более 25 км каждая. Наибольшая река – Северский Донец. Реки равнинного типа, преимущественно снежного и дождевого питания. Все реки области принадлежат к 3-м бассейнам: Азовского моряДона и Днепра.

Озеро – природная впадина (озерная котловина) на поверхности суши, заполненная водой.

На карте Донецкой области не обозначено ни одного озера. И все же озерами у нас принято считать небольшие старицы в пойме Северского Донца. Рассыпаны они голубыми лоскутками среди хвойно-лиственных лесов Краснолиманского района.

Одно из наиболее крупных озер такого типа можно увидеть недалеко от станции Красный Лиман. Да и сама станция получила название благодаря озеру Лиман.

В Донецкой области, кроме естественных озёр, имеются искусственные водоёмы.

Пруд – небольшой построенный водоем не более 1 кв. километра. Пруды используют для выращивания рыбы и домашней птицы. 

В нашем городе три пруда – первый городской, второй городской и третий городской.

Водохранилище – большой искусственный водоем с объёмом воды, превышающим один миллион кубических метров. Воду их используют для водоснабжения промышленных предприятий, для орошения земель, для энергетики.

Донецкое море – крупнейшее водохранилище Донецка, искусственный водоём в Ленинском районе на южной границе города, сооруженное в 1967 году путём перекрытия плотиной русла речки Широкой, притока Кальмиуса.

У Донецкого моря расположена зелёная зона, излюбленное место дончан для дикого отдыха. В последние годы искусственный водоём стал пересыхать, уровень воды упал на 4 метра, берега отступили на 20-30 метров. Донецкое море ни разу не чистили от ила. После исчерпания иловых отложений на дне водоёма могут снова открыться источники, благодаря которым даже в самый жаркий день вода в Донецком море будет оставаться холодной.

Нижнекальмиусское водохранилище – одно из четырёх водохранилищ, устроенных на реке Кальмиус. Представляет собой каскад из двух водохранилищ, которые разделены дамбой. Водохранилище находится в городской черте Донецка и разделяет Ворошиловский (правый берег) и Калининский (левый берег) районы.

По бульвару Шевченко и проспекту Ильича, через водохранилище построены мосты. На берегах водохранилища обустроено два пляжа. Имеется специализированная спасательная станция.

Разнообразны растительность водоемов и животный мир. Водоемы Донецкой области богаты различными видами рыб.

Многие реки летом пересыхают и водоснабжение осуществляется за счёт 20 водохранилищ (наибольшие – Кураховское, Старокрымское, Карловское, Клебан-Быкское, Верхнекальмиуское и другие). Сооружены 1 011 прудов общей площадью водного зеркала 8 049 га.

IV. Разгадывание кроссворда

Индивидуальная работа на карточках, взаимопроверка










1. Хранилища воды на Земле, которая так необходима всему живому.

2. Естественный водоём планеты.

3. Искусственный водоём.

4. Естественный водоём.

5. Огромный естественный водоем на Земле.

6. Искусственный водоём.

V. Физкультминутка

Мы немного отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в стороны, вперед.

Мы на пляже,

Солнце жжет.

Побежим скорее в реку,

Окунемся, поплывем.

Ах, какая благодать!

Но и меру надо знать.

Побежим скорее в класс,

Там послушаем рассказ.

VІ. Знакомство с легендой о возникновении Кальмиуса «Кальмиус – река жизни»

- Более детально мы остановимся на реке, протекающей по территории Донецкой области – Ка́льмиус. Это река равнинного типа. Принадлежит бассейну Азовского моря.  Исток находится на южном склоне Донецкого кряжа в южной части города Ясиноватая. Длина реки – 209 км, средняя глубина − 2 м.

Верховья реки в черте города – лесопарковая зона, особенно интенсивно поросшая лесом по правому берегу. В 1950-х годах здесь был разбит парк культуры и отдыха имени Ленинского комсомола. В 1961 году в пойме реки создаётся водохранилище. Водохранилище образовано двумя дамбами, расположенными по проспекту Мира и улице Дзержинского. На берегах водохранилища создаются станция проката лодок и пляж. На Нижнекальмиусском водохранилище проводятся соревнования по технике парусного туризма. В центре города ширина водохранилища достигает 400 метров, тогда как на севере и юге Донецка ширина самой реки не превышает 10 метров. Благоустроенная набережная реки – популярное место отдыха горожан.

Используется в народном хозяйстве для орошения и водоснабжения. На Кальмиусе устроены 4 водохранилища (Верхнекальмиусское,  Нижнекальмиусское, Старобешевское и Павлопольское).

В Верхнекальмиусском водохранилище заканчивается канал Северский Донец – Донбасс, строительство которого было завершено в 1958 году в целях обеспечения питьевой водой Донбасса. После строительства канала в обход водохранилища было сооружено искусственное русло. Территория Верхнекальмиусского водохранилища является охраняемой санитарной зоной. Нижнекальмиусское водохранилище является каскадом, состоящим из двух водохранилищ, разделенных дамбой. Нижнекальмиусское водохранилище территориально полностью находится в черте города Донецка. В пгт. Новый Свет находится Старобешевская ГРЭС, сооружено Старобешевское водохранилище. В нижнем течении реки сооружено Павлопольское водохранилище.

Кальмиус – это река жизни Донецкого края. Кто и когда дал древней реке ее название? Поисками происхождения названия реки Кальмиус стали заниматься относительно недавно лишь в середине девятнадцатого века. Известный геолог О.Б. Иваницкий, изучавший в 1833-41годах горные породы Донбасса, полагал, что название реки происходит от тюркского каль – золото, и Кальмиус – это река золотая или золотоносная. Это название, считал он, возможно связано с тем, что на реке когда-то находили золото. В наше время геологическая наука такую возможность не отрицает, и поиски намывного золота на дне Азовского моря возле устья реки считаются перспективными. Автор трудов по истории запорожского казачества Д.И. Яворницкий полагал, что название реки связано с тюркскими словами киль – волос и миус – рог, угол, излучина, и название Кальмиус при этом означает «тонкий, как волос, рог». Однако, донецкий профессор Е.С. Отин и другие современные ученые считают, что такое толкование научно не обосновано.

Украшением Кальмиуса является венок природных заповедников на его берегах и притоках. Начинается Кальмиус в заповедной зоне гидрологического памятника природы «Истоки Кальмиуса» в глубокой, заросшей байрачным лесом балке «Геркулес» у села Минеральное Ясиноватского района. Ниже по течению исключительным по своему местоположению и назначению является ландшафтный заказник, который называют Ларинской степью. Она пролегла в Буденновском районе в южной части города Донецка по правому берегу Кальмиуса. Цель заповедника – сбережение и изучение характерной для Донецкого кряжа каменистой степи в условиях крупного промышленного центра и воздействия человека.

VIІ. Составление плана природоохранной деятельности

  1. Рассказ учителя

- Во все времена вода считалась бесценной влагой жизни. И хотя далеко позади те годы, когда брать ее приходилось в речках, прудах, озерах и нести за несколько километров к дому на коромыслах, стараясь не расплескать ни капельки, по-прежнему бережно относится к воде человек, заботясь о чистоте природных водоемов, о хорошем состоянии колодцев, колонок, водопроводных систем.

Значительную часть притока реки дают родники и другие подземные источники. Необходимо сказать, что в наше время в связи с высокой промышленной нагрузкой воды Кальмиуса в Донецке и вблизи его действительно мутные и грязные, но это не их природное свойство, а дело рук человека.

В связи с постоянно растущими потребностями промышленности и сельского хозяйства в пресной воде со всей остротой встает проблема сохранения существующих водных ресурсов. 

Вода в нашей республике – всенародное достояние, и забота о ней должна быть всенародной и постоянной. От рационального использования водных ресурсов, от бережного, экономного отношения к ним зависит не только развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, но также быт, здоровье людей сегодня и в будущем.

  1. Составление плана природоохранной деятельности

- Основная причина загрязнения водоисточников – сброс в водоемы неочищенных или недостаточно очищенных сточных вод промышленными предприятиями, а также предприятиями коммунального и сельского хозяйства. Загрязнению водных источников также способствует нерациональное ведение сельского хозяйства: остатки удобрений и ядохимикатов, вымываемые из почвы, попадают в водоемы и загрязняют их. Интереснейшими явлениями природы являются способность водоемов к самоочищению.

Используя данную информацию, составим план природоохранной деятельности детей нашего края.

1). Помоги с переработкой отходов.

- Помоги взрослым сортировать отходы и регулярно сдавать их на переработку.

2). Используй меньше воды. 

- Принимай короткий душ вместо ванны, выключай кран, когда им не пользуешься, например, когда чистишь зубы. Даже такие мелочи идут в счет!

3). Почините трубы в ванной.

- Место в трубе или кране в ванной, откуда капает вода, может и не мешать, однако представьте, сколько воды таким образом утечет за год. А если такое место не одно? Просто посоветуйте взрослым починить трубы, и это уже поможет планете.

4). Пользуйтесь услугами автомоек.

- Профессиональные автомойки обычно более экономны в использовании воды, чем сами водители, а результаты обычно не сильно отличаются. Таким образом, можно сэкономить большое количество воды. Посоветуйте взрослым пользоваться услугами автомоек.

5). Меньше поливай газон. 

- Это может существенно сократить общее давление, которое твой город или населенный пункт оказывает на окружающую среду, особенно летом. Траву следует поливать рано утром, уменьшая количество воды, необходимой, чтобы сохранить газон увлажненным.  Делайте это сами или настаивайте, чтобы родители делали это рано утром.

6). Делитесь этими советами.

- Запомните то, что вы прочитали, примените в жизни то, что можете, и рассказывайте своим знакомым. Даже один человек может внести большой вклад, а если мы будем передавать друг другу эти сведения, то такими небольшими шагами окружающей среде будет оказана неоценимая помощь.

В течение последнего десятилетия массовое распространение получили отряды «зеленых» и «голубых» патрулей, школьные лесничества.

VIІІ. Просмотр видео о водоемах Донецкого края

IX. Итог урока. Интерактивная игра «Микрофон»

- Ребята, вот и закончилось наше занятие. Что узнали? Продолжите предложения.

« Я знал (знала), что ....»

« Я не знал (не знала), что ...»

« Я узнал (узнала), что…»


Просмотр содержимого документа
«Урок 3»

Урок 3

Тема. Заповедные места родного края

Цели: формировать представление о природоохранной деятельности государства, гражданина; познакомить с заповедными местами родного края, раскрыть важность природоохранной деятельности; развивать интерес к поисково-исследовательской деятельности; воспитывать чувство долга, любовь к природе.

Оборудование: выставка книг о Донбассе; проектор; доска, иллюстрации, сообщения учащихся.

Тип урока: заочное путешествие по родному краю.

Формы и методы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, собеседование, ответы на вопросы, чтение отрывков стихотворений, сообщения учеников.

Ключевые понятия: родной край, Донбасс, заказники, заповедники, уникальность.

ЭПИГРАФ

Люблю родного края я пейзажи,

Люблю тебя, родной, степной Донбасс.

Хоть ты и не представлен в Эрмитаже,

Но всегда ты радуешь мой глаз…

Николай Филон


Ход урока

І. Организация класса. Проверка готовности к уроку

ІІ. Мотивация учебной деятельности

  1. Речевая зарядка

- Чтение эпиграфа, работа над словесным ударением, работа над смыслом прочитанного.

2. Активизация мыслительной деятельности. Ответы на вопросы:

  • Как называется край, в котором мы живём?

Ответ. ДОНБАСС. Мы живём в Донбассе.

  • А почему эту местность назвали Донбассом?

(Выслушав ответы учащихся, учитель дополняет ответы: Донбасс – Дон – река, басс – бассейн – территория, которая расположена в бассейне реки Дон).

  • Чем славится наш край?

Ответ. Наш край славится углём, каменной солью, меловыми горами, Азовским морем, природой, трудолюбием людей, природоохранными территориями…

ІІІ. Сообщение темы, целей и задач урока

- Ребята, сегодня мы с вами проведём заочное путешествие по прекрасным уголкам нашей Донеччины.

ІV. Работа над темой урока

  1. Вступительная беседа

- Ответьте мне на простой вопрос «Зачем путешествуют люди?» (Предположительный ответ: всё дело в нашем любопытстве. Нам нужны новые впечатления, новая информация, новые встречи… Путешествуя, мы узнаём новое).

- А теперь скажите, можно ли узнать, что-то новое и заодно хорошо отдохнуть в Донецком регионе?

- Правильно, можно. Ведь в нашем крае много интересных мест. Мы просто о них не знаем. Оказывается, в Донбассе немало чудных, удивительных, прекрасных мест с нетронутой природой и дивным ландшафтом.

- Ребята, я прошу вас вспомнить, где мы с вами побывали. (Святогорская лавра, побережье Азовского моря, Докучаевский зоопарк, Донецкий ботанический сад, областной краеведческий музей…).

- И везде вы открывали для себя что-то новое, интересное.

- На сегодняшнем уроке вы будете приятно удивлены туристическим богатством края, в котором родились и выросли.

(На доску проектируется карта Донецкой области, на которой флажками отмечены заповедные зоны нашего края, а красные флажки, это те места, где мы побывали и заочно посетим на сегодняшнем уроке, которые можно посетить в будущем)

- Голубое озеро Авдеевского карьера,

- Региональный ландшафтный парк «Клебан-Бык»,

- Дружковские окаменевшие деревья,

- Святогорский историко-архитектурный заповедник,

- Соляная шахта, город Соледар,

- Краснолиманская страусиная ферма,

- Мемориальный комплекс композитора С. Прокофьева И много других интересных мест.

2. Чтение стихотворения Михаила Котовского «Поэзия сердца»

- Своими словами пересказать, что автор хотел нам сказать этими поэтическими строчками?

…Твоих зарниц, закатов и рассветов,

Душистых трав и неба синева,

Как будто от всевышнего завета

Я не любить вовеки не смогу.

А жаворонок в небе васильковом,

Твой неизменный символ всех времён,

Поёт тебе, и я, признаюсь снова,

Как я в тебя, родимый край, влюблён!

  1. Творческие доклады учащихся

- Ребята, а сейчас послушайте сообщения товарищей об интересных местах нашей территории. Они будут экскурсоводами, а вы – группа экскурсантов. Вопросы можно задавать в конце каждого выступления.

(Ученики зачитывают сообщения, а на доске появляются иллюстрации)

Первый ученик: в Горловке находится музей миниатюрной книги. Коллекция насчитывает свыше 7000 экземпляров миниатюрных (до 100 мм) и микрокниг (от 10 мм), изданных в 70 странах мира, изложенных на 104 языках. Это старинные и современные книги, редкие, уникальные, изданные типографским способом и изготовленные вручную в разных странах мира.

Большим интересом у посетителей пользуются микроминиатюры, изготовленные умельцами: микрокнига размером 3 на 1 мм, в которой написано стихотворение С. Есенина «За окошком месяц» ( Борис Компаниец, Крым), и книга – пылинка, которая в 60 раз меньше макового зёрнышка, с двумя стихотворениями А. Пушкина «Здравствуй, кубок» и « Адель» (Михаил Маслюк, город Жмеринка). Мало кто знает, что в начале 19 века в России выпускались даже миниатюрные (46 на 33 мм) учебники географии, грамматики и математики для школьников. Есть в экспозиции даже берестяная книга, выполненная народным умельцем из Архангельска Д. Головиным. Поражает то, с каким мастерством и любовью оформляли мастера свои работы: переплёты, сделанные из различных материалов: бархат, шёлк, натуральная кожа, металл, дерево, перламутр, украшенные металлическими застёжками… Вызывают удивление микрокниги размером с клеточку ученической тетради, изданные небольшим тиражом в Мюнхене: «Звон воли», «Отче наш», «Олимпийская клятва», «Я вас люблю». Они напечатаны на семи и девяти языках, в музейных экспозициях демонстрируются печатные миниатюрные книги 18–19 веков, книжки-малышки, побывавшие в космосе, редчайшие религиозные молитвенники с 300-летним стажем, микроскопические Кораны и ещё много-много интересных изданий в музее.

Расстояние от Донецка до Горловки 50 км. Ехать автобусом Донецк – Горловка. В музее выходной – среда, время работы – с 9 до 16 часов









Второй ученик: Этим летом мы с родителями отдыхали в Зуевском региональном ландшафтном парке. Уникальный зуевский парк расположен в окрестностях посёлка Зуевка. На территории парка расположен частный музей раковин моллюсков, в котором собрано 1500 экземпляров со всей планеты. Прекрасное место для любителей разнообразного отдыха: начиная от купания в небольших водохранилищах и заканчивая скалолазанием. Парковая зона очаровывает своими удивительными просторами – можно часами наслаждаться по нетронутым цивилизацией уголками природы. Любители водных процедур также не останутся равнодушными к катанию на байдарках, каноэ, на моторных лодках Зуевский скалодром пользуется огромной популярностью у альпинистов, как у новичков, так и у профессионалов, организованы велопрогулки, занятия дельтапланеризмом Раньше на месте посёлка Зуевка находилась усадьба героя русско-турецкой войны генерала Иловайского, которому царица Екатерина за заслуги перед Отечеством подарила земли Дикого Поля от Таганрога до Бахмута. Сейчас сохранился дом с подвалом.

Расстояние от Донецка – 50 км.











Третий ученик: Я с родителями отдыхал на Азовском море в посёлке Седово. Мы посетили музей Г. Я. Седова. Музей расположен на берегу моря. Внешне он похож на дом – парусник, а внутри – зал, который напоминает каюту морского корабля, с уникальными экспонатами и документами, свидетельствующими о жизни Георгия Седова. Меня очень заинтересовали материалы об экспедиции на Северный полюс на судне «Святой мученик Фока» в 1912 году. Мы увидели карту экспедиции, копии счетов на добровольные пожертвования от граждан на покупку продовольствия и собак. Рядом – оригинальные экспонаты со «Святого Фоки»: части обшивки корабля. Совковая лопата, найденная на месте гибели Г. Седова на острове Рудольфа. Большой раздел экспозиции посвящён современным исследованиям Арктики, научным исследованиям района вокруг полюса.

Расстояние от Донецка до Седово – 130 км. Выходной – вторник, работает музей с 10 – 16 часов.












Четвертый ученик: А я хочу вас пригласить в Великоанадольский лес. Лесной заказник располагается в Волновахском районе Донецкой области. Уникальность этого леса в его … существовании. Оказывается, «прародитель» этого леса Виктор Графф первым в истории лесного хозяйства подтвердил возможность создания искусственных лесов в голой безводной степи. Поэтому прогулка по столь знатной местности приносят необычайное удовольствие. Поражает и растительный мир леса – здесь встречаются растения, занесённые в Красную книгу: пион узколистый, шафран сетчатый, сирень амурская… Изюминка Великоанадолья единственный в своём роде Музей леса. В музее можно ознакомиться с флорой и фауной этой местности, стать участником увлекательной экскурсии по имеющимся достопримечательностям.

Расстояние от Донецка – 60 км. Время работы музея с 9 – 16 часов.












V. Рефлексия

- Ребята, вот и закончилась наше путешествие по родному Донбассу. А сколько интересного ещё хранит наша Донецкая земля! Куда вы хотели бы поехать? (Соляная шахта, Великоанадольский лес, музей Немировича – Данченко, Страусиная ферма…)

- К сожалению, сейчас мы не можем поехать по предложенным вами маршрутам. Вот когда закончатся военные действия в нашем крае, тогда можно путешествовать. Но скоро мы пойдем в парк кованных фигур, где установили новые экспонаты, а потом отдохнем на берегу Кальмиусского водохранилища.

- Спасибо за активную работу на уроке.

- Я уверена, что вы удивлены туристическим богатством и потенциалом Донбасса. И найдёте время для того, чтобы отправиться в интересное путешествие, для которого не понадобятся визы и дорогие авиаперелёты… Потому что вся эта красота находится рядом с вами – стоит только руку протянуть.


Просмотр содержимого документа
«Урок 6»

Урок 6

Тема. Что такое общество. Правила поведения в обществе

Цели урока: дать детям представление о понятии «общество»; ознакомить с правилами поведения в обществе; формировать чувство гражданского долга, развивать правовую культуру; воспитывать чувство долга и ответственности

Оборудование: таблицы и схемы с опорными словами; проектор, экран; схемы общества; карточки с заданиями.

Тип урока: комбинированное занятие, дебаты.


Ход урока

  1. Организационный момент. Психологический настрой

- Какое у вас сегодня настроение?

- Как узнать о настроении человека?

- Покажите жестами, мимикой, взглядом своё настроение. (Дети изображают)

- Желаю вам сегодня удачи при «открытии» новых знаний!

II. Мотивация к учебной деятельности. Цитаты урока

«Свойство мудрого человека состоит в трех вещах: первое – делать самому то, что он советует делать другим, второе – никогда не поступать против справедливости и третье – терпеливо переносить слабости людей, окружающих его» (Л.H. Толстой).

«Не хочешь быть униженным, не унижай никого» (Низами). 

«Какими глазами смотришь на человека, таким он тебе и кажется» (народная мудрость).

  1. Постановка проблемы                                                                                   

- Все ли люди одинаковы?

- А может быть их что-то может объединять?

- А что такое общество в вашем понимании?

Разгадайте кроссворд

  1. Родина, «страна отцов»? («Славься, … наше свободное!») (Отечество)

  2. Полное название страны – Российская …? (Федерация)

  3. Что изображено на гербе ДНР? (Орел)

  4. Отличительный знак страны – герб, флаг – это государственный … (Символ)

  5. Главный закон школы? (Устав)

  6. Цвет верхней полосы Российского флага? (Белый)

  7. Правило обязательное для всех? (Закон)

  8. Торжественная песня в честь страны? (Гимн)

  9. Современная организация власти в стране? («Тридевятое царство, тридесятое …)  (Государство)

  10. Главный майский праздник русского народа? (Победа)

  11. Жилище первобытных людей? (Пещера)

  12. ЯЯЯЯЯЯЯ  (Семья)

  13. Краткое название братской страны? (Россия)

  14. Человек, который любит свое Отечество? (Патриот)

  15. Название животного – символа России? (Медведь)

  16. Место рождения, родимая земля? (Родина)    

- Назовите ключевые слова. (Человек, общество)

- Тема нашего урока посвящена такому понятию как общество, а также правилам и нормам поведения в обществе.

  1. Актуализация опорных знаний

  1. Версии детей

На доску вывешиваются картинки с изображениями: спортсмены, занимающиеся в секции дзю-до; дети, занимающиеся в изостудии; дети в школьной аудитории.

- Что объединяет людей на первом рисунке? (Им нравится заниматься спортом. Их можно назвать «Спортивное общество»)

- Что объединяет людей на втором рисунке? Детям нравится рисовать. Они дарят окружающим прекрасное настроение.

- Что вы видите на третьем рисунке? Коллектив детей объединён общей целью. Они получают знания.

- Так что же объединяет людей в общество? Почему мы можем назвать различные объединения людей «обществом»?

Ученики высказывают свои мнения. Возможно, среди них встретятся и такие:

  • обществом можно назвать людей, которые вместе что-то делают;

  • обществом можно назвать людей, которым вместе интересно;

  • общество объединяет людей, которым есть о чем пообщаться, и т.д.

  1. Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

- В нашем современном обществе существует огромное количество всевозможных объединений, партий и других организаций. Объединение людей происходит вокруг чего-то, затем дают этому название и выдвигают свои точки зрения по разным жизненным вопросам. Есть объединение людей в обществе на основе общих интересов, на основе культуры или религии.  
3. Чтение притчи о старике и его сыновьях

«У одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому.

Однажды, отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но, сколько он не старался – ничего не получилось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник, и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось. Тогда отец сказал:

— Вот также и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас также легко победить, как и сломать пару соломинок».

- Объединяясь в сообщества, мы, бесспорно, становимся сильнее. Один человек обладает в совершенстве одними умениями, у другого, лучше получается что-то иное. Сотрудничество – это путь к успеху.

Вывод: все группы людей, у которых есть общие интересы, можно назвать обществом.

  1. Изучение нового материала

1. Ассоциации к слову «Общество» (составление кластера)

- Ребята, давайте подумаем, какие ассоциации можно подобрать к слову «Общество» (работу вывесить на доску)
2. Работа со словарём

– Давайте обратимся к словарю. Прочитаем значение слова «общество» в словаре Ожегова С.И.:

Общество

1. Совокупность людей, объединённых исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности. 2. Круг людей, объединённых общностью положения, происхождения, интересов и т. п.

3. Добровольное постоянно действующее объединение людей для какой-нибудь цели.

- Скажите, ребята, наш классный коллектив можно ли назвать обществом? (Ответы детей)

- А давайте построим дом, в котором совместное пребывание нашего коллектива будет дарить радость, приносить удовлетворение…

(На доске появляется модель дома, на кирпичах которого написаны составляющие)

- Ребята, вы знаете, я сегодня задумалась вот над чем. Зашла в школу, все здороваются, в начале урока мы друг друга поприветствовали. Кто мне объяснит: почему вы себя так ведете? Чем вы руководствуетесь, когда делаете определенные действия. (Это правила поведения)

 4. Составление словаря урока

- Наша тема предполагает овладение рядом понятий и терми­нов. Я предлагаю вам составить словарь урока.

Словарь урока

Социальные нормы – это запреты и разрешения, требования, правила поведения, обычаи и традиции.

Обычай – это привычные формы поведения в повседневной жизни.

Привычки – это установившаяся схема поведения в опреде­ленных ситуациях.

Манеры – это внешние формы поведения человека.

Этикет – это принятая в особых социальных кругах система правил поведения.

Традиции – это все то, что унаследовано от предшественников.

Обряд – это совокупность действий, установленных обычаем.

Нравы – высокочтимые обществом массовые образцы дей­ствий.

Табу – это система запретов на какие-либо действия, слова, предметы.

Ценности – социально одобряемые и разделяемые большин­ством людей представления о том, что такое добро и зло.

Религиозные нормы – правила поведения, содержащиеся в тек­стах священных книг либо установленные церковью.

Правовые нормы – это правила поведения, закрепленные в за­конах.

5. Работа с таблицей «Социальные нормы»




V. Закрепление изученного материала

1. Работа в паре

- А вот какие виды социальных норм существуют, и как они регулируют поведение людей в обществе, предстоит выяснить вам, работая в паре.

Ваша задача: Прочитать 1 вариант – обычаи и традиции; 2 вариант – нравы и законы.

- Передайте друг другу имеющуюся информацию.

2. Фронтальная работа

- А сейчас давайте проверим, как вы поработали в паре, предлагаю обратить внимание на иллюстрации, ваша задача определить по картинке, какая социальная норма представлена, дать ей определение, и имеет ли она к вам какое – то отношение.


  1. Самостоятельная работа

- Соотнести название социальных норм с их определениями.

4. Проверка самостоятельной работы (на доске критерии)

5. Работа в группах. Защита работ

- А сейчас самое интересное. Вам предстоит, работая в группах, разработать и представить правила этикета (не менее 5)

  1. Правила поведения в концертном зале.

  2. Правила поведения на уроке.

  3. Правила поведения в столовой.

  4. Правила поведения в гостях

VI. Подведение итогов. Рефлексия

- Ребята, скажите, а вы все соблюдаете правила, которые озвучили? Представьте на минутку, если бы вы, например, не соблюдали эти правила, что бы было? Какой мы можем сделать вывод?

Вывод:

  • Правила поведения в обществе могут быть как мягкими пожеланиями, так и жесткими запретами, за нарушение которых отвечать приходится перед государством.

  • Правила (или социальные нормы) служат эталонами, образцами поведения.

  • Правила регулируют отношения между людьми, помогают совершать одобряемые обществом действия и избегать того, что общество не признает и осуждает.

  • Правила помогают охранять порядок и позволяют предвидеть реакцию других на твои действия.

- А сейчас я вам предлагаю вернуться к вашим целям, которые вы ставили в начале урока, и каждый выскажитесь, какая была цель, добился ли он ее.

Моя цель …

Я достиг (не достиг) …

Причина …

Мне было комфортно на уроке, потому, что я …

На уроке мне больше всего понравилось …

- Покажите с помощью человечков настроение, которое у вас останется после нашего урока.

- У меня тоже от работы с вами хорошее настроение Спасибо за урок. Вы –молодцы.

- Попробуйте при желании нарисовать эмблему своего общества.









Просмотр содержимого документа
«Урок 7»

Урок 7

Тема. Кого называют патриотом? Что ты можешь для Республики

Цель: формировать понятия «патриот», «патриотизм»; показать проявление патриотизма на примерах из литературных произведений, отрывков детских фильмов, жизненных ситуаций; закрепить понятия «гражданин», «гражданские права и обязанности»; познакомить с существующими общественными детскими организациями и их деятельностью; развивать познавательные интересы, навыки поисково-исследовательской деятельности; воспитывать гражданскую ответственность, чувство долга, активную жизненную позицию

Оборудование: аудио-оборудование, лексические словари, аудиозапись «С чего начинается Родина», альбомы, цветные карандаши, фломастеры.

Тип урока: комбинированное занятие


Ход урока

І. Организационный момент

- Добрый день! Сейчас у нас новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумаете: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы скромны и добры, приветливы и ласковы. Глубоко вдохните и выдохните. Я желаю всем нам хорошего урока.

ІІ. Актуализация опорных знаний

1. Эпиграф урока (Чтение учителем эпиграфа к уроку)

Всё может родная земля:

Может накормить своим хлебом,

Напоить всех из своих родников,

Удивить своей красотой.

Вот только защитить себя не может.

Поэтому защита родной земли –

Задача тех, кто ест её хлеб,

Пьёт её воду, и любуется её красотой.

ІІІ. Сообщение темы, целей и задач урока

- Вы догадались, о чем мы будем беседовать на уроке?

- Попробуйте сформулировать тему урока.

- Тема нашего урока «Кого называют патриотом? Что ты можешь для Республики?»

ІV. Восприятие и осознание нового материала

1. Работа со словарями

- Попробуем ответить на 1 проблемный вопрос. Что означает слово «патриот»? Где можем узнать значение этого слова? (Работа со словарями)

- Патрио́т – патриотичный человек – тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

2. Беседа. Патриот и патриотизм в современное время

- Во все времена патриотом называли человека, который любит свой народ и свою родину несмотря ни на что. В современном же понимании патриотом можно назвать человека, который переживает чувство любви к своему Отечеству и готов идти ради него на жертвы (в том числе и пожертвовать своими интересами). Это чувство и принято называть чувством патриотизма. То есть, простыми словами патриотизм можно охарактеризовать, как любовь к родине и к своему народу. Как правило, роль патриотизма значительно усиливается в военные годы. Различные патриотические лозунги можно увидеть как раз в те года, которые соответствуют тому или иному событию, связанному с войной. Так, например, можно взглянуть на польский плакат 1920 года, где изображены люди, взявшиеся за оружие с целью предотвращения вторжения советских войск. На данном плакате изображена надпись «Эй, кто поляк, в штыки!» Такие плакаты можно найти у каждой страны, ведь патриотизм знаком едва ли не каждому народу. Именно в военное время патриотизм проявляет себя наиболее ярко, ведь надвигающаяся угроза способна пробудить в каждом гражданине смелость и решительность, желание защитить родную страну. Ярким примером патриотизма является также борьба с фашизмом советского народа, который не сдался врагу даже при его угрожающий мощи. При этом следует отметить, что в Советском Союзе патриотизм имел крайне важное значение и пропагандировался повсеместно.

- Расскажите, кто такие патриоты?

3. Чтение стихотворений о Донбассе

- Ребята, патриотами какого региона мы являемся? (Донбасс)

- Сейчас мы прослушаем стихотворения о нашей Родине.


ДОНЕЦКАЯ СТЕПНАЯ

Степь Донецкая без края,

Чебрецы да ковыли…

Я люблю тебя, родная,

И в тюльпанах, и в пыли.

И в снегу акаций пряных,

И в сиреневом дыму,

И в монистах колчеданных,

Как подругу обниму.

Я прильну к родным криницам –

Чудодейственным ключам,

Чтоб шахтеркам смуглолицым

Сладко пелось по ночам.

Я из сердца выну песню,

Им на сердце положу.

Я скажу им: Труд ваш честен!

Больше слова ни скажу


ЗАПЕЛИ НАД ДОНБАССОМ СОЛОВЬИ

Запели над Донбассом соловьи,
Дохнули ветры запахом полынным.
Как объясненье вечное в любви,
К степям твоим, просторным и былинным.
Донбасс – моё Отечество, Донбасс!
Тебя века на крепость испытали!
Ты мощь свою показывал не раз
Теплом угля, упругим блеском стали!
В краях других немало есть красот,
Но этот край из всех для нас дороже!
Мы из Донбасса, мы такой народ,
Который всё осилит и всё сможет!
Донбасс! Моё Отечество – Донбасс!
Могучий край родной моей державы!
В веках не оскудеет этот пласт
Рабочей Чести, Мужества и Славы!


РОДИНА МОЯ

Родина моя,

Что было и что будет,-

Все я пополам

С тобою разделю

Вовсе не затем,

Чтоб ты меня любила,

Просто потому,

Что я тебя люблю.

4. Слушание песни « С чего начинается Родина»

V. Физкультминутка

VІ. Осознание нового материала

  1. Беседа о Донбассе

- С чего для вас начинается Родина?

- Почему важно знать историю своей страны, своей семьи?

- Человек без памяти теряет свою личность, народ без исторической памяти становится рабом. Родина для каждого человека – это, прежде всего, то место, где он родился, где живет его семья, родные и близкие ему люди. Путешествуя по родному краю, мы еще больше узнаем его историю, знакомимся с памятниками, событиями, интересными людьми.

- Наша Родина – Донбасс! Богатый промышленный край.

- Чем богат Донбасс?

- Назовите его достопримечательности

2. Понятие «гражданин», «гражданские права и обязанности»

- Мы являемся гражданами Донецкой Народной Республики.

- Как вы понимаете, кто такие граждане?

- Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению определённого государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей. Каждый гражданин имеет права и обязанности.

- Термин «гражданские права и обязанности» имеет несколько значений. В широком смысле гражданские права и обязанности – это те права и обязанности, которыми обладают граждане. В таком понимании к гражданским правам и обязанностям относятся и конституционные права граждан.

- Назовите, какие права есть у каждого из вас. (Избирательное право граждан, право на труд, право на пенсионное обеспечение в старости, право на охрану здоровья, право на получения образования и другие).

- Назовите обязанности, предусмотренные Конституцией. (Обязанность беречь и укреплять общественную социалистическую собственность, соблюдать требования закона и правил социалистического общежития, обязанность нести воинскую службу, обязанность беречь природу и другие)

3. Беседа «Что я могу для Республики»

- Ребята, давайте побеседуем, как мы можем помочь нашей молодой республике? (В первую очередь любить ее, писать письма военным –ополченцам, ухаживать за бездомными животными, участвовать в субботниках, хорошо учиться, а потом работать на благо своей родины, быть честным гражданином…)

4. Творческая работа

- Какой вы представляете республику через 10 лет?

- Сейчас каждый выскажет свое мнение с помощью рисунка.

VІІ. Подведение итогов. Рефлексия

- С какой темой мы познакомились на уроке?

- Что вам запомнилось большего всего?

- Кто такие патриоты?

- Почему важно знать историю своей страны, своей семьи?

- Учитесь беречь и любить то, что имеете: свой дом, свою семью, свой род, свою семейную историю. Воспитывайте в себе умение быть человеком не на словах, а на деле. Учитесь проявлять уважение к труду предков, сохранивших для нас и этот мир, и эту страну. Будьте достойны их памяти.
















Просмотр содержимого документа
«Урок 8»

Урок 8

Тема. По справедливости – значит по закону

Цель: сформировать у детей первоначальные правовые знания на основе «Конвенции ООН о правах ребенка»; формировать понятие «справедливость», чувство гуманного отношения друг к другу, к родителям, к своей Родине; воспитывать гражданскую ответственность, правовую культуру.

Оборудование: «Конвенция ООН о правах ребенка», глобус, загадки, шляпа.

Тип урока: интегрированное занятие – диспут.


Ход урока

  1. Организационный момент

ІІ. Сообщение темы, целей и задач урока

ІІІ. Работа по теме

  1. Вступительное слово учителя

- Знать свои права и уметь за них бороться – значит, быть сильным.

Уважать права других – значит, быть справедливым.

Жить по праву – значит, жить в мире и согласии.

- Давным-давно, тысячи лет назад, на земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: что люди могут делать и чего не могут? вопросов: в беседах между собой, с помощью различных религий, путём международных переговоров. В конце концов, людям удалось решить главные вопросы, и на свет появилась Всемирная декларация прав человека.

Гражданин имеет право чувствовать себя в обществе спокойно. Так должно быть в любом обществе. Но ещё необходимо, чтобы каждый человек научился отстаивать свои права. Иначе государство никогда не догадается, кому оно служит – гражданам или государству. В 1989 году Конвенция была принята и не каким-то одним государством, а Организацией Объединённых Наций (ООН). Это всемирная международная организация. А Конвенция – международно-правовой документ.

Отстаивать наши права помогают люди права (это юристы, милиционеры, судьи). Кстати, в Конвенции сказано, что «ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста». Это значит, что даже усатого, но несовершеннолетнего человека можно считать ребёнком.

  1. Беседа с учащимися

- Статья 7

«Ребёнок с момента рождения имеет право на имя, отчество, фамилию; их изменение, право знать фамилию своих родителей и право на их заботу».

Динь-Дон, динь-дон, по улице ходил слон.

Ну а наша детвора начала игру в слова.

Раз, два, три, не зевай, имена называй.

Как зовут цыплёнка?

Цып-цып-цып!

Как зовут котёнка?

Кис-кис-кис!

Как зовут кутёнка?

Гав-гав-гав!

Ну а как ребенка?…

- Имя дают при рождении. Интерес к имени во все времена неслучаен. Как тебя зовут? – с этой фразы начинается знакомство с каждым ребёнком.

- Кто может назвать полное своё имя, отчество, фамилию?

- В честь кого вам дали имя?

- Кто такой тёзка? Есть ли у вас великие тёзки?

- Как вы собираетесь прославить своё имя?

- Лапочка, солнышко, мой ветерок, зайчик – это ласковые слова.

- Каким ласковым словом вы хотели бы, чтобы вас называли?

- Это могут быть явления природы, цветочек, персонаж мультфильма.

Статья 2

- «У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений. Люди должны относиться друг к другу по-братски».

- Здравствуй, планета Земля, в гости пришел к тебе я.

Сколько чудес знаешь ты! Встань, вокруг посмотри.

Как ты прекрасна, земля! Горы, леса и моря.

И люди повсюду живут, и Землю матерью зовут.

- Дети, мы с вами живем на планете Земля, вот она (демонстрирует глобус). Посмотрите на глобус. Вы увидите моря, океаны, горы, пустыни. На планете очень много стран. Есть страны большие (Россия, США), есть страны маленькие (Швейцария), есть с суровым климатом, есть с жарким. Каждая страна имеет свое название: Япония, Китай, Англия.

- Кто в какой стране живет?

В Америке – американцы. В России – россияне. В Китае – …. В Японии – ….. Ближнее зарубежье в Армении – …. В Казахстане – …. В Грузии – ….

  1. Игра с мячом. Каждый называет свою национальность и передает мяч соседу. Независимо от национальности мы понимаем, когда с нами здороваются. На английском Hello! На немецком Гутен таг! На русском просто – здравствуйте! Просто кивок головы, поцелуй, рукопожатие.

  2. Моделирование ситуаций (Вызываю желающих моделировать ситуацию)

1). В племени масай, перед тем, как приветствовать друг друга, они плюют на руки.

2). Жители Тибета, снимая шляпу, высовывают язык, а левую руку держит за ухом, как бы прислушиваясь.

3). Люди из племени маори прикасаются друг к другу носами.

4). Европейцы при приветствии приподнимают шляпу и слегка кланяются.

5). Русские, англичане, американцы в качестве приветствия пожимают друг другу руки; китайцы пожимают руки самому себе, лапландцы трутся носами.

- Независимо какой ты национальности, пола, религиозных и политических убеждений, мы всегда должны относиться друг к другу по-братски. Мы даже игры играем в одни и те же.

ІV. Закрепление

  1. Стихотворение И. Мазнина « Давайте дружить»


Давайте, люди, И доверяли

Дружить друг с другом, Повсюду нам,

Как птицы – с небом, Как самым верным

Как травы – с лугом , Своим друзьям!

Как ветер – с морем, Давайте, люди,

Поля – с дождями, Беречь планету

Как дружит солнце Во всей Вселенной

Со всеми нами! Похожей нету.

Давайте, люди, Во всей вселенной,

К тому стремиться, На всех одна,

Чтоб нас любили Что будет одна,

И зверь, и птица. Без нас она?


- Что для жизни нужно? Солнце.

- Что для дружбы нужно? Сердце.

- Что для сердца нужно? Счастье.

- Что для счастья? Мир.

2. Обсуждение прав детей

- Мы взрослые говорим:

  • Хотим над мирным небом жить и радоваться, и дружить.

Хотим, чтоб всюду на планете Войны совсем не знали дети.

Сияйте, улыбки, солнцем согреты!

Мира и счастья вам, дети планеты!

- На нашей планете есть много разных стран. В этих странах живут дети с разным цветом кожи. Раз на нашей планете дети, и каждого появившегося на свет называют «Дети мира», потому что все дети имеют равные права. Право на жизнь.

Статья 6

«Каждый ребёнок имеет право на жизнь».

- Дети, а кто подарил вам жизнь?

- Да, мама подарила вам жизнь. Слово «мама» – особое слово. Это первое слово, которое произносит ребёнок, оно почти одинаково звучит на всех языках мира. Мама первой заглянула вам в глаза, спела колыбельную песню, научила ходить, говорить. О маме написано много стихов, песен, рассказов.

- Каждого человека, появившегося на свет, называют «Дитя Мира»! Ты имеешь право дышать, ходить по земле, плавать в морях, летать в небе, учиться, иметь друзей. Вы тоже – «дети мира». Жизнь, подаренную вам мамой, никто не в праве отнять. Вы рождены для того, чтобы быть здоровыми, счастливыми, свободными, образованными гражданами.

- Вспомним сказку «Три поросёнка» (отрывок). Там поросята убегают от волка. Волк хочет их съесть. Какое право нарушает волк? Право на жизнь. Как надо вести себя, чтобы не нарушать это право? (Не надо играть в опасные игры)

Статья 16

«Право на имущество, неприкосновенность жилища, защита от вмешательства в личную жизнь, посягательство на честь и репутацию».

- Отгадайте загадки.

Знают все мои соседи: лисы, волки и медведи,

Что живу я на сосне в уютном маленьком ….. (дупле)


Между веток новый дом, нету двери в доме том.

Только круглое окошко, не пролезет даже кошка. (Скворечник)


В лесу у пня суета, беготня.

Работяги – муравьи строить дом себе пришли.

Вы, ребята, не зевайте.

Их жилище называйте. (Муравейник)


- О чем эти загадки? (О жилищах зверей и насекомых)

У медведя – берлога, у белки – дупло, у волка – логово, у птицы – гнездо, у пчелы – улей, у человека – дом.

- Каждый имеет право на жилище, никто не может лишить человека дома. Вспомним сказку «Три поросёнка» ( английская сказка). Какие дома были у поросят? ( У Ниф-Ниф из соломы, Нуф-Нуф из сухих веток, Наф-Наф из камней и глины, с тяжёлой, дубовой дверью с засовом. Серый волк просто сдул соломенный домик Ниф-Нифа, обманом проник в дом к Нуф-Нуфу, изменив свой голос). Нарушил ли волк права на жильё? Ещё какое право нарушил волк? (Право на жизнь)

- В каких сказках было нарушено право сказочных героев на жильё? (Теремок, Заюшкина избушка, Три медведя)

- К сожаленью, в жизни часто бывает, что война заставляет людей бежать из собственного дома в безопасное место. Таких людей называют беженцами. Как вы думаете, есть ли в нашей стране сейчас беженцы?

- Ребята, скажите, кто-нибудь из вас бывает дома один? Если к вам позвонил чужой человек, откроете ли вы ему дверь?

Дверь незнакомцам не открывай,

Словам и подаркам не доверяй,

Скажи: «Скоро мама с работы придёт.

Сама, если надо, вам дверь отопрёт».

- Когда вы одни, не открывайте двери, даже если: пришёл почтальон, слесарь чинить кран, медсестра из поликлиники, гости из другого города, женщина предлагает в «хорошие руки» котёнка, щенка. Всем отвечай, что ты не один дома, бабушка спит, мама в ванной комнате. Но если опасность нагрянула, звоните 102 или кричите громко, зовите на помощь.

- Никто не имеет право входить в чужой дом без разрешения хозяев, нарушать неприкосновенность вашего жилища.

НИКОГДА НЕ ОТКРЫВАЙТЕ ДВЕРЬ ЧУЖОМУ ЧЕЛОВЕКУ, ДАЖЕ ЕСЛИ У НЕГО ПРИЯТНЫЙ ГОЛОС.

Статьи 19, 37

«Право на защиту от насилия, от жестокого обращения»

- Из какой сказки персонажи: Буратино, Мальвина, Пьеро, Артемон, Арлекин? («Приключения Буратино»). Они – артисты кукольного театра.

- Кто руководил кукольным театром? (Карабас- Барабас)

- Какой он был? (Злой, жестокий, бил кукол)

- Что сделали герои сказки? (Они убежали от Карабаса-Барабаса)

- Да, они убежали в страну справедливости, в страну, где их никто не обижал, где они были защищены от зла и жестокости. Даже куклы знают, что никто не имеет права обижать, бить и оскорблять другого человека. Это право записано в Конвенции о правах ребёнка. Это закон, который обязаны выполнять все люди: и взрослые, и дети.

- Дети, каждый из вас скажет без труда, сколько ему лет. А есть ли у вас братья и сёстры, которые младше вас? Вы их не обижаете? Можете ли вы ударить просто так?

- Давайте представим такую ситуацию. Хулиган занёс кулак над головой школьника. А тот показал ему пальцем на Конвенцию о правах ребёнка. И что: негодяй замер на месте с почтительным выражением лица? Ясно, что Конвенция его не остановит. Но его остановит закон, который соответствует этой Конвенции. В нём говорится и о тех преступлениях, которые нарушают права несовершеннолетних. За каждое преступление установлены серьёзные уголовные наказания.

- Если преступником становится ребёнок , то он как и взрослый, имеет права на правовую защиту (адвокатов). Об этом говорится в статье 40 «Право на гуманное обращение с детьми при нарушении закона». Ответственность за их преступления до 14 лет несут родители. За серьёзные преступления детей ставят на учёт в милиции, отправляют в специальные учреждения, в детской колонии.

Статья 28

«Ребёнок имеет право на получение бесплатного начального, среднего общего образования, а на конкурсной основе – среднего профессионального, высшего образования. Право выражать своё мнение при выборе родителями формы и вида образовательного учреждения, при выборе профессии.

Статья 4

«Каждый человек имеет право на социальное обеспечение и необходимую для развития его личности поддержку в экономической, социальной и культурной областях».

Выплачивается каждому ребёнку ежемесячное пособие, пенсии по инвалидности, многодетным семьям. Бесплатное медицинское обслуживание. Могут участвовать в создании и посещении детских организациях (кружки, секции)

- Древний мудрец Ювенал говорил: «Детству следует оказать величайшее уважение». Уважение к детям проникнута Конвенция о правах ребёнка. Другой «мудрец», но юный, познакомился с Конвенцией и понял её так: я – ребёнок, мне всё можно. Чуть что – в крик: «Не имеете права!». Законы должны нас защищать не только от других, но и от себя самих.

3. Обсуждение обязанностей

- Имея права, ребёнок должен соблюдать свои обязанности.

Стихотворение Г. Ладонщикова «Я не плачу»

Мама сильно рассердилась,

Без меня ушла в кино.

Жалко мне, что так случилось,

Но не плачу всё равно.

Я за шалости наказан,

Справедливо, может быть,

Только я прощенья сразу

Не решился попросить.

А теперь сказал бы маме:

«Ну, прости, в последний раз!»

Я не плачу, слёзы сами,

Сами катятся из глаз.

- Ребёнок обязан слушаться родителей или лиц, их заменяющих; принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев пренебрежительного, жестокого, грубого унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации.

- Каждый несовершеннолетний получит основное общее образование. Лица, не достигшие совершеннолетия, не могут приобретать, хранить, коллекционировать и носить оружие (огнестрельное, газовые пистолеты, аэрозоли, электрошоковые устройства) ношение кастетов, лезвий.

4. Упражнение «Улыбка»

- Дети, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Закройте глаза и послушайте меня.

- Другой человек есть радость для тебя. Окружающий мир есть радость для тебя. Твой город – это гордость твоя. Ты всегда радость для другого.

- Уважай, люби. Всё, что есть на Земле, – это чудо для тебя!

V. Итог урока

- О чем мы с вами сегодня вели разговор?

- Какой вывод вы для себя сделали?



Просмотр содержимого документа
«Урок 4 »

Урок 4

Тема. Где познать окружающий мир Донбасса: планетарий, цирк, аквапарк, ботанический сад, дельфинарий.

Цели: формировать представление об источниках познания окружающего мира; развивать познавательные интересы детей, обогащать их речь; Воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за достижения родного края.

Оборудование: учебные картины, иллюстрации, раздаточный материал, карта города Донецка.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения: урок-лекция с элементами заочного путешествия.



Ход урока

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой урока.

Придумано кем-то, просто и мудро,

При встрече здороваться: «Доброе утро!» 

- Доброе утро солнцу и птицам! 

- Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

Учитель: Я всем вам желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.

  1. Постановка целей и задач урока

- Тема нашего урока:  Где познать мир Донбасса: планетарий, цирк, аквапарк, ботанический сад, дельфинарий.

- Поставьте цели: что вы сегодня нового хотите узнать?

- Русская народная пословица гласит: «Где родился, там и пригодился». Что это означает? Как вы понимаете эту пословицу? 

- Вы любите свой город? Предлагаю совершить заочную экскурсию по городу, а в конце урока в анкете, лежащей перед вами, вы укажите, каким вы хотите видеть город в будущем (через 7 лет), что для этого вы сами должны сделать и кем хотите стать после учёбы?

  1. Изучение нового материала.

1.Чтение и обсуждение стихотворения Николая Языкова

Мой друг, что может быть милей

Бесценного родного края?

Там солнце кажется светлей,

Там радостней весна златая,

Прохладней легкий ветерок,

Душистее цветы,

Там холмы зеленее,

Там сладостней звучит поток,

Там соловей поет звучнее.

2.Рассказ с элементами беседы

  • Что вы знаете об истории своего города?

  • Когда он был основан?

  • Кем он был основан?

  • Какой герб у нашего города?

  • Что он обозначает? 

Учитель: Городов на Земле очень много, самых разных. Для тех, кто в нём живёт, он самый лучший, самый любимый. Попробуй, прочитай слово ГОРОД с другой стороны! Ты поймёшь, что каждый город кому-нибудь ДОРОГ. Любовь к Родине начинается с малого. Полюбишь малое – полюбишь и большое. Для многих из нас любовь к Родине начиналась к любви к нашему городу. Если заглянуть вглубь его истории, то обнаружится, что он имеет суровое прошлое. Наш город богат событиями, богат выходцами из простого народа, ставшими впоследствии известными личностями.

- Давайте пройдемся по его улицам, паркам, самым красивым его уголкам. (Демонстрация видов города. Дети узнают места родного города).

- Вспомните, почему наш город называется Донецком? (Название Донецк происходит от названия реки Северский Донец. Его тёзка – город Донецк в Ростовской области России и город Северодонецк тоже названы по реке Северский Донец. (Хотя название Северодонецк чаще воспринимается уже как «Северный Донецк»).

Первая остановка – Цирк

Донецкий государственный цирк был открыт в августе 1969 года. Его открытие было приурочено к 100-летию Донецка и основному празднику нашего города – Дню шахтера. Строительство здания цирка осуществлялось по оригинальному проекту, автором которого являлся Г.И. Навроцкий. Общая площадь основного здания равна 11860 кв. м, а вместимость зала рассчитана на 1849 зрительских мест. Со дня открытия в Донецком цирке показано 7680 цирковых представлений, 160 разнообразных цирковых программ. Всего же только на стационаре обслужилось 11 млн. 520 тысяч зрителей. За годы работы цирк посетило 6 млн. 336 тысяч детей и подростков.

Донецкий край, торопится автобус,

Бежит дорога лентой голубой...

Мне в этом крае довелось родиться

И мне не надо родины другой

Вторая остановка – Ботанический сад

Донецкий ботанический сад по величине занимает первое место в Европе, раскинувшись на территории в 262,2 га в восточной части Донецка, вдоль Богодуховской балки. Флора парка насчитывает около пяти с половиной тысяч видов растений: более 80 сортов тюльпанов, пионов и роз, более 110 сортов ирисов, около 40 сортов лилий и астр, более 50 сортов орхидей и других видов цветов. В саду произрастает более 1 000 видов различных деревьев: дубы, березы, тополя, пихты, лиственницы.


Живые коллекции Донецкого ботанического сада хранят 71 вид растений, охраняемых на международном уровне; 97 видов растений, занесенных в Красную книгу; 88 видов растений, охраняемых на региональном уровне. Также в парке можно посмотреть и на растения, вовсе нетипичные для наших широт. В пяти оранжереях, где созданы условия тропиков и субтропиков, собраны коллекции тропических и субтропических растений из более чем 1500 видов, разновидностей, природных форм и культиваров.

Третья остановка – Аквапарк

Аквапарк «Аквасфера» в Донецке – один из крупнейших и самых современных крытых парков водных аттракционов в регионе. Состоит из открытой аквазоны с бассейнами и аттракционами, а также крытой зоны развлечений под прозрачным куполом диаметром в 85 и высотой 24 м, которая работет в любое время года и в любых погодных условиях. Летом купол аквапарка раздвигается, превращая весь аквапарк в открытую зону. В темное время суток он подсвечивается, так что им можно любоваться даже с некоторых центральных улиц Донецка. Для любителей острых ощущений в «Аквасфере» работают 6 водных горок: спуск на плотах, падение, вертикальный подъем), единственная водная горка с мертвой петлей, туннельная горка с воронкой, 3 туннельных маршрута с сочетаниями спиралей, поворотов и взлетов, горка со свободным падением – самая быстрая из всех, настоящая водная «американская горка» протяженностью 175 метров. Поклонники высокой волны могут искупаться в зоне, имитирующей шторм. А посетители, предпочитающие более спокойный отдых, могут отдохнуть на пляже или прокатится на специальных плавательных кругах по искусственной реке. Для самых маленьких детей предусмотрена детская водная интерактивная площадка с искусственным мелким морем. Донецкий аквапарк «Аквасфера» может принять до 500 посетителей одновременно. На территории работает комплекс фаст-фудов. Детям до 18 лет вход в аквапарк разрешен только в сопровождении взрослых.

Четвертая остановка – Дельфинарий

Круглогодичный Донецкий городской дельфинарий входит в состав национальной сети культурно-оздоровительных комплексов «Немо». Сейчас расположен во временном помещении, планируется строительство постоянного сооружения. На дельфинов через специальные «окна» можно посмотреть еще в фойе. В представлении «С любовью к природе» участвуют дельфины-афалины, южно-американские морские котики и морской львенок. Кроме представлений, существует возможность плавания-купания и дайвинга с дельфинами. Также проводятся сеансы дельфинотерапии, являющейся эффективным методом безмедикоментозного оздоровления и реабилитации детей с функциональными ограничениями. В праздничные дни проводятся красочные ночные шоу. Дельфинарий работает в любую погоду, представления проходят в теплом зрительном зале.

Пятая остановка – Планетарий

Новое здание Планетария было построено в Ворошиловском районе Донецка возле Донецкого областного Дворца детского и юношеского творчества и сквера «Сокол».

Открытие планетария состоялось 30 августа 2008 года в рамках празднования Дня города.

На открытии планетария присутствовал космонавт Александр Александрович Волков. По телефону с борта международной космической станции дончан с открытием планетария поздравлял её командир Сергей Александрович Волков.

Звёздный зал рассчитан на 88 мест. Диаметр звёздного зала составляет 12 метров.

В планетарии имеется шесть проекторов трёхмерного изображения.

Учитель. Наша заочная экскурсия подошла к концу. В нашем городе еще очень много интересных мест, где можно не только интересно проводить досуг, но и изучать культуру, историю, традиции обычаи родного края.

IV. Закрепление изученного

Дети заполняют анкету

  1. Итог урока

Донецк – любимый город мой родной.

Донецк – ты край цветов с большой душой.

Донецк – ты в сердце будешь жить всегда.

Донецк – моя любовь к тебе сильна.

Донецк – столица ты степных краев.

Донецк – гремит вокруг заводов рев.

Донецк – на черном золоте стоит.

Донецк – лишь за тебя душа болит.

Донецк – ты воспитал своих детей.

Донецк – ты души их всегда согрей.

Донецк – пусть солнце светит над тобой.

Донецк – я верю станешь ты звездой!



Просмотр содержимого документа
«Урок 5»

Урок 5

Тема. Фестиваль народного творчества Донбасса

Цели урока: обобщить знания о народных промыслах региона, раскрыв связь времен в народном искусстве через практическую деятельность учащихся; развивать эстетический вкус детей, художественно-творческое мышление учащихся; воспитать любовь к родному краю, традициям своего народа, стремление быть полезным Родине.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: компьютер, проектор.


Ход урока

І. Организация познавательной деятельности учащихся

ІІ. Актуализация опорных знаний и умений

1. Вступительное слово учителя

- Каждый народ хранит и уважает свою историю, ведь культура и традиции – это основа основ, без которой не может быть большого будущего у страны. Именно поэтому историко-культурное наследие каждого народа передается из поколения в поколение как ценное его достояние. А настоящими источниками, хранителями культуры является народ и его традиции.

2. «Мозговой штурм» (демонстрация фоторяда с изображением предметов быта, поделок)

  • Как вы думаете, кто это изготовил?

  • Как это было изготовлено: с помощью машин, техники или собственными руками?

  • Какие материалы использовались для изготовления этих предметов искусственные или натуральные, природные?

III. Сообщение темы, целей и задач урока

- Сегодня мы поговорим о народном творчестве Донбасса и его народных умельцах.

ІV. Изучение нового материала

  1. Рассказ учителя

- Изделия, изготовленные из простых подручных природных материалов, с помощью несложных инструментов, изделия, имеющие эстетическую ценность и при этом удобные для практического применения, изделия, родившиеся не промышленным путем на фабриках и заводах, а сделанные вручную мы будем называть народным творчеством.

На территории нашего региона более всего было развито  ткачество, гончарство, обработка дерева и металла, переработка продуктов питания. История Народных промыслов уходят исторично к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Народное ремесло берет  начало от сельского быта, где создавались предметы обихода. Люди замечали, что, например, молоко в посуде из можжевельника долго не прокисает, а отвары трав лучше делать в посуде из осины.

  1. Просмотр видеоролика

- А теперь, представьте, что мы на машине времени отправились в прошлое. И попытаемся отыскать ответы на некоторые вопросы. Посмотрите небольшой анимированный видеофрагмент, посвященный народным промыслам:

https://www.youtube.com/watch?v=ta12_yU3nsA Народные промыслы

3. Обсуждение видеофрагмента

4. Сообщения детей, подготовивших информацию в группах
1 группа

Дома строили из дерева, или из глины (мазанка), крышу застилали соломой. Были они хоть и небольшими, но теплыми, нарядными, с окнами к солнцу. Выбирая место для будущего дома, люди придерживались определенных правил: где ложится скотина, там и людям будет жить хорошо; если на месте для строительства хорошо росла рожь, то это место хорошее для строительства дома. Дом еще назывался светлицей, потому, что в нем было много света, светло. Вот такой вид имела хатка наших предков. Интересно, что для строительства дома запрещалось использовать одиночные деревья, ставшие местными святынями и рядом с которыми проводились ритуальные действия. Для строительства дома нельзя было использовать деревья, которые выросли  рядом с мельницей или колодцем. Ведь считалось,  колодец и мельница – это место обитания нечистой силы. Также  запрещалось использовать деревья, которые выросли на кладбище, на месте разрушенной церкви, часовни, на могиле, на месте здания, которое сгорело. Наши предки были суеверны, считали, что «подобное притягивает подобное».

2 группа

Из чего делали посуду? Посуду делали из глины или из дерева. Сделанную посуду  украшали различными орнаментами.

Сегодня некоторые люди возвращаются к тому, чтобы кушать  деревянными ложками из деревянных мисок. Ведь еда из деревянной посуды может быть вдвойне полезней. Доказано, что посуда из липы обладает противовоспалительными свойствами, а посуда из березы – бактерицидными.

3 группа

Сундук, стол, лавка, колыбелька ребенка… Мебель была простая, но очень добротная. Качественная, как сказали бы мы сейчас. Сундук обычно был резным или расписанным орнаментом и всегда выделялся среди простой крестьянской мебели. В сундук родители складывали для молодой девушки одежду, постель, белье – так называемое приданое. Выходя замуж, молодая жена вывозила сундук из родительского дома как воспоминание о своем девичестве. Какими игрушками игрались дети? Были куклы ручной работы. Куклы-мотанки. И это целая наука изготовить такую куклу.
В прошлом, когда такого многообразия машин, как сейчас, не было, главным инструментом мастера были его руки, а в помощь им – топор, кирка, лопата, соха.

В быту, например, с древних времен использовалась глиняная посуда. Повсеместно глину добывали с помощью железной кирки и заступа. Ее переносили и хранили во дворе, при необходимости заливали водой. Замешанную, как тесто, глину били веслами, колотили деревянными молотками, строгали специальными «стругами», сделанными из обломков кос. После этого глину раскатывали. Гончар отщипывал куски и обрабатывал их сначала на ручном, а позже на тяжелом ножном гончарном круге. Главным инструментом при оформлении посуды были пальцы гончара и ножичек – тонкая деревянная пластинка. Готовое изделие мастер срезал с круга проволокой, ставил на просушку и обжигал, затем расписывал его и покрывал эмалью.

Основные центры гончарного дела были в Краснолиманском районе (с. Ямполь, с. Малая Диброва), в Славянском районе (с. Пискуновка), в Амвросиевском районе (с. Благодатное).

4 группа

Широко распространён среди населения Донецка был корзинный промысел. Кустари – корзинники плели корзины различных размеров и форм, короба, мебель, ширмы и кузова для экипажей. Сырьем служили ивовые, черемуховые, вязовые прутья, а также камыш.

Не менее важным был и бондарский промысел. Он был более развит у русской части населения. По заказам промышленных предприятий, нуждавшихся в водоотливных машинах или резервуарах для воды, изготавливались чаны емкостью до 40 тысяч ведер. Оборудование бондаря было несложным: колода и топор, клепки, деревянный циркуль, верстак.

5 группа

С давних времен в нашем крае были свои сельскохозяйственные орудия и приемы обработки земли. Одним из древнейших орудий пахоты были плуг и соха. Для сева использовали мешок, подвешенный у пояса сеятеля с левой стороны. В некоторых русских селах Краснолиманского района использовался короб и ручная сеялка.

Основным орудием сбора зерновых были серп и коса. Серпом жали только рожь, стараясь срезать пониже, чтобы сохранить ровные снопики, т.к. ржаная солома использовалась как кровельный материал. С распространением у греков черепичного покрытия, серпы вскоре вышли из употребления, их заменила коса. В начале XX века косы постепенно сменились сеножатками. В большинстве сел зерно молотили с помощью каменного катка, изредка – цепом. Для переработки зерна в муку в каждом селе строили ветряные или водяные мельницы. В богатых селах их было несколько.

6 группа

Лен – один из распространенных видов растений на севере Украины. Его издавна использовали в ткачестве. А вот коноплю наши предки позаимствовали у иранцев. Обработка растений была очень трудоемким процессом: сырье вымачивали, сушили, мяли, трепали, чесали гребнями, пряли. Пряжу парили, золили, стирали, отбеливали, красили. На ткацких станках ткали полотно, из которого шили различную одежду, предметы быта.

7 группа

Донбасс впервые предстал перед миром в произведениях устного народного творчества. Сказки, песни, частушки, пословицы, предания, обрядовые, народные песни, городские романсы, детский фольклор, заговоры, легенды Донбасса наиболее полно записаны в книге Петра Тимофеева «Протекших дней очарованье».  Автор отобрал для издания 2053 самых интересных в поэтическом отношении произведений устного народного творчества.

V. Закрепление изученного материала

1. Чтение пословиц, поговорок

  • Шахтёр в землю спускается, с белым светом прощается.

  • Шахтерский забой – фронт передовой.

  • Шахтеру слава, когда много угля дает лава.

  • Будь в лаве, как в бою, – прославишь Родину свою.

  • Закон шахтерский не забудь: стыдись работать как-нибудь.

  • На шахте тому почет, у кого уголь на-гора течет.

  • Чтобы шахтером называться, мало углем замараться.

  • Шахтерский забой – фронт передовой.

  • Шахтеру слава, когда много угля дает лава.

VІ. Итог урока

  1. Заключительное слово учителя

- О чем мы сегодня говорили?

- Наш край – Донецкая область – по праву может гордиться своим культурным достоянием. Без преувеличения можно сказать, что донецкие музеи являются крупнейшими на территории Донбасса.

- Попробуйте и вы сделать что-то своими руками. Мы организуем выставку-ярмарку ваших поделок.