Просмотр содержимого документа
«Уроки литературы»
Уроки литературы
Современные формы сдачи экзамена по русскому языку наряду с положительными моментами породили массу проблем, связанных с литературным образованием в школе. Казалось бы, развитие интеллекта учащихся должно идти в ногу со временем. Различные виды коммуникации, их доступность должны создать условия для развития интеллекта личности. Но возник парадокс: пропал интерес к печатному тексту, дети пересталди читать книги, учебники. Учебную информацию учащийся не успевает усваивать, не говоря уже о том, чтобы прочувствовать, осознать и использовать в повседневной жизни.
. Среди школьных предметов литература является единственным предметом, который прекрасно сочетает в себе искусство и воспитание на протяжении всего учебного процесса.
На мой взгляд, витагенное обучение (базирующееся на использовании жизненного опыта)- реальный путь слияния . Литература- духовное освоение действительности человеком, имеющая цель – формировать и развивать способности, творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты.
Учитель учит универсальным действиям, а человека, пользующегося плодами литературоведческого анализа текста для своего нравственного и умственного усовершенствования.
Горькая необходимость исчерпывать все произведение в одном уроке : ПРОИЗВЕДЕНИЕ В ОДНОМ УРОКЕ. часто учащиеся не готовы к уроку. И такой урок имеет смысл: поупражняться в скорости мышления, динамизме общения, угадывании. Такие уроки соответствуют стилю сегодняшней жизни, где многие решения приходится выполнять без подготовки. Мастерство учителя не в выборе средств, а в умении пользоваться тем, к чему лежит душа, что органично работает в его руках.
Ученики чувствуют, для чего разбирается художественное произведение. Если для того, чтобы знать, - мало. Неинтересно и скучно. Если еще и чему-то научиться, над чем-то подумать, к чему-то важному приблизиться – можно не пожалеть сил и времени. Уроку литературы жизненно необходимы публицистические проповеди, призывы, разговоры с одним и со всеми, где бы напрямую шел нравственный диалог о важном для учащихся. я. Анализ литературного произведения должен вырастать в этическую проблему. Урок должен состоять из двух половинок: жизнь и книга. Для подростка многое непонятно и некоторые жизненные ситуации удается объяснить лишь через аналогию с книгой. В учительском деле, как в искусстве, ценен неповторимый опыт учителя-личности. Весьма непростое искусство - заинтересовать учащегося книгой. Учитель дорог ученикам, что умеет не за них, а вместе с ними прочитать книгу в классе.
МАСТЕРСТВУ У ТЕХ, КТО ПИШЕТ ИЛИ ГОВОРИТ О ШКОЛЕ, НЕ РАБОТАЯ В НЕЙ, НЕ НАУЧИШЬСЯ. УЧИТЬСЯ НАДО У ПРАКТИКА, А ЛУЧШЕ У САМОГО СЕБЯ: ОТКРОЕТСЯ БОЛЬШЕ, ЧЕМ НА КУРСАХ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ. В этом помогает рефлексия, процесс, который не требует особых условий труда, который постоянно происходит внутри каждого.
А все искусства черпают вдохновение и жизненные силы из одних и тех же источников: всепоглощающее ощущение жизни, любовь к прекрасному, к людям, к своей профессии. Педагогическое искусство- это «выработка» своего метода поиска, это процесс, каждый момент которого ценен для личности и значим для общества. Они принесут учителю удовлетворение и дадут положительные результаты в обучении и воспитании учащихся.
Л.А.Данцова, учитель русского
языка и литературы