Эзоп VI век до н. э.
Эзоп (Эсоп) считается родоначальником басни как жанра, а также создателем художественного языка иносказаний - эзопова языка, который не утратил своей актуальности с античных времен до наших дней. В самые мрачные периоды истории, когда за правдивое слово можно было лишиться головы, человечество не впадало в немоту лишь потому, что у него в арсенале был эзопов язык - оно могло выражать свои мысли, воззрения, протесты в сюжетах из жизни животных, птиц, рыб.
С помощью басен Эзоп преподал человечеству азы мудрости.
По преданиям, Эзоп родился в VI веке до н. э. во Фригии (Малая Азия) , был рабом, а затем вольноотпущенником. Некоторое время жил при дворе лидийского царя Креза в Сардах. Позднее, находясь в Дельфах, был обвинен жреческой аристократией в святотатстве и сброшен со скалы.
Под именем Эзопа сохранился сборник из 426 басен в прозаическом изложении.
Басням из этого сборника писатели разных эпох придавали литературную форму. В I веке н. э. этим прославился римский поэт Федр, а во II веке - греческий писатель Вабрий. В средние века басни Эзопа и Федра выпускались специальными сборниками и были очень популярны. Из них черпали сюжеты баснописцы нового времени Лафонтен во Франции, Лессинг в Германии, И. И. Хемницер, А. Е. Измайлов, И. А. Крылов в России.
Федр - древнеримский баснописец. Жил Федр в 1 в. по Р. Хр. ; родом был из римской провинцииМакедонии. В Италию попал, вероятно, еще очень молодым; судя по заголовку его произведений, он был вольноотпущенником Августа.
Честолюбие побудило его заняться поэзией. Он решил переложить латинскими
ямбами Эзоповы басни, но уже во 2-й книге вышел из роли подражателя и
написал басню на сюжет из жизни Тиберия. Стремление поэта сблизить темы
своих произведений с современностью оказалось гибельным для него, так
как в это время императорская власть начинала уже преследовать свободу
литературы, а многочисленные доносчики жадно пользовались всяким случаем
для возбуждения процессов по оскорблению величества. Всемогущий любимец
Тиберия, Сеян, усмотрел в некоторых баснях намек на свою особу и
причинил поэту много неприятностей, может быть даже отправил его в
изгнание. При Калигуле Федр, вероятно, выступил с третьей книгой своих
басен. Этой книгой поэт хотел закончить свою поэтическую деятельность,
чтобы "оставить что-нибудь для разработки и своим будущим собратьям", но
это не помешало издать ему четвертую и пятую книги. Умер Федр, вероятно,
около 87 - 88 гг. по Р. Хр. Одному из своих покровителей он гордо
заявлял, что имя его будет жить, пока будут чтить римскую литературу, но
он рассчитывал скорее на будущие поколения, чем на современников,
отношение которых к нему он сравнивает с отношением петуха к жемчужному
зерну. Стремясь исключительно к славе, Федр не домогался никаких
материальных выгод. Главная его заслуга заключается в том, что он ввел в
римскую литературу басню, как самостоятельный отдел; раньше она
встречалась в произведениях разных писателей только спорадически.
Несмотря на неоднократные заявления баснописца о своей
самостоятельности, он в лучших своих произведениях остается только
подражателем Эзопа. Его попытки сочинять басни в духе Эзопа следует
признать неудачными.
Тип урока: вступительный (опережающее задание: Познакомиться в учебнике со вступительной статьей “Басни” стр. 244 -245 Литература. Начальный курс 5 класс.: Учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях. Ч.1 авт.-сост.: М.А. Снежневская, О.М.Хренова – 4-е издание. – М.: Мнемозина, 2001.)
Триединая задача (образовательные воспитательные, развивающие задачи урока):
Продолжить знакомство с творчеством И.А.Крылова, с текстом басни.
Учимся умению анализировать текст басни, строить полный ответ, побуждение учащихся к правильному прочтению и осмыслению басни.
Развивать умение понимать иносказательный подтекст басен и их мораль. Воспитывать любовь и интерес к родной литературе.
См. статью ниже!
№ | Аспекты учебной деятельности | Уровень литературного развития | Аргументация целесообразной учебной деятельности |
низкий | средний | высокий |
1. | Методы обучения | Репродуктивная деят-ть | Частично-поисковый | Исследовательский | |
2. | Вопросы | Викторина по басням И.А.Крылова ( “Из каких басен эти строки?”, “Продолжи крылатые слова…”) | Сообщение о баснописцах (Эзоп, Лафонтен ) Словарная работа: аллегория (эзопов язык), мораль. | Почему эпиграфом к разделу взяты слова И.А.Крылова: “Люблю, где случай есть, пороки пощипать!”? Чем напоминает басня сказки и чем отличается от них? | Развитие читательского кругозора и элементарных навыков сопоставительного анализа. |
3. | Повторяем материал | Басни, с которыми учащиеся были знакомы уже в начальной школе и познакомились самостоятельно | Термины, развитие речи. | Нравоучительный вывод, работа с терминами: сказка – басня.(Работаем с определением басни и составляем опорный конспект) | 1-я группа – заинтересовать, дать возможность поработать с текстами, составление викторины и ее проведение в классе. 2-я группа – повторение терминов, необходимых для работы на уроке, проведение терминологической пятиминутки (в любой форме по желанию ребят) 3-я группа – сопоставительная работа, представление опорных конспектов по теме, составленных ребятами попарно, индивидуально или в группе |
4. | Внутрипредметные связи | Навык работы с литерат. произведениями | Самостоят. поиск информации | Умение строить монологическое высказывание, аргументировать свои мысли. | 1-я группа – формирование Навыка работы со справочной литературой. 2-я, 3-я группы – задания ориентированы на самостоятельный поиск информации и развитие речи. |
5. | Межпредметные связи | Подобрать иллюстрации по теме “Отечественная война 1812 года” | Узнать имена героев войны 1812 года, найти портреты и принести на урок. | История: Отечественная война 1812 года (небольшое.сообщение) | 1-я группа – формирование Навыка работы со справочной литературой. 2-я, 3-я группы-задания ориентированы на самостоятельный поиск информации и развитие речи. |
6. | Самостоятельная работа по группам (карточки-информаторы) | Когда, где и в какой семье родился Крылов? Какие факты свидетельствуют об одаренности будущего баснописца и его тщательной работе над собой? Каким был первый литературный опыт Крылова? | В каких поступках Крылова выразилась его тяга к знаниям, искусству, к общению с людьми разных слоев? | Современником каких исторических событий и великих людей был Крылов? Почему именно басни заняли основное место в творчестве Крылова ? (Эпиграф к теме) | 1-я группа – вопросы репродукт., рассчитаны на запоминание и воспроизведение фактов. 2-я группа – вопрос на частично- поисковую деят- ть и обобщение фактов. 3-я группа – самостоятельная исследоват. деят- ть. |
7. | Контроль и обратная связь | По каким жанровым признакам мы можем определить, что перед нами басня? Какие слова писателя передают возникший переполох на псарне? | Зачитайте мораль басни. В какой ситуации в вашей жизни вы могли бы употребить эти слова? Проследите за поведением Волка и объясните причину его лицемерной речи. | Почему прав был Ловчий, не пожалев Волка? Как вы думаете, почему Крылов подарил эту басню Кутузову? | Вовлечение в работу всего класса, организация для каждого ученика интересной и посильной поисковой деятельности. |
8. | Планируемые результаты | Знать отличительные признаки басни, работа с текстом, позволяющая развивать навыки аналитической деятельности | Умение строить монологический ответ, рассуждать, работа с текстом, позволяющая развивать навыки аналитической деятельности | Работа с текстом, позволяющая развивать навыки аналитической деятельности, развивать умение рассуждать, доказывать свою точку зрения | Знакомство с текстом басни “Волк на псарне”, развитие у учащихся правильного понимания смысла басни и ее морали, умения доказать текстом это понимание. Обучение монологическому высказыванию по теме, а у сильных учеников развивать умение аргументировать свои мысли. Воспитание любви к родной литературе. |
9. | Фомы организации учебной деятельности | Выразительное чтение (фронтальная работа, индивидуальная) | Выразительное чтение по ролям (групповая работа, индивидуальная) | Элементы анализа произведения, творческое задание –устное мини-сочинение в группе “ Как вы думаете, почему Крылов подарил эту басню Кутузову?” | 1-я группа -предоставляется возможность поработать с текстом каждому ученику, попробовать свои силы. 2-я группа – развивается умение работать как индивидуально, так и в паре, в группе. 3гр.- задание позволяет сильным ученикам развивать умение аргументировать свои мысли, работать в группе, приучает к сотворчеству, умению выслушивать и принимать во внимание чужое мнение. |
10. | Домашнее задание (по выбору учащихся) | Выразительно прочитать басню. Подумайте, как передать при чтении лицемерие Волка, мудрость Ловчего и переполох на псарне. | Чтение басни в лицах. Инсценировка. | К каким другим случаям из жизни можно применить эту басню? Об одном из подобных случаев расскажи или напиши короткий рассказ. | Учащиеся сами определяют, что им интересно, что по силам. Это снимает Негативный эффект обязательной работы и развивает навыки самооценки |
Страницы русской классики "Басни И.А. Крылова". Обобщающий урок литературного чтения в 4-м классе
Цели:
1.Обобщить и систематизировать знания детей о жизни и творчестве И.А.Крылова.
2.Развивать у учащихся эмоционально-эстетическое восприятие басен И.А.Крылова и обучать выразительному чтению.
3.Воспитывать интерес к чтению, прививать любовь к русской классической литературе.
Оборудование: мультимедийный проектор, диск с пословицами, портрет баснописца, у каждого ученика учебник “В океане света” Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой 4 кл., ч.1; сборники басен И.А.Крылова; выставки рисунков-иллюстраций к басням, альбом иллюстраций по произведениям И.А.Крылова.
Ход урока
Поэт и мудрец слились в нем воедино.
Н.В. Гоголь
I. Организационный момент.
- Добрый день, ребята! Сегодня на наш урок чтения пришли гости. Садитесь. Прочитайте тему урока.
(«Страницы русской классики. Басни. И.А. Крылова»)
II. Проверка домашнего задания.
- А кто из вас знает басни И.А.Крылова наизусть.
Чтение детьми басен “Свинья под дубом ”, «Лебедь, Щука и Рак», “Стрекоза и муравей” наизусть
Слайд № 1,2 иллюстрации к басням Приложение1
III. Основная часть урока.
1. Вступительное слово учителя.
- Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с жизнью и творчеством великого русского баснописца И.А.Крылова. Еще раз обратимся к его произведениям, почитаем, подумаем над их значением, и чему они учат. 1 мин.
- Вспомните, чем удивительна и необычна была жизнь Ивана Андреевича Крылова. 2 мин.
Высказывания детей, опираясь на материал статей “Заветный сундучок”, и “Лавровый венок” (по И.Сергееву) 2мин
Жизнь баснописца в детстве была необычайно бедной, ему не пришлось учиться, но мать составила план образования сына, следила за его занятиями. Будущий писатель получил скудное образование, но в нем жила жажда знаний, он любил читать, размышлять о прочитанном. Его усиленные самостоятельные занятия принесли необыкновенные результаты: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных и просвещенных людей своего времени. Басни встречались с восторгом, а слава Ивана Андреевича стала расти.
- Все творчество баснописца было прочно связано с жизнью народа, служило его интересам. Крылов не только много знал о народе, он как бы проник в тайны народной мысли.
“Это наша крепкая русская голова, - сказал Н.В.Гоголь, - тот самый ум, который сродни уму наших пословиц, тот самый ум, которым крепок русский человек”. Слайд № 3 слов Гоголя (2мин)
- Обратите внимание на портрет. Что можно сказать об этом человеке?
(Это мудрый человек с открытым лицом, добрыми и проницательными глазами)
- Какой жанр литературы использовал И.А.Крылов для своих произведений? (Басня)
- А что такое басня? 1 мин
(Басня – это вымысел, выдумка) 1мин
- Да, Крылов в своих произведениях помогает людям узнавать самих себя, помогает им обнаруживать свои недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Баснописец учит мудрости жизни. Познакомиться с басней Крылова - значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и о людях.
2. Чтение басни “Ворона и лисица”. (5 мин) Слайд № 4 иллюстрация к басни
- Сейчас ребята мы прочитаем одну из самых известных классических басен И.А.Крылова, которую знает каждый русский человек, уважающий себя и любящий русскую литературу.
Чтение басни “Ворона и лисица” по ролям.
- Какие недостатки людей высмеиваются в этой басне? 1мин
(Лесть, глупость)
- Что такое мораль?
(Мораль – это логический, поучительный вывод из чего – нибудь)
- Какова мораль этой басни?1мин
(В мире существует такой порок, как лесть, её нужно опасаться, не допускать до себя льстивых людей. Не нужно быть глупым и доверчивым, понимать, где правда, а где – ложь)1мин
- Мораль прочитаем все вместе хором.
- Какой пословицей можно выразить главную мысль этой басни?1мин
(Держи ухо востро).1мин Слайд № 5 пословица
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? 1мин
- Вы очень хорошо потрудились и, наверное, устали. Так давайте отдохнём.
IV. Физкультминутка (2 мин.)
Все захлопали в ладоши
Дружно, веселей!
Застучали наши ножки-
Громче и быстрей!
По коле ночкам ударим-
Тише! Тише! Тише!
Ручки, ручки поднимаем-
Выше! Выше! Выше!
Завертелись наши ручки;
Снова опустились
Мы на месте покружились
И остановились.
V.Викторина
-А сейчас я предлагаю вам поучаствовать в викторине. И узнаем, кто лучше знает содержание басен И.А.Крылова.
- У каждого из вас на столе лежат листы с фрагментами текста, и ребята каждого ряда будут зачитывать отрывки из басен.
Ваша задача – угадать, из какой басни эти строки?
Задание №1. “ Узнай название басни по её отрывку” 4 мин Приложение2
1 ряд (зачитывают отрывки из басен для 2,3 ряда)
1. Да только воз и ныне там.
(“Лебедь, Щука и Рак ”)
2. А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь.
(“Квартет”).
2 ряд (зачитывают отрывки из басен для 1,3 ряда)
1. Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет,
То их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
(“Мартышка и очки”).
2. Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой.
И до вешних только дней.
Прокорми и обогрей!
(“Стрекоза и муравей”).
3 ряд (зачитывают отрывки из басен для 1,2 ряда)
1. Он порча, он чума, он язва здешних мест!
А Васька слушает да ест”.
(“Кот и повар”).
2. Вот то-то мне и духу придает,
Что я совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
( “Слон и Моська”).
Задание №2. «Узнай героя басни» 2 мин
Кто лето красное пропел? {стрекоза) «Стрекоза и муравей»
Кто нашел жемчужное зерно? {петух) «Петух и Жемчужное зерно»
Какие грызуны щуке хвост отъели? {крысы) « »
На кого лягушка хотела быть похожа? {вол) «Лягушка и Вол»
Кто наделал славы, а моря не зажег? {синица) «Синица»
Кому осел посоветовал познакомиться с петухом? « »
Какую ягоду не смогла достать лиса в саду? (виноград) «Лисица и Виноград»
Кто насолил всей деревне? (волк) « »
Кривляки в баснях Крылова (обезьяны) « »
В какой басне лев воевал и с кем? (барс) « »
К кому воробей обращается с такими словами: «Всё ваша музыка плоха!..»
- Чтобы ответить на последний вопрос надо прочитать басню «Кукушка и Петух»
3. Чтение басни “Кукушка и Петух” 3 мин Слайд № 6 иллюстрация к басни
- Какие недостатки людей высмеивает Крылов в этой басне? 1мин
(Лесть, подхалимство)
- Чему вас учит эта басня? 1мин
(Нужно быть честным по отношению к себе и к другим. Говорить только то, что есть на самом деле, не кривить душой)
- Какая пословица перекликается с сюжетом этой басни? 1мин
(Лучше горькая правда, чем сладкая ложь) Слайд № 7 пословица
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? 1мин
- Какие слова из басни являются моралью? 1мин
- Какие выражения в русском языке называются «крылатыми»?
(Крылатые выражения – образные, меткие выражения, вошедшие в общее употребление)
- А какие слова из других басен И.А.Крылова стали крылатыми выражениями?
(Да только воз и ныне там. Вперёд чужой беде не смейся, Голубок. У сильного всегда бессильный виноват.)
VI. Итог урока. Слайд № 8 (иллюстрации 5 - 6 басен, коллаж)
- Сегодня мы постарались вспомнить басни И.А. Крылова, с которыми познакомились на уроках. 1мин
-Какие человеческие слабости и пороки высмеивал автор в своих произведениях? 1мин
(Жадность, скупость, эгоизм, назойливость, ложь, лицемерие, равнодушие к чужому горю, хвастовство, душевную чёрствость, подхалимство, лень, неблагодарность)
Чему вас научили басни? 1мин
(Быть честным и искренним по отношению к себе и другим людям, быть трудолюбивым, добрым, отзывчивым) 1мин
VII. Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение басни, которую мы не читали на уроке. Нарисовать к ней иллюстрацию.1мин
VIII. Заключительное слово учителя
- Прошло более полутора веков, как басни Крылова полюбились русскому сердцу, и, надо прямо сказать, пока он никем не превзойден. Дедушка Крылов по-прежнему царствует над басенным миром.
Недаром еще А.С.Пушкин сказал: “...Крылов превзошел всех нам известных баснописцев”. Слайд № 9
И мне хочется пожелать вам, ребята, идти рядом с баснями Крылова, перечитывать их, задумываться о мудрости этих басен, поступках других и тогда, я думаю, ваша жизнь будет лучше, богаче, интереснее.
Спасибо за урок!
Урок-викторина по басням И.А. Крылова для 5-го класса
Цель урока:
1. Показать нравоучение, мораль басен Крылова.
2. Проверить знание басен.
3. Учить выразительному чтению басен, инсценированию.
Оборудование: портрет баснописца Крылова, иллюстрации к басням, рисунки, лучшие письменные работы детей, “Проба пера”-басни, написанные детьми.
Ход урока:
I. 1. Оргмомент.
2. Вступительное слово учителя.
3. Проверка домашнего задания: учащиеся читают написанные дома рассказы, похожие на басню.
4. Беседа.
Дать определение басни. (Басня - это короткий рассказ, чаще сценка с диалогом или разговором между действующими лицами).
Понравилась ли вам, какая-либо басня Крылова? Прочтите наизусть или выразительно.
II. Проведение викторины. В викторине принимают участие две команды. Участники распределены заранее, определяется жюри.
Задание 1. Каждая команда должна приготовить по 3 рисунка соперникам. Показывая друг другу рисунки, угадать из какой басни взят этот эпизод.
Задание 2. Отличить стихотворение от басни.
1. а) Рыжая белочка с рыжим хвостом,
Маленький рыжик нашла под кустом
Маленький рыжик она засолила,
В банку большую его положила.
Белке теперь не страшны холода:
Есть у нее на всю зиму еда.
(Стихотворение)
б) В деревне, в праздник, под окном
Помещичьих хором,
Народ толпился.
На белку в колесе, зевал он и дивился.
Вблизи с березы ей дивился тоже Дрозд:
Так бегала она, что лапки лишь мелькали
И раздувался пышный хвост.
(басня)
2 а) Голодная кума Лиса залезла в сад;
В нем винограда кисти рделись.
У кумушки глаза и зубы разгорелись;
А кисти сочные как яхонты горят;
Лишь то беда, висят они высоко.
(басня)
б) Оранжевой лисице
Всю ночь морковка снится -
На лисий хвост похожа:
Оранжевая тоже.
3. а) Что за странный Олененок?
Он решил что он Осленок,
Повторял он целый день:
“Я осел, а не олень”.
И тогда сказала мама:
“До чего же ты упрямый,
Чуть с ума меня не свел,
Может, правда, ты осел”?
б) Осел увидел Соловья,
И говорит ему: “Послушай-ка, дружище!
Ты сказывают, петь великий мастерище:
Хотел бы очень я
Сам посудить твое услышав пенье,
Велико подлинно твое уменье”?
4. а) В прекрасный летний день,
Бросая по долине песнь,
Листы на дереве с зефирами шептали,
Хвалились густотой, зеленью,
И вот как о себе зефирам толковали.........
б) Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу,
Я сорву ее и маме в день рожденья принесу:
С фиолетовой сирень будет жить она
На столе в красивой вазе около окна.
Как вы узнали, что это басня, по каким признакам?
Задание 3. Узнай басню.
Учитель читает отрывок из басни, а дети прослушав, должны сказать название.
“Навозну кучу разрывая,
Петух нашел Жемчужное зерно
И говорит: “Куда оно?
Какая вещь пустая!
Не глупо ль, что его высоко так ценят?!
(“Петух и Жемчужное Зерно”)
Лягушка на лугу увидев Вола,
Затеяла сама в дородстве с ним сравняться
Она завистлива была.
И ну топорщиться, пыхтеть и надуваться
(“Лягушка и Вол”)
Тут повар на беду, из кухни кинул кость,
Вот новые друзья к ней взапуски несутся.
(“Собачья дружба”)
Не знаю, как и чем, а знаю что сначала
Лиса Оленя поимала
И шлет к товарищам послов,
Чтоб шли делить счастливый лов...
(“Лев на ловле”)
Задание 4. Продолжи строку.
Учащимся следует продолжить начатую учителем басню, из изученных в начальных классах.
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела.....
По улицам слона водили,
Как, видно, на показ.......
Однажды Лебедь, Рак да Щука,
Везти с поклажей воз взялись....
Вороне где-то бог послал кусочек сыру:
Н аель Ворона взгромоздясь.....
Задание 5. Инсценирование басен. Кто лучше?
1 команда - “Демьянова уха”
2 команда - “Волк и ягненок”
Задание 6. Угадать к какой басне данные иллюстрации и озвучить их
1 команда - иллюстрация: волк показан генералом.
2 команда - иллюстрация: волк сидит в углу.
Подвести итог викторины. За каждый правильный ответ команда получала жетон.
III. Заключительное слово учителя. Запись в тетради слов Белинского:
“Слава Крылова все будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего народа русского”.
IV. Итог урока, выставление оценок.
Д/З. Подготовиться к внеклассному чтению.
Литературная игра «Викторина "Басни дедушки Крылова"»
Цели урока: обобщить знания детей о творчестве И.А.Крылова; расширение представления учащихся о своеобразии басен Крылова; активизация творческой активности, развитие творческих способностей.
Оборудование: портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, выставка книг И.А.Крылова, рисунки учащихся. На доске запись: “В баснях Крылова всем есть уроки” Н.В.Гоголь.
Ход урока
Вступительное слово учителя:
Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни – маленькие произведения, которые учили жить по справедливости.
Сегодня мы проводим литературную игру – викторину по произведениям И.А.Крылова. Наша игра будет состоять из нескольких конкурсов, в результате которых будут выбраны лучшие знатоки басен.
1. Литературная разминка.
1. Назовите 5 басен, героем которых является лев. (“Лев и Барс”, “Лев и Мышь”, “Лев и Лисица”, “Лев и Волк”, “Лев, Серна и Лиса”, “Воспитание Льва” и др.)
2. В какой басне:
а) “Голодная кума – лиса
Залезла в сад…” (“Лисица и Виноград”)
б) “И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло…” (“Ворона и Лисица”)
в) “Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться…” (“Волк и Ягненок”)
г) “По улицам Слона водили…” (“Слон и Моська”)
д) “Васька – кот в углу, припав за уксусным бочонком
Мурлыча и ворча,
Трудиться за курчонком” (“Кот и повар”)
Чтение басни Крылова наизусть.
2. “Крылатые слова”
Многие слова и выражения из произведений И.А.Крылова стали “крылатыми”, т.е. со страниц книги перешли в нашу речь. Это произошло еще и потому, что Крылов обладал великим даром: он умел в одной строчке передать основную мысль басни, ее мораль.
Перед вами “крылатые” выражения, записанные на карточках и названия басен. Вы должны соединить название и “крылатое” выражение.
1 команда.
“А ларчик просто открывался” | “Ларчик” |
“А воз и ныне там” | “Лебедь, Щука и Рак” |
“За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха?” | “Кукушка и Петух” |
2 команда.
“А Васька слушает да ест” | “Кот и Повар” |
“Хоть видит око, да зуб неймет” | “Лисица и Виноград” |
“Ай, Моська, знать она сильна, Что лает на Слона!” | “Слон и Моська” |
Инсценировка басни “Кукушка и Петух”
3. Конкурс капитанов.
В какой басне была следующая мораль?
А) “Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок”. (“Ворона и Лисица”)
Б) “К несчастью то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, – цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит”. (“Мартышка и Очки”)
В) “А я бы повару иному
Велел на стенке зарубить:
Чтоб там речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить”. (“Кот и повар”)
Г) “Кто про свои дела кричит всем без умолку,
В том, верно, мало толку,
Кто делов истинно, – тих часто на словах.
Великий человек лишь громок на делах,
И думает свою он крепко думу
Без шуму”. (“Две бочки”)
Д) “Что ты посеял – то и жни” (“Волк и кот”)
Чтение басни наизусть.
Игра со зрителями
Детям предлагаются рисунки к различным басням. Они должны угадать к какой басне создан рисунок.
Пантомима – изобразить героев басни И.А.Крылова “Мартышка и Очки”
4. “Разгадай кроссворд”
Прочитав “крылатые” выражения, написав из каких они басен, вы узнаете их автора.
Щуку бросили в реку.
А ларчик просто открывался.
Слона – то я и не приметил
Как белка в колесе
Все кажется в другом ошибкой нам.
А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь.
(1. “Щука”. 2. “Ларчик”. 3. “Любопытный” 4. “Белка” 5. “Обоз” 6. “Квартет” )
Инсценировка басни “Стрекоза и Муравей”
5. “Кто сказал?”
а) “– Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Накорми и обогрей!” (Стрекоза. “Стрекоза и Муравей”)
б) “Васенька, мой друг! Скажи скорее,
Кто здесь из мужичков добрее,
Чтобы укрыть меня от злых моих врагов?
Ты слышишь лай собак и страшный звук рогов!
Все это ведь за мной.” (Волк. “Волк и кот”)
в) “А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно:
Во всем лесу у нас такой певицы нет!” (Петух. “Кукушка и Петух”)
г) “Сосед, что за причина эта?
Деревья – таки я ломать могу,
А не согнул ни одного в дугу.
Скажи, в чем есть тут главное уменье?” (Медведь “Трудолюбивый медведь”)
д) “Не стыдно ль, – говорит, средь бела дня
Попался!
Не провели бы так меня:
За это я ручаюсь смело.” (Голубь. “Чиж и Голубь”)
Инсценировка басни “Слон и Моська”
Вопросы болельщикам
1. Какими строчками заканчиваются следующие басни:
“Лебедь, Щука и Рак” (“Да только воз и ныне там”)
“Стрекоза и Муравей” (“Так поди же, попляши”)
“Ворона и Лисица” (“Сыр выпал – с ним была плутовка такова”)
2. Вставьте пропущенные слова в названия басен
“Мартышка и …”
“Слон и …”
“Кот и …”
“Стрекоза и …”
“Лисица и …”
“Волк и …”
6. “Угадай-ка”
Перед вами первые и последние строчки басен. Назовите басни.
1 команда:
а) “К кому-то принесли от мастера ларец…” (“Ларчик”)
б) “У сильного всегда бессильный виноват…” (“Волк и Ягненок”)
в) “Все в музыканты не годитесь” (“Квартет”)
г) “А ежели невежда познатней, так он ее еще и гонит…” (“Мартышка и Очки”)
2 команда:
а) “А польза в ней не так ,как в первой, велика…” (“Две бочки”)
б) “Тотчас оскомину набьешь” (“Лисица и Виноград”)
в) “Волк из лесу в деревню забежал..” (“Волк и кот”)
г) Прощай, хозяйские горшки… (“Обоз”)
Жюри подводит итоги.
Игра со зрителями
С помощью этого предмета можно было увидеть, “что это там за рожа”. Что это за предмет?
Назовите героиню, которая совсем “без драки” хочет “попасть в большие забияки”. (Моська.)
Персонажи какой басни Крылова восхваляли друг друга, “не боясь греха”? (“Кукушка и Петух”)
Куда попал “волк ночью, думая залезть в овчарню” (На псарню.)
Заключительное слово учителя
Более 200 басен было создано И.А.Крыловым. Многие художники делали к ним иллюстрации. Замечательный русский скульптор Петр Карлович Клодт выполнил персонажи басен в бронзе. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображен сидящим в кресле, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже, фигурки персонажей его басен. Познакомиться с басней Крылова – значит узнать что – то новое и важное о себе и людях. И наша литературная игра доказала, что вы настоящие знатоки басен И.А.Крылова.