«Ведение в комбинаторику. Правила суммы и произведения»
Технологическая карта урока с использованием ЭОР
Герасимова Ирина Георгиевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 38 имени Героя РФ Константинова Л. С.» города Чебоксары Чувашской Республики.
Предмет: математика
Пояснительная записка.
Тема: "Введение в комбинаторику. Правила суммы и произведения"
Место урока: начальный (1 урок в теме "Комбинаторика. Теория вероятностей")
Тип урока: урок «открытия новых знаний».
Целевая аудитория: 5-9 классы
Продолжительность: 40 минут.
Цель урока: ввести понятие науки "комбинаторика", комбинаторной задачи; познакомить с историей возникновения; показать учащимся на примерах практическое применение комбинаторики в повседневной жизни.
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с правилами суммы и произведения, методом перебора для решения комбинаторных задач, формировать навыки их применения при решении простейших задач;
Развивающая: развивать математическое мышление и логическую речь учащихся; мотивацию к познанию социокультурной среды;
Воспитательная: формировать навыки самоконтроля, воспитывать чувство ответственности за качество и результата выполняемой работы, вырабатывать партнерские отношения.
Методы обучения: проблемный, частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный, исследовательский.
Планируемые результаты:
Предметные умения | УУД |
Понимать, что такое «комбинаторика», «комбинаторная задача»; научить находить возможные комбинации чисел, слов, предметов, отвечающие условию задачи; научить правильно решать комбинаторные задачи методом перебора, дерева возможных вариантов, правила умножения; выбирать способ решения комбинаторной задачи. | Личностные: уметь вести диалог на основе равноправных отношений, взаимного уважения и принятия другого мнения, конструктивно разрешать проблемы; учащиеся приобретают уверенность в собственных силах. Регулятивные: уметь самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, проверять и оценивать результаты своей деятельности, выдвигать версии решения проблемы, выбирать средства достижения цели из предложенных; применять знания в учебной и жизненной ситуации. Познавательные: уметь добывать новые знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую, использовать знаково-символические средства для решения задач. Коммуникативные: уметь самостоятельно организовывать работу в паре, обеспечивая обмен знаниями между ее членами; отстаивать свою точку зрения; приводить аргументы. |
Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная форма работы, групповая, индивидуальная работа.
Оборудование и основные источники информации: компьютер, проектор, экран, авторская презентация к уроку, рабочая тетрадь, раздаточный материал (листы с заданием, карточки с задачами, шаблон буклета).
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация. Игра с рукопожатиями и подсчетом полученных комбинаций.
II. Активизация познавательной деятельности
Постановка проблемы урока:
Сценка.
- Холмс, это кажется, по вашей части
- Дорогой Ватсон, у Вас на подносе коробки с соком? Но, Вы же знаете, я не пью сок!
- Холмс мне просто нужен Ваш совет. Понимаете, я вчера, налив в равных количествах в стакан соки из двух коробок получил прекрасный коктейль. Теперь чтобы снова найти нужное сочетание, мне, очевидно, придется попробовать кучу вариантов. Но очень боюсь, что заболит живот.
- Не волнуйтесь, Ватсон, Вам в худшем случае придется попробовать шесть вариантов коктейлей. Хотя, может быть, вам повезет и нужный коктейль появится раньше последней из возможных комбинаций. В противном случае, если после проведения всех опытов у вас разболелся живот, то вам останется утешиться мыслью, что пострадали за науку.
- Вы смеетесь, Холмс? О какой науке может идти речь в подобной ситуации?
- Речь идет о комбинаторике – разделе науки, в котором рассматриваются задачи – подсчете числа комбинаций, составленных из некоторых элементов по определенным правилам. Вот Вы сейчас, Ватсон, столкнулись с элементарной комбинаторной задачей: «Сколько существует способов составить коктейль из двух напитков, взятых в равных количествах, если у вас имеется четыре сорта сока?»
- И как Вы так быстро решили задачу?
- Эта задача решается элементарно Ватсон!
Ну что, ребята, поможем Ватсону решить эту задачу? Итак, сколько же вариантов (способов) мы получим с вами, если у нас есть четыре сорта сока: лимонный, апельсиновый, клубничный и вишневый?
Ученики решают задачу и один около доски.
Л, А, К, В. Варианты: ЛА, ЛК, ЛВ,
АК, АВ, КВ.
Учитель:
Шерлок Холмс и доктор Ватсон столкнулись с так называемыми комбинаторными задачами. Сегодня на уроке мы познакомимся с разделом математики, который позволяет ответить на вопросы "Сколькими способами... " или "Сколько вариантов..." Так что же изучает комбинаторика? Давайте запишем определение этой науки в наши буклеты, которые мы будем заполнять в течение нашего занятия.
Итак, кто запомнил, что такое комбинаторика? Выслушав ответы, записываем: Комбинаторика – раздел математики, в котором рассматриваются задачи о подсчете числа комбинаций, составленных из некоторых элементов по определенным правилам. Задача комбинаторики – это задача размещения объектов по специальным правилам и нахождение числа способов таких размещений. Особая примета комбинаторных задач – вопрос, который можно сформулировать так, чтобы он начинался словами «Сколькими способами…»
"Учимся не для школы, а для жизни" (Сенека Люций Анней - римский философ и поэт). Эти слова, я хочу взять эпиграфом к нашему уроку. Так как при изучении нового материала ребята часто задают вопросы: "А зачем она нужна?", "Может ли она чем-то помочь в реальной жизни?"
Поэтому для начала предлагаю поиграть в игру.
Игра "Верите ли вы, что..."
Верите ли вы, что… | да | нет | не знаю |
с этой наукой вы сталкиваетесь каждый день? что комбинаторика поможет стать востребованным в реальной жизни? что достаточно купить три билета для "крупного" выигрыша в лото? что и в игре, и в жизни можно предугадать действия соперника? что комбинаторика применима практически во всех сферах жизнедеятельности человека? | в нач. | в кон | в нач. | в кон | в нач. | в кон |
| | | | | |
Я выслушала ваше мнение и в конце урока мы вернемся к этим вопросам.
III. Подготовка к основному этапу изучения нового материала.
Учитель: В старинных русских сказаниях повествуется, как богатырь, доехав до распутья, читает на камне: "Вперёд поедешь – голову сложишь, направо поедешь – меча лишишься”. А дальше уже говорится, как он выходит из этого положения, в которое попал в результате выбора. Но выбирать разные пути или варианты приходится и современному человеку. Эти пути и варианты складываются в самые разнообразные комбинации. И целый раздел математики, именуемый комбинаторикой, занят поисками ответов на вопросы: сколько всего есть комбинаций в том или ином случае, как из этих комбинаций выбрать наилучшую.
Из истории.
С задачами, в которых приходилось выбирать те или иные предметы, располагать их в определенном порядке и отыскивать среди разных расположений наилучшие, люди столкнулись еще в доисторическую эпоху, выбирая наилучшее положение охотников во время охоты, воинов – во время битвы, инструментов – во время работы. Первые упоминания о вопросах близких к комбинаторным, встречаются в китайских рукописях 12-13 вв до н.э. В древней Греции изучали фигуры, которые можно было составить из частей квадрата, разрезанного особым образом. Позже появились такие игры как нарды, карты, шашки, шахматы и т.д. В каждой из этих игр приходилось рассматривать различные сочетания фигур, и выигрывал тот, кто их лучше изучил, знал выигрышные комбинации и умел избегать проигрышных. Не только игры давали пищу для комбинаторных размышлений математиков. Еще с давних пор дипломаты, стремясь к тайне переписки, изобретали сложные шифры, а секретные службы других государств пытались эти шифры разгадать. Стали применять шифры, основанные на комбинаторных принципах, например, на различных перестановках букв с использованием ключевых слов и т. д. Многие ученые проводили исследования по комбинаторике. И только в 1666 г. была опубликована работа Готфрида Вильгельма Лейбница «Об искусстве комбинаторики». С этого момента комбинаторику рассматривают как самостоятельный раздел математики.
Задача, в которых идет речь о тех или иных комбинациях объектов, называются комбинаторными. Область математики, в которой изучаются комбинаторные задачи, называются комбинаторикой.
И сегодня мы научимся находить возможные комбинации для решения элементарных комбинаторных задач и рассмотрим сферы их применения. Продуктом нашей совместной деятельности станет выпуск буклета "Комбинаторика в нашей жизни".
IV. Открытие нового знания.
Учитель: Скажите, а вам приходиться делать выбор, подсчитывать способы? В каких ситуациях?
Представим ситуацию: мама отправляет вас в магазин купить что-нибудь к чаю. В магазине 8 сортов печенья, 10 сортов конфет, 17 сортов конфет и 3 вида тортов. сколько вариантов выбора покупки вы имеете?
Данная задача является элементарной комбинаторной задачей. Какие действия необходимо по вашему выполнить для ее решения? (правило сложения).
Учитель: А теперь рассмотрим другие виды задач. У каждой из вас пары есть задача и все необходимые инструменты для практического ее решения. Приступайте. Примеры задач:
Уважаемая миссис Хадсон к нам придут гости. В качестве вторых блюд приготовьте мясо, котлеты и рыбу. На сладкое – мороженое, фрукты и пирог. Гость выбирает одно второе блюдо и одно блюдо на десерт. Подсчитайте, сколько будет гостей, и поставьте необходимое количество стульев. Очень вас прошу, чтобы количество стульев соответствовало количеству приглашенных.
Давайте поможем миссис Хадсон.
Мясо - фрукты мясо - мороженое мясо - пирог.
Котлеты-фрукты котлеты - мороженое котлеты - пирог.
Рыба – фрукты рыба - мороженое рыба – пирог.
Следовательно, необходимо поставить 9 стульев.
1. Государственные флаги некоторых стран состоят из трёх горизонтальных полос одинаковых по ширине, но разных по цвету: белый, синий, красный. Сколько стран могут использовать такую символику, при условии, что у каждой страны свой отличный от другой, выбор полос.
2.Изменяя порядок слов: мою, руки, я, составьте всевозможные предложения.
3.Предположим, что имеется белый хлеб, черный хлеб, сливочное масло, сыр, колбаса и шпроты. Сколько бутербродов можно приготовить? (Без повторения продуктов)
Эти задачи мы решили методом перебора возможных вариантов. Этот способ прост для небольшого количества элементов. А что делать в остальных случаях? Давайте размышлять. Что общего есть при решении данных задач? Сформулируйте правило для решения данных задач.
(Решение задач оформляется в рабочей тетради)
V. Первичное осмысление и применение нового знания.
Холмс мягко улыбнулся: « Послушайте Ватсон, мне вчера подарили книгу баснописца Крылова, и я смог познакомиться с любопытной басней « Квартет».
Проказница Мартышка,
Осел, козел,
Да косолапый Мишка,
Затеяли играть квартет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
«Стой, братцы, стой!- кричит Мартышка-
Погодите!
Как в музыке идти? Ведь вы не там сидите».
И замечательная мораль у этой басни. В содержание этой басни прячется симпатичная задача, и связана она с комбинаторикой.
Послушайте и решите эту задачу: « Сколькими способами могут сесть крыловские музыканты? Подсчитайте число возможных вариантов посадки артистов в квартете». Применяя правило произведения, ребята объясняют и считают число возможных вариантов.
Ну что молодцы ребята справились с задачей.
VI. Закрепление знаний и способов действий.
Просмотр слайдов "Применение комбинаторики ".
Учитель: Каждый из нас хочет быть востребован в жизни. Представите, что вы решили заняться бизнесом (частный ресторан, туристическое агентство, спортивный клуб). Для того, чтобы ваше заведение было конкурентоспособным необходимо знать, что ваших клиентов интересует больше всего. Учитель: навыки решения комбинаторных задач в дальнейшем помогут вам творить, думать необычно, оригинально, смело, видеть то, мимо чего вы часто проходили не замечая, любить неизвестное, новое; преодолевать трудности и идти через невозможное вперед.
Математика повсюду –
Глазом только поведешь
И примеров сразу уйму
Ты вокруг себя найдешь…
Я предлагаю вернуться к нашей игре "Верите ли вы, что..." и переосмыслить свои ответы.
VII. Рефлексия.
Учитель: Так может ли комбинаторика помочь в реальной жизни? В чем?
Я рада слышать ваши ответы. Я сегодня увидела в вас энергичных, предприимчивых, ярких личностей. Я уверена, что каждый из вас найдет достойное место в жизни.
VIII. Домашнее задание. Придумайте несколько комбинаторных задач.
Этапы | Цель | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты |
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности | Создание благоприятного психологического настроя на работу. Создание условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность. | 3 мин | Приветствует учащихся, включает в деловой ритм, готовит класс к работе, мотивирует учащихся на дальнейшую работу с помощью вопроса: Сколько всего рукопожатий было совершено среди обучающихся одного ряда? Напоминает правила работы в паре. | Приветствуют друг друга рукопожатиями. Эмоционально настраиваются на работу. Включаются в деловой ритм урока. | Личностные: мотивация учения; Регулятивные: организация своей учебной деятельности Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Активизация познавательной деятельности | Формировать у учащихся основные элементарные знания по комбинаторике и ее применению в реальной жизни. | 7 мин | Организует поисковую деятельность, контролирует усвоение первичных знаний о комбинаторике и ее применение в реальной жизни, обобщает изученный материал | Просматривают сценку, заранее подготовленную учащимися старших классов, знакомятся с понятием «Комбинаторика» и областями ее применения; выполняют задания на рабочих листах; пары представляют полученную информацию другим обучающимся; оценивают результаты своей работы. | Познавательные: умение работать с текстом, поиск и выделение необходимой информации. Личностные: умение вести диалог на основе равноправных отношений Регулятивные: умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, оценивать результаты своей работы; Коммуникативные: определение целей; умение слушать и понимать речь других; формулирование мысли в устной и письменной форме. |
3. Подготовка к основному этапу изучения нового материала | Формулирование темы и задач урока, выбор способа и средств реализации цели урока | 3 мин | Выступает в роли организатора. После ответов детей уточняет элементы темы. | Предлагают и согласовывают тему урока, формулируют конкретную цель. Планируют решения учебной задачи. | Регулятивные - целеполагание, прогнозирование Личностные: смыслоопределение, смыслообразование Познавательные: мыслительные операции и самостоятельное определение и формирование цели Коммуникативные: выражение своих мыслей, умение слушать и понимать речь других |
4. Открытие новых знаний и способов действий | Знакомство со способами решения комбинаторных задач; построение обучающимися новых способов действий и формирование способности к выполнению задания (обсуждение решения в парах) | 7 мин | Обеспечивает мотивацию выполнения задания, контролирует усвоение знаний | Работают с текстом, знакомятся со способами решения комбинаторных задач, представляют информацию знако-символьными средствами, пары представляют результаты совместной деятельности другим обучающимся, анализируют и оценивают результы своей деятельности | Познавательные: умение работать с текстом, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме Личностные: умение вести диалог на основе равноправных отношений Регулятивные: умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, оценивать результаты своей работы Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других, с достаточной полнотой выражать свои мысли |
5. Первичное осмысление и применение нового знания. | Применение полученных знаний для решения комбинаторных задач | 15 мин | Консультирует, проверяет правильность решения. Организует соотнесение с эталоном для самопроверки. | Проговаривают новый способ действий. Решают комбинаторную задачу изученными способами, записывают решение с использованием знако-символьных средств, сверяют с готовыми решениями. Анализируют и оценивают результаты своей деятельности. | Личностные: смыслообразование Познавательные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач Коммуникативные: осуществление учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: составление плана и последовательности действий, умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, оценивать результаты своей работы |
6. Закрепление знаний и способов действий. | Возвращение к игре «Верите ли вы…» Переосмысление результатов | 2 мин | Проверяет усвоение нового материала в ходе беседы, вопросов и повторном тестировании | Закрепляют новые знания | Личностные: смыслообразование Познавательные: формирование навыков решения практических задач Коммуникативные: осуществление учебного сотрудничества с напарником, умение договариваться Регулятивные: умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность |
7. Рефлексия. Подведение итогов урока | Осмысление процесса и результатов деятельности | 2 мин | Подводит итог работы на уроке и анализирует достигнутые результаты | Подводят итоги своей работы на уроке – оценивают свою деятельность, делают вывод об уровне усвоения материала | Личностные: самооценка учебной деятельности, соотнесение цели и конечных результатов, степень их соответствия, смыслообразование Регулятивные: оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками |
8. Домашнее задание | Настрой на качественное выполнение домашнего задания, повышение учебной мотивации | 1 мин | Предлагает разные виды домашнего задания: обязательное, творческое и дополнительное | Записывают задание в дневники | Личностные: развитие внимания, самоопределение. Коммуникативные: сотрудничество с учителем. |