МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №1
им. Б.Н.Куликова г. Семикаракорска"
мастер-класс
«Уровневая дифференциация на уроках
литературы»
(семинар РМО учителей русского языка
и литературы)
Разработала: Девицкая Е.А. ,
учитель русского языка и литературы
г. Семикаракорск
19.02.2014 г.
Технология уровневой дифференциации на уроках русского языка и литературы.
(Слайд 1) Современная педагогическая наука утверждает, что обучать надо не всех, а каждого, ориентируясь на особенности субъективного опыта: особенности личности – смысловой сферы; особенности психического развития; уровень обученности в рамках определённого предмета ( сформированные у школьников знания, способы деятельности).
Разноуровневая работа на уроке литературы является важнейшим средством формирования способов мыслительной деятельности, развития творческого мышления, речи учащихся, а также способствует качественному прочтению программных произведений.
(Слайд 2 )
Ценность применения уровневых заданий заключается в том, что:
овладение уровневым подходом дает возможность учителю осуществлять диагностику и следить за динамикой интеллектуального развития учащихся;
учет индивидуальных особенностей учеников позволяет педагогу составлять задания таким образом, чтобы способствовать реализации возможностей каждого ребенка в рамках личностно ориентированного обучения;
применение уровневых заданий наиболее эффективно только вместе с другими вариантами письменной и устной проверки знаний, умений и навыков учащихся;
такие задания должны использоваться систематически, так как только лишь в этом случае их внедрение будет приносить хорошие результаты.
(Слайд 3) - (Схема урока дифференцированного обучения)
При использовании разноуровневых заданий учащиеся самостоятельно регулируют свой индивидуальный темп работы. Выполнение заданий начинается с ученического уровня абсолютно всеми учащимися, независимо от их способностей. Обучение идёт снизу вверх. Применение этой технологии требует ведения дополнительного журнала или ведомости, где учитель делает отметки о выполнении уровневых заданий каждого ученика.
(Слайд 4)
Принципы уровневой дифференциации:
Овладение обязательным уровнем подготовки.
Выделение и открытое предъявление всем участникам учебного процесса уровня обязательной подготовки.
Добровольность в выборе уровня усвоения и отчётности.
Соответствие содержания, контроля и оценивания знаний по уровневому подходу, в соответствии с которым контроль должен предусматривать проверку у всех учащихся достижения уровня обязательной подготовки. Это дополняется проверкой усвоения материала на более высоких уровнях.
(Слайд 5)
Оценку «3» получают учащиеся, которые выполнили задания первого и 1 задание 2-ого уровня. Оценку «4» получают учащиеся, которые выполняют задания первого, второго и 1 задание 3-его уровня. Оценку «5» получают учащиеся, выполнившие все задания 1 – 3 уровней. За выполнение 4-ого творческого уровня оценка ставится дополнительно.
Применение разноуровневой дифференциации по системе Ж.А.Караева приводит к обучению посредством активной самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Разноуровневые задания, рассчитанные на 25 – 35 минут, желательно выполнять на уроках закрепления, повторения и обобщения знаний. Целью данной работы является проверка усвоения материала по отдельным темам и разделам, а затем составляется мониторинг для того, чтоб ученик видел результаты своей работы и ликвидировал пробелы в знаниях.
Технология уровневой дифференциации способствует решению задач современного урока:
гарантирует стопроцентное достижение цели обучения по всем темам, хотя бы на обязательном ученическом уровне;
обеспечивает развивающий принцип обучения учащихся за счёт выполнения заданий более высокого уровня усвоения.
(Слайд 6)
Уровни.
1 уровень - ученический. Задания ученического уровня формируют репродуктивные умения в стандартной ситуации.
2 уровень – алгоритмический. Задания формируют репродуктивные умения в изменённой ситуации.
3 уровень – эвристический. Задания формируют исследовательские умения в нестандартной ситуации.
4 уровень – творческий. Задания рассчитаны на формирование творческих умений.
Уровневые задания позволяют комплексно выявлять результаты обучения и развития школьников.
(Слайд 7) Положительные и отрицательные аспекты уровневой дифференциации:

(Слайд 8) При изучении Сказок Салтыкова-Щедрина, целесообразно использовать разноуровневую дифференциацию. (Приложение 1. )
Страшная сила сатиры. «Сказки» М.Е.Салтыкова-Щедрина
1 уровень (репродуктивный) | 2 уровень (алгоритмический) | 3 уровень (поисковый) | 4 уровень (творческий) |
1. Рассказать о жизни генералов на острове, опираясь на текст сказки «Как один мужик двух генералов прокормил». 2. Какие черты характера автор выделяет у мужика, генералов? (беспомощность, глупость, властность, самонадеянность, покорность, трудолюбие, сметливость, талантливость, самоуничижение, невежество, неблагодарность и др.) | 1. Покажите с помощью примеров из текста незнание генералами реальной жизни, их неприспособленности. 2. Составить Синквейн -1 сущ. -2 прил. -3 глаг. - предл-ие (фраза) -сущ. (синоним) 3. Соотнести термин и толкование: гротеск – художественный прием в литературе, основанный на чрезмерном преувеличении, сочетании неожиданных и резких контрастов; аллегория – иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного образа (например в образе животного); гипербола - непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д.; сатира – беспощадно-уничтожающее развенчание отрицательных сторон жизни и человека при помощи смеха; юмор – изображение чего-либо в комическом, смешном виде. | 1. Подобрать по тексту «Повести…» примеры гротеска (гротеск –это ) 2. Укажите, в каких сказках Салтыкова-Щедрина используется прием гиперболы, аллегории, гротеска, фантастики. Подберите примеры. 3. Левша и «мужичина». Что их объединяет? | 1. В предложенном тексте найдите «приметы» сказок Салтыкова-Щедрина, доказывающие, что отрывок принадлежит перу великого сатирика: «Топтыгин 1-й былстарый служака-зверь, умел берлоги строить и деревья с корнями выворачивать; следовательно, до некоторой степени и инженерное искусство знал. Но самое драгоценное качество его заключалось в том, что он во что бы то ни стало на скрижали Истории попасть желал и ради этого всему на свете предпочитал блеск кровопролитий. Так что об чем бы с ним ни заговорили:об торговле ли, о промышленности ли, об науках ли – он все на одно поворачивал: «Кровопролитиев… кровопролитиев…вот чего нужно!» За это Лев произвел его в майорский чин и, в виде временной меры, послал в дальний лес, вроде как воеводой, внутренних супостатов усмирять». 2. Составить мини-текст (6-8 предл.) в стиле сказок Салтыкова-Щедрина . |
В работе каждой группы могут принимать участие ученики всего класса.
Разноуровневая работа на уроке литературы является важнейшим средством формирования способов мыслительной деятельности, развития творческого мышления, речи, внимания.
(Слайд 9) Входная диагностика (Приложение 4)
--------
(Слайд 12)
Уровневое обучение представляет возможность каждому ребёнку организовать своё обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего учебные. Уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание учителя на работе с различными категориями детей.
Приложение 1.
Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения
учебник Г.С.Меркин Литература. 7 класс.
Класс 7
Литературная тема Смеясь сквозь слёзы…
Тема урока Страшная сила сатиры. Анализ сказки М.Е Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Тип урока Урок формирования и совершенствования знаний, анализ эпического произведения
Цели и задачи:
Образовательные
Через анализ сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» подвести учащихся к пониманию авторского замысла и отношения к героям; обучение навыкам работы в малой группе
Развивающие
Продолжить работу по развитию устной и письменной речи учащихся; совершенствовать навыки работы с текстом эпического произведения; развитие навыков использования теоретико-литературных знаний и умений применять их в анализе; развитие диалоговой формы общения внутри группы; совершенствование коммуникативной компетенции между группами
Воспитательные
Воспитание критического отношения к паразитическому образу жизни, уважения к трудящемуся человеку; воспитание личностных компетенций учащихся
№ | Аспекты учебной деятельности | Уровень литературного развития учащихся |
низкий | средний | высокий |
1 | Методы обучения | Репродуктивный, Частично-поисковый | Частично-поисковый, Проблемный | Проблемный, Исследовательский |
2 | Вопросы | 1. Найдите в тексте сказки, о чём прочитали генералы в газете. Зачем эти сведения сообщает автор? 2. Как вы понимаете фразу М.Е.Салтыкова-Щедрина, которую проинёс генерал, бывший учителем каллиграфии: «Как нет мужика – мужик везде есть, стоит только поискать его!»? 3.Чем отличается мужик от генералов? 4. Докажите, что «Повесть о том..» является сказкой. Для этого найдите в произведении - сказочный зачин; - устойчивые выражения, характерные для сказки; - фантастические события | 1.Объясните смысл фраз из сказки: «Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали». «Что же мы будем, однако, делать? – продолжал он сквозь слёзы.- Ежели теперича доклад написать – какая польза из этого выйдет?» 2.Покажите с помощью примеров из текста незнание генералами реальной жизни, их неприспособленность, превратные представления о реальной жизни 3.Почему мужик, при всём изобилии всего доброго на острове, взял себе одно яблоко, да и то кислое? Почему он не наелся сам после того, как наготовил всего множество для генералов? 4. Почему «Повесть о том..» является сатирической сказкой? Какими приёмами сатиры пользуется автор? ( учащимся раздаются карточки с толкованием приёмов сатиры) | 1.Приведите примеры иносказательных фраз из сказки 2.Почему писатель отправляет своих генералов на необитаемый остров, причём остров необыкновенно плодородный? 3. Вспомните, как по просьбе генералов, которые, чтобы усыпить бдительность мужика, величают его словами «любезный друг» и просто «дружок», мужик свил верёвку, а генералы привязали его к дереву, чтобы спокойно спать. В чём смысл этого момента? 4.Укажите, особенности каких жанров встретились в сказке, приведите примеры из текста. (карточки с перечислением изученных жанров: фольклорная сказка, басня, рассказ, драма, поэма) |
3 | Повторяемый материал | Фольклорная сказка | Приёмы создания сатирического | Жанры произведений |
4 | Внутрипредметные связи | Литературная сказка | Басни И.А.Крылова, Эзопа | Характерные признаки фантастических, эпических и лирических произведений |
5 | Межпредметные связи | Обществознание (нравственные категории), Изобразительное искусство | Обществознание (нравственные категории), Изобразительное искусство | Обществознание (нравственные категории), искусство мультипликации |
6 | Самостоятельная работа | Нахождение в тексте ответов на вопросы, выполнение творческой работы, работа с карточкой-информатором | Работа с текстом, словесное рисование, работа с карточкой-информатором | Работа с текстом, сравнительный анализ произведений различных жанров, работа с карточкой-информатором |
7 | Контроль и обратная связь | 1.Проверка д/з Пересказ запомнившегося эпизода 2. Творческая работа. Подобрать подходящие цитаты из текста к представленным иллюстрациям Ю. Чернова, Кукрыниксы и др. | 1.Проверка д/з инсценировка эпизода 2. Творческая работа. Опишите, какую иллюстрацию вы нарисовали бы к сказке Салтыкова-Щедрина, какими приёмами создания сатирического вы бы воспользовались? | 1.Проверка д/з сообщения по дополнительному материалу: Почему именно газету «Московские ведомости» упоминает автор? Случайно ли использованы автором названия улиц Петербурга? (топография Петербурга) 2.Творческая работа. Сравните сказку Салтыкова-Щедрина «Повесть о том..» и мультипликационный фильм «Как один мужик двух генералов прокормил» реж. И.Иванов-Вано, Данилевич. 1965. Какими приёмами пользовались авторы, чем похожи или чем отличаются образы, созданные писателем и художниками мультипликации? |
8 | Планируемые результаты | Учащиеся должны уметь находить нужный текстовый материал, работать с иллюстрациями, использовать карточки-информаторы, пересказывать эпизод, работать в группе, углублять индивидуальный творческий потенциал, понять идейный смысл сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том…» и отношение автора к героям | Учащиеся должны уметь находить нужный текстовый материал, работать с литературоведческими терминами, уметь их объяснить и подобрать иллюстративный материал из текста, использовать карточки-информаторы, инсценировать эпизод, работать в группе, углублять индивидуальный творческий потенциал, понять идейный смысл сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том…» и отношение автора к героям | Учащиеся должны уметь работать с текстом, проводить сравнительный анализ, знать литературоведческие термины в связи с изучаемой темой и уметь ими пользоваться, использовать карточки-информаторы, самостоятельно использовать дополнительный материал и представлять его, обладать умениями работы в группе, углублять индивидуальный творческий потенциал, понять идейный смысл сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том…» и отношение автора к героям |
9 | Формы организации учебной деятельности | 1.Фронтальная беседа 2.Дифференцированно-групповая 3. Индивидуальная | 1.Фронтальная беседа 2.Дифференцированно-групповая 3. Индивидуальная | 1.Фронтальная беседа 2.Дифференцированно-групповая 3. Индивидуальная |
10 | Домашнее задание | Ответить письменно на вопрос: «Кого и за что высмеивает автор?» | Ответить письменно на вопрос: «Что в поведении мужика вызывает восхищение, а что осуждение?» | Придумайте юмористическую или сатирическую зарисовку из жизни класса, используя для этого специальные приёмы (вспомните, какими приёмами пользуется в своей сказке М.Е.Салтыков-Щедрин) |
Приложение 2.
Карточки с дифференцированными заданиями по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» 9 класс
Задание 1-й группе (уровень А)
1. Подберите из текста комедии А.С. Грибоедова высказывания Чацкого об уме.
2. Прочитайте высказывания А.С.Пушкина и П.А.Катенина. Можете ли вы согласиться с высказываниями классиков?
А. С. Пушкин: «Чацкий совсем не умный человек, но Грибоедов очень умен... В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? Ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми...»
П. А. Катенин: «...в Чацком все достоинства и нет порока, но, по мнению моему, он говорит много, бранит все и проповедует некстати».
Задание 2-й группе (уровень В)
1. Сравните образ Чацкого и образ Стародума (комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль»). Можно ли согласиться с высказыванием П.А.Вяземского? Обоснуйте свою точку зрения с помощью цитат из произведения А.С.Грибоедова
П. А. Вяземский: «Сам герой комедии, молодой Чацкий, похож на Стародума. Благородство правил его почтенно; но способность, с которою он ex — abrupto проповедует на каждый попавшийся ему текст, нередко утомительна. Слушающие его речи точно могут применить к себе название его комедии, говоря: «Горе от ума »! Ум, каков у Чацкого, не есть завидный ни для себя, ни для других. В этом главный порок автора, что посреди глупцов разного свойства вывел он одного умного человека, да и то бешеного и скучного».
Задание 3-й группе (уровень С)
1. Соотнесите образ Чацкого с современниками А.С.Грибоедова. Докажите справедливость высказываний с помощью текста комедии
А. П. Григорьев: «Чацкий Грибоедова есть единственное истинно героическое лицо нашей литературы... честная и деятельная натура, при том еще натура борца».
А. М. Скабичевский: «Чацкий — это яркое олицетворение современников Грибоедова... Чацкий был именно из тех безрассудных проповедников, которые являлись первыми провозвестниками новых идей, готовы бывают проповедовать даже и тогда, когда их никто не слушает, как это и вышло с Чацким на балу у Фамусова».
Приложение 3.
Входная диагностика. 7 класс.
№ | Вид диагностики | Содержание задания | Кол-во баллов | Уровень сложности |
1. | Начитанность, читательский интерес и литературный кругозор | 1. Узнай героя по описанию. Назови автора и название произведения. Какие ещё произведения этого автора читал? Напиши названия. А) «Правда, он был не очень складный: чересчур длинное и плотное туловище на коротеньких и тонких ножках, да и голова тоже как будто великовата. Зато по щегольской одежде сразу было видно, что это человек благовоспитанный и со вкусом. На нем был очень красивый блестящий фиолетовый гусарский доломан весь в пуговичках и позументах, такие же рейтузы и столь щегольские сапожки, что едва ли доводилось носить подобные и офицерам, а тем паче студентам; они сидели на тоненьких ножках так ловко, будто были на них нарисованы. Конечно, нелепо было, что при таком костюме он прицепил на спину узкий неуклюжий плащ, словно выкроенный из дерева, а на голову нахлобучил шапчонку рудокопа, но Мари подумала: «Ведь крестный Дроссельмейер тоже ходит в прескверном сюртуке и в смешной шляпе, но это не мешает ему быть милым, дорогим крестным». Б) «Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник …, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых - дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж...» В) «Итак, все кончено, - сказал он сам себе, - еще утром имел я угол и кусок хлеба. Завтра должен я буду оставить дом, где я родился и где умер мой отец, виновнику его смерти и моей нищеты». И глаза его неподвижно остановились на портрете его матери. Живописец представил ее облокоченною на перила, в белом утреннем платье, с алой розою в волосах. «И портрет этот достанется 2врагу моего семейства, - подумал …, - он заброшен будет в кладовую вместе с изломанными стульями или повешен в передней, предметом насмешек и замечаний его псарей, а в ее спальной, в комнате, где умер отец, поселится его приказчик или поместится его гарем. Нет! нет! пускай же и ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня». | 1 2 3 | А В С |
2. | Уровень читательского восприятия | 2. Найди четвёртое лишнее. Объясни своё решение. «Щелкунчик и Мышиный король», «Белая цапля», «Муму», «Русалочка» | 1 2 | А В |
3. | Умение актуализировать социально-нравственную проблематику | 3. Какое произведение, изученное в 6 классе, произвело на тебя самое сильное впечатление? Что тебя поразило, удивило, восхитило или вызвало другие эмоции? | 1 2 | А В |
4. | Навыки анализа произведения, его понимания и интерпретации | 4. Что высмеивает И.А.Крылов в своих баснях? Приведите примеры. Какие ещё сатирические произведения вы изучали? Напишите автора и название. | 1 2 3 | А В С |
5. | Объём теоретико-литературных знаний и умения применять их в анализе | 5. Составь предложения со словами эпос, лирика, драма. Включи в предложения названия прочитанных в 6 классе произведений. К какому литературному роду ты отнесёшь жанр баллады? ( В.А. Жуковский «Светлана», И.-В. Гёте «Лесной царь»)Почему? | 2 3 | В С |
6. | Уровень развития речи и литературно-творческих способностей | 6. Выбери одно задание, которое тебе интересно и выполни его. 1. Вспомни жанровые признаки сказки, отличия литературной и народной сказок. Подумай, о чём могли бы вести диалог литературная и народная сказки, составь диалог и грамотно запиши. 2. Ты, конечно, помнишь, что на родине Андерсена установлен памятник Русалочке. Кому из литературных героев ты бы поставил памятник и почему? Опиши словами свой проект памятника. 3. Как ты считаешь, для чего в 21 веке нужно изучать произведения далёкого прошлого: мифы, легенды, былины? | 2 3 3 | В С С |