СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выпускная квалификационная работа по программе профессиональной переподготовки «Теория и методика работы учителя (преподавателя) в общеобразовательном учреждении» Тема: «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов»

Просмотр содержимого документа
«Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов»

Муниципальное автономное учреждение города Калининграда  «Учебно-методический образовательный центр» Выпускная квалификационная работа  по программе профессиональной переподготовки   «Теория и методика работы учителя (преподавателя) в общеобразовательном учреждении»    Тема: «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов» Выполнила Ситникова Елена Григорьевна г.Калининград 09.02.2016

Муниципальное автономное учреждение города Калининграда

«Учебно-методический образовательный центр»

Выпускная квалификационная работа по программе профессиональной переподготовки «Теория и методика работы учителя (преподавателя) в общеобразовательном учреждении» Тема: «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов»

Выполнила

Ситникова Елена Григорьевна

г.Калининград

09.02.2016

Главная цель средней общеобразовательной школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать основанное на общечеловеческих ценностях мировоззрение, гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей — это личностно-ориентированное образование. Всякое обучение по своей сущности есть создание условий для развития личности. Личность — это психическая, духовная сущность человека, выступающая в разнообразных обобщенных системах качеств. Личностно-ориентированное образование ориентировано на ученика, на его личностные особенности, на культуру, на творчество как способ самоопределения человека в культуре и жизни.
  • Главная цель средней общеобразовательной школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать основанное на общечеловеческих ценностях мировоззрение, гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей — это личностно-ориентированное образование. Всякое обучение по своей сущности есть создание условий для развития личности. Личность — это психическая, духовная сущность человека, выступающая в разнообразных обобщенных системах качеств. Личностно-ориентированное образование ориентировано на ученика, на его личностные особенности, на культуру, на творчество как способ самоопределения человека в культуре и жизни.

Дифференциация обучения

Актуальность проблемы развития личности в рамках единого образовательного пространства «Школа-Вуз» заключается в том, что дифференцированный процесс обучения — это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся. Использование этих форм и методов, одним из которых является уровневая дифференциация, основываясь на индивидуальных особенностях обучаемых, создаются благоприятные условия для развития личности в личностно-ориентированном образовательном процессе. Отсюда следует:

  • построение дифференцированного процесса обучения невозможно без учета индивидуальности каждого ученика как личности и присущим только ему личностным особенностям;
  • обучение, основанное на уровневой дифференциации, не является целью, это средство развития личностных особенностей как индивидуальности;
  • только раскрывая индивидуальные особенности каждого ученика в развитии, т.е. в дифференцированном процессе обучения, можно обеспечить осуществление личностно-ориентированного процесса обучения.
  • Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности — раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию задатков и способностей каждого учащегося.
  • Предметная дифференциация — одна из форм дифференцированного обучения. «Предметно-дидактическая модель личностно-ориентированного педагогики традиционно связана с организацией научных знаний в системе процесса обучения с учетом их предметного содержания, объективной трудности, новизны, уровня интегрированности, с учетом рациональных приемов их усвоения «порций подачи материала», и т.д. Это свободная предметная дифференциация, обеспечивающая индивидуальность подхода в обучении".
  • Другая форма дифференциации, которая неразрывно связана с интересами, склонностями, индивидуальностью, его ценностей и жизнедеятельности самого ученика является дифференциация по проектированию профессии.
  • Согласно теории дифференцированного обучения, дифференцированная организация учебной деятельности учащихся создает благоприятные условия для взаимодействия и взаимообогащения ее различных, порой противоположных направлений на качественно новый уровень поднимает процесс интеграции содержания образовательного процесса, в рамках которой возможна сама дифференциация.
  • Базовым звеном модернизации современного образования является общеобразовательная школа, первостепенной задачей для которой является достижение нового, современного качества воспитания и обучения учащихся. В свою очередь необходимым условием достижения нового, современного качества образования является личностная ориентированность, индивидуализация и дифференциация обучения.
  • В современной школе одной из возможных форм учета индивидуальных особенностей учащихся является дифференциация обучения.
  • Необходимость реализации принципа дифференцированного подхода в обучении связано с объективно существенными противоречиями между:
  • - общими для всех обучающихся в том или ином классе целями, содержанием обучения и индивидуальными возможностями каждого ребёнка;
  • - коллективной формой учебного процесса и индивидуальным характером усвоения учебного материала и развития детей.
  • И.Э. Унт под индивидуализацией понимает учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются. В свою очередь, дифференциация – это учет индивидуальных особенностей учащихся в этой форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения, обычно обучение в этом случае происходит по несколько различным учебным плана и программам.
Гипотеза исследования Если технология уровневой дифференциации обучения учащихся будет учитывать познавательные интересы, способности и профессиональные намерения школьников, то уровень практических умений учащихся в процессе решения задач повысится, т.е. учащимися будут достигнуты более высокие результаты обучения.

Гипотеза исследования

  • Если технология уровневой дифференциации обучения учащихся будет учитывать познавательные интересы, способности и профессиональные намерения школьников, то уровень практических умений учащихся в процессе решения задач повысится, т.е. учащимися будут достигнуты более высокие результаты обучения.
Цель исследования состоит в выявлении теоретических основ и разработке технологии обучения учащихся решению задач по математике при реализации уровневой дифференциации, показать необходимость и возможность реализации уровневой дифференциации при обучении математике, как одного из путей учета индивидуальных особенностей учащихся, путем организации групп.

Цель исследования

  • состоит в выявлении теоретических основ и разработке технологии обучения учащихся решению задач по математике при реализации уровневой дифференциации, показать необходимость и возможность реализации уровневой дифференциации при обучении математике, как одного из путей учета индивидуальных особенностей учащихся, путем организации групп.
Задачи: Обосновать необходимость групповой работы учащихся как средства уровневой дифференциации при обучении математике. Изучить возможности реализации этого метода. Проверить эффективность этого метода в опытном преподавании.

Задачи:

  • Обосновать необходимость групповой работы учащихся как средства уровневой дифференциации при обучении математике.
  • Изучить возможности реализации этого метода.
  • Проверить эффективность этого метода в опытном преподавании.
Методы исследования теоретические: анализ учебно-методической, психолого-педагогической и математической литературы по проблеме осуществления уровневой дифференциации; обобщение опыта российских учителей по проведению уроков, на которых применяется уровневая дифференциация; моделирование процесса формирования у учащихся практических умений в условиях дифференцированного обучения математике; экспериментальные: анкетирование, тестирование, беседы с учителями и учащимися, наблюдение, опытное преподавание, педагогический эксперимент и статистическая обработка результатов исследования. теоретическая значимость работы состоит в развитии теоретических аспектов идеи уровневой дифференциации применительно к обучению учащихся математике по решению задач.

Методы исследования

  • теоретические: анализ учебно-методической, психолого-педагогической и математической литературы по проблеме осуществления уровневой дифференциации; обобщение опыта российских учителей по проведению уроков, на которых применяется уровневая дифференциация; моделирование процесса формирования у учащихся практических умений в условиях дифференцированного обучения математике;
  • экспериментальные: анкетирование, тестирование, беседы с учителями и учащимися, наблюдение, опытное преподавание, педагогический эксперимент и статистическая обработка результатов исследования.
  • теоретическая значимость работы состоит в развитии теоретических аспектов идеи уровневой дифференциации применительно к обучению учащихся математике по решению задач.
А теперь рассмотрим все «плюсы» и «минусы» такого метода работы: «+» исключаются…уравниловка и усреднение детей; у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять снимание сильному; появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися; реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании; сильные учащиеся утверждаются в своих способностях; слабые учащиеся получают возможность испытывать учебный успех; повышается уровень мотивации обучения в сильных группах; и «-» большой объём работы, который учитель должен выполнять ежедневно; несовершенство диагностики приводит к тому, что в разряд слабых учащихся переводятся неординарные дети; в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости.

А теперь рассмотрим все «плюсы» и «минусы» такого метода работы:

«+»

  • исключаются…уравниловка и усреднение детей;
  • у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять снимание сильному;
  • появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися;
  • реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;
  • сильные учащиеся утверждаются в своих способностях;
  • слабые учащиеся получают возможность испытывать учебный успех;
  • повышается уровень мотивации обучения в сильных группах;

и «-»

  • большой объём работы, который учитель должен выполнять ежедневно;
  • несовершенство диагностики приводит к тому, что в разряд слабых учащихся переводятся неординарные дети;
  • в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости.

Развитие у учащихся геометрического видения: практикум 10-11класс.

  • Особенность геометрии, выделяющая её не только среди остальных частей математики, но и среди других наук вообще, состоит в том, что в ней самая строгая логика соединена с наглядным представлением. Геометрия в сущности и есть такое соединение живого воображения и строгой логики, в котором они взаимно организуют и направляют друг друга.
  • Воображение даёт непосредственно видение геометрического факта и подсказывает логике его выражение и доказательство, а логика, в свою очередь, придаёт точность воображения и направляет его к созданию картин, обнаруживающих нужные логике связи.
  • Одной из важнейших целей уроков геометрии, и в частности стереометрии, как раз и является развитие геометрического видения, отработка умений школьников создавать мысленный образ некоторого геометрического объекта, видеть в реальных ситуациях изученные теоретические положения.
  • Как показывает опыт, ошибки, допускаемые учащимися при решении стереометрических задач, в большинстве случаев связаны с неумением правильно определить взаимное расположение элементов, возникающих в них фигур, т.е. неверным пониманием геометрической ситуации, заданной условием задачи.
В пирамиде SABCD ABCD – квадрат, ребро SA перпендикулярно плоскости основания. Проанализировав условие задачи, можно отметить следующие свойства данной геометрической ситуации: а) AD┴(SAB); BC┴(SAB); AB┴(SAD); CD┴(SAD); б) SD┴CD; в) SB┴BC; г) (SAB)┴(ABC); д) (SAD)┴(ABC); е) ∆SAB=∆ SAD; ж) ∆SDC=∆SBC; S D A C B

В пирамиде SABCD ABCD – квадрат, ребро SA перпендикулярно плоскости основания. Проанализировав условие задачи, можно отметить следующие свойства данной геометрической ситуации:

а) AD┴(SAB); BC┴(SAB); AB┴(SAD); CD┴(SAD); б) SD┴CD;

в) SB┴BC;

г) (SAB)┴(ABC);

д) (SAD)┴(ABC);

е) ∆SAB=∆ SAD;

ж) ∆SDC=∆SBC;

S

D

A

C

B

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Изучение состояния проблемы уровневого дифференцированного обучения в учебном процессе профильных классов, анализ диссертационных исследований и опубликованных работ по рассматриваемой теме показал, что одним из путей совершенствования учебного процесса и повышения качества знаний и умений учащихся профильных классов является использование в процессе обучения школьников технологии уровневой дифференциации. Было исследовано одно из важнейших звеньев процесса обучения математике: обучение учащихся профильных классов решению задач в условиях уровневой дифференциации. В ходе исследования было выявлено, что в настоящее время отсутствуют методики организации уровневого дифференцированного обучения учащихся решению задач по математике с учетом специфики учебного процесса, который имеет место в профильных классах общеобразовательных школ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  • Изучение состояния проблемы уровневого дифференцированного обучения в учебном процессе профильных классов, анализ диссертационных исследований и опубликованных работ по рассматриваемой теме показал, что одним из путей совершенствования учебного процесса и повышения качества знаний и умений учащихся профильных классов является использование в процессе обучения школьников технологии уровневой дифференциации. Было исследовано одно из важнейших звеньев процесса обучения математике: обучение учащихся профильных классов решению задач в условиях уровневой дифференциации. В ходе исследования было выявлено, что в настоящее время отсутствуют методики организации уровневого дифференцированного обучения учащихся решению задач по математике с учетом специфики учебного процесса, который имеет место в профильных классах общеобразовательных школ.
Используемая литература и ресурсы Фирсов В.В.  Дифференциация обучения на основе обязательных результатов обучения. - М., 1994 Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань, 1982 Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990 Бабанский Ю.Б. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. — М., 1979. Дьяченко О.М. Проблема индивидуальных различий в интеллектуальном развитии ребёнка. // Вопросы психологии. — 1997.,№4 Клевченя М.С Психологические проблемы дифференцированного обучения // Актуальные проблемы дифференцированного обучения. — Мн., «Народная асвета», 1992. http://moi-rang.ru/publ/metodicheskie_materialy/pedagogicheskie_tekhnologii/urovnevaja_differenciacija_obuchenija_na_osnove_objazatelnykh_rezultatov_v_v_firsov/12-1-0-56#.VqObalOqPkw http://referat7.ru/refs/source/ref666-5186.html http:// www.dissercat.com/content/tekhnologiya-obucheniya-uchashchikhsya-malochislennykh-klassov-resheniyu-zadach-po-fizike-v

Используемая литература и ресурсы

  • Фирсов В.В. Дифференциация обучения на основе обязательных результатов обучения. - М., 1994
  • Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань, 1982
  • Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990
  • Бабанский Ю.Б. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. — М., 1979.
  • Дьяченко О.М. Проблема индивидуальных различий в интеллектуальном развитии ребёнка. // Вопросы психологии. — 1997.,№4
  • Клевченя М.С Психологические проблемы дифференцированного обучения // Актуальные проблемы дифференцированного обучения. — Мн., «Народная асвета», 1992.
  • http://moi-rang.ru/publ/metodicheskie_materialy/pedagogicheskie_tekhnologii/urovnevaja_differenciacija_obuchenija_na_osnove_objazatelnykh_rezultatov_v_v_firsov/12-1-0-56#.VqObalOqPkw
  • http://referat7.ru/refs/source/ref666-5186.html
  • http:// www.dissercat.com/content/tekhnologiya-obucheniya-uchashchikhsya-malochislennykh-klassov-resheniyu-zadach-po-fizike-v