СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Успешная социализация младшего школьника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на РМО знакомит с комплексом мероприятий по успешной социализации младшего щкольника

Просмотр содержимого документа
«Успешная социализация младшего школьника»

«Успешная социализация младшего школьника»

Появление в 90 – х годах социальной педагогики говорит о том, что просто воспитательной работой учительская практика далее не могла ограничиваться. Нарастание социальных проблем в обществе привело к вычленению науки «социальная педагогика»

Процессы, которые происходили в последние четверть века в обществе, определенно негативно повлияли и на семью, и на школу. Поэтому в начальную школу вводятся технологии социально- педагогической деятельности, взамен традиционных проверенных форм воспитательной работы. Воспитание как совместное восхождение личности ребенка и личности взрослого предполагает норму развития человека, но форс – мажорные обстоятельства социальной жизни обусловливают и иные педагогические технологии или как минимум переосмысливание уже имеющихся. Учитель начальных классов первым принимает на себя удар тех социокультурных факторов, с которыми не сталкивался его коллега 20-30 лет назад. Помимо изменений идеологических, политических, экономических, которые влияют на ребенка младшего школьного и подросткового возраста опосредованно – через мир взрослых (родителей, учителей), особую тревогу у специалистов вызывает фактор новой информационной среды, как выяснилось, чрезвычайно агрессивной и разрушающей мир детства и даже мир смыслов. Дети, окруженные мониторами с раннего возраста, развиваются совсем не так, как их сверстники прежде. Существует разнообразная и пугающая статистика о развитии современных детей. Общий уровень социализации современных школьников существенно снизился.

Дефицит движения и общения у детей, окруженных мониторами, приводит к другой особенности современных детей - отставанию в развитии речи: они мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Отставание внешней разговорной речи отражает и означает отставание внутренней речи. Еще один признак отставания в развитии детей – резкое снижение проявлений воображения, фантазии и их творческой активности. Изменились и поведенческие реакции и поведенческая активность детей. Оставшись без указания взрослых и без планшета, современные школьники не знают, что делать, чем себя занять. Наблюдается снижение коммуникативной активности детей. При отсутствии контроля и руководства взрослых школьники возвращаются к импульсивной активности.

Со всеми этими проблемами мы столкнулись при работе с младшими школьниками. Дети не умеют строить отношения в детском коллективе, агрессивны и жестоки к одноклассникам. Некоторые индивиды истеричны, грубы, конфликтные ситуации пытаются решать криками, дракой, угрозами. Выявлена проблема в социуме, в мире социализации детей.

Понятием «социализация» обозначается взаимодействие человека с обществом.

Понятие «социализация» характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидам определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяют функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений.

Социальная жизнь детей проходит ряд изменений на разных этапах развития.

Ситуация социального развития определяет личностное развитие индивида, которое проходит состояние адаптации, индивидуализации и интеграции как макро- и микрофаз. Все эти линии развития взаимосвязаны, взаимообусловлены.

В качестве показателей успешной социализации в младшем школьном возрасте выступают такие качества, как исполнительность, самостоятельность, инициативность, ответственность, которая признается важнейшим критерием перехода социальной реактивности в социально активное поведение в младшем школьном возрасте. В этом возрасте появляется возможность само регуляции поведения на основе усвоенных знаний и правил поведения. Младшие школьники пытаются сдерживать свои желания, которые не совпадают с требованиями, предъявляемыми взрослыми, подчиняют свои действия установленным социальным нормам поведения

У младших школьников при поступлении в школу изменяются взаимоотношения с окружающими, причем довольно существенные. В данном возрасте меняется ведущая деятельность ребенка, а значит происходит изменения и в темах общения, в которые  теперь не входят темы, связанные с игрой.

В школе дети находятся под влиянием двух групп агентов социализации: учителя и сверстников.



Для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в классном коллективе, в целях их изменения, улучшения и совершенствования, можно применить социометрическое исследование, разработанное Дж. Морено.

Социометическое исследование класса показало низкие результаты социальной адаптации. Нами были запланированы мероприятия, направленные на успешную социализацию младшего школьника.

Комплекс мероприятий по успешной социализации обучающихся

  1. Тематические классные часы по нравственной тематике:

  • О сострадании и жестокосердии;

  • Внимательность к окружающим;

  • Обязательность. Дал слово – держи;

  • Доброжелательность в общении;

  • Поступки твои и других;

  • Спешите делать добро. Изготовление подарков ветеранам;

  1. Работа с родителями по успешной социализации обучающихся:

    • Роль семейных традиций в воспитании школьника;

    • Поощрение и наказание в семье;

    • Как научить ребенка говорить правду;

    • Особенности интеллектуального и личностного развития детей;

    • Что мой ребенок хочет сказать своим поведением;

  1. Игровые проекты, направленные на успешную социализацию младшего школьника:

  • Мы составляем наш автопортрет;

  • Я - первый, а кто со мной?;

  • Маскарад вредных привычек;

  • Чем будем заниматься?;

  • Летопись класса;

  1. Организация циклов бесед «Уроки нравственности»;

  • Совесть – нравственное мерило человека;

  • Красота души человека;

  • Мир, с которым я дружу;

  • Законы уважения;

  1. Занятие в клубе «Азбука нравственности»;

  • Гармония жизни в нравственности;

  • Добрый поступок;

  • Духовные традиции разных народов;

  • Светлые мысли, хорошие слова и добрые поступки;

  1. Праздники, сюрпризы, конкурсы;

  2. Экскурсии, поездки.


По результатам контрольного исследования выяснилось, что учащиеся стали более комфортно чувствовать себя среди сверстников, малая доля приходится на пренебрегаемых (5%) и изолированных (0%). Большинство детей стало иметь более или менее благоприятный статус.

В классе установился благоприятный климат, конфликты стали редкими, повысилась успеваемость.

Проведенное исследование подтвердило предположение о том, что социализация младшего школьника происходит более эффективно, если созданы условия, позволяющие активизировать образовательную деятельность со всеми субъектами данного процесса, стимулировать воспитание и творческое развитие воспитанников.



3