ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«СТАХАНОВСКАЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ШКОЛА № 9
ИМЕНИ АЛЕКСЕЯ СТАХАНОВА»
Учитель географии и НВП
Хлебовец В.И.
2019
Устный игровой журнал-марафон для 7 класса
Задачи и цели мероприятия: систематизировать знания о профессиях, расширить общий кругозор учащихся, вызвать интерес к разным профессиям.
Это мероприятие проводят в течении нескольких классных часов три ведущих – Проф (классный руководитель), Есс (ученик) и Ия (ученик).
Ведущий Проф. Мы должны помнить высказывание мудреца: «Время – это ткань, из которой соткана жизнь».
Сколько же лет должен жить человек? Ученые утверждают, что в среднем не менее 100 лет. Почему же продолжительность жизни в 2-3 раза меньше? Причин много. И одна из них – неумение правильно выбрать профессию, определить жизненный путь с учетом своих склонностей и способностей. В результате медленно и поздно осваивается профессия, не достигают в ней большого мастерства, отсюда неудовлетворенность своим трудом, различные заболевания. Возможности человека велики. В результате систематического целенаправленного труда можно достигнуть многого. Однако, как показали исследования, даже талантливые люди зачастую мало чего добиваются, если они не умеют ценить своё время. И наоборот, кто умеет беречь время, добивается многих результатов. Многие попусту тратят своё время, живут как получается, плывя по течению, ведут беспорядочный образ жизни, не используют свои возможности и способности, откладывая, на будущее многие важные дела. Римский философ Сенека говорил: «Пока мы собираемся жить, жизнь проходит».
Главная причина, по которой теряется драгоценное время, – это неорганизованность, излишняя суета, неумение планировать свой труд, правильно построить свою жизнь. Научиться беречь свое и чужое время надо еще в школе, так как это годы не только учения, но и становления личности, выбора будущей профессии, подготовка к дальнейшей жизни.
Ведущий Есс. Открывается наш устный журнал.
1-я страница. "Профессий в мире много есть – Их трудно даже перечесть"
В настоящее время в мире зарегистрировано более сорока пяти тысяч профессий. Выбор профессии – один из важнейших в ранней юности. А чем шире возможности для выбора, тем труднее его сделать. Для того чтобы осуществить его, принять решение о том "кем я буду", необходимо хотеть сделать такой выбор.
Выбрать профессию действительно трудно. Для этого в идеале надо иметь, как минимум:
Ведущий Ия. Представление о себе самом, о своих интересах и способностях;
Ведущий Есс. Знать мир профессий, требования и возможности той или иной профессии.
Ведущий Проф. Сегодня мы поговорим о разнообразии мира профессий.
Ведущий Есс. Профессий в мире много есть
Попробуй их все перечесть.
Ведущий Ия. Учитель, зодчий, билетер,
Фотограф, менеджер, актер,
Милиционер, эксперт, гример,
Художник, пародист, суфлер.
Ведущий Проф. Корреспондент, юрист, боксер,
Поэт, издатель, каскадер,
Психолог, тракторист, конструктор,
Пахарь, токарь, виноградарь.
Ведущий Есс. Хирург, инструктор, прокурор,
Кинолог, плотник, модельер.
Мы вам назвали, например.
Ведущий Ия. Мы объявляем конкурс на лучшего знатока названий профессий. Приглашаем двух лучших знатоков от класса. Ваша задача: по очереди назвать профессии; которые начинаются на буквы "п" – один ученик, и на буквы "к" – второй. Побеждает тот, кто называет больше профессий.
"п"
повар, | продюсер, | пирометрист, | плотник, |
повитуха, | полиграфист, | посол, | паркетчик, |
профилировщик, | портье. | плиточник, | пробоотборщик, |
прасол, | посланник, | психотерапевт | полевод, |
посредник, | педагог, | полотер, | проводник, |
психолог, | портной, | прокатчик, | преподаватель, |
префект, | плавильщик, | педиатор, | паяльщик, |
полировщик, | пахарь, | печатник, | прокурор, |
пастух, | певец, | психиатр, | пародист, |
продавец, | пчеловод, | птицевод, | парикмахер, |
провизор, | протезист. | | |
"к"
кучер, | комендант, | кровельщик, | консул, |
кондуктор, | калибровщик, | крупье, | контролер, |
коммвияжер, | кузнец, | котельщик, | конструктор, |
конвоир, | котлочист, | консультант, | коновал, |
камердинер, | координатор, | куратор, | каменщик, |
криминалист, | канцлер, | камеристка, | корреспондент, |
колорист, | клепальщик, | краснодеревщик, | консьерж, |
коммерсант, | калильщик, | крепильщик, | кинодраматург, |
киоскер, | кардиолог, | каскадер, | краевед, |
космонавт, | композитор, | кинолог, | коневод, |
костюмер. | | | |
Ведущий Есс. Подводит итог конкурса.
Ведущий Проф. Профессии находили отражения в фамилиях людей и эти фамилии переживали ремесла. Внимание! Конкурс "Дешифровщик".
Каждый ряд должен за 2 мин. расшифровать профессию, зашифрованную в фамилии; Например: Фамилия Гута – её часто носили гутники – в старину изготовители стекла и стеклянных изделий.
1-я команда – фамилия Бондарь (Бондарь – мастер, изготовлений из деревянных планок крупную посуду(бочки, катки, лоханки)).
2-я команда – фамилия Скорняк (Скорня – мастер по производству меховых изделий и выделке меха).
Запасной вариант – фамилия Стельмах (Стельмах – мастер по изготовлению конных повозок).
Ведущий Есс. Подводит итог конкурса.
Ведущий Ия. Названия профессий могут быть короткими (например "шеф" – глава, руководитель) или очень длинными(например "электрохимообработчик" – специальность по механической обработке металла). Каждому ряду нужно вспомнить названия профессий, состоящих из 8,10,12,14,16 и 18 букв (каждая команда на разное количество букв вспоминает одну профессию). На обдумывание 2 минуты.
Варианты ответов.
8 букв | аналитик; аниматор; археолог; астроном; биофизик; биохимик; бригадир каскадер; кондитер; лаборант; охранник ; печатник; пчеловод; редактор; режиссер; садовник; сапожник; сталевар; терапевт; уборщица; художник; штукатур; электрик; этнограф; | 10 букв | автогонщик; архитектор; библиограф ; биоинженер; востоковед; дегустатор; дерматолог; дефектолог животновод; заведующий; инкассатор; инструктор; композитор; крепильщик; милиционер; парикмахер; переводчик стоматолог; стрелочник; стюардесса; тракторист; фотомодель; цветочница; экспедитор; |
12 букв | автомобилист; анестезиолог; балетмейстер; библиотекарь; бульдозерист; вышивальщица; изобретатель; инфекционист; искусствовед; кардиохирург; кинооператор; кинорежиссер; невропатолог; радиомеханик; реаниматолог; сурдопедагог; эндокринолог; | 14 букв | аккумуляторщик; асфальтировщик; бренд-дизайнер; бренд-менеджер; военнослужащий; гид-переводчик; золотоискатель; концертмейстер; котлостроитель; краснодеревщик; мультипликатор; освинцевальщик; резьбонарезчик; химик-технолог; электромеханик; электросварщик; шевинговальщик; |
16 букв | Воздухоплаватель; инструментальщик; газогенераторщик; инженер-технолог; транспортировщик; электромонтажник; | 18 букв | автомобилестроитель; бизнес-консультант; гидропескоструйщик; естествоиспытатель; секретарь-референт; юрист консультант; |
Ведущий Есс. Подводит итог конкурса
Ведущий Проф. Продолжаем наш устный журнал
2-я страница. "Мир профессий и я"
Мы вспомнили многие профессии. Это и профессии родителей своих и одноклассников, знакомых семьи, соседей; и профессии о которых более или менее случайно узнали из книг, кинофильмов, прессы, радио, телевидение.
Ведущий Есс. Профессии бывают военные и гражданские, сельскохозяйственные и медицинские, литературные и научные, религиозные и театрально-цирковые.
Ведущий Проф. Хотя вы знаете о существовании многих профессий, то о том, что они собой представляют, каково содержание конкретной профессиональной деятельности, какие требования она предъявляет к тем, кто хотел бы посвятить себя ей знают, к сожалению, даже немногие старшеклассники.
Но даже тогда, когда юноша или девушка имеют обширные знания о том, что представляет собой интересующая их профессия, их выбор может оказаться неверным. Представляя себе профессию, молодые люди могут не представлять себе то, насколько они сами пригодны для этой профессии.
Ведущий Ия. А могу ли я или старшеклассники реально оценить свою пригодность для того или иного рода занятий?
Ведущий Проф. В общем-то, может. Нужно серьёзно и тщательно заниматься изучением самого себя. Полезны советы учителей и специалистов по профессиональной ориентации. Не пренебрегать мнением родителей, относиться к нему критически, хотя и с доверием. Важно знать мнение друзей, приятелей, одноклассников - это мнение нередко оказывается более прозорливым. Многолетние исследования показали, что совокупное мнение сверстников о том, как сложится дальнейшая жизнь молодого человека, оказалось самым верным по сравнению с мнением родителей, преподавателей и специалистов-прогнозистов.
Ведущий Ия. И я хочу узнать мнение одноклассников, как сложится моя дальнейшая жизнь. Может ещё кто-то хочет узнать. Тогда давайте проведём «Блиц-прогноз-опрос». На листочках ученики пишут своё мнение отдельно по каждому однокласснику. Листочки с опросом отдаются, кому они предназначены.
Ведущий Проф. Чтобы определиться с будущей профессией нужно выяснить, какая сфера человеческой деятельности наиболее привлекательна для вас, есть ли у вас необходимые задатки и способности для этой сферы.
Ведущий Ия. О каких сферах идёт речь?
Ведущий Проф. Все многочисленные профессии очень условно можно объединить в пять сфер:
Человек-Природа ( сельское хозяйство, лесопользование, водопользование и др.)
Человек-Техника (промышленность, транспорт, механизация сельского хозяйства, конструирование и т.д.)
Человек-Наука (гуманитарные, точные, естественные, экономические и др. науки)
Человек-Искусство (изобразительное, литература, музыкальное, театральное, хореографическое и пр.)
Человек-Человек (педагогика, медицина, сфера быта, управление и пр.)
Ведущий Ия. А как определить есть ли у меня задатки и способности для одной из этих сфер?
Ведущий Проф. В городском центре занятости работает специальная компьютерная программа. Нужно ответить на вопросы специального теста и компьютер определит какой из сфер деятельности у человека есть задатки и способности.
Ведущий Есс. Всё хватит! Объявляется игра «Ералаш». От команд прошу по два человека. Я открываю, написанные заранее на доске, слова. Все строки стихотворений разделены на две части. Первые слова каждой строчки, написанные слева, а продолжение - справа и они перепутаны. Задача играющих – быстро расставить цифры на местах вопросов. Побеждает первый правильно прочитавший стихотворение вслух. Даётся пять минут на обдумывание.
I-я команда:
Маляр - (1) выпек нам блины | Маляр - (?) выкрасил забор [3] |
А шофёр - (2) пошил штаны. | А шофёр - (?) завёл мотор. [6] |
Режиссер - (3) выкрасил забор | Режиссер - (?) снимал кино [7] |
Столяр - (4) солью торговал | Столяр - (?) ремонтировал окно [8] |
Повар - (5) фирмы проверял | Повар - (?) выпек нам блины [1] |
А портной - (6) завёл мотор | А портной - (?) пошил штаны. [2] |
Кузнец - (7) снимал кино | Кузнец - (?) кобылу подковал. [10] |
Шеф - (8) ремонтировал окно | Шеф - (?) подчиненных отругал [9] |
Аудитор - (9) подчиненных отругал | Аудитор - (?) фирмы проверял [5] |
Чумак - (10) кобылу подковал. | Чумак - (?) солью торговал [4] |
II-я команда:
Садовод - (1) раскрыл обман | Садовод - (?) обрезал ветку [4] |
Кроликовод - (2) написал роман | Кроликовод - (?) почистил клетку [7 |
Шахтёр - (3) на сцене выступал | Шахтёр - (?) добыл центнер угля [8] |
Врач-педиатр - (4) обрезал ветку | Врач-педиатр - (?) лечил дитя [5] |
Радист - (5) лечил дитя | Радист - (?) шифровку передал- [6] |
Артист- (6) шифровку передал | Артист- (?) на сцене выступал [3] |
Учитель - (7) почистил клетку | Учитель - (?) в школе вёл урок [9] |
А виноградарь - (8) добыл центнер угля | А виноградарь - (?) выжал сок [10] |
Писатель - (9) в школе вёл урок | Писатель - (?) написал роман [2] |
А детектив - (10) выжал сок | А детектив - (?) раскрыл обман [1] |
Ведущий Ия. Пока игроки "Ералаша" обдумывают свои задания, мы сыграем в игру для «ответов хором». Как будет называться женская профессия, если мужская называется так:
Дояр - /доярка/. | Ткач - /ткачиха/. |
Киоскёр - /киоскёрша/. | Лётчик - /лётчица/. |
Швец - /швея/. | Портной - /портниха/. |
Кондуктор - /кондуктор/. | Шлифовальщик - /шлифовальщица/. |
Маляр - /маляр/. | Коммерсант - /коммерсантка/. |
Учитель - /учительница/. | Танцор - /танцовщица/ |
Врач - /врач/. | Доктор - /докторша/ |
Ведущий Есс. Подводит итоги игры.
Ведущий Иа. А теперь, что скажут нам игроки «Ералаша».
Ведущий Есс. Подводит итоги игры «Ералаш».
Ведущий Проф. Открываем последнюю страницу нашего журнала «Научная организация труда». НОТ - волшебная сила.
Ведущий Иа. (рассказывает) Мудрец сказал: « Если подарить человеку одну рыбу, то он будет сыт один день; если подарить две рыбы, то он будет сыт два дня; а если научить его ловить рыбу, то он будет сыт всю жизнь».
Ведущий Проф. Во всех странах и во все лучшие времена стоял вопрос, как быстрее и лучше обучить человека выбрать профессию, учитывая его способности, научиться ценить время, правильно его распределять, чередовать свой труд и отдых. Во многом человеку, если он хочет добиться успеха, помогает НОТ. Это правильное использование времени. Известно, чем меньше времени и труда затрачивается на производство какой-либо вещи, тем она дешевле. Вот почему промышленная революция в Японии, Корее началась с чёткого планирования учёта каждой секунды, используемой на производство.
Ведущий Есс. Чтобы ваш труд был успешным и неутомительным, выполняйте следующие правила:
Настройте себя на работу.
Подготовьте своё рабочее место
Установите определённый порядок работы
К работе приступайте сразу.
Относитесь к ней ответственно.
Работайте интенсивно, но не допускайте переутомления.
Чередуйте различные виды деятельности.
Предупредите или устраните в работе различные помехи.
Не делайте частых перерывов в работе.
Работайте ежедневно, систематически, но не переутомляйтесь.
Умело организуйте паузы в процессе работы
Ведущий Иа.
Что ты сделал хорошего
Достаётся недёшево
Счастье трудных дорог
Что ты сделал хорошего,
Чем ты людям помог?
Этой мерой измеряются
Все земные труды,
Может, вырастил деревце
На земле Кулунды?
Может, строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Мирных плавок теплом?
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее -
Хорошеть самому
Л. Татьяничева.
Ведущий Проф. Наш устный журнал закончен, мы продолжим его через год. Жизнь продолжается. В юности она кажется бесконечной. И многие мальчишки и девчонки откладывают свои дела на потом. И вдруг однажды обнаруживают, что большая часть жизни уже прожита. Прожита бесцельно, тускло, серо. Многие люди часто винят в этом всех и вся. А виноваты лишь сами. Им всегда не хватало времени, потому что они не ценили его, не экономили, не умели его употреблять, правильно организовывать свою жизнь.
1