Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
общеразвивающего вида №12 «Колокольчик» г.Заринск
Проект
«Уважай старших»
в подготовительной группе №8

Подготовила воспитатель :
Какурина Е.Н.
Проблема проекта
Для меня стало контрольным поведение детей Киргизии (где я прожила много лет)с российскими детьми ,за которыми я наблюдала в детских садах, школах ,да и просто на улице.
Наверное, каждый из нас наблюдал картину проявления неуважения детьми к взрослым, больным, беременным и пожилым людям. А ведь у большинства мусульман, все люди старшего возраста - уважаемые и почитаемые люди. Девушки взмахом платка, предотвращают конфликтные ситуации между взрослыми мужчинами. Что же происходит? Наши собственные дети, ни во что не ставят, наших родителей, своих дедушек и бабушек. В самой миролюбивой религии - буддизме, говорится примерно следующее... Общество, в котором не уважают старших, не заботятся о женщинах и детях, а так же духовных людях - обреченно на страдания.
Нравственная ценность - это этические идеалы, высшие принципы человеческой жизни. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. В своей повседневной жизни мы сталкиваемся с явлениями, свидетельствующими о деградации части нашей молодежи, падении ее моральных устоев, нравственной ценности. Из всех принципов нравственных ценностей, особо хочется подчеркнуть – уважение к старшим.
Актуальность проекта
Почему в 21 веке уважение к старшим стало терять свою актуальность? Почему уважение становится не модным для молодого поколения? Почему мы стали стесняться уважать старших, женщин, родителей, стариков? Часто можно услышать от молодых людей такие слова: «За что я должен уважать старших, почему я должен уступать слабым?» Нас всех родила женщина, бессонные ночи у нашей постели, утраченное здоровье, нервы, время. Родители, и в горести и в счастье, всегда находились рядом с нами. Ведь каждый пожилой человек, каждая женщина, каждый больной это мама, папа, брат сестра. Вы хотели бы, что бы кто-то не уважительно относился к вашим родителям? Думаю, нет. Вы хотели бы, что бы кто-то ударил вашу мать, отца, брата, сестру? Думаю, нет.
Во многих семьях с детских лет прививают уважение к старшим. Это очень важно для правильного воспитания человека и его дальнейшей жизни в обществе. Ведь без уважительного отношения к старшему поколению нельзя говорить о высокой культуре, правильном взаимодействии с обществом. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – все эти задачи нужно решать в стенах дошкольного учреждения. Вот почему проблема так актуальна.
Цель проекта:Формирование у детей дошкольного возраста положительных морально - нравственных качеств по отношению к старшим (родителям, взрослым людям, старикам)
Задачи проекта: Образовательные
- формировать представление о положительных морально-нравственных качествах посредством художественной литературы
- создать условия для эффективного ознакомления дошкольников с миром нравственных ценностей
- знакомить с правилами поведения по отношению к взрослым в общественных местах (в транспорте, на улице, в библиотеке и т. п.), в разных ситуациях общения (со знакомыми и незнакомыми людьми).
- показать детям значимость уважительного отношения к старшим.
- предоставить родителям теоретические знания и практические навыки позитивного взаимодействия с детьми с целью воспитания морально-нравственных качеств
Развивающие
- развивать у детей чувства ответственности, взаимной заботы, помощи, уважения по отношению к старшим.
Воспитательные
- воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению.
Ожидаемые результаты: - Дети проявляют любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению ;
- Дети демонстрируют чувства ответственности, взаимной заботы, помощи, уважения по отношению к старшим ;
- Дети усвоили правила поведения по отношению к взрослым в общественных местах (в транспорте, на улице), в разных ситуациях общения (со знакомыми и незнакомыми людьми) ;
Дети могут дать определение поступку сверстника или литературного героя (плохой, хороший) ;
- Дети демонстрируют эмоции восприятия художественного произведения по теме ;
Этапы работы над проектом
1 этап: подготовительный
- изучение проблемы по теме проекта;
- подбор литературы, методических разработок;
- подбор наглядно-дидактического материала
- составление плана реализации проекта.
2 этап: основной
- реализация проекта согласно составленному плану.
3 этап: заключительный
- Выставка фотографий «Поступок достойный уважения»
- презентация проекта.
План на октябрь :
- Беседа «Будь всегда вежливым»;Беседа «Мы едем в автобусе»;
- Беседа «Сила вежливых слов и добрых поступков». Беседа «о бабушке и дедушке»;
-Игровая ситуация «Вежливая просьба»
- Дидактические игры: «Как вы помогаете близким?» « Хорошо - плохо», «Можно – нельзя», «В мире эмоций», «Пирамида добра», «Доскажи словечко», «Вежливые слова», «Угадай по голосу», «Ласковое слово».
- Проблемная ситуация «Если вы случайно толкнули кого-то или задели рукой…»(см. Приложение )
- Детские рассказывания: "Бабушка моя", «Мой дедушка самый лучший»
-Чтение рассказа В. Осеевой «Бабка»;
- Чтение рассказа В. А. Осеевой «Просто старушка»;
- Чтение рассказа В. А. Осеевой «Волшебное слово»;
- Чтение рассказа В.А. Осеева «Сыновья»;(см.Приложение 1)
-Презентация-сказка « Мышонок и его дедушка»
Разбор пословиц о добре и зле.(см.Приложение 7)
Просмотр DVD-фильмов и мультфильмов:«Шел трамвай десятый номер»;«Золушка»; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и т.п.
- Аппликация из цветной бумаги «Платочек–подарок для бабушки и дедушки»;
- Рисование «Достойные поступки».
-Слушание песни «Дедушка-дедуля» музыка Я. Френкеля, слова К. Ваншенкина.
- Привлечение родителей к участию в акции «Поступок достойный уважения»;
Памятка для родителей: Притча «Об уважении к старшему поколению»(см. Приложение 12)
План на ноябрь :
-Беседы:«Учимся вежливости»; -Беседа «Мой дом, наведу порядок в нем»;Беседа «Умей увидеть тех, кому нужна помощь»;- Беседа «Что такое хорошо? »- Беседа « Как понравиться людям»;
- Беседа «Чтобы ты сделал доброго для людей»;(см.Приложение )
- Игровая ситуация «Обращение к взрослому человеку»;
-Проблемные ситуации -Мама зовет сына: "Миша, помоги, пожалуйста, вымой посуду".(см.Приложение )
-Презентация для дошкольников «В мире уважительных слов» (см. Приложение ).
-- Чтение С. Баруздин.«Когда не бывает скучно»;Д. Габе «Работа»; А. Митяев «За что я люблю маму.»
Е. Серова.«Мой папа»;С.Погореловский.«Попробуй волшебником стать». Л.Н Толстого «Косточка»; (см.Приложение )
-Знакомство с пословицами других стран.(см.Приложение )
-Чтение сказок: «Золушка»; «Кукушка»;татарская народная сказка «три дочери»; нанайская сказка Айога».
- Просмотр DVD-фильмов и мультфильмов: «Новогодние приключения Маши и Вити»; «Морозко»
- Сюжетно ролевая игра «В Транспорте» (см. Приложение )
- Цветы в технике пластилинография «Подарки для наших родителей»
-Слушание песни «Улыбка» Шаинского, «Бабушка рядышком с дедушкой», «Бабушка » «Про папу» «А я игрушек не замечаю"»
-Консультация для родителей на тему: "Дружеские отношения взрослых и детей в семье - основа воспитания положительных черт характера ребенка"(см. Приложение)
-Папка -передвижка «Практические советы родителям в воспитании уважения к взрослым »
Работа с родителями:
Консультации:: "Дружеские отношения взрослых и детей в семье - основа воспитания положительных черт характера ребенка"
Памятки: Притча «Об уважении к старшему поколению»
Оформление фото выставки «Поступок достойный уважения».
Притча «Об уважении к старшему поколению»


Папка передвижка для родителей!




Вывод:
В ходе проекта была проведена работа по решению поставленных задач.
В заключение данного проекта была проведена диагностика. По полученным данным заметна положительная динамика, по сравнению с началом работы по теме.:
- Все дети усвоили правила поведения по отношению к взрослым в общественных местах (в транспорте, на улице), в разных ситуациях общения (со знакомыми и незнакомыми людьми) -100 %;
- Дети могут дать определение поступку сверстника или литературного героя (плохой, хороший) – 100 %;
- Дети демонстрируют эмоции восприятия художественного произведения по теме – 90%;
- Дети демонстрируют чувства ответственности, взаимной заботы, помощи, уважения по отношению к старшим – 100 %
- Дети проявляют любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению - 100%;
Все эти данные подтверждают, что поставленная цель в этом проекте достигнута.

