Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад
общеразвивающего вида №12 «Колокольчик» г.Заринск
Проект «Уважай старших» в подготовительной группе №8 Подготовили воспитатели : Какурина Е.Н.;
Паспорт проекта Тип проекта : социально -познавательный, творческий, Возраст детей : старший дошкольный(подготовительная) Продолжительность проекта : 2 месяца(Октябрь-Ноябрь) Период выполнения : с 01.10.2018 по 30.11.2018г Участники проекта: воспитанники, воспитатель, родители.
Проблема
Для меня стало контрольным поведение детей Киргизии (где я прожила много лет) с российскими детьми ,за которыми я наблюдала в детских садах, школах ,да и просто на улице.
Наверное, каждый из нас наблюдал картину проявления неуважения детьми к взрослым, больным, беременным и пожилым людям. А ведь у большинства мусульман, все люди старшего возраста - уважаемые и почитаемые люди. Девушки взмахом платка, предотвращают конфликтные ситуации между взрослыми мужчинами. Что же происходит? Наши собственные дети, ни во что не ставят, наших родителей, своих дедушек и бабушек. В самой миролюбивой религии - буддизме, говорится примерно следующее... «Общество, в котором не уважают старших, не заботятся о женщинах и детях - обреченно на страдания»
Нравственная ценность - это этические идеалы, высшие принципы человеческой жизни. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. В своей повседневной жизни мы сталкиваемся с явлениями, свидетельствующими о деградации части нашей молодежи, падении ее моральных устоев, нравственной ценности. Из всех принципов нравственных ценностей, особо хочется подчеркнуть – уважение к старшим.
.
Актуальность проекта
Почему в 21 веке уважение к старшим стало терять свою актуальность? Почему уважение становится не модным для молодого поколения? Почему мы стали стесняться уважать старших, женщин, родителей, стариков? Часто можно услышать от молодых людей такие слова: «За что я должен уважать старших, почему я должен уступать слабым?» Нас всех родила женщина, бессонные ночи у нашей постели, утраченное здоровье, нервы, время. Родители, и в горести и в счастье, всегда находились рядом с нами. Ведь каждый пожилой человек, каждая женщина, каждый больной это мама, папа, брат сестра. Вы хотели бы, что бы кто-то не уважительно относился к вашим родителям? Думаю, нет.
Во многих семьях с детских лет прививают уважение к старшим. Это очень важно для правильного воспитания человека и его дальнейшей жизни в обществе. Ведь без уважительного отношения к старшему поколению, нельзя говорить о высокой культуре, правильном взаимодействии с обществом.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – все эти задачи нужно решать в стенах дошкольного учреждения. Вот почему проблема так актуальна .
Цель проекта:
Формирование у детей дошкольного возраста положительных морально - нравственных качеств по отношению к старшим (родителям, взрослым людям, старикам)
Задачи проекта:
Образовательные
- формировать представление о положительных морально-нравственных качествах посредством художественной литературы
- создать условия для эффективного ознакомления дошкольников с миром нравственных ценностей
- знакомить с правилами поведения по отношению к взрослым в общественных местах (в транспорте, на улице, в библиотеке и т. п.), в разных ситуациях общения (со знакомыми и незнакомыми людьми).
- показать детям значимость уважительного отношения к старшим. - предоставить родителям теоретические знания и практические навыки позитивного взаимодействия с детьми с целью воспитания морально-нравственных качеств Развивающие
- развивать у детей чувства ответственности, взаимной заботы, помощи, уважения по отношению к старшим. Воспитательные
- воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению.
Ожидаемые результаты
- Дети проявляют любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению ;
- Дети демонстрируют чувства ответственности, взаимной заботы, помощи, уважения по отношению к старшим ;
- Дети усвоили правила поведения по отношению к взрослым в общественных местах (в транспорте, на улице), в разных ситуациях общения (со знакомыми и незнакомыми людьми) ;
- Дети могут дать определение поступку сверстника или литературного героя (плохой, хороший) ;
- Дети демонстрируют эмоции восприятия художественного произведения по теме ;
Этапы работы над проектом 1 этап: подготовительный - изучение проблемы по теме проекта; - подбор литературы, методических разработок; - подбор наглядно-дидактического материала; - составление плана реализации проекта. 2 этап: основной - реализация проекта согласно составленному плану. 3 этап: заключительный - Выставка фотографий «Поступок, достойный уважения» - презентация проекта.
План проекта на октябрь
- Беседа «Будь всегда вежливым»;Беседа «Мы едем в автобусе»;
- Беседа «Сила вежливых слов и добрых поступков». Беседа «о бабушке и дедушке»;
-Игровая ситуация «Вежливая просьба»
- Дидактические игры: «Как вы помогаете близким?» « Хорошо - плохо», «Можно – нельзя», «В мире эмоций», «Пирамида добра», «Доскажи словечко», «Вежливые слова», «Угадай по голосу», «Ласковое слово».
- Проблемная ситуация «Если вы случайно толкнули кого-то или задели рукой…» (см. Приложение )
- Детские рассказывания: "Бабушка моя", «Мой дедушка самый лучший»
-Чтение рассказа В. Осеевой «Бабка»;
- Чтение рассказа В. А. Осеевой «Просто старушка»;
- Чтение рассказа В. А. Осеевой «Волшебное слово»;
- Чтение рассказа В.А. Осеева «Сыновья»; (см.Приложение 1)
- -Презентация-сказка « Мышонок и его дедушка»
- Разбор пословиц о добре и зле. (см.Приложение 7 )
- Просмотр DVD-фильмов и мультфильмов:«Шел трамвай десятый номер»;«Золушка»; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и т.п.
- Аппликация из цветной бумаги «Платочек–подарок для бабушки и дедушки»;
- Рисование «Достойные поступки».
- Слушание песни «Дедушка-дедуля» музыка Я. Френкеля, слова К. Ваншенкина .
- Привлечение родителей к участию в акции «Поступок достойный уважения»;
Памятка для родителей: Притча «Об уважении к старшему поколению» (см. Приложение 12)
План проекта на ноябрь
- Беседы:«Учимся вежливости»; -Беседа «Мой дом, наведу порядок в нем»;Беседа «Умей увидеть тех, кому нужна помощь»;- Беседа «Что такое хорошо? »- Беседа « Как понравиться людям»;
- Беседа «Чтобы ты сделал доброго для людей»; (см.Приложение )
- Игровая ситуация «Обращение к взрослому человеку»;
- Проблемные ситуации -Мама зовет сына: "Миша, помоги, пожалуйста, вымой посуду". (см.Приложение )
-Презентация для дошкольников «В мире уважительных слов» (см. Приложение ).
- - Чтение С. Баруздин.«Когда не бывает скучно»;Д. Габе «Работа»; А. Митяев «За что я люблю маму.»
Е. Серова.«Мой папа»;С.Погореловский.«Попробуй волшебником стать». Л.Н Толстого «Косточка»; см.Приложение ) )
-Знакомство с пословицами других стран. (см.Приложение )
-Чтение сказок: «Золушка»; «Кукушка»;татарская народная сказка «три дочери»; нанайская сказка Айога».
- Просмотр DVD-фильмов и мультфильмов: «Новогодние приключения Маши и Вити»; «Морозко»
- Сюжетно ролевая игра «В Транспорте» ( см. Приложение )
- Цветы в технике пластилинография «Подарки для наших родителей»
- Слушание песни «Улыбка» Шаинского, «Бабушка рядышком с дедушкой», «Бабушка » «Про папу» « А я игрушек не замечаю"»
-Консультация для родителей на тему: "Дружеские отношения взрослых и детей в семье - основа воспитания положительных черт характера ребенка" (см. Приложение )
-Папка -передвижка «Практические советы родителям в воспитании уважения к взрослым »
Реализация проекта Беседы, чтение рассказов ,сказок, поговорок.
Чтение сказки «Мышонок и его дедушка.»
Платочек для бабушки и дедушки
Платочек для бабушки и дедушки.
Подарок для родителей
Подарок для родителей.
«В мире вежливых слов!»
«В мире вежливых слов!»
Худ.деятельность «Поступок, достойный уважения»
Просмотр сказки «Новогодние приключения Вити и Маши.»
Просмотр сказки «Новогодние приключения Вити и Маши.»
Просмотр сказки «Морозко.»
Беседа «Хорошие и плохие поступки героев»
Игровая ситуация «Вежливая просьба»
«Поступки, достойные уважения »
«Поступки, достойные уважения »
«Поступки, достойные уважения »
Поступки, достойные уважения.
Поступки, достойные уважения
«Поступки, достойные уважения»
«Поступки, достойные уважения »
Работа с родителями
- Консультации: : " Дружеские отношения взрослых и детей в семье - основа воспитания положительных черт характера ребенка"
- Памятки: Притча «Об уважении к старшему поколению»
- Оформление фото выставки «Поступок, достойный уважения».
Памятка: Притча «Об уважении к старшему поколению»
»
Папка передвижка для родителей
Заключительный этап: выставка рисунков «Моя мамочка»
Заключительный этап: Фотовыставка.
Результаты проекта
1. В группе созданы необходимые условия по приобщению к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
2. воспитанники, воспитатели, родители постоянно пользуются формами словесной вежливости, обогатился и активизировался словарь воспитанников; 3. дети усвоили правила поведения по отношению к взрослым;
4. участие родителей в реализации проекта позволяет осуществить преемственность между детским садом и семьей по нравственному воспитанию;
5. пополнилась предметно-развивающая среда в группе;
6. у участников проекта появилось стремление совершать добрые поступки.
Вывод:
В ходе проекта была проведена работа по решению поставленных задач.
-В заключение данного проекта было проведено анкетирование . По полученным данным заметна положительная динамика, по сравнению с началом работы по теме.:
- Все дети усвоили правила поведения по отношению к взрослым в общественных местах (в транспорте, на улице), в разных ситуациях общения (со знакомыми и незнакомыми людьми).
- Дети могут дать определение поступку сверстника или литературного героя (плохой, хороший).
- Дети демонстрируют эмоции восприятия художественного произведения по теме.
- Дети демонстрируют чувства ответственности, взаимной заботы, помощи, уважения по отношению к старшим.
-Дети проявляют любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению.
Все эти данные подтверждают, что поставленная цель в этом проекте достигнута.
Спасибо за внимание!