Тема | В. Г. Распутин. «Уроки французского»- уроки доброты |
Класс | 6 |
Цель | Познакомить учащихся с личностью писателя; показать автобиографичность его рассказа «Уроки французского»; рассмотреть, каковы же принципы доброты, по Распутину; проверить знания учащимися содержания текста рассказа. |
Задачи | Подготовить ребенка к реальной жизни; выяснить умение учащихся строить логическое рассуждение, делать умозаключения и выводы, организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, применять полученные знания вне школы. |
Тип урока | Изучение нового материала |
Планируемые образовательные результаты (предметные) | Умение работать с книгой; умение применять полученные ранее знания о автобиографическом произведении, умение работать с терминами, понятиями. |
Личностные результаты | Осознание учеником культурной духовной ценности литературы; уважительное отношение к литературному наследию; создание мотивации - осознание потребности чтения; осуществление сотрудничества со взрослыми и сверстниками; стремление к развитию своего мышления. |
Метапредметные результаты (универсальные учебные действия) | Владение видами речевой деятельности; адекватное понимание информации; владение разными видами чтения: поисковым, просмотровым, ознакомительным, обучающим; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; умение сопоставлять и сравнивать; способность определять цель предстоящей учебной деятельности; умение воспроизводить текст (план, пересказ, конспект); умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность свободно и правильно излагать свои мысли; соблюдение норм речевого общения; умение выступать перед сверстниками. |
Основное содержание темы, понятия, термины | Рассказ, эпизод, фабула, сюжет |
Форма | Индивидуальная, фронтальная |
Методы обучения | По характеру познавательной деятельности: аналитический, метод сегментирования текста, сопоставления, частично-поисковый, эвристический,.; по виду источника инф.: словесный (слово учителя, фронтальная работа с учащимися); наглядный, иллюстративный (демонстрация презентации); практический (проверочный тест). |
Образовательные ресурсы | Презентация, иллюстрации, портрет, тексты. |
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля |
| | | Осуществляемые действия | Формируемые компетенции | |
I. Организационный момент | фронтальная | Приветствие учащихся, обеспечение готовности к уроку | Демонстрирование готовности к уроку | Регулятивная: учатся контролировать свои действия; | самоконтроль |
2. Мотивация к учебной деятельности | Рассказ (эмоциональная, психологическая подготовка к восприятию материала) | Вступительное слово об авторе | Слушание и осмысливание информации | Личностная: понимание важности творчества писателя; проявление интереса к изучаемому материалу; | Самоконтроль |
II. Проблематизация Сообщение темы. | словесный, демонстративный, аналитический | Сообщение эпиграфа урока; совместная с учащимися постановка целей урока | Формулирование на основе эпиграфа темы урока; совместная с учителем постановка целей урока | Учебно-познавательная: умение извлекать необходимую информацию, определять тему, ставить цели; Коммуникативная: умение взаимодействовать с классом; | Фронтальный устные ответы запись темы в тетради |
III. Изучение нового материала Построение проекта выхода из затруднения | словесный, демонстративный | Дополнение учащихся | Рассказ о жизни писателя; слушание, работа со статьей учебника | Учебно-познавательная: умение извлекать необходимую информацию из сообщения учащихся, рассказа учителя; Коммуникативная: умение работать сообща, сотрудничать,обмениваться мнениями, понимать отличную от своей точку зрения. | Устные ответы |
IV Актуализация знаний | словесный, демонстративный частично-поисковый | Вопросы учащимся и дополнение к их ответам Что такое автобиография? Какое произведение называется автобиографичным? Какие автобиографичные произведения вы уже знаете? Что конкретно из биографии Распутина вы увидели в его рассказе? | Диалог Ответы на вопросы учителя | Коммуникативная: умениевести диалог, вступать в речевое общение, обосновывать свою точку зрения, не создавая конфликтов; Познавательная: слушают учителя и отвечают на вопросы; Регулятивная: соотнесение того, что уже известно, с тем, что ещё неизвестно. | Фронтальный устные ответы |
V. Первичное осмысление и закрепление | словесный, демонстративный частично-поисковый тестовый | Руководит действиями учащихся Беседа по вопросам Каковы принципы доброты, по Распутину? (Человек, как правило, не помнит то добро, что он сделал; Добро бескорыстно; Добро всегда возвращается к человеку) Тест Работа над пополнением словарного запаса учащихся | Обучение навыкам осмысленного и чтения статьи учебника Проблемно-поисковая деятельность учащихся. ( осмысление информации, выделение главного) Решение теста | Учебно-познавательная: умение извлекать необходимую информацию из сообщения учащихся, рассказа учителя, учебника; Коммуникативная: умение работать сообща, сотрудничать,обмениваться мнениями, понимать отличную от своей точку зрения. | Работа с учебником Устные ответы Решение теста |
V. Изучение новых литературоведческих понятий | словесный, демонстративный частично-поисковый | Диалог с классом, объяснение Что такое эпизод. Приведите пример эпизода. Какой эпизод из текста вам понравился больше всего? Какой эпизод был наиболее волнительным? Наиболее грустным? | Слушание, беседа | Коммуникативная: умение работать сообща, сотрудничать,обмениваться мнениями, понимать отличную от своей точку зрения | Устные ответы Запись в тетради определений |
VI. Работа по тексту | Аналитический словесный | Аналитическая беседа: О чем говорит название рассказа? -От чьего лица ведется повествование? Почему? -О каком времени пишет автор? -Как жилось в деревне? -Когда и как началась у героя самостоятельная жизнь? -Какие испытания ожидали его? | Работа с текстом рассказа, Проблемно-поисковая деятельность учащихся. | Коммуникативная: умение работать сообща, сотрудничать,обмениваться мнениями, понимать отличную от своей точку зрения Учебно-познавательная: умение извлекать необходимую информацию из сообщения учащихся, рассказа учителя, учебника; Регулятивная: умение видеть ошибки, неточности и исправлять их по ходу работы, дополнять ответы | Фронтальный устные ответы |
VII. Рефлексия. Итог урока. | словесный | Руководит действиями учащихся Беседа Что вспомнили, повторили сегодня на уроке? Что узнали нового? Какая информация вам показалась наиболее интересной? Какова ваша роль на этом уроке? | Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения, определяют своё эмоциональное состояние | Коммуникативная: умение аргументированно высказывать свои мысли; Учебно-познавательна: формирование первичных форм рефлексии, осмысление изученного материала; Личностная: осознание важности полученных знаний, формирование мотивации к процессу обучения | Фронтальный устные ответы |
IX. Домашнее задание | | Перечитать стр. 114-131 Почему герой рассказа начал играть в «чику»? -Как относятся к этой игре Вадик и рассказчик? -Почему Вадик и Птаха избили его? -Найдите слова, передающие его состояние в этот момент Как ведёт себя герой на следующий день после драки? -Как учительница выясняет, что случилось с героем? -Какие чувства испытывает герой? -Какие качества героя проявляются в этом эпизоде? | | | |