СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В. Г. Распутин. «Уроки французского»- уроки доброты

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первый урок по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского"

Просмотр содержимого документа
«В. Г. Распутин. «Уроки французского»- уроки доброты»

Тема

В. Г. Распутин. «Уроки французского»- уроки доброты


Класс

6

Цель

Познакомить учащихся с личностью писателя; показать автобиографичность его рассказа «Уроки французского»; рассмотреть, каковы же принципы доброты, по Распутину; проверить знания учащимися содержания текста рассказа.


Задачи

Подготовить ребенка к реальной жизни; выяснить умение учащихся строить логическое рассуждение, делать умозаключения и выводы, организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, применять полученные знания вне школы.

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые образовательные результаты (предметные)

Умение работать с книгой; умение применять полученные ранее знания о автобиографическом произведении, умение работать с терминами, понятиями.

Личностные результаты

Осознание учеником культурной духовной ценности литературы; уважительное отношение к литературному наследию; создание мотивации - осознание потребности чтения; осуществление сотрудничества со взрослыми и сверстниками; стремление к развитию своего мышления.

Метапредметные результаты (универсальные учебные действия)

Владение видами речевой деятельности; адекватное понимание информации; владение разными видами чтения: поисковым, просмотровым, ознакомительным, обучающим; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; умение сопоставлять и сравнивать; способность определять цель предстоящей учебной деятельности; умение воспроизводить текст (план, пересказ, конспект); умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность свободно и правильно излагать свои мысли; соблюдение норм речевого общения; умение выступать перед сверстниками.

Основное содержание темы, понятия, термины

Рассказ, эпизод, фабула, сюжет

Форма

Индивидуальная, фронтальная

Методы
обучения

По характеру познавательной деятельности: аналитический, метод сегментирования текста, сопоставления, частично-поисковый, эвристический,.;

по виду источника инф.: словесный (слово учителя, фронтальная работа с учащимися); наглядный, иллюстративный (демонстрация презентации); практический (проверочный тест).

Образовательные
ресурсы

Презентация, иллюстрации, портрет, тексты.


Дидактические моменты

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность
учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма контроля




Осуществляемые действия

Формируемые компетенции


I. Организационный момент

фронтальная

Приветствие учащихся, обеспечение готовности к уроку

Демонстрирование готовности к уроку

Регулятивная: учатся контролировать свои действия;

самоконтроль

2. Мотивация к учебной деятельности

Рассказ (эмоциональная, психологическая подготовка к восприятию материала)

Вступительное слово об авторе

Слушание и осмысливание информации

Личностная: понимание важности творчества писателя; проявление интереса к изучаемому материалу;

Самоконтроль

II. Проблематизация

Сообщение темы.

словесный, демонстративный, аналитический

Сообщение эпиграфа урока; совместная с учащимися постановка целей урока


Формулирование на основе эпиграфа темы урока; совместная с учителем постановка целей урока

Учебно-познавательная:

умение извлекать необходимую информацию, определять тему, ставить цели;

Коммуникативная: умение взаимодействовать с классом;

Фронтальный

устные ответы

запись темы в тетради

III. Изучение

нового материала


Построение проекта выхода из затруднения




словесный, демонстративный


Дополнение учащихся

Рассказ о жизни писателя; слушание, работа со статьей учебника

Учебно-познавательная: умение извлекать необходимую информацию из сообщения учащихся, рассказа учителя;

Коммуникативная: умение работать сообща, сотрудничать,обмениваться мнениями, понимать отличную от своей точку зрения.

Устные ответы

IV Актуализация знаний

словесный, демонстративный

частично-поисковый

Вопросы учащимся и дополнение к их ответам

Что такое автобиография?

Какое произведение называется автобиографичным?

Какие автобиографичные произведения вы уже знаете?

Что конкретно из биографии Распутина вы увидели в его рассказе?

Диалог

Ответы на вопросы учителя

Коммуникативная: умениевести диалог, вступать в речевое общение, обосновывать свою точку зрения, не создавая конфликтов;

Познавательная: слушают учителя и отвечают на вопросы;

Регулятивная: соотнесение того, что уже известно, с тем, что ещё неизвестно.

Фронтальный

устные ответы


V. Первичное осмысление и закрепление






словесный, демонстративный

частично-поисковый

тестовый

Руководит действиями учащихся

Беседа по вопросам

Каковы принципы доброты, по Распутину?

(Человек, как правило, не помнит то добро, что он сделал;

Добро бескорыстно;

Добро всегда возвращается к человеку)

Тест

Работа над пополнением словарного запаса учащихся

Обучение навыкам осмысленного и чтения статьи учебника

Проблемно-поисковая деятельность учащихся.

( осмысление информации, выделение главного)

Решение теста

Учебно-познавательная: умение извлекать необходимую информацию из сообщения учащихся, рассказа учителя, учебника;

Коммуникативная: умение работать сообща, сотрудничать,обмениваться мнениями, понимать отличную от своей точку зрения.

Работа с учебником

Устные ответы

Решение теста

V. Изучение новых литературоведческих понятий








словесный, демонстративный

частично-поисковый

Диалог с классом, объяснение

Что такое эпизод. Приведите пример эпизода. Какой эпизод из текста вам понравился больше всего? Какой эпизод был наиболее волнительным? Наиболее грустным?

Слушание, беседа

Коммуникативная: умение работать сообща, сотрудничать,обмениваться мнениями, понимать отличную от своей точку зрения

Устные ответы

Запись в тетради определений

VI. Работа по тексту








Аналитический

словесный

Аналитическая беседа:

О чем говорит название рассказа?

-От чьего лица ведется повествование? Почему?

-О каком времени пишет автор?

-Как жилось в деревне?

-Когда и как началась у героя самостоятельная жизнь?

-Какие испытания ожидали его?


Работа с текстом рассказа,

Проблемно-поисковая деятельность учащихся.


Коммуникативная: умение работать сообща, сотрудничать,обмениваться мнениями, понимать отличную от своей точку зрения

Учебно-познавательная: умение извлекать необходимую информацию из сообщения учащихся, рассказа учителя, учебника;

Регулятивная: умение видеть ошибки, неточности и исправлять их по ходу работы, дополнять ответы

Фронтальный

устные ответы


VII. Рефлексия. Итог урока.










словесный

Руководит действиями учащихся

Беседа

Что вспомнили, повторили сегодня на уроке? Что узнали нового?

Какая информация вам показалась наиболее интересной?

Какова ваша роль на этом уроке?

Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения, определяют своё эмоциональное состояние

Коммуникативная: умение аргументированно высказывать свои мысли;

Учебно-познавательна: формирование первичных форм рефлексии, осмысление изученного материала;

Личностная: осознание важности полученных знаний, формирование мотивации к процессу обучения

Фронтальный

устные ответы


IX. Домашнее задание



Перечитать стр. 114-131

Почему герой рассказа начал играть в «чику»?

-Как относятся к этой игре Вадик и рассказчик?

-Почему Вадик и Птаха избили его?

-Найдите слова, передающие его состояние в этот момент

Как ведёт себя герой на следующий день после драки?

-Как учительница выясняет, что случилось с героем?

-Какие чувства испытывает герой?

-Какие качества героя проявляются в этом эпизоде?