Урок литературы в 6 классе.
Тема. В. Г. Распутин: «Уроки французского»: учительница Лидия Михайловна.
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: познакомить с личностью В.Г. Распутина и его рассказом «Уроки французского»; помочь раскрыть духовные ценности, которые делают человека богаче и добрее.
Задачи:
Обучающие
Воспитательные
Развивающие
развивать навыки выразительного чтения, умения анализа стихотворного произведения;
совершенствовать устную речь учащихся.
Оборудование: учебник литературы для 6 класса под редакцией В.Я. Коровиной.
Использованная литература:
Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Ч. 2 / под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2010.
Литература. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.П. Полухиной / авт. сост. С.Б. Шадрина. – Волгоград: Учитель, 2008.
Ход урока.
Организационный момент.
Повторение домашнего задания.
А). Рассказ о герое по плану.
Простой план.
1.Одиночество мальчика.
2.Драка.
3. Снова избили
4. Занятия французским языком.
Отметить, что гордость , чувство собственного достоинства, стойкость- это не случайные черты поведения героя, а проявление его характера.
стойкость (не бросил учебу; играл на деньги, но не ради развлечения – относился к игре как к единственному способу раздобыть денег на молоко; вопреки угрозам ребят опять идет играть на поляну);
жажда знаний (хорошо учился, несмотря ни на какие трудности);
чувство собственного достоинства (не принимает подарки от учительницы; никому не рассказывает, что у него воруют еду).
Каким людям присущи такие качества? (Людям с сильным характером).
Б).Развернутый ответ на вопрос : «Почему голодающий мальчик не принял посылку с продуктами?».
Изучение нового материала. Мотивационное введение.
Но, несмотря на такой сильный характер, мальчик оставался ребенком и нуждался в тепле и заботе. Что хотел сказать автор предложением: «Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы»?
Кто же смог согреть своей заботой и участием одинокого ребенка?
Исходя из этого, как бы вы определили тему урока? (Приложение 1..) Запишем в тетради число и тему урока. Мы поговорим о душевной щедрости учительницы и роли Лидии Михайловны в жизни мальчика.
Таким образом, что необходимо нам выполнить на уроке, чтобы раскрыть тему? (Охарактеризовать образ учительницы).
1. Новый материал. Беседа.
Из какого эпизода мы впервые понимаем, что Лидии Михайловне не безразличны проблемы главного героя?
Прочитаем по ролям отрывок из рассказа и подумаем, почему разговор оказался неожиданным для главного героя? (Меняется интонация учительницы, вместо наказания разговор оказывается спасением для мальчика).
Я подобрала иллюстрации художника Гальдяева к этому рассказу (Приложение 1. . Подходят ли они к этому эпизоду? Почему?
Давайте устно опишем учительницу и ученика.
А теперь проанализируем, как автор описывает героев (голос, осанка, внешний вид, одежда). Для этого составим таблицу в тетради (Приложение 1.).
Комментарий к 4-й строке. Обратите внимание на выражение: «красивая и в одежде». В восприятии мальчика «в одежде» - это значит не в обносках, не в перешитых с чужого плеча вещах, как у него.
Физминутка. А теперь немного разомнемся. Давайте встанем и покажем, как выглядели ученик и учитель (сутулый и прямая, маленький и взрослая, низкий и высокая и т.д.) Садитесь.
Скажите, как называются в лексике такие слова?
Автор с помощью антонимов противопоставляет героев.
Прием противопоставления в литературе называется антитезой.
Зачем автор противопоставляет героев, использует прием антитезы?
(Используя прием антитезы, писатель добивается того, что читатель понимает, какую большую духовную работу должны были провести мальчик и учительница, чтобы понять друг друга).
В литературных произведениях автор, конечно же, не ограничивается антитезой и описанием героев, он показывает их в различных ситуациях для того, чтобы раскрыть внутренний мир героя.
Давайте попробуем доказать это на примере рассказа В. Г. Распутина. Как вы считаете, какие эпизоды раскрывают нам характер учительницы?
2.Размышление над взаимоотношениями героев.
2.1. Работа в группах.
Первая группа. Характеризует Лидия Михайловну.
Вторая группа- рассказчика.
Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником? Как вы расцениваете этот поступок?
Чтение по ролям сцены игры.
(Обратить внимание на детали, которые выдавали учительницу во время игры. Тогда станет ясным, что мальчик все-таки понял истинный смысл игры, которую предложила ему учительница.
Особое внимание уделите словам директора( …Я теряюсь сразу назвать ваш поступок. Это преступление. Растление. Совращение.»).
Согласны ли вы с такой оценкой поступка Лидии Михайловны.
- А сейчас давайте попробуем составить словарь добрых слов, которыми мы могли бы охарактеризовать Лидию Михайловну и записать, какие качества характера мы заметили у директора.
Словарь добрых качеств
Доброта, понимание Черствость
Чуткость, справедливость Невнимательность
Отзывчивость Формализм
Уважительное отношение к детям Бездушие
Милосердие
Щедрость
Сострадание, сочувствие
- Почему Лидия Михайловна не стала ничего объяснять директору? (он бы не понял)
- А почему Лидия Михайловна помогала именно этому ученику ? ( она спасала его, помогала, потому что он был талантлив, но наш герой тогда этого не понимал)
Лидия Михайловна уезжает, попрощавшись с героем (сцена из фильма).
А через некоторое время герой получает посылку. Мальчик узнал яблоки, которые не видел никогда. Лидия Михайловна открыла ему другой мир, мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе. избавлять от одиночества. О яблоках он и не мечтал никогда. Он их узнал сразу , и также узнал теперь , что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь, А это и есть духовные ценности.
Откроем стр. 118.
V. Самостоятельная работа.
Какие душевные качества характеризуют учительницу? Выберите из всех качеств те, которые раскрывают образ Лидии Михайловны, и запишите их в тетради (Приложение1. ).
VI. Итоги урока
Какую роль сыграла в жизни мальчика Лидия Михайловна?
Выставление оценок за урок.
Приложение 1.
Работа над пониманием истинного смысла рассказа.
1.Как вы думаете, зачем нужно послесловие? Что нового оно открывает? | Душевную щедрость, доброту, истинную любовь к детям Лидии Михайловны. Не жалея о случившемся- потере работы!-она старается ободрить героя, помочь ему. Сколько в ее поведении чувства собственного достоинства! И это сближает героев рассказа. |
2.Обратимся еще раз к предисловию и посвящению- теперь, когда рассказ уже прочитан. Как вы понимаете смысл предисловия. От чьего лица звучат эти слова? | Эти слова принадлежат зрелому человеку, а не мальчишке. Таким образом прошлое ( история с «замеряшками) и настоящее ( раздумья о законах доброты) соединяются воедино. Предисловие придает этой реальной истории философское звучание. |
Все части этого рассказа: посвящение, предисловие, послесловие, сюжет, характеры героев, название рассказа- рождают главную мысль ( то , ради чего написан рассказ). Сформулируйте ее. О каких законах доброты говорит автор в статье «Уроки доброты».? | Истинное добро о стороны того, кто его творит, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает; Добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила; Добро возвращается добром. |
3.В чем смысл эпиграфа к этой теме. | |
4.Обратите внимание на иллюстрации к произведении. Какую из них можно назвать самой удачной? | |
5.В рассказе 2 портрета учительницы: один дается в восприятии мальчика, а второй – глазами взрослого героя. Душевной простоты и щедрости учительицы. Найдите в этих описаниях доказательства | |