Кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса – одно из важнейших звеньев системы управления школой. Правильно выбранная система управления кадрами – основа успешной работы школьных управленцев.
Одним из направлений в работе с педагогическими кадрами является процесс оценивания результатов труда учителя. Без оценки педагогического труда в развивающейся школе невозможно прогнозировать ее дальнейшее движение.
Проведение диагностики педагогической деятельности и ее оценки – неотъемлемая часть управления.
Для того, чтобы в течение учебного года объективно оценить труд учителя по принципу результативности (рейтинг), необходим процесс его диагностики, непрерывный в течение всего данного полугодия.
Администрация школы, которая заботится о каждом педагоге, способствует его мотивации на профессиональную самоотдачу, должна владеть данными обо всех, даже не очень значительных, результатах учителя – его победах и промахах. Такой процесс диагностики труда учителя упрощается, если разработать нам критерии оценки деятельности учителей.
Из диагностической карты учителя-предметника мы получаем данные о среднем балле и количестве выставленных учителем двоек по итогам четверти или полугодия. Из диагностической карты методической работы мы имеем информацию о призовых местах учащихся на олимпиадах, конкурсах различного ранга, о проведении внеклассных мероприятий по предмету, о публикациях и выступлениях учителя и т.д.
Наличие подробной информации о каждом учителе значительно облегчает подсчет рейтинга, который осуществляется всеми заместителями директора.
Рейтинг учителя подсчитывается по итогам I полугодия и учебного года и складывается из параметров (см. таблицу):
Расчет рейтинга учителя должен мотивировать учителей на поиск решений выявленных с помощью данной технологии проблем, ориентирует на дальнейшее саморазвитие.
Также важным моментом является форма подачи результатов рейтинга коллективу. В сводной таблице (см. ниже) напротив фамилии учителя помимо итогового значения рейтинга должны быть показаны значения по каждому из складывающих его параметров, а также перечислены классы, в которых работает учитель. Это позволяет учителю видеть свои успехи и резервы. Вторым способом подачи является «Рейтинг учителей по школьному методическому объединению», который дает представление о результативности работы коллективов учителей-предметников.
Таким образом, данная технология диагностики и рейтинговой оценки профессиональной деятельности учителей позволяет учителю:
○ совершенствовать систему стимулирования учителей в соответствии с реальными результатами;
○ организовать процесс повышения квалификации учителей на индивидуальной и дифференцированной основе.
№ | Критерии | Показатели |
А. | Учебная деятельность. | |
1. | % успеваемости | 3 балла- 100%; 2 балла- 99-95%; 1 балл- 94-80%; 0 баллов- 79% и ниже. |
2. | % качества знаний | 3 балла- 100-70%; 2 балла- 69-50%; 1балл- 49- 40%; 0 баллов- 39 и ниже. |
3. | СОУ | 3балла- 100-80; 2балла- 79-60; 1балл- 59-50; 0 баллов- 49 и ниже. |
4. | Средний балл оценок по предмету | 3балл- «5»и»4»; 2балла- 3,9-3,5; 1балл- 3,4- 3,0; 0 баллов- 2,9 и ниже. |
5. | Наличие учеников- победителей школьных олимпиад, марафонов, конкурсов, соревнований. | 1 балл за каждого победителя. |
6. | Наличие учеников- победителей, призёров, участников городских соревнований. | 5 баллов за 1 место; 3 балла за 2 место; 2 балла за 3 место; 1 балл за значимый результат ( не менее 75% выполненных заданий). |
7. | Наличие учеников- победителей, призёров, участников областных и всероссийских олимпиад, конкурсов, соревнований. | 10 балла - всероссийский уровень; 5балла - победители и призёры областного уровня; 3 балла - участники соревнований областного уровня. |
8. | Участие обучающихся в конкурсах творческих, исследовательских работ, выполненных под руководством учителя. | 10 балла - всероссийский уровень; 5балла - победители и призёры областного уровня; 3 балла - участники конкурсов муниципального уровня уровня. |
9. | Профессиональный уровень учителя (умение разрешать конфликтные ситуации, отсутствие конфликтных ситуаций, жалоб). | Выявляется на основании анкетирования учащихся и родителей. 3балла - отсутствие конфликтных ситуаций, жалоб; 1 балл – умение найти компромисс в конфликтной ситуации; 0 баллов - уход от решения проблемы. |
10. | Культура и этика общения с учащимися. | Выявляется на основании анкетирования учащихся. 3 балла - сдержанное, вежливое отношение к ученику, не унижающее его достоинство. 0 баллов – наличие нарушений культуры поведения. |
Б. | Научно- методическая работа. | |
11. | Учитель- победитель, призёр, участник профессиональных конкурсов и соревнований. | 5 баллов - победитель; 3 балла – призёр; 2 балла – участник конкурсов и т.д. |
12. | Обмен опытом в виде открытых уроков, мероприятий. | 3 балла за каждый открытый урок или мероприятие. |
13. | Выступление с сообщениями и докладами на методических объединениях. | 2 балла за каждое выступление. |
14. | Выступление с докладами на педсоветах, конференциях, семинарах и т. п. | 3 балла за каждое выступление. |
15. | Работа в методическом объединении | 3 балла – руководств методическим объединением; 2 балла – работа на кафедре. |
В. | Общественная работа | |
16. | Работа в Совете Школы | 3 балла – активное участие в работе Совета Школы; 1 балл – пассивное участие (присутствие на заседаниях Совета Школы.) |
17. | Работа в школьных комиссиях | 2 балла – за работу в каждом выборном органе. |
18. | Выполнение общественных поручений (секретарь педсовета и т.п.) | 5 баллов – за выполнение долговременного поручения; 1 балл – за выполнение разового поручения. |
19. | Пропаганда деятельности школы в СМИ, публикация творческих работ педагогов и учащихся. | 3 балла – за каждую публикацию. |
Г. | Работа с документацией. | |
20. | Правильность и своевременность оформления журналов. | 3 балла – журнал оформлен правильно и своевременно; 1 балл – есть единичные замечания по оформлению; 0 баллов – регулярные нарушения в оформлении журнала. |
21. | Объективность выставления оценок. | 3 балла – оценки выставлены правильно и объективно; 1 балл – есть единичные замечания по выставлению оценок. |
22. | Правильность и своевременность сдачи отчетов по предметам | 3 балла - отчет сдан своевременно и оформлен правильно; 0 баллов – не выполнены требования по сдачи отчётности. |
23. | Правильность и своевременность сдачи отчёта классного руководителя по итогам учебных четвертей и полугодий. | 3 балла - отчет сдан своевременно и оформлен правильно; 0 баллов – не выполнены требования по сдачи отчётности |
Д. | Трудовая дисциплина | |
24. | Своевременное начало и окончание урока. | 2 балла – нет нарушений трудовой дисциплины; 1 балл – единичное нарушение; 0 баллов – регулярное нарушение трудовой дисциплины. |
25. | Отсутствие на рабочем месте во время урока. | Минус 10 баллов за нарушение трудовой дисциплины. |
26. | Посещаемость педагогических советов. | 1 балл за участие в каждом педагогическом совете. |
27. | Посещаемость заседаний методобъединений, МС, НМС. | 1 балл за участие в каждом заседание. |
28. | Посещаемость административных совещаний. | 1 балл за участие в каждом совещание. |
29. | Культура и этика общения с коллегами. | Выявляется на основании анкетирования педагогов. 3 балла - сдержанное, вежливое отношение к коллегам, не унижающее их достоинство. 0 баллов – наличие нарушений культуры поведения. |
30. | Культура одежды в УО. | Выявляется на основании анкетирования педагогов, учащихся и родителей. 3 балла – без замечаний. |
Е. | Классное руководство. | |
31. | Организация открытых внеклассных мероприятий. | 5 баллов – открытое мероприятие на уровне города; 3 балла – открытое мероприятие на уровне школы. 1 балл – посещение мероприятия. |
32. | Активность участия класса в школьных мероприятиях. | 3 балла за победу в школьном мероприятии; 1 балл за участие класса в школьном мероприятии. |
33. | Участие в районных мероприятиях. | 5 баллов за победу в городском мероприятии; 3 балла за участие класса в городском мероприятии. |
34. | Организация экскурсий, поездок, походов и других мероприятий вне стен школы. | 2 балла за каждое мероприятие. |
35. | Индивидуальная работа с родителями, педагогически запущенными учащимися, опекаемыми детьми. | По данным социального педагога. ( Учитывается посещение на дому, составление актов материально- бытовых условий, составление характеристик, присутствие на опросах представителей ИДН, , на комиссиях ИДН, в суде.) Максимально 5 баллов. |
Ж. | Техника безопасности и охрана жизни и здоровья учащихся. | |
37. | Своевременное прохождение инструктажа по ТБ педагогом. | 1 балл – за каждый инструктаж. |
38. | Своевременность проведения инструктажей по ТБ с учащимися. | Оценивается по итогам проверки классного журнала и анкетирования учащихся. 3 балла – без замечаний. |
39. | Правильность оформления страницы классного журнала « Инструктаж по ТБ и охране жизни и здоровья учащихся». | 3 балла – без замечаний; 1 балл – единичные замечания. |
40. | Отсутствие несчастных случаев с учащимися на уроке и переменах. | 5 баллов – отсутствие несчастных случаев; минус 5 баллов – наличие несчастного случая. |