Тема занятия: В мире кодов. Способы кодирования информации
Цель занятия: познакомить учащихся со способами кодирования информации в компьютере, развитие познавательного интереса обучающихся к предмету, углубление и систематизация знаний по теме, развития ассоциативного, образного и логического мышления, воображения.
Задачи:
Обучающие:
формировать знания учащихся по теме «Кодирование информации»;
содействовать достижению исходной грамотности, обеспечивающей готовность детей к решению задач по кодированию информации;
дети должны освоить способы коллективной деятельности на основе использования новых информационных технологий;
Развивающие:
способствовать развитию познавательных интересов учащихся;
способствовать развитию логического мышления учащихся;
развить навыки анализа и самоанализа;
формировать информационную культуру и потребность в приобретении знаний;
Воспитательные:
воспитывать чувства товарищества и взаимопонимания, умения работать в команде;
воспитывать внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость;
формировать умения планировать свою деятельность.
Планируемые результаты.
Познавательные УУД:
Объяснять явления, процессы, связи и отношения.
Классифицировать по заданным основаниям.
Строить логическое рассуждение.
Анализировать и обобщать, доказывать.
Коммуникативные УУД:
Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.
Регулятивные УУД:
Работать по плану, сверяясь с целью.
Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели.
Самостоятельно контролировать свое время и управлять им.
Видзанятия: занятие-игра с использованием информационных технологий.
Возраст учащихся: V класс.
Год обучения: первый.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся:
Учащиеся должны знать:
Что такое кодирование информации;
Способы кодирования информации.
Учащиеся должны уметь:
Оборудование:
персональные компьютеры на рабочих местах учащихся;
персональный компьютер – рабочее место учителя,
мультимедийный проектор, экран;
пакеты дополнительного материала для учеников.
Программное обеспечение: Microsoft Office PowerPoint, мультимедийная презентация.
Дидактический материал: карточки с заданиями, карточки со звездами.
Ход занятия:
Организационный момент
Пока учащиеся входят в класс и рассаживаются по своим местам звучит мелодия Генри Манчини «Трое в черном или неопытные сыщики» (из м/ф «Розовая пантера»). Проводится проверка отсутствующих учащихся и готовность к занятию присутствующих.
Постановка задачи, мотивация
Учитель: Здравствуйте ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Давайте представим, что мы все агенты секретных служб. Представьте, что вы - молодые разведчики. Вы все знаете, что агенты секретных служб должны добывать информацию и передавать её в центр, вышестоящему руководству. Практически всегда это информация бывает очень ценной и секретной. На нашем сегодняшнем уроке ЦЕНТР будет представлять учитель, а вы все будете секретными агентами. Каждый из вас при выполнении спец. заданий часто будет работать вдвоем с напарником. Особо важные и сложные задания вам придется выполнять, работая в небольшой развед. группе. Всего их будет три: «зеленая», «синяя» и «красная». В каждой группе будет свой руководитель – капитан. Капитанов назначает ЦЕНТР (происходит назначение).
В течение этого занятия вы можете заработать себе повышение в звании. За каждое выполненное задание вы будете получать звезды. В течение занятия вы сможете заработать звезды.
Капитаны команд вытяните первое задание, которое определит название вашей команды. За правильно расшифрованное название команда получает одну звезду. (Название команды зашифровано с помощью флажковой азбуки)
Флажковая азбука:

1-я команда называется:

(СЫЩИКИ)
2-я команда называется:

(ШПИОНЫ)
3-я команда называется:

(АГЕНТЫ)
Капитаны, подойдите к руководителю ЦЕНТРа и получите пропуска для своих спец. служб.
Учитель: Чтобы выяснить тему сегодняшнего занятия вам нужно провести небольшую сыскную работу. У вас на столах есть шифровка, которая вам поможет. С помощью учебников информатики мы её расшифруем. Команда, которая сделает это первой, получит за это звезду.
1-е слово: страница 15, 2-й абзац, 1-е слово
2-е слово: страница 25, 1-я строка, 2-е слово
3-е слово: страница 25, 2-й абзац снизу, 2-е слово
4-е слово: страница 29, 1-я строка, 1-е слово
5-е слово: страница 29, 3-й абзац снизу, 3-е слово
6-е слово: страница 48, 1-я строка, 4-е слово
Учитель: Замечательно, да действительно, тема нашего занятия «В мире кодов. Способы кодирования информации».
Сегодня мы с вами должны постичь искусство кодирования информации. Мы познакомимся с различными способами кодирования информации. Ведь это так необходимо хорошим секретным агентам!
Я еще на прошлой неделе дала задания некоторым спец. агентам провести небольшое расследование. Давайте посмотрим, справились ли они с ними.
1-й агент – К. Иван - должен был найти, как определяется слово «КОДИРОВАНИЕ» в словарях и энциклопедиях, в каких словарях оно встречается, что обозначает.
2-й агент – П. Валерия – должна была найти информацию о первых кодах, когда они возникли, какие виды кодов встречаются.
3-й агент – С. Анастасия – должна была искать информацию о том, как компьютер кодирует информацию.
Учитель: Хорошие секретные агенты должны обладать хорошими знаниями. Можно ли вас зачислить в развед. школу? Проверим.
Первая проверка – индивидуальная. (За выполнение этого задания первые три человека получают одну звезду)
А - 1 | Б - 2 | В - 3 | Г - 4 | Д - 5 | Е - 6 | Ё – 7 |
Ж - 8 | З - 9 | И - 10 | Й - 11 | К - 12 | Л - 13 | М – 14 |
Н - 15 | О - 16 | П - 17 | Р - 18 | С - 19 | Т - 20 | У - 21 |
Ф - 22 | Х - 23 | Ц - 24 | Ч - 25 | Ш - 26 | Щ - 27 | Ъ - 28 |
Ы - 29 | Ь - 30 | Э - 31 | Ю - 32 | Я - 33 | | |
Зная, что каждому числу соответствует буква алфавита с таким же порядковым номером, расшифруйте следующие слова:
1) 12-16-14-17-30-32-20-6-8
2) 14-16-15-10-20-16-18
3) 12-13-1-3-10-1-20-21-18-1
4) 14-29-26-30
5) 19-10-19-20-6-14-15-29-11 2-13-16-12
Физкультминутка
Изобразить с помощью рук, ног, следующие действия:
Дерево на ветру.
Распускающийся цветок.
Рыбка в море.
Зайка скачет по полянке.
Сбор ягод в лесу.
А сейчас представьте, что вы принц или принцесса, а ваше рабочее место – это трон, сядьте на свой трон и продолжим наше занятие.
Второе задание – работа по карточкам в парах. (Эта работа дает возможность заработать 2 звезды)

Третье задание – работа в группе из 4-5 человек. (Эта работа дает возможность заработать 3 звезды)
Учитель: В наше агентство поступили секретные закодированные письма, необходимо срочно их декодировать. Немедленно приступайте к работе.

Группа 1:
Дсбнпуё фшйуыта – грёсже рсйдпейута
Группа 2:
Нйс птгъбёута тпмочён, б шёмпгёл иобойён
Группа 3:
Луп дсбнпуё дпсбие, упнф оё рспрбтуэ
Учащиеся декодируют пословицы. Затем каждая группа читает свою пословицу. За правильно декодированную пословицу учащиеся получают по 3 звезды.
*** У Центра есть еще одно задание для вас. Оно творческого характера: придумайте свою систему кодов и закодируйте сообщение для другой группы.
Теперь необходимо определить, в какой же группе у нас лучшие спец. агенты. Учащиеся подсчитывают количество звезд, учитель отмечает наиболее лучших агентов, отмечает недостатки. В результате выполнения задания, подсчета звезд выявляется группа-победитель.
Учитель: Давайте подведем итоги нашей работы. Центр собирает информацию о впечатлениях своих агентов от проделанной работы. Отправьте смс в ЦЕНТР, в котором скажите ваше мнение о проделанной работе на занятии. (складывают листочки в конверт на доске)