СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В мире кодов. Способы кодирования информации

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия: познакомить учащихся со способами кодирования информации в компьютере, развитие познавательного интереса обучающихся к предмету, углубление и систематизация знаний по теме, развития ассоциативного, образного и логического мышления, воображения.

Просмотр содержимого документа
«В мире кодов. Способы кодирования информации»

Тема занятия: В мире кодов. Способы кодирования информации


Цель занятия: познакомить учащихся со способами кодирования информации в компьютере, развитие познавательного интереса обучающихся к предмету, углубление и систематизация знаний по теме, развития ассоциативного, образного и логического мышления, воображения.


Задачи: 
Обучающие: 

  • формировать знания учащихся по теме «Кодирование информации»; 

  • содействовать достижению исходной грамотности, обеспечивающей готовность детей к решению задач по кодированию информации; 

  • дети должны освоить способы коллективной деятельности на основе исполь­зо­ва­ния новых информационных технологий; 

Развивающие: 

  • способствовать развитию познавательных интересов учащихся; 

  • способствовать развитию логического мышления учащихся; 

  • развить навыки анализа и самоанализа; 

  • формировать информационную культуру и потребность в приобретении знаний; 

Воспитательные: 

  • воспитывать чувства товарищества и взаимопонимания, умения работать в команде; 

  • воспитывать внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость; 

  • формировать умения планировать свою деятельность. 


Планируемые результаты.

  1. Познавательные УУД:

    • Объяснять явления, процессы, связи и отношения.

    • Классифицировать по заданным основаниям.

    • Строить логическое рассуждение.

    • Анализировать и обобщать, доказывать.

  2. Коммуникативные УУД:

    • Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.

    • Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

    • Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

  3. Регулятивные УУД:

    • Работать по плану, сверяясь с целью.

    • Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели.

    • Самостоятельно контролировать свое время и управлять им.


Видзанятия: занятие-игра с использованием информационных технологий. 

Возраст учащихся: V класс. 

Год обучения: первый. 

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся: 
Учащиеся должны знать: 

  • Что такое кодирование информации; 

  • Способы кодирования информации. 

Учащиеся должны уметь: 

  • применять на практике кодирование и декодирование информации. 


Оборудование: 

  • персональные компьютеры на рабочих местах учащихся; 

  • персональный компьютер – рабочее место учителя, 

  • мультимедийный проектор, экран; 

  • пакеты дополнительного материала для учеников. 


Программное обеспечение: Microsoft Office PowerPoint, мультимедийная презентация. 

Дидактический материал:  карточки с заданиями, карточки со звездами. 


Ход занятия:


Организационный момент

Пока учащиеся входят в класс и рассаживаются по своим местам звучит мелодия Генри Манчини «Трое в черном или неопытные сыщики» (из м/ф «Розовая пантера»). Проводится проверка отсутствующих учащихся и готовность к занятию присутствующих.


Постановка задачи, мотивация 


Учитель: Здравствуйте ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Давайте представим, что мы все агенты секретных служб. Представьте, что вы - молодые разведчики. Вы все знаете, что агенты секретных служб должны добывать информацию и передавать её в центр, вышестоящему руководству. Практически всегда это информация бывает очень ценной и секретной. На нашем сегодняшнем уроке ЦЕНТР будет представлять учитель, а вы все будете секретными агентами. Каждый из вас при выполнении спец. заданий часто будет работать вдвоем с напарником. Особо важные и сложные задания вам придется выполнять, работая в небольшой развед. группе. Всего их будет три: «зеленая», «синяя» и «красная». В каждой группе будет свой руководитель – капитан. Капитанов назначает ЦЕНТР (происходит назначение).


В течение этого занятия вы можете заработать себе повышение в звании. За каждое выполненное задание вы будете получать звезды. В течение занятия вы сможете заработать звезды.


Капитаны команд вытяните первое задание, которое определит название вашей команды. За правильно расшифрованное название команда получает одну звезду. (Название команды зашифровано с помощью флажковой азбуки)


Флажковая азбука:



1-я команда называется:

(СЫЩИКИ)


2-я команда называется:

(ШПИОНЫ)


3-я команда называется:

(АГЕНТЫ)


Капитаны, подойдите к руководителю ЦЕНТРа и получите пропуска для своих спец. служб.


Учитель: Чтобы выяснить тему сегодняшнего занятия вам нужно провести небольшую сыскную работу. У вас на столах есть шифровка, которая вам поможет. С помощью учебников информатики мы её расшифруем. Команда, которая сделает это первой, получит за это звезду.


1-е слово: страница 15, 2-й абзац, 1-е слово

2-е слово: страница 25, 1-я строка, 2-е слово

3-е слово: страница 25, 2-й абзац снизу, 2-е слово

4-е слово: страница 29, 1-я строка, 1-е слово

5-е слово: страница 29, 3-й абзац снизу, 3-е слово

6-е слово: страница 48, 1-я строка, 4-е слово


Учитель: Замечательно, да действительно, тема нашего занятия «В мире кодов. Способы кодирования информации».


Сегодня мы с вами должны постичь искусство кодирования информации. Мы познакомимся с различными способами кодирования информации. Ведь это так необходимо хорошим секретным агентам!


Я еще на прошлой неделе дала задания некоторым спец. агентам провести небольшое расследование. Давайте посмотрим, справились ли они с ними.


1-й агент – К. Иван - должен был найти, как определяется слово «КОДИРОВАНИЕ» в словарях и энциклопедиях, в каких словарях оно встречается, что обозначает.


2-й агент – П. Валерия – должна была найти информацию о первых кодах, когда они возникли, какие виды кодов встречаются.


3-й агент – С. Анастасия – должна была искать информацию о том, как компьютер кодирует информацию.


Учитель: Хорошие секретные агенты должны обладать хорошими знаниями. Можно ли вас зачислить в развед. школу? Проверим.


Первая проверка – индивидуальная. (За выполнение этого задания первые три человека получают одну звезду)


А - 1

Б - 2

В - 3

Г - 4

Д - 5

Е - 6

Ё – 7

Ж - 8

З - 9

И - 10

Й - 11

К - 12

Л - 13

М – 14

Н - 15

О - 16

П - 17

Р - 18

С - 19

Т - 20

У - 21

Ф - 22

Х - 23

Ц - 24

Ч - 25

Ш - 26

Щ - 27

Ъ - 28

Ы - 29

Ь - 30

Э - 31

Ю - 32

Я - 33




Зная, что каждому числу соответствует буква алфавита с таким же порядковым номером, расшифруйте следующие слова:


1) 12-16-14-17-30-32-20-6-8

2) 14-16-15-10-20-16-18

3) 12-13-1-3-10-1-20-21-18-1

4) 14-29-26-30

5) 19-10-19-20-6-14-15-29-11 2-13-16-12


Физкультминутка


Изобразить с помощью рук, ног, следующие действия:

Дерево на ветру.

Распускающийся цветок.

Рыбка в море. 

Зайка скачет по полянке.  

Сбор ягод в лесу.

А сейчас представьте, что вы принц или принцесса, а ваше рабочее место – это трон, сядьте на свой трон и продолжим наше занятие.


Второе задание – работа по карточкам в парах. (Эта работа дает возможность заработать 2 звезды)



Третье задание – работа в группе из 4-5 человек. (Эта работа дает возможность заработать 3 звезды)

Учитель: В наше агентство поступили секретные закодированные письма, необходимо срочно их декодировать. Немедленно приступайте к работе.


Группа 1:

Дсбнпуё фшйуыта – грёсже рсйдпейута


Группа 2:

Нйс птгъбёута тпмочён, б шёмпгёл иобойён


Группа 3:

Луп дсбнпуё дпсбие, упнф оё рспрбтуэ


Учащиеся декодируют пословицы. Затем каждая группа читает свою пословицу. За правильно декодированную пословицу учащиеся получают по 3 звезды.


*** У Центра есть еще одно задание для вас. Оно творческого характера: придумайте свою систему кодов и закодируйте сообщение для другой группы.


Теперь необходимо определить, в какой же группе у нас лучшие спец. агенты. Учащиеся подсчитывают количество звезд, учитель отмечает наиболее лучших агентов, отмечает недостатки. В результате выполнения задания, подсчета звезд выявляется группа-победитель.


Учитель: Давайте подведем итоги нашей работы. Центр собирает информацию о впечатлениях своих агентов от проделанной работы. Отправьте смс в ЦЕНТР, в котором скажите ваше мнение о проделанной работе на занятии. (складывают листочки в конверт на доске)