Урок № 7 _________________
в музыкальном театре балет
Цели урока: расширить и углубить знания учащихся о жанре «балет», познакомить с творчеством Б. И. Тищенко.
Задачи урока: образовательные — знать понятия «балет», типы балетного танца, составляющие балета — пантомима, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио; уметь — определять рольбалетмейстера и дирижера в балетном спектакле, приводить примеры балетов, полные имена композиторов и балерин и танцовщиков. воспитательные — воспитание патриотизма. Развивающие — развивать вокально-хоровые навыки при работе над песнями «Журавлиная песня», «Моя Россия». Тип урока: расширение и углубление знаний.
Ход урока.
1. орг. момент
II. Актуализация опорных знаний. Вступительная беседа ( /)
В качестве эпиграфа к уроку я взяла слова А. С. Пушкина: Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла, всё кипит; В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит. «Евгений Онегин» А. С. Пушкин (раек-лица, сидящие в театре в верхних местах над ложами – «толпа»)
- О чем пойдет речь сегодня на уроке? О театре
Постановка темы урока, целей, задач самими учащимися.
Придворный балет
Род зрелища в XV веке при дворах итальянской знати, а с конца XVI века при французском дворе, сочетал в себе чтение поэзии, исполнение вокальной и инструментальной музыки, хореографические и сценографические постановки. юдовик XIV и балет
В царствование Людовика XIV придворный балет переживает свой расцвет. В 1651—1670 годах король поддерживает «балеты в выходах» личным участием
При поддержке кардинала Мазарини ридворный балет постепенно становится инструментом политической пропаганды, подчеркивая великолепие Франции и ее монарха.
В 1670 году Людовик XIV отказывается от участия в постановках, что завершает эпоху придворного балета "Король-солнце" Людовик XIV получил свое прозвище от исполняемой им балетной партии Солнца в балете Жан Батиста Люлли
Балет – сценическое искусство
Самостоятельным видом сценического искусства балет становится только во второй половине XVIII века благодаря реформам, осуществлённым французским балетмейстером
Жан-Жоржем Новерром (1727—1810). Основываясь на эстетике французских просветителей, он создал спектакли, в которых содержание раскрывается в драматически выразительных образах.
В 18 веке балет существовал в Германии, Швеции, Голландии. Формы, заимствованные у итальянского и французского балета, обогащались национальным колоритом.
Балет в XVIII веке Рубеж 18-19 веков — эпоха расцвета балета в России
Мариус Петипа (1818-1910) «Отец русского балета»; «Француз с русской душой»; «Великий хореограф русского балета»; создал балеты, которые стали шедеврами и вошли в Золотой фонд мировой балетной классики.
На развитие русского балета оказали большое влияние «Русские сезоны» (1908-1929) театрального деятеля и критика Сергея Дягилева, которые пользовались большим успехом во Франции и Великобритании. Основная цель «Русских сезонов» - популяризация русской культуры в Европе. «Русские сезоны»
- Посмотрите на картинку и скажите, какому жанру посвящен наш урок? Балет
- Угадайте, кто создатель русского классического балета? П. И. Чайковский. Он автор трех балетов. Щелкунчик Спящая красавица Лебединое озеро
III. Изучение нового материала ( /)
Балет — от итальянского «танцевать» Балет — сложный жанр. Балет — музыкально-театральный жанр, который возник из простого жанра «танец».
Балет (итал. balletto – танец) – музыкальный спектакль, в котором соединились музыка, танец, драматическое и изобразительное искусство. Балет – высшая форма хореографии.
Характеристика жанра
Действие передаётся с помощью танца и пантомимы, с помощью которых актёры передают чувства героев, их «разговор» между собой, суть происходящего.
По тематике балеты бывают разные:
лирический, эпические драматические лирико-драматические эпико-драматические балет-поэма балет-сказка опера-балет.
Попробуйте определить, к какому типу балета относится балет П. И. Чайковского «Щелкунчик»? (балет-сказка)
Любой балет не может обойтись без:
- Классический танец – тот, что сложился во Франции. Он очень красив и изящен. В системе классического танца разработаны позиции ног, рук, корпуса и головы.
- Характерный танец - это народный танец, приспособленный для балетного спектакля. Характерный танец воспроизводит движения народных танцев.
- Пантомима — выразительное телодвиженье, немое объясненье, передача чувств или мыслей лицом и всем телом.
Кроме того, в современном балете выделяют танцы — ритмопластический, современный.
V. Физминутка.
VI. Закрепление.
Балетные термины:
Либретто - основа балетного спектакля. В основе либретто может быть сказка, миф, легенда, настоящая жизненная история
КОМПОЗИТОР - человек, сочиняющий музыку. пишет балетную музыку на основе либретто. Роль музыки в балете велика: тесно взаимодействует с хореографией, отражает все происходящее в сценарии, даёт музыкальные характеристика главным героям балета.
Балетный спектакль делится на акты, сцены и отдельные номера. Почти во всех операх есть балетные номера.
Пантомима (от греч.-актёр, играющий с помощью одних телодвижений, всё воспринимающий подражанием) – в балете одно из основных средств создания хореографического образа.
БАЛЕРИНА - артистка балета, исполнитель главной партии. Один только её выход – и все замерли, любуясь ей красотой и грацией. Её выход лёгкий, изящный, приветливый, по балетному – антре! Мужчины – танцоры балета.
Антре (франц.- выход) - красивое вступление в больших танцевальных эпизода сценах.
ХУДОЖНИК создаёт для балета декорации и костюмы. Костюмы показывают особенность персонажей, подчёркивают историческую эпоху. Декорации на сцене характеризуют среду и эмоциональную атмосферу действия.
Партитура (итал. partitura- разделение, распределении)- нотная запись многоголосного музыкального произведения, в которой для каждого инструмента отведён отдельный нотоносец.
Знакомство с атрибутами балета
Пачка — жёсткая юбка, используемая в балете для танцовщиц.
Пуанты (от фр. pointe — острие) специальная балетная обувь, в которой балерина танцует, опираясь на кончики пальцев ног (на пуантах). За один спектакль балерина может сменить несколько пар пуантов.
До начала танца балерина должна разогреть ноги и сами туфли. Иначе возможна серьёзная травма, вплоть до перелома ноги.
В балете, как и в опере, есть главные герои, которые танцуют, по одному, вдвоем и т.д.
Эти слова все французские:
На экране — виды танцев: па-де-де - танец вдвоем па-де-труа - танец втроем гран-па – большой танец адажио - медленный танец главных героев
Русский балет славится уже несколько веков и имена русских балерин и танцовщиков известны во всем мире:
VII. Подведение итогов. Рефлексия
Великие произведения искусства, рожденные в далекие времена, современны и сегодня. Их создатели так глубоко проникли в тайны мира и человеческих отношений, что и мы — их потомки — можем найти ответы на волнующие нас вопросы. Одним из таких произведений является «Слово о полку Игореве».
Резерв
балет «Жизель».
Балет «Жизель – один из самых великих, созданных для балетной сцены (слайд 9). Спектакль родился в Париже в 1841 году и имеет необычную историю создания. Он был создан несколькими влюбленными мужчинами для одной прекрасной балерины – Карлотты Гризи (1819 – 1899). Создателями спектакля был балетмейстер Жюль Перро, партнер Карлотты по этому спектаклю и первый исполнитель партии Графа Альбера Люсьен Петипа, а также влюбленный и очарованный Карлоттой писатель Т. Готье, нашедший вдохновение в произведениях Генриха Гейне и написавший либретто по произведениям Генриха Гейне. В произведениях Г.Гейне упоминаются прекрасные виллисы, невесты, которые умерли до свадьбы и которые мстят за свою раннюю смерть путникам, затанцовывая их и доводя до изнеможения. Музыка к этому балету написана композитором Адольфом Шарлем Аданом (1803 – 1856). Спектакль был привезен в Россию, в Императорский русский театр, и навсегда остался на русской сцене. Сам Ж.Перро работал в России над первыми постановками. Спектакль многократно переделывался из-за смены новых поколений исполнителей. Окончательная редакция балета принадлежит Мариусу Петипа. По танцу балет «Жизель» продолжает традиции романтического балета. У романтического спектакля есть свое каноны: допустим, два главных героя, Иларион и Альбер, в 1 действии в оригинальной версии не танцевали. Только во 2-м акте появляются вариации Альбера. По законам романтического балета, только положительный герой имел право на исполнение классической вариации. И так как в 1-м акте Альбер предстает обманщиком, человеком, который погубил невинное существо, то во 2-м акте он своим страданием искупает свою вину. Жизель дарует ему прощение и он обретает право на классический танец. Это французы не вернули со своих первых спектаклей. Таким образом в 20 веке эти традиции уходят, теряя романтическую направленность балета. Сегодняшние фрагменты спектакля «Жизель» будут исполнены нынешними звездами французской сцены. Партию Жизели исполняет Летиция Пюжоль, которая отличается совершенной техникой исполнения, прекрасная мимическая актриса и необыкновенно музыкальная танцовщица. Она была очень быстро произведена в ранг этуали. С получением ранга этуали во французском балете танцовщики получают много привилегий, в том числе – выбирать роли. Одной из первых ролей Летиция выбрала роль Жизели. Весь спектакль Парижской национальной оперы – это точно музыкально исполненный спектакль, что важно для балетного спектакля и исполнения классического танца. Итак, балет в 2-х действиях по либретто Т. Готье, Ж.А В. Сент-Жоржа на основе легенды Г. Гейне. Хореография Ж. Коралли, Ж. Перро. Музыка А.Адана. Декорации и костюмы А.Бенуа. Исполнители: Жизель – Летиция Пюжоль, Альбер – Николя Ле Риш, Мирта – Мари-Аньес Жилло, Илларион – Уилфрид Ромоли, солисты и кордебалет Парижской Национальной Оперы( просмотр фрагментов балета «Жизель»). Старинная «Жизель» Адольфа – Шарля Адана… Шедевр из шедевров, мечта любой балерины. Сотни танцовщиц исполняют эту партию, но история сохранила для нас имена избранных. Партия Жизели - труднейшая из партий. Помимо гениальной хореографии, в ней весь спектр глубоких человеческих переживаний: первая влюбленность и обман, сцена сумашествия и гибели героини. Во втором действие образ героини предстает в образе мистической виллисы. Другого такого многоранного образа перевоплощения не знает балетное искусство. И каждая балерина рассказывает со сцены историю своей Жизели… Балет «Жизель» ставили на лучших сценах мира, и, наконец, она обосновалась в России. Великий Мариус Петипа щедро одарил «Жизель» новыми танцами. Француженка «Жизель» преобразилась, приобрела русскую душу. Великие русские балерины Анна Павлова, Тамара Корсавина, Ольга Спесивцева блистали в этой партии. Именно они, три грации русского балета, определили на сто лет вперед, какой должна быть французская «Жизель». «Жизель» вернулась в Париж во время дягилевских сезонов в 1910 году. Спектакль здесь не шел 50 лет. Успех был ошеломителен. О. Спесивцевой предложили исполнить партию Жизели в Парижской опере. Позже гениальная балерина словно повторила судьбу своей героини – 22 года она провела в клинике для душевно больных. Заколдованную Спесивцевой партию в Париже больше никто не решался танцевать. В 1935 году в Париже новая сенсация: из Москвы на гастроли приехала новая Жизель – Марина Семенова. И вновь парижане были потрясены русской балериной, ее божественной красотой и совершенством техники. Одной из лучшей Жизелей за всю историю стала Жизель Галины Улановой. В 1956 году на гастролях в Лондоне она покорила лондонскую публику. Сразу после гастролей по приказу королевы начались съемки фильма с участием Г. Улановой. Балерине тогда было 46 лет. С Мариной Кондратьевой, самой воздушной Жизелью, партию репетировала великая Марина Семенова. В 1958 году на сцене Большого театра состоялось событие – гастроли Парижской оперы. В свое время русские Жизели восхищали французскую публику. Теперь француженки Лиан Дейде и Иветт Шовире блистали на сцене Большого театра, поражая москвичей истинно французским шармом.