СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В помощь воспитателю.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка

Здоровье сберегающие технологии в воспитательной

деятельности в специальном учреждении для детей 8-9 лет

с нарушениями зрения”.

 

Просмотр содержимого документа
«В помощь воспитателю.»

ГС (К) ОУ школа - интернат №4 г.о. Тольятти.







Методическая разработка:


Здоровье сберегающие технологии в воспитательной

деятельности в специальном учреждении для детей 8-9 лет

с нарушениями зрения”.





















Выполнила: Литвин Ж. Н.









2014г.









Цель:

Разработать содержание коррекционно-педагогической работы по использованию здоровье сберегающих технологий в воспитательной деятельности с учащимися 8-9 лет с нарушением зрения.



Задачи:

1. Разработать мероприятия, которые снижают уровень заболеваемости

учащихся, уменьшают риск возникновения хронических заболеваний

2. Пропаганда здорового образа жизни , формировать у учащихся знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.

3. Помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для дальнейшего развития и адаптации учащихся в социуме

4. Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, осуществлять личностно-ориентираванный подход при обучении и воспитании

5. Внести коррекции в содержание по мере необходимости

Цель здоровье сберегающих технологий направлена на коррекцию и нормализацию нарушенных функций.

Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Здоровье- важнейший фактор работоспособности и развития детского организма .Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровье сберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности воспитателя, работающего с детьми младшего школьного возраста. Актуальность обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровье сберегающем образовании. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние учащихся, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровье сберегающей направленности .Возникла необходимость изменения отношения к задачам учебного и воспитательного процесса педагогики оздоровления, которое предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие обучающихся с максимально сохраненным здоровьем. Назрела необходимость решить эти проблемы в области здоровье сбережения комплексно, опираясь на принципы здоровье сбережения.







Принципы и система здоровье сберегающих технологий:

*Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимых медработниками, и собственных наблюдений в процессе проведения технологий, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.

*Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности данной возрастной группы

*Создание благоприятного эмоционально- психологического климата в процессе реализации технологии

*Использование разнообразных видов здоровье сберегающей деятельности, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

Здоровье сберегающие технологии- это такая организация образовательного и воспитательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью. Используются следующие целевые установки:

*Стимулировать у детей желание жить, быть здоровым;

*Учить их ощущать радость от каждого прожитого дня;

*Показывать им , что жизнь прекрасна;

*Вызывать у них позитивную самооценку.

В воспитательной деятельности рекомендуется использование следующих средств здоровье сберегающих технологий:

-средства двигательной направленности ( физминутки , физические упражнения, подвижные игры, танцевальные занятия)

-оздоровительные силы природы (солнечные и воздушные ванны на основе прогулок на воздухе, водные процедуры на основе занятий в бассейне, витаминотерапия)

-гигиенические факторы( выполнение санитарно- гигиенических требований, проветривание и влажная уборка помещений, соблюдение общего режима дня)

Cамое популярное определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: “ Здоровье- это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов”. Основываясь на данном определении, выделяют следующие компоненты здоровья: здоровье физическое, здоровье психическое, здоровье социальное и здоровье нравственное. Наша цель заботиться о здоровье учащихся, не забывая из каких компонентов оно состоит.

В нашей школе созданы все необходимые условия для осуществления здоровье сберегающей деятельности.

1. Воздушно- тепловой режим, освещенность мест занятий, соблюдение размеров мебели соответствуют определенным требованиям.

2. Для проведения спортивных занятий имеются два спортивных зала, спортивная площадка.

3. Организовано шестиразовое питание.

4. Уделяется большое внимание организации физкультурно- оздоровительной работы .Это и проведение уроков физкультуры, проведение физминуток, спортивных школьных праздников, беседы о здоровье с учащимися и их родителями, оформление классных и школьных “ Уголков здоровья”, использование, здоровье сберегающих .технологий на уроках , и внеклассных мероприятиях.

5. Проведение тематической работы с родителями, направленной на формирование в их семьях здоровье сберегающих условий, здорового образа жизни и профилактику вредных привычек.

Цель всех этих мероприятий – формирование навыков здорового образа жизни.

Чтобы результативно реализовать здоровье сберегающую технологию в воспитательной деятельности, применяем некоторые образовательные технологии по их здоровье сберегающей направленности.

Оценка этих направлений:

Личностно- ориентированные, где в центр воспитательной системы ставим личность ребенка, стараемся обеспечить комфортные условия ее развития и реализации природных возможностей. Личность ребенка превращается в приоритетный субъект, становится целью воспитательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяем несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы

Здоровье сберегающие технологии:

1.Медико – гигиенические технологии. К ним относятся контроль и помощь в обеспечении гигиенических условий, организация и проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи, проведение профилактики и лечение заболеваний глаз,.

2.Физкультурно – оздоровительные технологии. Они направлены на развитие координационных движений и реализуются при проведении спортивно – оздоровительных мероприятий и в работе спортивных секций.

3.Экологические здоровье сберегающие технологии. Они направлены на гармоничное взаимоотношение с природой. Это прогулки по пришкольной территории, и уход за растениями в классах, и участие в природоохранных мероприятиях: “ День земли” ”Береги природу” .

3.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности. Они реализуются во время проведения мероприятий ,на тему “ПДД”,” Неделя здоровья”.,соблюдение и выполнение рекомендаций врача – окулиста по охране зрения.



4.Здоровьесберегающие образовательные технологии:

* организационно - педагогические технологии и психолого – педагогические технологии, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии (проведение физминуток , коммуникативных игр, самомассаж).

*учебно – воспитательные технологии: включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек .Это классные часы и беседы на темы:

“Чистота – залог здоровья”, “Плохие привычки”, спортивные соревнования,

привитие культурно – гигиенических навыков.

*cоциально – адаптирующие и личностно – развивающие технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности .Это проведение психологических тренингов, игр, бесед с родителями.

В работе участвуют специалисты, которые выполняют определенные функции:

Психолог:

  • Тренинг уверенного поведения

  • Развитие психических процессов

  • Психические упражнения

Логопед:

  • Коррекция дефектных звуков

  • Практическое овладение навыками словообразования и словозаменения.

Воспитатель:

  • Развитие мелкой моторики

  • Развитие познавательной деятельности

  • Работа по устранению вторичного дефекта

Муз.руководитель:

  • Музыкотерапия

  • Работа над дыханием

  • Развитие чувства ритма и координации движений

Мед.работники:

  • Профилактика и лечение заболеваний глаз

  • Консультирование педагогов и родителей по сохранению зрения учащихся.

















































Критерии здоровьесбережения в воспитательной деятельности

Характеристика

Обстановка и гигиенические условия в помещении

Температура и свежесть воздуха, освещение.

Количество видов деятельности во время самоподготовки и проведение мероприятий

Виды деятельности; письмо, чтение, слушание, решение примеров,списывание, заучивание

Физминутки, игры , спортивные состязания,

Исполнение песен и танцев.


Cредняя продолжительность и частота чередования видов

деятельности

Продолжительность 10-15 минут

Количество видов деятельности

Музыкальный, словесный, наглядный,

Спортивный,практический.

Наличие и место методов, способствующих активизации

Метод свободного выбора; свободная беседа,

Выбор свободного действия,свобода творчества

Активные методы; игра, дискуссия.

Методы, направленные на самопознание и

развитие интеллекта, эмоций,общения


Наличие, место, содержание и продолжительность

моментов оздоровления

Физкультминутки,динамические паузы, гимнастика для

глаз, массаж активных точек


Наличие мотивации деятельности учащихся

Внешняя мотивация;поддержка, соревновательный

Момент, одобрение, похвала.


Психологический климат

Взамоотношения; воспитатель- ученик (комфорт-напряже

ние,уче возрастных особенностей; ученик-ученик( сотруд ничество-соперничество, дрежелюбие-враждебность,

активность-пассивность, заинтересованность-безразличи


Эмоциональные разрядки

Шутка, улыбка,поговорка, музыкальная минутка, стихи.



Этапы реализации проекта и планируемые результаты.

1 этап –Подготовительный «2012- 2013 г».

Задачи:

1.Определение приоритетных направлений воспитательной деятельности;

2. Накопление и изучение литературы по здоровьесбережению;

3.Проведение диагностических исследований;

Ожидаемый результат: Определение оптимальной оздоровительной деятельности. Создание методической копилки.

2– этап - Практический (основной) «2013- 2014 г»

1.Практическая реализация проекта по направлениям;

2. Анализ полученных результатов и апробация здоровьесберегающих технологий в 1и во2 классах;

3.Проведение мониторинга по здоровью;

4.Разработка и внедрение системы внеурочных форм оздоровительных мероприятий;

Ожидаемый результат: Совершенствование диагностики и коррекционно – развивающей работы для формирования здорового образа жизни и личностных ресурсов учащихся.

3 этап – Обобщающий «2014- 2015 г»

1.Контрольная диагностика по всем направлениям;

2.Отрабатывание технологии с учетом преемственности среднего звена;

3.Контрольный анализ полученных результатов

4.Обобщение, выводы, рекомендации.

Ожидаемый результат: Эффективность решения оздоровительных задач можно определить по динамике физического состояния учащихся, по уменьшению заболеваемости, по умению вести здоровый образ жизни, по уровню участия в массовых спортивно- оздоровительных мероприятиях.

В работе используем технологию музыкального воздействия

на мероприятии “ Мир музыки”, где музыка используется как лечебное средство для снятия напряжения и как целительное воздействие на психологическое состояние учащихся. Проводится 1раз в неделю в вечернее время. Мероприятие проводим в большом зале в форме беседы с использованием показа мультфильмов в сопровождении классической музыки. Правильно подбирая музыкальные произведения, можно добиться нужного расслабления детей или повышения их активности, т. е. корректировать психо-физическое состояние. Мы выделяем следующие функции, которые выполняет эта технология: коммуникативную (установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив),

релаксационную (снятие эмоционального напряжения), развивающую

(развитие психических процессов: памяти, внимания, восприятия)

обучающую (обогащение информацией об окружающем мире).



Значимость проекта.

Здоровьесберегающие технологии направлены на обеспечение психического и физического здоровья учащихся.

Достигаются через учет особенностей класса; создание благоприятного психологического фона; использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к проводимым мероприятиям; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.

Приводит к предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к образовательной деятельности; прирост учебных достижений, снижению психоэмоционального напряжения обучающихся и улучшению отдельных показателей их психического здоровья; подготовке к деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья; формированию навыков культурного поведения; воспитанию стремления к ведению здорового образа жизни.