Открытое занятие по математике «В стране математики» (тема: Число и цифра 7)
Дата проведения: 17.11.2016
Место проведения: кабинет № 204
Подготовила и провела: Нестерова Т.П.
Цель: Создать условия для обеспечения осознания и усвоения числа и цифры 7. Задачи:
Закрепить число и цифра 7, с составом числа 7, развивать навыки счёта в пределах 7, закреплять умение составлять выражения.
Развивать логическое мышление, «математическую» речь, познавательный интерес и творческие способности детей.
Воспитывать культуру общения.
Материал к занятию: Картинки –поезд, машина, велосипед, автомобиль, трамвай; -Картинки животных- медведи, кот, комарики, раки, собаки, волки, кобыла, лев, зайчики, жаба;- Четные и нечетные числа; -5 монеток с достоинством 6 рублей; - картинки предметов: ручка-3руб, карандаш-2руб, стерка-1руб, блокнот-4руб, линейка-5руб, тетрадь-6руб; презентация картинок из сказок: «Волк и семеро козлят» «Цветик - семицветик», «Белоснежка и 7 гномов», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», РАДУГА, НОТНЫЙ СТАН, ДНИ НЕДЕЛИ.
Ход занятия. Педагог: (приглашение в страну Знаний математики) Ребята, на чём можно путешествовать? Показываю картину (поезд). Как называется этот вид транспорта? (железнодорожный). Сколько букв в этом слове (5) подбери и соедини примеры, чтобы в сумме было 5.
1. Игровое упражнение «Билет на поезд». Педагог: Мы с вами отправляемся в наше путешествие на поезде. Звучит музыка «Поезд из Ромашкино». Для этого мы должны купить билеты. Вам надо найти и назвать только четные числа. (Дети называют числа, написанные на доске). Педагог: Замечательно, но чтобы сесть в поезд мы должны знать прямой и обратный счет. (Дети считают до 10 и обратно). Педагог: А теперь вспомним и назовем десятки. (Дети называют десятки) Педагог: На поезде мы с вами покатались, пересаживаемся на другой вид транспорта. (показываю машину). Звучит музыка «Колесики, колесики …» Как называется этот вид транспорта? (автомобильный). Сколько букв в это слове. (6) В машине мы катаем друзей, соседей. Давайте и мы с вами назовем соседей чисел.
2. Игровое задание «Соседние числа» Педагог: соседей числа 2; 4; 5; 6 и др. Педагог: Ехали долго, давайте сделаем остановку и зайдем в магазин. На доске закреплены 5 монеток достоинством 6 рублей, и канцелярские товары (ручка-3руб, карандаш-2руб, стерка-1руб, блокнот-4руб, линейка-5руб, тетрадь-6руб). Какие мы сможем купить предметы, имея 6 рублей. (Работа возле доски). Молодцы, слушайте внимательно стихотворение, и отвечаем на вопрос: - Каких и сколько зверей вы услышите? (- 10) Ехали медведи на велосипеде.
А за ними кот задом наперёд.
А за ним комарики, на воздушном шарике.
А за ними раки на хромой собаке. Волки на кобыле. Львы в автомобиле.
Зайчики в трамвайчике. Жаба на метле...
Едут и смеются, Пряники жуют. (Раскладываю картинки в соответствии с текстом - медведи, кот, комарики, раки, собаки, волки, кобыла, лев, зайчики, жаба) А теперь вопросы: - Какой по счету кот (собаки, жаба и т.д.)? (закрепление порядкового счета). - На каком виде транспорта едут животные? (велосипед, автомобиль, трамвай) - Назовите вид транспорта, в названии которого 7 букв (трамвай) Педагог: А я предлагаю поехать на сказочном транспорте. - Пусть это будут наши стульчики.
- Посмотрите стульчики необычные с пропеллером. Все сели удобно, закрыли глаза, надо сказать волшебные слова: «Один, два, три стульчик мой лети!» (дети проговаривают слова, музыка звучит) - Дети мы летим, ласково светит солнышко, проплывают белые пушистые облака, дует легкий ветерок. Мы не боимся, нам хорошо. Но вот и прилетели. 3. Игровое задание «Число и цифра 7 в сказках» Педагог: Ребята, вы знаете, в каких сказках встречается число «7»? Если дети затрудняются, задаю наводящие вопросы: 1. В какой сказке было семеро козлят? «Волк и семеро козлят» 2. Какой цветок исполнял все желания девочки Жени? «Цветик - семицветик» 3. Как называется сказка, где были гномы и одна девочка? «Белоснежка и 7 гномов» 4. Как называется сказка А.С.Пушкина где было семь богатырей? «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Педагог: Хорошо, а где еще встречается число и цифра 7? (Радуга, нотный стан, дни недели). Задание в рабочей тетради: - По каким признакам делятся предметы? (по цвету, форме, величине) Мы с вами разберем последний вариант. Первые два сделаете самостоятельно. Педагог: - Сегодня мы с вами совершили путешествие по стране «Знаний». Какие цифры мы с вами закрепили. Вы молодцы, мне очень понравилось с вами работать. Я хочу подарить вам на память о нашем занятии наклейки – ключики, которые вы можете приклеить на ваши математические тетради.
Дидактическая игра: «Бывает – не бывает» (дополнительное задание)
1.Бывает круг с тремя углами? (нет, три угла у треугольника) 2.Бывает у белки с бельчонком 4 хвоста? ( нет,2 хвоста 1 +1=2) 3.Бывает у зайчонка 4 лапы? (Да. У зайца всего 4 лапы) 4. Бывает квадрат круглый? А почему? (Нет .У квадрата четыре угла) 5.Бывает у лисы и лисёнка всего 4 уха ? ( Да. 2 уха у лисы + 2 у лисёнка =4)