СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В царстве падежей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация будет полезна на уроке русского языка по соответствующей теме.

Просмотр содержимого документа
«В царстве падежей.»

В царстве падежей  Учитель начальных классов  МАОУ «СОШ № 33»  Панюшкина О.В.

В царстве падежей

Учитель начальных классов

МАОУ «СОШ № 33»

Панюшкина О.В.

Содержание Откуда пошли названия падежей – момент истины . Кого склоняет Склонение? «Помощники Губернатора». Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж. Винительный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж.

Содержание

  • Откуда пошли названия падежей – момент истины .
  • Кого склоняет Склонение?
  • «Помощники Губернатора».
  • Именительный падеж.
  • Родительный падеж.
  • Дательный падеж.
  • Винительный падеж.
  • Творительный падеж.
  • Предложный падеж.
Итак, слово падеж произошло от латинского «казус» («падение»). Давным-давно греческие учёные заметили, что имя существительное имеет прямую и косвенную форму. Отсюда и термин «склонение». Слова, употребляясь в речи, как бы «падают» той или иной формой. Жили на свете древние греки. Они любили играть в «кости», которые имели вид кубиков, на которых были выбиты цифры от 1 до 6. При игре «кости» бросали из рожка. Каждое такое «выпадение» по-гречески звучало «птозис», что на старорусский язык было переведено как «падеж». Грекам казалось, что слова меняют свои формы так же случайно, поэтому они посчитали уместным обозначать словом «падеж» и изменение слов при их склонении.
  • Итак, слово падеж произошло от латинского «казус» («падение»). Давным-давно греческие учёные заметили, что имя существительное имеет прямую и косвенную форму. Отсюда и термин «склонение». Слова, употребляясь в речи, как бы «падают» той или иной формой.
  • Жили на свете древние греки. Они любили играть в «кости», которые имели вид кубиков, на которых были выбиты цифры от 1 до 6. При игре «кости» бросали из рожка. Каждое такое «выпадение» по-гречески звучало «птозис», что на старорусский язык было переведено как «падеж».
  • Грекам казалось, что слова меняют свои формы так же случайно, поэтому они посчитали уместным обозначать словом «падеж» и изменение слов при их склонении.
Кого склоняет Склонение? В государстве Морфология в городе Существителенске жили вельможи Существительные. Они говорили, что им все подчиняются, а они никому. И вот появилось поблизости Склонение и начало всех подряд склонять. Даже существительное просклоняло. Королю Морфу это понравилось, и решил он взять Склонение к своему двору на должность Губернатора.

Кого склоняет Склонение?

  • В государстве Морфология в городе Существителенске жили вельможи Существительные. Они говорили, что им все подчиняются, а они никому.
  • И вот появилось поблизости Склонение и начало всех подряд склонять. Даже существительное просклоняло.
  • Королю Морфу это понравилось, и решил он взять Склонение к своему двору на должность Губернатора.
Грамматическая сказка. Он ещё не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и дали – Именительный. Родился – стал Родительный. Был маленьким и ему всё давали – Дательный. За всяческие проделки винили – Винительный. Подрос и стал творить добрые дела – Творительный. Предлагал всем свою помощь – Предложный.

Грамматическая сказка.

  • Он ещё не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и дали – Именительный.
  • Родился – стал Родительный.
  • Был маленьким и ему всё давали – Дательный.
  • За всяческие проделки винили – Винительный.
  • Подрос и стал творить добрые дела – Творительный.
  • Предлагал всем свою помощь – Предложный.
«Помощники Губернатора» Склонение принялось за работу и сразу же разделило город на три округа. В каждом округе жили слова, которые обязаны были безоговорочно подчиняться Губернатору. Падежи и Окончания помогали Губернатору, но без недовольных не обошлось. Их выдворили за пределы трёх округов. Жили они бедно. Что же это за «смельчаки»? Это несклоняемые, которые так и не склонили головы перед Губернатором. И разносклоняемые, которые не знали, где им можно преклонить голову.

«Помощники Губернатора»

  • Склонение принялось за работу и сразу же разделило город на три округа. В каждом округе жили слова, которые обязаны были безоговорочно подчиняться Губернатору. Падежи и Окончания помогали Губернатору, но без недовольных не обошлось. Их выдворили за пределы трёх округов. Жили они бедно. Что же это за «смельчаки»?
  • Это несклоняемые, которые так и не склонили головы перед Губернатором.
  • И разносклоняемые, которые не знали, где им можно преклонить голову.
Именительный падеж. Поворот судьбы такой удивительный: Изучаем мы падеж именительный. Сочинила мир такой изумительный! Что ж, запомним мы падеж ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ! Что?- комната  стол  окно  книга Кто?- люди  человек  кошка  ребёнок

Именительный падеж.

Поворот судьбы такой удивительный:

Изучаем мы падеж именительный.

Сочинила мир такой изумительный!

Что ж, запомним мы падеж ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ!

Что?- комната

стол

окно

книга

Кто?- люди

человек

кошка

ребёнок

Родительный падеж Кого? Чего? Я из дома убежал, Я до вечера гулял. С дерева в сугроб сыграл, Без уроков жить мечтал. Для коллекции снежинки Языком я собирал. Около костра плясал И вокруг двора скакал. Мне уроки надо делать? Я на это наплевал! Вот стою я у доски И вздыхаю от тоски , Но РОДИТЕЛЬНЫЙ падеж Я не вспомню, хоть зарежь!

Родительный падеж

Кого? Чего?

Я из дома убежал,

Я до вечера гулял.

С дерева в сугроб сыграл,

Без уроков жить мечтал.

Для коллекции снежинки

Языком я собирал.

Около костра плясал

И вокруг двора скакал.

Мне уроки надо делать?

Я на это наплевал!

Вот стою я у доски

И вздыхаю от тоски ,

Но РОДИТЕЛЬНЫЙ падеж

Я не вспомню, хоть зарежь!

Дательный падеж Если б я названия падежам давал, Я б тогда дарительным ДАТЕЛЬНЫЙ назвал! А ещё как размечтаюсь: Дед Морозом наряжусь И подарки всем несу: КОМУ? ЧЕМУ?

Дательный падеж

Если б я названия падежам давал,

Я б тогда дарительным

ДАТЕЛЬНЫЙ назвал!

А ещё как размечтаюсь: Дед Морозом наряжусь

И подарки всем несу: КОМУ? ЧЕМУ?

Винительный падеж Если хочешь много знать, поскорей учись читать! Чтоб ВИНИТЕЛЬНЫЙ запомнить научилась я летать! Как взлечу под потолок, да махну через порог, Вылетаю за окошко, курс держу я на восток! Ненавижу обвинять, буду всё перечислять. ЧТО увижу и КОГО – назову до одного!

Винительный падеж

Если хочешь много знать, поскорей учись читать!

Чтоб ВИНИТЕЛЬНЫЙ запомнить научилась я летать!

Как взлечу под потолок, да махну через порог,

Вылетаю за окошко, курс держу я на восток!

Ненавижу обвинять, буду всё перечислять.

ЧТО увижу и КОГО – назову до одного!

Творительный падеж А я ТВОРИТЕЛЬНЫЙ падеж, Исполнен всяческих надежд. Творите – ЧЕМ?, творите – с КЕМ? Я подскажу вам нет проблем! Предлогам перед, под и над В любой момент я очень рад!

Творительный падеж

А я ТВОРИТЕЛЬНЫЙ падеж,

Исполнен всяческих надежд.

Творите – ЧЕМ?, творите – с КЕМ?

Я подскажу вам нет проблем!

Предлогам перед, под и над

В любой момент я очень рад!

Предложный падеж А я падеж ПРЕДЛОЖНЫЙ Со мною случай сложный. Мне без предлогов свет не мил. О КОМ?, О ЧЁМ? Я говорил? Ах да, нужны предлоги, Без них мне нет дороги. Пусть будут в , и о , и при – Ты их случайно не сотри!

Предложный падеж

А я падеж ПРЕДЛОЖНЫЙ

Со мною случай сложный.

Мне без предлогов свет не мил.

О КОМ?, О ЧЁМ? Я говорил?

Ах да, нужны предлоги,

Без них мне нет дороги.

Пусть будут в , и о , и при –

Ты их случайно не сотри!

Выучил все падежи?  Правильно ты их сложи! Падежи Порядок падежей Кем? Чем? Кого? Что? Кто? Что? 1.  2.  3.  4.  5.  6.  Кому? Чему? Кого? Чего? О ком? О чём? Т.п. В.п. Р.п . П.п. Д.п. И.п .

Выучил все падежи? Правильно ты их сложи!

Падежи

Порядок

падежей

Кем?

Чем?

Кого?

Что?

Кто?

Что?

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Кому?

Чему?

Кого?

Чего?

О ком?

О чём?

Т.п.

В.п.

Р.п .

П.п.

Д.п.

И.п .

До встречи!

До встречи!