Кoнсультация для воспитателей
«Сказка - как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста».
Воспитатель: Дедова Е.Н.
“Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество –
верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик,
с помощью, которого можно открыть эти истоки, и они забьют
животворными ключами…”
В.А. Сухомлинский
Нрaвственное воспитание - это фoрмирование ценностного oтнoшения к жизни, которое обеспечивает устойчивое, гармоническое развитие человека, и включает в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека [2].
Зaкладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности необходимо с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, окружающим людям. В этике существуют две основные нравственные категории - это добро и зло.
Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества. В процессе нравственного воспитания необходимо развивать волевые качества, такие как: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, которые стоят на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру [1].
Исследуемая нами тема нравственного воспитания с помощью сказки нашла отражение в фундаментальных работах А.М. Архангельского, Н.М. Болдырева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, И.Ф. Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм и методов нравственного воспитания.
В повседневной жизни детей необходимо приучать к вежливому обращению с окружающими: учить обращаться к работникам детского учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу и т.д.
Необходимо постoяннo oбогащать слoварь дeтeй выражениями словесной вежливости, такими как: «здравствуйте», «дo свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т.д. Показать значение родного языка в формировании основ нравственности.
Нередко дети спорят, оценивая свои поступки и поступки других. Нужно научить детей оценивать эти поступки, развивать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства[4].
Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие), ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и пoступки ребенка. Нравственное воспитание дошкольников очень важно, потому что именно в дошкольном возрасте ребенок особенно вoсприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Именно нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни[7].
Поэтому нравственное воспитание необходимо рассматривать в программе детского сада, как одну из важнейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста. И именнo мы, воспитатели, призваны обеспечить воспитание у ребенка с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, городу, поселку, стране, Родине, уважение к людям рaзных национальностей. Именно в процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей[2].
Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффeктивных путей или переосмысления уже известных. Заглянуть в "кладовые" личности и извлечь от туда такие качества как справедливость, отзывчивость, доброжелательность, милосердие, преданность, дружелюбие, самостоятельность, трудолюбие, ответственность, взаимовыручка, патриотизм, честность и многие др., необходимо иметь свой подход к человеческой индивидуальности. Одним из главных средств в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка[6].
Дошкольное детство занимает очень важный период в становлении личности ребенка. Неoбходимо, чтобы ребенок с детства усвоил всю суть нравственных понятий и человеческих ценностей. Ребенок формируется как личность, приобретает свойственные ему черты характера, особенности, которые влияют на поведение человека в жизни, у ребенка появляется собственное мировоззрение. В настоящее время мы часто наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Именно под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка. Как известно – средств, для решения этих задач множество, рассмотрим сказку как действенное средство нравственного воспитания детей[6].
Мне кaжется, что сказка – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как именно в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Именно она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка[4].
Как говорил Г.Х. Андерсен: «Сказки - блестящее, лучшее в мире золото, то золото, что блестит огоньком в детских глазках, звенит смехом из детских уст и уст родителей» [8].
Благодаря детским сказкам расширяется словарный запас детей, который помогает правильно строить диалог, развивается связная логическая речь, а именно развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Все это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности ребёнка. Сказка сопровождает ребенка с самого раннего детства. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой[8].
Существуют методы по ознакомлению дошкольников со сказкой:
чтение воспитателя (дословная передача текста). Сказки, которые малы по объему, можно рассказывать наизусть, так как при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений необходимо читать по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.
Рассказывание (более свободная передача текста). При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Самое главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.
дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины (для закрепления знаний). Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”, “Закончи предложение”, “Откуда я?” (описание героев) и другие. Литературные викторины лучше проводить как итоговые занятия или вечерние развлечения[7].
В мире существует огромное множество сказок и все они имеют отличия. Существует множество классификаций сказок, рассмотрим одну из них:
сказки о животных;
бытовые сказки;
волшебные сказки.
Особенностью содержания сказки является ее оптимизм - в сказке почти всегда добро побеждает, а зло наказывается. Поэтому общий тон сказки жизнерадостный, бодрый. Характер содержания придает свой оттенок, свой колорит ее общему звучанию. Так, в сказке «Царевна-лягушка» общий жизнерадостный тон сочетается с оттенками некоторой таинственности, восхищения, в то время как в сказке «Лисичка-сестричка и серый волк» - с оттенками юмора.
Дети с раннего детства приучаются оценивать размеры явлений, дел и поступков и понимать смешную сторону всяких жизненных несоответствий. Веселый и задорный колобок так уверен в себе, что и сам не заметил, как стал хвастуном, которому льстит собственная удачливость, - вот он и попался лисе «Колобок» (Колобок – это хлеб, а в конце его сьедают).
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогают показать:
как дружба помогает победить зло («Зимовье»);
как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);
что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).
Замечено, что дети легко воспринимают и запоминают сказки о животных. Они называются детскими потому, что в них много действия, движений, энергии - того, что присуще и ребенку. Сюжет разворачивается быстро, сломя голову, бежит курица к хозяйке за маслицем, - петух проглотил зерно и подавился, та посылает ее к коровушке за молоком. Курица - к коровушке, та просит, чтобы хозяин дал ей свежей травы и пр. В конце концов, курица принесла маслица, петух спасен, но скольким он обязан спасением! («Петушок и бобовое зернышко»). Ирония сказки понятна ребенку, ему нравится и то, что столько трудных препятствий удалось преодолеть курице, чтобы петушок остался жив. Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом[8].
Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек - это красная девица (умница, рукодельница...), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину) [2].
Детям старшего дошкольного возраста очень нравятся волшебные сказки. Русская волшебная сказка создала поразительно живой, замысловатый мир. Все в этом мире необыкновенно: люди, земля, горы, реки, деревья, даже вещи - предметы быта, орудия труда - и те приобретают в сказках чудесные свойства. Топор сам рубит лес; дубинка бьет недругов; мельница мелет зерно; печка разговаривает; яблоня укрывает своими ветвями детей, бегущих от посланных Ягой гусей-лебедей; взмывает в небо ковер-самолет; в маленьком сундучке помещается большой город с жителями, домами и улицами. Благодаря сказочному миру пробуждается и развивается воображение ребенка. Ребенок с горячим сочувствием следит за всем, о чем говорится в сказке: радуется победам Ивана-царевича, чудесам Василисы Премудрой, огорчается их невзгодам[3].
При помощи сказочных произведений можно бороться с различными детскими "недугами" (агрессия, зло, страх и т.д). В психологии этот метод работы с детьми, испытывающими те или иные затруднения, называется сказкотерапия. Различные авторы, использующие этот метод в своей работе (Д. Бретт, Д.Миллс, Р. Кроули, Д. Соколов, Л. П. Стрелкова и др.) указывают, что применение сказкотерапии позволяет решать ряд проблем (как сиюминутных, так и глубоко личностных), возникающих у детей дошкольного, младшего и др. возрастов. В частности посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, непринятием своих чувств и т. д. Сказкотерапия позволяет ребенку актуализировать и осознавать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения[5].
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей ребенка, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром;
Это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.
Это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни.
Это процесс активизации ресурсов, потенциала личности[7].
Целью сказкотерапии является активизация в ребенке творческого, созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания, совершенствование его взаимодействия с окружающим миром; восстановление адекватного поведения ребенка с помощью различных «сказочных» приемов.
Задачами сказкотерапии являются:
Создать условия для развития творческого воображения, оригинальности мышления.
Снижение уровня тревожности и агрессивности у детей;
Передача ребенку основных жизненных принципов и закономерностей.
Стимулировать творческое самовыражение.
Формировать позитивное отношение ребенка к своему «Я» [1].
Практика и педагогические исследования дошкольного воспитания показывают, что одним из важнейших условий развития положительных нравственных качеств личности ребенка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него. Ребенок должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью. А как известно, сказка является источником проявления всех чувств ребенка, в том числе и радости. "Никогда не надо гасить детскую радость", - подчеркивала А. М. Виноградова. Именно А.М. Виноградова считала, что в атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность и т.д.
Такие нравственные ценности как, добро, любовь, истина, правда, красота, жизнь, человечность, сочувствие, Родина, семья, долг, подвиг, - должны стать нормами нашей жизни, и жизни детей! Как гласит народная мудрость: «Дитятко – что тесто: как замесил, так и выросло» [8].
Список использованной литературы:
Бердникова А. Как справиться с капризами - Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2010
Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. — М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2011. — 80 c.
Гербова В. В. Развитие речи: 2–4 лет: Учебное наглядное пособие для для дошкольных образовательных учреждений - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003
Гуревич П. С. Г49 Практическая психология для всех: Клинический психоанализ. – М.: Директ-Медиа, 2013. – 464 c
Использование артпедагогических технологий в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями : [электронный ресурс] учеб. пособие по коррекционной педагогике / сост. Т.Г. Неретина, С.В. Клевесенкова, Е.Е. Угринова, Н.Н. Кирилюк, Е.Н. Болотова, Н.М. Заякина, Л.Ю. Суфлян, Н.А. Еремеева; под общ. ред. Т.Г. Неретиной. – 2-е изд., стереотип. – М. : ФЛИНТА, 2011. – 186 с.
Психология сегодня: теория, образование и практика / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко, А. В. Карпов. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. – 688 с.
http://www.maam.ru/detskijsad/skazka-kak-sredstvo-nravstvenogo-vospitanija-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
http://planetadetstva.net/vospitatelam/pedsovet/doklad-rol-skazki-v-nravstvennom-vospitanii-detej-doshkolnogo-vozrasta.html
Аттестационное портфолио воспитателя
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
Центра развития ребенка – детского сада №42 «Русь»
города Ставрополя
Дедовой Елены Николаевны
Непосредственная образовательная деятельность
по экологическому воспитанию
«В царстве лекарственных растений»
для детей старшего дошкольного возраста
Ставрополь, 2014 год
Цели:
1. Развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни.
2. Развивать экологическое мышление на основе представлений о царстве лекарственных растений.
3. Развивать творческое воображение и коммуникативное общение в процессе игры, основываясь на свободном обмене мнениями и интересах детей.
4. Формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.
Ход занятия:
Ребята, посмотрите куда нас привела тропинка? Вы ощутили этот аромат?.Сегодня мы побываем в царстве растений, а каких растений – вы узнаете, отгадав загадки.
Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня.
(крапива).
Рос шар бел, дунул ветер-
Шар улетел.
(одуванчик).
Стоят сестрички-
Желтый глазок,
Белые реснички.
(ромашка).
Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит?
(Подорожник)
Вкусен чай и ароматен,
С ней он легок и приятен:
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь? - Запах... (мяты)
-А как называются эти растения и почему их так называют? Это не простые растения –они могут лечить, поэтому их называют лекарственными растениями.
Проблемная ситуация.
Издавна люди заметили, что домашние животные, когда заболеют, уходят, чтобы найти какую – нибудь травку, съев которую они выздоравливают. И человек стал искать помощи у разных растений. Наши предки знали полезные свойства многих цветов и трав: больных и раненых лечили травяными бальзамами и настоями, пили чай из трав. Постараемся побольше узнать о лекарственных растениях.
- Давай те больше узнаем об этих растениях и для чего они нужны?
2. Основная часть
Исследовательская деятельность.
-Знаете ли вы, чем хорошо лечить царапины и разбитые коленки? Зеленым бинтом, который называется подорожник.
-Да, ребята, мы иногда топчем его, а он все плотнее прижимается к земле. Листья его упругие, с прочными жилками. Надежно укрепился он в почве густым пучком корней. Вверх поднят только стебелек с соцветиями. Они тоже жесткие и упругие- вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого страдают многие другие растения. Семена подорожника клейкие, легко прилипают к ногам людей и шерсти животных, поэтому животные и люди, проходящие по дорожке, помогают семенам распространяться вдоль дорожек и тропинок.
-Ребята, а вы знаете как пользоваться подорожником при ушибе и порезе? (лист подорожника надо обязательно очистить от пыли, затем немного поцарапать, чтобы выделился сок, и затем приложить к ране).
-А как вы думаете, о каком растении говорят, что оно жжет?
Правильно, о крапиве. Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом, можно даже заквашивать крапиву как капусту. Листья крапивы богаты разными полезными витаминами. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов, также она хорошо останавливает кровь. Для этого надо взять крапиву, растолочь ее и приложить к ранке. А еще отвар из крапивы укрепляет волосы. Также из нее делают бумагу, веревки и мешковину.
Вспомните сказку Г-Х Андерсена «Дикие лебеди»: именно из крапивы пришлось сестрице вязать рубашки для братьев, чтобы спасти их от чар колдуньи.
-Но почему все- таки крапива обжигает? На листьях и стеблях крапивы имеются особые волоски. Каждый волосок- как игла крошечного шприца. Внутри волосков- едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы. Но пройдет немного времени, и вы перестанете чувствовать жжение.
-А это что за растение? (воспитатель показывает картинку с изображением ромашки).
-Если заболело горло, то лучший доктор- отвар из луговой лекарственной ромашки. Еще ее называют аптечной ромашкой. Давайте научимся отличать ее от другой, которая никого не лечит и называется поповником.
Дети приходят к выводу о том, что у лекарственной ромашки листья рассеченные и много мелких цветков; у поповника – листья цельные, на каждом стебле один цветок. Аптечная ромашка не имеет запаха. Она растет только на солнечных местах, а поповник может расти и в темных, влажных местах.
Воспитатель: Кто отгадает по запаху, о каком растении пойдет сейчас речь? (дает ватку с запахом валерианы). Это растение называется валериана. В переводе с латинского языка «valere» означает «быть здоровым». В медицине используют корень валерианы. Рассмотрите корневище, что можно о нем сказать? (корневище толстое, короткое, внутри пустое со множеством корешков) .
На Руси валериану издавна рекомендовали в качестве успокаивающего средства, при бессоннице. Если царь Петр 1 повелел выращивать лекарственные растения, в том числе валериану, в специально созданных «аптекарских огородах». Растет валериана по заболоченным и влажным местам, по берегам рек и канав, на лесных опушках.
-Кто знает это растение? (Воспитатель выставляет картинку с изображением мать-и-мачехи) .
Воспитатель: Лишь только сходит снег, появляются цветы мать-и-мачехи, а по окончании цветения отрастают листья. Давайте сравним верхнюю и нижнюю части листа.
Дети сравнивают и приходят к выводу, почему растение называется именно так.
Физкультминутка «А в лесу растет черника»:
А в лесу растет черника,
Земляника, голубика,
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать
(приседания)
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу.
(ходьба на месте).
Правила сбора лекарственных растений:
1. Цветки собирают, когда растение цветет. Корневища – поздней осенью, когда плоды уже осыпались.
2. Запрещается сбор лекарственных растений, занесенных в Красную книгу.
3. Нельзя собирать лекарственные растения вблизи автомобильных дорог, в городе, рядом с железной дорогой.
4. Сушить траву надо под навесом, чтобы не попали прямые солнечные лучи.
5. При сборе цветков часть из них оставляют на растении.
6. Нельзя собирать больные и поврежденные вредителями растения.
3. Самостоятельная деятельность
- Выставка лекарственных растений;
- Какого растения не стало? (на внимание);
4. Итог занятия: (воспитатель бросает ребенку мяч и задает вопрос, а ребенок бросает мяч обратно с ответом).
Вопросы:
1. Какие лекарственные растения ты знаешь?
2. Какое растение называют «зеленым бинтом»?
3. Отвар листьев какого растения лечит кашель?
4. Из какого растения готовят витаминные щи и салаты?
5. Приведите пример того, как можно помочь заболевшему братику, сестричке, папе, маме? И т. д.
Аттестационное портфолио воспитателя
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
Центра развития ребенка – детского сада №42 «Русь»
города Ставрополя
Дедовой Елены Николаевны
Непосредственная образовательная деятельность
по экологическому воспитанию
«Путешествие капельки»
для детей средней группы
Ставрополь, 2013 год
Цели и задачи:
1. Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, предметов, которые есть в помещении);
2. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода - источник жизни; вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека;
3. Прививать бережное отношение к воде;
4. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.
5. Воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающему миру, воспитывать правильное отношение к своему здоровью.
Обогащение словаря: путешествие, спутница, водопроводные трубы, кипяченая вода.
Материал: кукла «Капитошка», капли воды (большие и маленькие), три ёмкости для опыта, воронка, плакат с изображением факторов, подтверждающих необходимость воды на Земле; готовые шаблоны для аквариума, макароны - рыбки.
Предварительная работа: заучивание стихов о воде; рассматривание иллюстраций; чтение сказок, познавательной литературы о воде; наблюдение в уголке природы за рыбками в аквариуме (замена воды), за цветами (полив); совместное изготовление коллажа «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»
Ход занятия
- Здравствуйте дорогие ребята! Я очень рада видеть вас. Давайте вспомним наш девиз: «С голубого ручейка - начинается река,
А игра - начинается с улыбки!»
(дети проговаривают вместе с воспитателем)
–Ребята! Послушайте внимательно и попробуйте угадать - что вы услышали. (включается запись со звуком воды). Что это?
-Вода!
–Правильно! Это волшебница Вода! Хотите с ней познакомиться?
Наша гостья нам представилась, а теперь давайте, и мы назовём свои имена. (Каждый ребёнок берёт в руки куклу (картинку) и называет своё имя)
А пришла она к нам в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у нас в группе.
- Ребята, давайте покажем Капитошке, где живут сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу. А отмечать сестричек - капелек мы будем красивыми капельками из бумаги.
Путешествие-поиск капелек по группе
(Дети идут по группе делают остановки)
В уголке природы: возле растений.
- Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут, им нужна вода. (Приклеивают большую капельку)
У аквариума: рыбки живут в воде, без неё они погибнут, им нужно много воды, чтобы плавать. (Приклеивают большую капельку)
- Ребята, а какая вода нужна рыбкам чистая или грязная? За рыбками нужно ухаживать, чистить аквариум, менять воду, следить, чтобы рыбкам в нём было уютно.
Около раковины (мойки): помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, вытирать пыль, убирать в группе. (Приклеивают большую капельку)
В игровом уголке: вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду. (Приклеивают большую капельку)
У стола, на котором стоит графин с водой: вода нужна, чтобы мы могли её попить. (Приклеивают большую капельку)
В туалетной комнате: вода нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические требования. (Приклеивают большую капельку)
- Ребята, а теперь давайте пересчитаем капельки, которые живут у нас в групповой комнате, чтобы Капитошка знала сколько их.
(Все вместе пересчитывают капельки)
- Вот Капитошка, сколько в нашей группе сестричек-капелек живёт, которые приносят нам большую пользу. И мы обещаем с ребятами их беречь, и зря воду не тратить, расходовать её по назначению.
Физкультминутка
Надо, надо нам помыться!
Где тут чистая водица?
Кран откроем:- ш-ш-ш!
Руки моем:-с-с-с!
Щечки, шейку мы потрем
И водичкой обольем!
Экспериментальная деятельность «Как воду сделать чистой»
- Вода из большой реки течёт по специальным трубам и попадает к нам в детский сад и в ваши дома - эти трубы называются водопроводными. Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду - не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.
- Ребята, теперь посмотрите: перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?
- Нет! В одной ёмкости вода чистая, а в другой грязная.
- Ребята, а какую воду вы хотели бы выпить - эту или эту? А почему?
- Потому что здесь вода чистая, а в этом графине грязная. Воду нужно пить чистую и кипячёную.
- Давайте все вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмём воронку, вложим в неё листок специальной бумаги и начнём пропускать грязную воду через воронку. Посмотрите, что у нас получается. Вода стала чистой.
- А что стало с нашей бумагой? Она стала грязной.
Массаж лица
Водичка, водичка, умой моё личико. Потереть ладонями щёки.
Чтобы глазки блестели. Пальцами провести, не надавливая по закрытым
глазам от внутреннего края века к внешнему.
Чтобы щёчки краснели. Подушечками пальцев легонько постукивать по
щекам.
Чтоб смеялся роток. Помассировать пальцами подбородок.
Чтоб кусался зубок. Помассировать большими пальцами вески.
- Ребята, как вы думаете, в какой воде смогут жить рыбки? В чистой.
- Ребята у меня есть маленький волшебный аквариум с чистой водой. И живёт в этом аквариуме золотая рыбка. Но ей очень грустно быть одной и она просит нас помочь ей приобрести новых друзей. Я предлагаю ребята, поселить новых рыбок в аквариум. Рыбки наши из макарон, на клеящейся основе. Вы их, пожалуйста, расположите по всему аквариуму.
Но сначала сделаем гимнастику для пальчиков, чтоб они хорошо работали.
Пальчиковая гимнастика «Дождик»
Дождик, дождик кап, да кап (Пальцем правой руки дотрагиваться до ладошки левой руки, имитируя капельки)
Ты не капай больше так! (Пальцем левой руки дотрагиваться до ладошки правой руки, имитируя капельки)
Хватит землю поливать, (Грозить указательным пальцем, знак отрицания)
Нам пора идти гулять! (Двумя пальцами каждой руки имитировать шаги)
Практическая деятельность. Дети распределяют рыбок по аквариуму. Индивидуальная помощь. Ребята работают под музыку.
- Посмотрите, какой у нас получился красивый аквариум, сколько в нём рыбок, теперь золотой рыбке будет не скучно в таком замечательном аквариуме. Ребята, вы молодцы очень хорошо занимались, правильно отвечали на вопросы, помогли золотой рыбке приобрести друзей.
Итог.
- Ребята, давайте ещё раз скажем Капитошке, где же у нас живут сестрички-капельки.
- Для чего нам нужна вода?
- Как нужно беречь воду?
- Я знаю, что некоторые ребята выучили стихотворения для нашей сегодняшней встречи. И сейчас они расскажут их нам и Капитошке.
1. Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
2. На плите у нас кипит
Паром чайника шипит
Растворяет сахар в чае
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
3. Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смеем вам мы доложить:
Без воды нам не прожить!
4. Воду попусту не лей,
Дорожить водой умей,
Закрывай покрепче кран,
Чтоб не вытек океан!
- Ребята, спасибо вам за то, что вы так хорошо знаете моих сестричек – капелек. Я дарю вам на память о себе волшебную капельку, которая будет поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении. И не забывайте закрывать кран! (Каждому ребёнку вручается капелька)
- Спасибо тебе Капитошка, и вам, ребята, спасибо за вашу активную и заинтересованную работу на занятии.