МБОУ Пролетарская СОШ №5
Детский экологический проект:
«В царстве лекарственных растений»
Проект представлен:
учащимися 3 «А» класса
Поленниковой И., Подплетённой А.
Учитель: Чеботарёва И.В.
Пролетарск 2015г.
Содержание:
1. Введение.
2. Актуальность.
3. Проблема.
4. Объект и предмет исследования.
5. Цели и задачи исследования.
6. Этапы исследования.
7. Изучение литературы о лекарственных растениях.
8. Описание растений.
9. Правила сбора лекарственных растений.
10. Заключение.
11. Литература.
Введение
Уже на самых ранних стадиях развития человеческого общества растения были не только источником питания людей, получения одежды, орудия труда их защиты. Они помогали человеку избавиться от болезней. Лечение травами издавна привлекало внимание людей. От истоков медицины до наших дней человек испробовал множество разнообразных методов и средств лечения.
Лечение растениями – это наука фитотерапия.
Травы наших лесов и полей пользуются доверием многих людей. Терапевтическая ценность огромного числа лекарственных растений признана научной медициной. Информация об этих растениях необходима не только специалистам, но и всем людям.
Актуальность
Очень часто, особенно во время каникул учащиеся бывают за городом и видят вокруг себя множество растений, среди которых есть и лекарственные.
Перед нами встала проблема: что же это за растения, как
называются, где растут и как ими лечиться ?
Объект исследования:
Лекарственные растения
Предмет исследования:
Место обитания и способ применения лекарственных растений
Цель исследования:
Расширить знания о лекарственных растениях, об их лечебных свойствах.
Задачи:
- Изучить видовой состав лекарственных растений.
- Выявить место обитания лекарственных растений .
- Узнать о способах применения лекарственных растений .
- Выявить негативные факторы, влияющие на лекарственные растения.
Наша гипотеза:
Если мы узнаем больше о лекарственных растениях, то научимся их бережно использовать.
Этапы исследования:
Поисковое - теоретический (анализ литературы, изучение проблемы).
Опытно – экспериментальный.
Заключительно – обобщающий.
Изучение литературы о лекарственных растениях.
Богат и разнообразен выбор лекарств в природной аптеке, но этикеток здесь нет. Как же разобраться в этом множестве растений? Для начала обратились к энциклопедии лекарственных растений и постарались запомнить некоторые из них.
Липа.
Липовый цвет употребляют как эффективное потогонное средство при простудных заболеваниях. Настой и отвары липового цвета обладают антимикробным, противовоспалительным и мягчительным действием. Иногда их назначают при острых заболеваниях верхних дыхательных путей, острых бронхитах, заболеваниях почек, детских инфекциях.
Подорожник.
Сок из травы подорожника ускоряет свертывание крови и обладает ранозаживляющими свойствами. А также хороший результат дает лечение гастритов, а также других желудочно-кишечных заболеваний.
Ромашка.
Итак, ромашка обладает противовоспалительным, спазмолитическим, потогонным, желчегонным, ветрогонным, седативным, противосудорожным, противомикробным и противовирусным, а также ранозаживляющим действием. .
Мята.
Препараты из листьев растения улучшают аппетит, усиливают секрецию пищеварительных желез, повышают желчеотделение, оказывают спазмолитическое действие, снижая тонус гладкой мускулатуры желче- и мочевыводящих путей и кишечника.
Ландыш.
Препараты ландыша имеют широкое применение для лечения сердечных заболеваний, он нормализует деятельность сердца и кровообращение, оказывают общее успокаивающее действие. Лекарства из ландыша часто применяют при неврозах сердца, кардиосклерозе, пороках сердца и сердечной недостаточности.
Шиповник.
Содержит такие витамины как: Витамин С - аскорбиновая кислота - под его влиянием закономерно понижается содержание в крови холестерина. Витамин Р способствует уменьшению проницаемости и хрупкости капилляров, Витамин А - каротин - влияет на повышение общей сопротивляемости организма. Витамины B1, В2 влияют на кроветворные органы.
Полынь горькая .
Горькая полынь встречается часто. Это-многолетнее
растение с насыщенным пряным запахом. Для медицинских
целей используют листья и цветоносные верхушки (траву).
Применяют препараты полыни для возбуждения аппетита, как
Средство способствующее пищеварению. Используется в
виде настоя. С давних пор известно, что полынь защищает
Путешественника от усталости, нужно лишь привязать пучок
этого растения к ноге, и усталость исчезает. Полынь оказывает болеутоляющее
действие при ушибах, растяжении связок, вывихах.
Мать -и - мачеха.
Растение обладает противовоспалительным действием.
Листья мать-и-мачехи применяют как отхаркивающее
средство при острых и хронических бронхитах, воспалении
лёгких, ларингитах, бронхопневмонии, бронхиальной астме.
Кроме того, препараты мать-и мачехи применяют при
заболевании почек и мочевого пузыря, желудочно кишечного
тракта, при отсутствии аппетита, лихорадке, при нарывах,
выпадении волос. Дымом из сухих листьев унимали зубную
боль и приступы астмы.
Чабрец
В народной медицине используют траву этого растения.
Чабрец принимают как отхаркивающее средство для
смягчения кашля. Наружно используют траву для
компрессов, примочек, ароматических ванн при
заболеваниях суставов, мышщ, а также при лечении
гнойных ран.
Одуванчик
Помогает при хронических заболеваниях печени, камнях в желчном пузыре и в почках, при атеросклерозе и при воспалительных заболеваниях почек. Одуванчик также используется при интоксикациях и отравлениях, холецистите; циррозе печени; отеках различного происхождения; низком уровне калия; слабом аппетите, гастрите с пониженной кислотностью; при заболеваниях суставов, атеросклерозе и др.
Правила сбора лекарственных растений.
1.Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.
2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.
3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги.
4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.
5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.
6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего.
7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу.
. Заключение
Изучение и исследование лекарственных растений позволит сохранить природу в первозданном виде.
Каждый человек должен понимать значимость растения, что это не только украшение нашей планеты, но и «источники силы и здоровья».
Нам необходимо думать о них защищать их, потому что еще с давних времен растение используется в качестве лекарства от недугов.
Это . бесценное богатство, которое мы должны не только хранить, но и передавать этот опыт младшему поколению.
Достигнутый результат.
В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты. Мы собрали материал о лекарственных растениях. Совместно с учителем оформили буклет о лекарственных растениях.
Литература: Краткий лечебный справочник В.В. Закревский, В.Г. Лифлянский – М: ТЕРРА 1996 г. В.Ф. Сотник Кладовая здоровья, М: «Лесная промышленность», 1985 г. А.А. Плешаков «Зеленые страницы», М: Просвещение, 1996 г. Г.Л. Римезова, М.Е. Эратова «Войди в зеленый мир», М: Просвещение, АО Учебная литература 1996 г. Д.И. Трайтак «Книга для чтения по биологии растения», М: Просвещение, АО Учебная литература 1996 г.