СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вариант ЕГЭ по Обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Вариант ЕГЭ по Обществознанию»

1.  Ниже приведён ряд признаков. Все они, за исключением двух, относятся к чувственному познанию: 

1.  ощущение цвета, вкуса, запаха;

2.  абстрактность;

3.  наглядность;

4.  обобщённость;

5.  предметность;

6.  воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

 

2.  Выберите верные суждения об искусстве

 1.  Искусство нацелено на открытие объективных закономерностей, действующих в природе и обществе.

2.  Искусство отражает действительность в образно-символической форме.

3.  Искусство, в отличие от других форм (областей) духовной культуры, способно оказывать эмоциональное воздействие на человека.

4.  Только искусство объясняет события, явления окружающего мира.

5.  B искусстве огромную роль играет воображение художника и зрителя.


3.  Установите соответствие между формами духовной культуры и их характерными чертами 

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

А)  доказательность

Б)  образность

В)  эмоциональность

Г)  фундаментальность

Д)  иносказательность

ФОРМЫ ДУХОВНОЙ

СФЕРЫ

1.  наука

2.  искусство

 

4.  Р. и М. являются прихожанами лютеранской церкви в г. Стокгольме. Они познакомились на службе, создали семью. Если у них в семье происходят какие-то размолвки, неприятности, они первым делом идут за советом к пастору. Они убеждены, что их толкование Священного Писания является единственно верным. Выберите в приведенном ниже функции религии, иллюстрируемые данным примером 

1.  мировоззренческая;

2.  компенсаторная;

3.  коммуникативная;

4.  эстетическая;

5.  хозяйственная.


5.  Выберите верные суждения о налогах 

1.  К федеральным налогам и сборам в РФ относят водный налог, сборы за пользование объектами животного мира.

2.  При пропорциональной системе налогообложения ставки налога увеличиваются при возрастании размера объекта налогообложения.

3.  Фискальная функция налогов проявляется в наполнении государственного бюджета.

4.  К прямым налогам относят налог на добавленную стоимость.

5.  Налоги  — обязательные платежи физических и юридических лиц государству в порядке и на условиях, определённых законодательством.


6.  Установите соответствие между примерами и видами источников финансирования:  

ПРИМЕРЫ

А)  чистая прибыль фирмы

Б)  государственный заказ

В)  получение кредитов

Г)  амортизационные отчисления

Д)  выпуск и продажа ценных бумаг

ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ

1.  внутренние

2.  внешние

 

7.  Фирма Z планирует расширение производства. Что из приведённого ниже они могут использовать как источники финансирования бизнеса? 

1.  привлечение кредитов;

2.  налоговые отчисления;

3.  повышение производительности труда;

4.  прибыль от реализации продукции предприятия;

5.  совершенствование производственных технологий;

6.  выпуск и размещение акций предприятия.


8.  Найдите в приведённом ниже списке верные суждения о социальном контроле

1.  Основой самоконтроля являются правовые нормы.

2.  Внешний контроль осуществляют социальные институты, регулирующие поведение людей и обеспечивающие соблюдение общепринятых норм и законов.

3.  Социальный контроль носит исключительно формальный характер.

4.  Социальный контроль может осуществляться посредством нормативного регулирования поведения людей.

5.  Социальный контроль поддерживает стабильность в обществе и способствует целостности общества.


9.  В стране Z был проведён опрос среди жителей различных типов населённых пунктов о предпочтительных местах проведения отпуска. Его результаты отражены на диаграмме. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы

 

1.  Большинство опрошенных среди жителей крупных городов предпочитает проводить отпуск за границей.

2.  Категорией опрошенных, среди представителей которой наиболее популярен отдых в другом регионе своей страны, являются жители малых городов.

3.  Отпуск за границей наиболее популярен среди жителей крупных городов.

4.  Большинство опрошенных жителей сельской местности предпочитает проводить отпуск в своём регионе.

5.  Отпуск в других регионах своей страны является самым популярным среди представителей всех категорий опрошенных.


10.  Выберите верные суждения о демократии, её основных ценностях и признаках

1.  Демократия признаёт народ единственным и высшим источником государственной власти.

2.  К признакам демократии относят государственный контроль над частной жизнью граждан.

3.  Государственная власть при демократии может считаться легитимной, если её формирование и существование поддержано народом в соответствии с нормами права путём свободного волеизъявления избирателей на свободных выборах.

4.  Демократия признаёт народ главным источником власти в государстве.

5.  Демократии свойственно доминирование идеологии одной партии на политической арене.


11.  По государственно-территориальному устройству государство Z является федеративным. Какие из приведённых позиций отражают данный факт?

1.  нахождение в составе государства Z областей, обладающих определённой политической самостоятельностью;

2.  двухпалатный парламент;

3.  всеобщее избирательное право;

4.  регулярные выборы президента;

5.  отсутствие единого гражданства и единой территории;

6.  распределение юридических полномочий между центральными государственными органами и органами власти в областях.


12.  Что из перечисленного ниже относится к конституционным правам гражданина РФ?

1.  защита Отечества;

2.  государственная охрана достоинства личности;

3.  неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну;

4.  сохранение природы и окружающей среды;

5.  уплата законно установленных налогов и сборов.


13.  Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют:  

ФУНКЦИЯ

А)  назначение референдума;

Б)  осуществление руководства внешней политикой Российской Федерации;

В)  утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

Г)  решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

Д)  осуществление мер по обеспечению обороны страны.

СУБЪЕКТ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ВЛАСТИ РФ

1.  Государственная Дума;

2.  Президент РФ;

3.  Совет Федерации;

4.  Правительство РФ.


14.  Выберите верные суждения об отрасли гражданского права.

1.  Гражданское право  — отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе осуществления исполнительной власти органами государства.

2.  Одной из функций гражданского права является правоисполнительная функция.

3.  Объектами гражданского права являются имущество, работа и услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности, нематериальные блага.

4.  К принципам гражданского права относится равенство правового режима субъектов.

5.  К подотраслям гражданского права относятся вещное право, обязательственное право.

15.  Установите соответствие между видами наказаний и видами юридической ответственности, к которым они относятся:  

ВИД НАКАЗАНИЯ

А)  дисквалификация;

Б)  обязательные работы;

В)  конфискация орудия совершения правонарушения;

Г)  исправительные работы;

Д)  принудительные работы.

ВИД ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕСТВЕННОСТИ

1.  административно-правовая;

2.  уголовная;

3.  и административно-правовая, и уголовная.

 

16.  Выпускник профессионального колледжа Артём нашёл работу. Для заключения трудового договора он принёс документы воинского учёта. Какие ещё документы, согласно Трудовому кодексу РФ, Артём должен предъявить работодателю?

1.  свидетельство о регистрации права собственности на жилое помещение;

2.  документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в форме электронного документа;

3.  диплом о среднем профессиональном образовании;

4.  выписку из финансово-лицевого счёта;

5.  паспорт гражданина РФ;

6.  налоговое уведомление.


Право как регулятор общественных отношений включает в себя сущность права и систему права. Существует следующее понимание сущности права: право  — это не только законы, принимаемые демократически избранными учреждениями и выражающие суверенную волю народа, но и общие (абстрактные) принципы гуманизма, нравственности, справедливости. Но такие нечеткие, аморфные представления о праве отдаляют нас от желаемого правопорядка и задач его укрепления, ибо указанные принципы, идеи («неписаное право»), несмотря на их, бесспорно, высокую ценность, все же не могут сами по себе, без необходимой формализации, служить критериями правомерного и неправомерного, законного и противозаконного, а следовательно, не в состоянии обеспечить стабильность и организованность в обществе. Исчезает нормативная основа права, подрывается его регулятивная роль, что говорит о необходимости наличия системы права, то есть определенного комплекса формальных правовых норм, регулирующих общественные отношения.

В случае отсутствия нормативной основы права открывается простор для... произвола, поскольку свобода, демократия, мораль понимаются различными политическими субъектами, в том числе властвующими, по-разному... Да и почему законы (нормальные, гуманные, созданные с соблюдением всех общепринятых процедур) не могут выражать указанные выше идеалы? Встает также непростой вопрос о том, кто и как должен определять  — «правовой» тот или иной закон или «неправовой»? Где критерии? Кто судьи?

Конечно, категории права и закона не совпадают. Закон есть одна из форм выражения права... их отождествление недопустимо. Но и излишнее противопоставление этих двух понятий не ведет к достижению позитивных целей. Это порождает правовой нигилизм...

 

Н. И. Матузов

17.  Укажите два подхода к пониманию сущности права, охарактеризованные в тексте.

18.  В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания:

—  укажите не менее трёх основных признаков понятия «право»;

—  объясните связь названных автором элементов права.

19.  Какой термин, равнозначный термину «источник права», употреблен в тексте? Считает ли автор, что законы являются единственным источником права? Опираясь на знания обществоведческого курса, укажите три других источника права.

20.  Какую функцию права называет автор? Опираясь на знание обществоведческого курса, укажите любые три других функции права в обществе.

21.   На графике изображено изменение ситуации на потребительском рынке дезинфицирующих моющих средств в стране Z. Кривая спроса переместилась из положения D в положение D1. На графике P  — цена товара; Q  — количество товара.

1.  Как изменилась равновесная цена?

2.  Что могло вызвать изменение спроса? Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на спрос. Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.

3.  Как изменятся предложение и равновесная цена на данном рынке, если будет закрыта часть предприятий, производящих дезинфицирующие моющие средства, при прочих равных условиях?

22.  В семье Леонида Ивановича и Галины Сергеевны Орловых пятеро детей. Леонид Иванович возглавляет лабораторию в научно-исследовательском институте, Галина Сергеевна получила профессию учителя, работала по специальности, однако с рождением второго ребёнка уволилась из школы и ведёт домашнее хозяйство. Самому младшему Орлову четыре года. В этом году он начал посещать детский сад. Три дочери Орловых учатся в пятом, шестом и восьмом классах. Старший сын Орловых Игорь работает в местной типографии. Недавно он переехал на соседнюю улицу и теперь живет с родителями Леонида Ивановича. Игорь собирается жениться, и вся семья готовится к этому событию.

Какие уровни общего образования осваивают представители семьи Орловых? Укажите два уровня. Является ли безработной Галина Сергеевна Орлова в настоящее время в соответствии с описанной ситуацией? Какой вид социальной мобильности иллюстрирует смена места жительства Игорем Орловым? Какие условия заключения брака существуют в Российской Федерации в соответствии с Семейным кодексом? Укажите два условия.

23.  Конституция Российской Федерации устанавливает светский характер государства. На основе положений Конституции Российской Федерации приведите три подтверждения этой характеристики.

Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации. Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания.

24.  Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Правовая культура и правовое воспитание». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.).

25.  Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.

1)  Обоснуйте необходимость развития правовой культуры граждан в демократическом обществе. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)

2)  Какие институты участвуют в формировании и развитии правовой культуры граждан в Российской Федерации? (Назовите любые три института.)

3)  Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему их деятельность по развитию правовой культуры граждан РФ. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различных института.)