ВАРИАТИВНАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
НА ОСНОВЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПИСАТЕЛЕЙ ДОНА»
ДЛЯ 7-ОГО КЛАССА
Пояснительная записка.
Цель: Развитие связной устной и письменной речи детей с ОВЗ, их образного мышления, фантазии; формирование орфографической зоркости при написании изложений и сочинений; знакомство с литературой писателей Дона; использование текста для нравственного воспитания.
Задачи: 1. Учить последовательно, полно, логично, правильно излагать свои мысли, пересказывать текст, оформлять деловые бумаги.
2. Расширять кругозор, словарный запас обучающихся.
3. Отрабатывать навыки работы над текстом (определение темы, главной мысли, частей текста), учить составлению плана сочинения и изложения.
4. Осуществлять коррекцию мыслительной деятельности обучающихся, адаптируя их к предстоящей жизни в социуме.
5. Воспитывать детей в соответствии с этическими, нравственными нормами поведения в обществе; осуществлять эстетическое воспитание личности.
Коррекционные возможности предмета. Программа усиливает возможности базовой программы по русскому языку для обучающихся 7-го класса. Умение школьников с ОВЗ даже в старших классах излагать свои мысли в устной, а тем более в письменной форме ограничено вследствие малого словарного запаса, неумения излагать текст логично, последовательно, полно. Программа дает возможности обогащения и уточнения словаря, обучения построению предложений, связному высказыванию, оформлению деловых бумаг. Предусматривается формирование навыков четкого, логичного, правильного и достаточно краткого изложения своих мыслей при составлении делового письма. Знакомство с литературными текстами писателей Дона дает возможность полнее использовать региональный компонент, формировать у детей представление о культуре родного края, воспитывать у них патриотические чувства. При этом дети учатся устанавливать причинно-следственные связи и отношения, делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Принцип коррекционной направленности является ведущим. Формируются практически значимые умения и навыки.
Нормативно-правовая база:
Типовое положение о специальной/коррекционной/ школе.
Региональный учебный план Ростовской области.
Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида по грамматике, правописанию и развитию речи под ред. В. Л. Воронковой;
Требования к уровню подготовки обучающихся 7 класса
Программа предполагает использование разноуровнего подхода к учебным возможностям обучающихся с целью повышения учебной мотивации, учтены реалии сегодняшнего дня. Прослежены межпредметные связи.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Печатные пособия/таблицы. репродукции картин. иллюстрации/.
Технические средства обучения/средства ИКТ/.
Экранно-звуковые пособия.
Учебно-практическое оборудование.
Раздаточный дидактический материал.
Комплект учебных пособий для обучающихся:
Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская «Русский язык» 7 класс, Москва, «Просвещение», 2006 г.
«Литература Дона» (Хрестоматия для чтения в 5-9 классах), Ростов-на-Дону, ЗАО «Книга», 2005 г.
№ п/п | Тема | Кол- Во часов | Дата | Литература | Учащиеся должны уметь |
День знаний 1ч. |
1. | Составление предложений на тему «Мудрость народная» | 1 ч. | | Казачьи пословицы и поговорки | Дополнять, распространять, составлять предложения |
2. | Деловое письмо. Написание телеграммы. | 1 ч. | | «Русский язык» (с21) | Написать текст телеграммы, правильно заполнить бланк |
3. | Работа с деформированным текстом | 1 ч. | | «Русский язык» (у41,42), сказка «Две козы» | Восстановить логические связи в тексте |
4. | Изложение по вопросам. | 1 ч. | | П. В. Лебеденко «Петрусь-мальчонка русский» | Логично пересказать текст, опираясь на вопросы |
5. | Деловое письмо. Написание объяснительной записки. | 1 ч. | | «Русский язык» (у89) | Написать объяснительную записку |
6. | Сочинение-описание «Река Дон» по опорным словосочетаниям | 1 ч. | | П. В. Лебеденко «Петрусь-мальчонка русский» | Логично описать предмет, опираясь на словосочетания |
7. | Работа с деформированным текстом | 1 ч. | | Г. С. Колесников «Надо только захотеть» | Восстановить логические связи в предложении |
8. | Изложение по составленному плану | 1 ч. | | Казачья сказка «Лиса и рак» | Вместе с учителем составить план и по нему пересказать текст |
9. | Сочинение-описание по картине с элементами рассуждения | 1 ч. | | В. М. Васнецов «После побоища Игоря Святославовича с полов-цами» (в учебнике) | Описать увиденное, рассуждать по предложенной теме |
№ п/п | Тема | Кол- Во часов | Дата | Литература | Учащиеся должны уметь |
|
1. | Работа с деформированными предложениями | 1 ч. | | В. И. Андрианов «Памятники Дона», «Русский язык» (у163) | Восстановить логические связи между словами в предложении |
2. | Сочинение-рассуждение по пословицам | 1 ч. | | Донские пословицы и поговорки. «Русский язык» (у181, 182) | Логично высказать свои мысли по заданной теме |
3. | Деловое письмо. Заметка в стенгазету | 1 ч. | | «Русский язык» (у183) | Написать заметку для школьной или классной газеты |
4. | Изложение по опорным словам с использованием местоимений | 1 ч. | | А. П. Чехов «Каштанка» | Изложить текст по опорным словам |
5. | Составление предложений с использованием местоимений на тему «История нашего края» | 1 ч. | | В. И. Андрианов, А. Г. Тере-щенко «Памятники Дона» (Гл. «Древний город Танаис») | Составлять, дополнять, распространять предложения |
6. | Сочинение-рассуждение (по составленному плану) о дружбе | 1 ч. | | Б. П. Агуренко «Капли» | Логично, последовательно изложить свои мысли по плану |
7. | Деловое письмо. Написание письма | 1 ч. | | «Русский язык» (у232) | Написать письмо общего характера |
№ п/п | Тема | Кол- Во часов | Дата | Литература | Учащиеся должны уметь |
|
1. | Работа по составлению предло-жений с использованием глаголов на тему «История нашего края» | 1 ч. | | В. И. Андрианов А. Г. Тере-щенко «Памятники Дона» (Гл. «Азов») | Строить, дополнять, распространять предложение |
2. | Работа с деформированным текстом | 1 ч. | | Г. С. Колесников «Операция «Сорокино гнездо»»; «Русский язык» (у246) | Восстановить логические связи между частями текста |
3. | Изложение (с использованием глаголов) по опорным слово-сочетаниям | 1 ч. | | В. М. Дерябин «Умная цапля» | Используя опорные словосочетания, пересказать текст |
4. | Деловое письмо. Написание заявления | 1 ч. | | «Русский язык» (у133, 134) | Написать заявление |
5. | Сочинение-рассуждение на основе имеющихся знаний о хлебе и отношении к нему (по состав-ленному плану) | 1 ч. | | А. В. Сафронов «Донской каравай» | Последовательно изложить свои мысли на предложенную тему |
6. | Изложение по составленному плану | 1 ч. | | Г. П. Колесников «Зяблик» | Последовательно пересказать текст |
7. | Работа с деформированными предложениями | 1 ч. | | А. Н. Скрипов «На просторах Дикого поля» | Восстановить логические связи между словами в предложении |
8. | Деловое письмо. Написание письма - поздравления | 1 ч. | | «Русский язык» (у311, 312) | Написать письмо поздравительного характера |
№ п/п | Тема | Кол- Во часов | Дата | Литература | Учащиеся должны уметь |
|
1. | Составление предложений на тему «Города Ростовской области» | 1 ч. | | | Составить, распространить предложение, определить его грамматическую основу |
2. | Сочинение-рассуждение (по составленному плану) о трудо-любии и лени | 1 ч. | | Б. П. Агуренко «Трутни» | Рассуждать логично на предложенную тему |
3. | Работа с деформированным текстом | 1 ч. | | А. П. Чехов «Белолобый» | Последовательно восстановить деформированный текст |
4. | Деловое письмо. Написание объявления | 1 ч. | | «Русский язык» (у349, 350) | Написать текст объявления |
5. | Изложение по опорным словосочетаниям | 1 ч. | | П. Г. Колесников «Ротозей» | Пересказать текст, используя опорные словосочетания |
6. | Сочинение-рассуждение (по плану) на основе имеющихся знаний | 1 ч. | | П. Г. Колесников «Ежиная беда» | Логично изложить свои мысли |
7. | Работа с деформированным текстом | 1 ч. | | «Русский язык» (у364) Биография А. П. Чехова | Восстановить логические связи в тексте |
8. | Итоговый урок. Обобщение | 1 ч. | | | |