ВАРИАТИВНАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПИСАТЕЛЕЙ ДОНА»
ДЛЯ 6-ОГО КЛАССА
Пояснительная записка.
Цель: Развитие связной устной и письменной речи детей с ОВЗ, их образного мышления, фантазии; формирование орфографической зоркости при написании изложений и сочинений; знакомство с литературой писателей Дона; использование текста для нравственного воспитания.
Задачи: 1. Учить последовательно, полно, логично, правильно излагать свои мысли, пересказывать текст, оформлять деловые бумаги.
2. Расширять кругозор, словарный запас обучающихся.
3. Отрабатывать навыки работы над текстом (определение темы, главной мысли, частей текста), учить составлению плана сочинения и изложения.
4. Осуществлять коррекцию мыслительной деятельности обучающихся, адаптируя их к предстоящей жизни в социуме.
5. Воспитывать детей в соответствии с этическими, нравственными нормами поведения в обществе; осуществлять эстетическое воспитание личности.
Коррекционные возможности предмета. Программа усиливает возможности базовой программы по русскому языку для обучающихся 6-ого класса. Умение школьников с ОВЗ даже в старших классах излагать свои мысли в устной, а тем более в письменной форме ограничено вследствие малого словарного запаса, неумения излагать текст логично, последовательно, полно. Программа дает возможности обогащения и уточнения словаря, обучения построению предложений, связному высказыванию, оформлению деловых бумаг. Предусматривается формирование навыков четкого, логичного, правильного и достаточно краткого изложения своих мыслей при составлении делового письма. Знакомство с литературными текстами писателей Дона дает возможность полнее использовать региональный компонент, формировать у детей представление о культуре родного края, воспитывать у них патриотические чувства. При этом дети учатся устанавливать причинно-следственные связи и отношения, делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Принцип коррекционной направленности является ведущим. Формируются практически значимые умения и навыки.
Нормативно-правовая база:
Типовое положение о специальной/коррекционной/ школе.
Региональный учебный план Ростовской области.
Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида по грамматике, правописанию и развитию речи под ред. В. Л. Воронковой;
Требования к уровню подготовки обучающихся 6 класса
Программа предполагает использование разноуровнего подхода к учебным возможностям обучающихся с целью повышения учебной мотивации, учтены реалии сегодняшнего дня. Прослежены межпредметные связи.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Печатные пособия/таблицы. репродукции картин. иллюстрации/.
Технические средства обучения/средства ИКТ/.
Экранно-звуковые пособия.
Учебно-практическое оборудование.
Раздаточный дидактический материал.
Комплект учебных пособий для обучающихся:
Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская «Русский язык» 6 класс, Москва, «Просвещение», 2006 г.
«Литература Дона» (Хрестоматия для чтения в 5-9 классах), Ростов-на-Дону, ЗАО «Книга», 2005 г.
№ п/п | Тема | Кол- Во часов | Дата | Литература | Учащиеся должны уметь |
День знаний 1ч. |
1. | Работа с деформированным текстом | 1 ч. | | ,,Русский язык’’-у.2, у.3 | Восстановить логические связи в предложении. |
2. | Сочинение по опорным словаи ,,Осенью’’ | 1 ч. | | И. Ковалевский Стих.,, Журав- ли ‘’, ,,Русский язык’’- у.17 | Используя личные наблюдения,рассуждать по предложенной теме. |
3. | Изложение по опорным словам | 1 ч. | | Ю.Харламов Сказка «Мальчик из пшеничного зёрнышка» | Логично и последовательно пересказать текст. |
4. | Деловое письмо.Лисьмо другу о проведённых каникулах | 1 ч. | | По личным впечатлениям | Логично написать письмо, рас-сказать о себе. |
5. | Сочинение по данному началу и концу,,История жёлтого листка’’ | 1 ч. | | «Русский язык» (у56) | Продолжить предложенное начало и сочинить сказку. |
6. | Работа с деформированным пред- ложением | 1 ч. | | Стихи И.Е.Ковалевского | Восстановить логические связи в предложении. |
7. | Составление рассказа по картине | 1 ч. | | Осенние пейзажи донских художников | Описать увиденное,рассуждать по предложенной теме. |
8. | Изложение по составленному плану | 1 ч. | | А.П.Чехов,, Каштанка’’ | Вместе с учителем составить план и по нему пересказать текст |
9. | Деловое письмо.Написание объявления | 1 ч. | | ,, Русский язык’’ –у.108 | Написать объявление кратко, логично, последовательно. |
№ п/п | Тема | Кол- Во часов | Дата | Литература | Учащиеся должны уметь |
|
1. | Работа с деформированными предложениями | 1 ч. | | Стихи Н.С.Костарёва | Восстановить логические связи между словами в предложении |
2. | Сочинение-описание по вопросам | 1 ч. | | Ю.А.Жданов «Подсолнух» | Логично высказать свои мысли по заданной теме |
3. | Деловое письмо. Письмо Деду Морозу | 1 ч. | | «Русский язык» -у.151 | Написать письмо с изложении- ем просьбы. |
4. | Изложение по опорным словам | 1 ч. | | Г.С.Колесников «Разноцветные воробьи» | Изложить текст по опорным словам |
5. | Составление предложений на тему «История нашего города» | 1 ч. | | По итогам посещения городско-го краеведческого музея | Составлять, дополнять, распространять предложения |
6. | Сочинение ,,Зимняя сказка’’ | 1 ч. | | | Придумать сказку по данному началу |
7. | Изложение по плану и опорным словосочетаниям | 1 ч. | | «Русский язык» -у.192 | Пересказать текст полно и последовательно по плану |
№ п/п | Тема | Кол- Во часов | Дата | Литература | Учащиеся должны уметь |
|
1. | Сочинение-описание ,,Как изменилась природа зимой’’ | 1 ч. | | «Русский язык»-у.208 .Стихи донских поэтов | Последовательно и логично описать время года. |
2. | Изложение по плану с использо-ванием репродукции картины | 1 ч. | | «Русский язык» -у.219 | Последовательно изложить текст по плану и словосочета- ниям |
3. | Работа с деформированными предложениями | 1 ч. | | Казачьи пословицы и поговорки. | Восстановить логические связи между словами в предложении. |
4. | Изложение с элементами описания | 1 ч. | | «Русский язык» -у.258 | По плану изложить текст полно и последовательно. |
5. | Деловое письмо.Написание поздравительной открытки | 1 ч. | | «Русский язык»-у.267 | Последовательно и логично подписать поздравительную открытку. |
6. | Сочинение-повествование ,,Моя семья’’ | 1 ч. | | По итогам беседы со своими родными. | Последовательно по плану рассказать историю своей семьи. |
7. | Работа с деформированными предложениями | 1 ч. | | А. Н. Скрипов «На просторах Дикого поля» | Восстановить логические связи между словами в предложении |
8. 9/ | Деловое письмо. Написание заметки в газету. Составление предложений на тему,, От первых проталин до первой грозы ‘’ | 1 ч. 1ч. | | «Русский язык» -у.296 Стихи донских поэтов и репродукции картин донских художников. | Написать заметку по итогам проведённой экскурсии Составлять, дополнять и распространять предложения. |
№ п/п | Тема | Кол- Во часов | Дата | Литература | Учащиеся должны уметь |
|
1. | Работа с деформированным текстом | 1 ч. | | ,,Русский язык’’-у.362 | Восстановить логические связи в предложении. |
2. | Сочинение-описание по вопросам и репродукции | 1 ч. | | «Русский язык»-у.344 | Последовательно и логично описать увиденное. |
3. | Изложение по вопросам | 1 ч. | | А. П. Чехов «Весной» | Последовательно по вопросам пересказать текст |
4. | Сочинение-сказка ,,Чудесный городок’’ | 1 ч. | | «Русский язык» -e309 | Придумать сказку по данному началу. |
5. | Деловое письмо.Написание поздравительной открытки. | 1 ч. | | Стихи, посвящённые Дню Победы | Подписать открытку кратко и логично. |
6. | Составление предложений на тему,, Воины-освободители’’ | 1 ч. | | По итогам беседы. | Составлять, дополнять и распространять предложения. |
7. | Работа с деформированным предложением | 1 ч. | | Загадки донских казаков | Восстановить логические связи в предложении. |
8. | Итоговый урок. Обобщение | 1 ч. | | | |