СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Важное звено математического образования и развития школьников.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Важное звено математического образования и развития школьников.»

Курс математики 5-6 классов - важное звено математического образования и развития школьников. На этом этапе заканчивается в основном обучение счёту на множестве рациональных чисел, продолжается обучение решению текстовых задач, совершенствуются и обогащаются умения геометрических построений и измерений. Учащиеся постепенно осознают правила выполнения основных логических операций над высказываниями.
Стандарты второго поколения требуют формирования как предметных, так и метапредметных умений, что вполне реализуется через содержание учебного материала и практические задания в каждом разделе учебника «Математика. 5 класс» (авт. Бунимович и др.). Используемый учебник соответствует требованиям ФГОС. Он с одной стороны, сохранил подходы, оправдавшие себя в практике преподавания в предшествующие годы, а с другой стороны, приведен в соответствие с требованиями сегодняшнего дня. Учебник заново художественно оформлен, многокрасочен, общая структура учебника позволяет обеспечить возможность уровневой дифференциации, организовать работу в группах и парах, предусматривает возможность компенсации типичных для начального обучения пробелов. При желании родители могут приобрести к этому учебнику интерактивное пособие на CD-диске. Учебные задания разработаны в соответствии с требованиями государственного стандарта основного общего образования и прививают ребенку навыки решения типовых задач и примеров по курсу математики для 5класса. Тестовая система формирует готовность школьника к успешному выполнению заданий при прохождении Государственной итоговой аттестации и при сдаче Единого государственного экзамена.
Переход в 5 класс для любого ребенка – шаг в неизведанное, в новую жизнь. На этом рубеже вновь, как в раннем детстве, просыпается любопытство, стремление к исследованию незнакомой реальности. Известно, что даже самое маленькое, но самостоятельное исследование способствует заметному росту интеллекта детей. Поэтому исследовательская деятельность в математике представлена почти на каждом уроке при выполнении упражнений.
Обретение опыта проектной деятельности является одним из требований ФГОС. Предполагается, что выполняя проектную работу, школьники станут более инициативными и ответственными, повысят эффективность учебной деятельности, приобретут дополнительную мотивацию. Учебный проект рассчитан для развития познавательных интересов и раскрытия творческого потенциала обучающихся к изучению математики, включает в себя самостоятельную работу учащихся, разработку презентаций на выбранную тему и выступление со своей презентацией. Работа над учебными проектами способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Задачи, которые решаются в процессе создания учебного проекта:
1) формирование позитивной самооценки, самоуважения;
2) формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
3) формирование способности к организации деятельности и управлению ею: воспитание целеустремленности и настойчивости; формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения;
4) формирование умения решать творческие задачи ;
5) формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Ребятам 5 класса предложила создать свои проекты по математике. С первых дней начала проекта дети сразу включились в работу: они проводили свои мини исследования, делали выводы на основании данных исследований, предлагали новые идеи, находили нужную информацию в Интернете и самостоятельно создавали презентации для защиты проекта. Темы были таковы: «Школьный портфель», в своей работе ребята провели исследование своих портфелей, взвешивали, рассмотрели проблему, как тяжелый портфель может повлиять на здоровье учащихся, и проанализировали ,как детям облегчить свои портфели. Ребята выбрали много разнообразных тем: «Старинные меры длины», «Разработка дидактической игры «Поле чудес», « Наше здоровье», « Я и жители моего села».
Проекты способствовали раскрытию новых способностей у детей, приобретению новых знаний и формированию метапредметных умений.
На этапе освоение образовательных программ основного общего образования ФГОС предполагают формирование и развитие у школьников компетентности в области использования ИКТ. Как требуют стандарты, метапредметные результаты освоения программы по математике в 5-6 классах должны обеспечивать:
- овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных;
- формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
- умение выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы;
- формирование умения соблюдать нормы информационной этики и права.
На первом этапе знакомство школьников с компьютером осуществляется в процессе использования учебных игровых и обучающих программ. На следующем этапе предполагается создание одним учеником или группой мультимедийной презентации по изучаемой теме курса, либо по результатам выполнения исследования или проекта. Дети сами учатся находить информацию в доступном Интернете, творчески преобразовывать материал учебника.
Деятельностный подход в обучении – необходимое условие овладениями знаниями. Современная школа требует, чтобы у ребенка была сформирована не система знаний, умений сама по себе, а ключевые компетенции в интеллектуальной, социальной, коммуникативной и информационной сферах.
Основная школа опирается на подготовку, полученную в начальной школе, и готовит к обучению в старшем звене. Поэтому важно всё, что будет заложено в 5-6 классах, что подготовит детей к дальнейшему освоению математики и смежных с ней наук.
Трудности, с которыми мы встретились:
Недостаточное количество средств на приобретение учебной литературы, экранно – звуковых носителей, интерактивных досок. Хотя произошло обновление материально-технического оснащения , в основной школе были установлены две интерактивные доски. Все педагоги обеспечены компьютерами или ноутбуками.
Проблема с доступом в Интернет для использования в учебном процессе.
Недостаточное финансирование не позволяет приобрести необходимые электронные учебные пособия для эффективной организации в классах в соответствии с требованиями нового ФГОС.
В части информационно-методического обеспечения: требуется совершенствование ресурсного потенциала: кадрового, программно- методического.
Возраст пятиклассника благоприятен для творческого развития, они легко откликаются на необычные уроки, склонны к спорам, рассуждениям. Детям нравится решать проблемные ситуации , участвовать в дискуссиях, отстаивая свою правоту. Стандарт ориентирован на воспитание школьника-гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного школьника, его национального самосознания.
Таким образом, важнейшая задача современной системы образования как формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков успешно реализуется в процессе обучения математике. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, так как они порождаются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. В связи с этим, основная цель, которая стоит перед нами, учителя математики, – научить детей самостоятельно добывать знания. А для этого необходимо: создавать образовательной среду обучающихся на основе системно-деятельностного подхода, создавать условия для развития познавательной активности обучающихся через использование в работе инновационных приемов и методов, таких как информационные и телекоммуникационные технологии, метод реализации проблемного обучения, практических работ, опорных схем или карточек-информаторов, метод анализа и синтеза, метод тестирования, использование различных форм ИКТ.
А.В. Лиханова