Утверждаю:
Директор МОУ «Гурульбинская СОШ»
___________ Б.В. Гармаев
. Приказ № _____
от 01 сентября 2018 г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Вдумчивое чтение»
(1 класс)
Составитель:
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Зонненберг Н.С.
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Данная программа по курсу разработана на основе авторской программы Посашковой Е.В. «Вдумчивое чтение». Рабочая программа «Вдумчивое чтение» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базового предмета «Литературное чтение». Данная программа является адаптированной.
Общеизвестно, что современные дети мало читают. Многие из младших школьников относятся к чтению как к тяжелому труду. Большинство ребят читают вполне грамотно, но слова и образы для них ничего не значат. К тому же, они не осознают, для чего читают, в чём смысл прочитанного произведения. Чтение же художественной литературы требует труда и творчества, определенных навыков читательской культуры. Как приобщить их к художественной литературе, как помочь им полюбить книги, научить ими наслаждаться?
Работа обучающихся в рамках разработанной программы будет способствовать как более глубокому изучению предмета «Литературное чтение», так и эффективному формированию читательской компетенции (техника и навыки чтения, круг и культура чтения, печатные тексты, информационные объекты и работа с ними), рассматриваемой в нормативных документах в качестве основной сквозной дидактической линии для курса русского языка и чтения в начальной школе.
Особое место в программе курса занимает работа с научно-познавательной литературой. Такие уроки имеют своей целью оказание помощи детям в поисках ответов на самые разнообразные вопросы в книгах, знакомящих ребят с достижениями науки и техники, с биографиями выдающихся ученых, полководцев, путешественников, историей научных открытий и изобретений, явлениями природы.
В основу методических принципов положены подходы известного специалиста в данной области – Н.Н. Светловской: разработанная ею специфика уроков внеклассного чтения, а также этапы и приемы обучения самостоятельной читательской деятельности младших школьников. Однако, учитывая инновации в системе литературного образования младших школьников, методические подходы данного исследования расширены и дополнены. Акцент сделан на эстетическом воспитании обучающихся, на формировании читательской культуры младших школьников, углублении их первичных представлений об особенностях произведений писателей-классиков детской литературы.
Особое внимание в программе уделено формированию у читателей умения интерпретировать текст, вести диалог с автором через наблюдения за особенностями художественного слова. В связи с этим уточнены те читательские умения ребенка, которые необходимо формировать на данных уроках для осуществления квалифицированной читательской деятельности. В русле данной программы предполагается активное использование методов стимулирования детского художественного творчества – сочинительства, коллективного обсуждения творческих работ, графического иллюстрирования, инсценирования и т.д.
Особое место в программе будет занимать работа с книгой как предметом словесного искусства, а также работа с тетрадью «Тренажер», который позволяет вести творческую работу по прочитанным произведениям, фиксировать свои мысли, идеи, рассуждения. Использование «Тренажер» позволяет решить следующие задачи:
1) с помощью методического аппарата тетради педагог может эффективно формировать читательские умения обучающихся ( обучение пересказу, описание героя книги и т.д.);
2) тетрадь позволяет индивидуализировать процесс обучения: в зависимости от уровня литературного развития обучающегося учитель имеет возможность дифференцированно давать задания и оценивает их выполнение;
3) тетрадь помогает учителю осуществлять своевременный контроль за самостоятельной читательской деятельности всех обучающихся;
Основная цель изучения спецкурса: формирование читательской компетенции младших школьников, являющейся одной из составляющих информационной грамотности.
Этой целью обусловлены и вытекающие из нее задачи:
- совершенствование навыка чтения обучающихся;
- развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;
- знакомство обучающихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;
- формирование первичных представлений об особенностях произведений и творчества известных русских и зарубежных детских писателей;
- формирование личности, его нравственного сознания через осмысление, эмоциональное принятие и осмысление читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях.
- формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;
- формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;
- выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения.
- развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи обучающихся.
Ценностные ориентиры содержания спецкурса:
Чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках обучающиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся.
Художественные произведения знакомят обучающихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствуют формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На занятиях спецкурса будет идти развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках спецкурса, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Место спецкурса «Вдумчивое чтение»в учебном плане:
Согласно школьному образовательному плану на курс отводится 1 час в неделю. Общее содержание рассчитано на 33 часа в год (1час в неделю)
Планируемые результаты освоения спецкурса:
Универсальные учебные действия
Личностные УДД:
-формирование интереса к чтению;
- формирование мотивации к самовыражению в выразительном чтении, творческой и игровой деятельности;
-формирование эмоционального отношения к поступкам героев литературных произведений, любви к родному дому, первоначального уровня рефлексии и адекватной самооценки, стремления к успешности учебной деятельности.
Регулятивные УДД:
- осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения материала, самостоятельно работать с книгой и рабочей тетрадью, выполнять самостоятельно работы, выбирать книги.
Познавательные УДД:
-осознавать роль названия произведения, понимать прочитанное, выделять и понимать информацию из прочитанного, сочинять небольшие тексты на заданную тему.
Коммуникативные УДД:
-Корректировать действия участников коллективной творческой деятельности,
- Ориентироваться в понятиях дружба, дружеские отношения, эмоционально воспринимать слова собеседников.
Форма освоения спецкурса:
-Форма подведения итогов: фронтальная, индивидуальная, групповая.
-Основная форма оценки достижений обучающихся: «Тренажер»-рабочая тетрадь.
-Используемые технологии: игровые, продуктивного чтения.
Учебно – тематический план курса «Вдумчивое чтение»
При тематическом планировании используют следующие принципы:
- чередование знакомых читателю-ребенку текстов и авторов и незнакомых: обучающиеся должны принести на занятие знакомые им тексты из дома или из библиотеки, либо тексты представленые в «Читательском портфеле»;
- гармоничное соотношение произведений классических и современных авторов;
- баланс в соотношении произведений русской и зарубежной литературы;
- чередование произведений на разные темы (о школе, о природе, о животных, о детстве, о подвигах, о дружбе, о красоте, о чудесах в мире, о научных открытиях и исторических событиях);
- чередование произведений разных жанров (сказки, рассказы, юмористические произведения, приключения, стихи, научно-познавательные тексты, мифы).
Учебно-тематический план для 1 класса
№ | Тема занятия | Кол-во час. | Изучаемые тексты Дидактические материалы |
1. | Знакомство с «Читательским портфелем». Вводное занятие. | 1 | Анкеты «Я и мои любимые занятия», «Мои любимые детские книги», «Какой я читатель». |
Тема 1. «Я расту...» |
2. | «Радостный мир детства» В. Лунина | 1 | Стихотворения В. Лунина «Утреннее настроение», «Целыми днями», «Что я вижу». |
3. | «Я расту». «Игры со словами» | 2 | Стихотворение А. Барто «Я расту». Пробы выразительного чтения. Стихотворение В. Левина «Случайное стихотворение», анаграммы. Графическое иллюстрирование |
4. | «Легко ли придумать свою сказку?» | 2 | Главы из книги Р. Погодина «Книжка про Гришку». Литературно-творческое задание №1 «Сочини свою сказку» |
5. | «Поэтическая разминка» «Удивительные стихи детских поэтов» | 1 | «Рифмы-загадки», «Играем в рифмы», «Я – поэт», «Рассыпавшиеся строчки». Стихотворения Н. Кончаловской «Удивительный огород», В. Орлова «Ворона». Творческие задания для фантазеров и знатоков слова |
6. | «Веселые и грустные стихи о детстве» | 1 | Стихотворения Э. Мошковской «Таблица умножения», «Какие бывают подарки», «Кислые стихи», «Я маму мою обидел». Творческое задание: нарисуй иллюстрацию к стихотворению. Пробы выразительного чтения |
7. | «Кем стать?» | 2 | Рассказ А. Раскина «Как папа выбирал профессию». Литературно-творческое задание № 2: «Кем я мечтаю стать» |
8. | «Поэтическая разминка» | 1 | Стихотворения В. Берестова «Дракон», В. Левина «Задачка с мухой», «Мышкина считалка», Дж. Чиарди «Об удивительных птицах». Творческие задания «Вставь рифму», «Собери стихи» |
Тема 2. «Кладовая природы» |
9. | «Маленькие открытия в природе» | 2 | Рассказы-миниатюры М. Пришвина «Разговор деревьев», «Последние грибы», «Берестяная трубочка». Творческое задание: нарисуй иллюстрацию к рассказу. Пробы выразительного чтения |
10. | «Веселые и грустные стихи о природе» | 1 | Стихотворения И. Токмаковой «Туман», «Голубая страна», «Подарили собаку», «Ничья кошка», «Я ненавижу Тарасова». Творческое задание: нарисуй иллюстрацию к стихотворению. Пробы выразительного чтения |
11. | «Познавательные сказки о природе» | 2 | Сказки Э. Шима «Лягушонок и Ящерка», «Ландыш», «Полосы и пятнышки». Творческое задание: нарисуй иллюстрацию к сказке |
12. | «Красота и душа природы» | 2 | Рассказы Л. Толстого «Черемуха», Н. Сладкова «Песенки подо льдом» Пробы выразительного чтения |
Тема 3. «Сказочная страна» |
13. | «Сказочная поэзия Г. Цыферова» | 1 | Сказки-миниатюры Г. Цыферова из сборника «Как лягушки чай пили». Творческое задание: нарисуй иллюстрацию к сказке |
14. | «Сказки-загадки» | 2 | Народная сказка «Три розы», сказка В. Берестова «Честное гусеничное» |
15. | «Удивительные сказки Н. Абрамцевой» | 1 | Сказки Н. Абрамцевой «Котенок и Стеклышко», «Потеря». Творческое задание: нарисуй иллюстрацию к сказке. Пробы выразительного чтения |
16. | «Странные сказки К. Каспаравичюса» | 2 | Сказки К. Каспаравичюса «Чайный клуб», «Спор», «Летучие книги». Литературно-творческое задание № 3: «Необычная история об обычных вещах» |
17. | «Сказки по телефону» Д. Родари | 2 | Сказки Д. Родари «Шоколадная дорога», «Страна, где все слова начинается с НЕ» из сборника «Сказки по телефону». Творческое задание: посоревнуйся с писателем |
18. | «Разноцветные сказки» С. Могилевской | 2 | Сказки С. Могилевской «Желтая сказка», «Голубая сказка» из сборника «Разноцветные сказки». Творческие задания: нарисуй иллюстрацию к сказке; выпиши «цветные» слова из сказок |
Тема 4. «Хочу все знать» |
19. | «История вещей» | 4 | Рассказы «Дырявое шило», «Как баклуши били», «Вилы и вилка», «Зачем нужны пуговицы», «От бусинки до окна», «Зеркало или жизнь» из сборника М. Шпагина «Что было до…». Литературный диктант, тесты |
20. | Итоговое занятие. | 1 | Литературный праздник «Наши любимые книги». Выставка литературно-творческих работ учеников. |
| Итого: | 33 ч. | |
Список литературы
Мишакина Т.Л., Новикова С. Н., Александрова С. Н. Тексты для чтения с заданиями. Формирование универсальных учебных действий. –М.:Ювента, 2016.
Актуальные проблемы методики обучения чтению младших школьников / Под ред. М. С. Васильевой и др. М., 2014.
Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 2014.
Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М., 2014.
Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем. М., 2014.
Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников / Под ред. Т. Г. Рамзаевой. СПб.,2011.
Петрова Т. С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе: Материалы для учителя. М., 2015.
Программно-методические материалы. Чтение. Начальная школа. М., 2015.
Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя. М., 2015.
Полная хрестоматия для начальной школы с методическими подсказками для педагогов и родителей. В 2-х томах / Сост. Е.В. Посашкова. Екатеринбург, 2014
Посашкова Е.В. Уроки литературы в начальной школе, или Как формировать вдумчивого читателя: Методическое пособие для учителя. Екатеринбург, 2014.
12. Тренажер для обучающихся 1 класса. Формирование универсальных учебных действий. Т.Л Мишакина, С.А.Гладкова. – М.:Ювента, 2016.
Материально- техническое обеспечение программы:
1. Специфическое сопровождение (оборудование):
-портреты писателей и поэтов, художников.
-Репродукции картин, иллюстрации к литературным произведениям,
-Библиотека книг для занятий,
-Уголок читателя с информацией о прочитанной и читаемой литературе.
2. Электронно-программное обеспечение:
-записи музыкальных произведений,
-видеофильмы,
-презентации к занятиям
3. Технические средства обучения:
-мультимедийный проектор, ноутбук
-демонстрационный материал,
-музыкальный центр,
-магнитная доска.