СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вдумчивое чтение

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности для 1 класса  "Вдумчивое чтение". Данная программа является адаптированной и разработана в соответствии ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Вдумчивое чтение»



Утверждаю:

Директор МОУ «Гурульбинская СОШ»

___________ Б.В. Гармаев

. Приказ № _____

от 01 сентября 2018 г.









Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Вдумчивое чтение»

(1 класс)







Составитель:

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Зонненберг Н.С.













2018-2019 учебный год

Пояснительная записка

Данная программа по курсу разработана на основе авторской программы Посашковой Е.В. «Вдумчивое чтение». Рабочая программа «Вдумчивое чтение» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базового предмета «Литературное чтение». Данная программа является адаптированной.

Общеизвестно, что современные дети мало читают. Многие из младших школьников относятся к чтению как к тяжелому труду. Большинство ребят читают вполне грамотно, но слова и образы для них ничего не значат. К тому же, они не осознают, для чего читают, в чём смысл прочитанного произведения. Чтение же художественной литературы требует труда и творчества, определенных навыков читательской культуры. Как приобщить их к художественной литературе, как помочь им полюбить книги, научить ими наслаждаться?

Работа обучающихся в рамках разработанной программы будет способствовать как более глубокому изучению предмета «Литературное чтение», так и эффективному формированию читательской компетенции (техника и навыки чтения, круг и культура чтения, печатные тексты, информационные объекты и работа с ними)рассматриваемой в нормативных документах в качестве основной сквозной дидактической линии для курса русского языка и чтения в начальной школе.

Особое место в программе курса занимает работа с научно-познавательной литературой. Такие уроки имеют своей целью оказание помощи детям в поисках ответов на самые разнообразные вопросы в книгах, знакомящих ребят с достижениями науки и техники, с биографиями выдающихся ученых, полководцев, путешественников, историей научных открытий и изобретений, явлениями природы.

В основу методических принципов положены подходы известного специалиста в данной области – Н.Н. Светловской: разработанная ею специфика уроков внеклассного чтения, а также этапы и приемы обучения самостоятельной читательской деятельности младших школьников. Однако, учитывая инновации в системе литературного образования младших школьников, методические подходы данного исследования расширены и дополнены. Акцент сделан на эстетическом воспитании обучающихся, на формировании читательской культуры младших школьников, углублении их первичных представлений об особенностях произведений писателей-классиков детской литературы.

Особое внимание в программе уделено формированию у читателей умения интерпретировать текст, вести диалог с автором через наблюдения за особенностями художественного слова. В связи с этим уточнены те читательские умения ребенка, которые необходимо формировать на данных уроках для осуществления квалифицированной читательской деятельности. В русле данной программы предполагается активное использование методов стимулирования детского художественного творчества – сочинительства, коллективного обсуждения творческих работ, графического иллюстрирования, инсценирования и т.д.

Особое место в программе будет занимать работа с книгой как предметом словесного искусства, а также работа с тетрадью «Тренажер», который позволяет вести творческую работу по прочитанным произведениям, фиксировать свои мысли, идеи, рассуждения. Использование «Тренажер» позволяет решить следующие задачи:

1) с помощью методического аппарата тетради педагог может эффективно формировать читательские умения обучающихся ( обучение пересказу, описание героя книги и т.д.);

2) тетрадь позволяет индивидуализировать процесс обучения: в зависимости от уровня литературного развития обучающегося учитель имеет возможность дифференцированно давать задания и оценивает их выполнение;

3) тетрадь помогает учителю осуществлять своевременный контроль за самостоятельной читательской деятельности всех обучающихся;

Основная цель изучения спецкурса: формирование читательской компетенции младших школьников, являющейся одной из составляющих информационной грамотности.

Этой целью обусловлены и вытекающие из нее задачи:

- совершенствование навыка чтения обучающихся;

- развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;

- знакомство обучающихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;

- формирование первичных представлений об особенностях произведений и творчества известных русских и зарубежных детских писателей;

- формирование личности, его нравственного сознания через осмысление, эмоциональное принятие и осмысление читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях.

- формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;

- формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;

- выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения.

- развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи обучающихся.

Ценностные ориентиры содержания спецкурса:

Чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках обучающиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся.

Художественные произведения знакомят обучающихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствуют формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

На занятиях спецкурса будет идти развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках спецкурса, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.  


Место спецкурса «Вдумчивое чтение»в учебном плане:

Согласно школьному образовательному плану на курс отводится 1 час в неделю. Общее содержание рассчитано на 33 часа в год (1час в неделю)

Планируемые результаты освоения спецкурса:

Универсальные учебные действия

Личностные УДД:

-формирование интереса к чтению;

- формирование мотивации к самовыражению в выразительном чтении, творческой и игровой деятельности;

-формирование эмоционального отношения к поступкам героев литературных произведений, любви к родному дому, первоначального уровня рефлексии и адекватной самооценки, стремления к успешности учебной деятельности.

Регулятивные УДД:

- осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения материала, самостоятельно работать с книгой и рабочей тетрадью, выполнять самостоятельно работы, выбирать книги.

Познавательные УДД:

-осознавать роль названия произведения, понимать прочитанное, выделять и понимать информацию из прочитанного, сочинять небольшие тексты на заданную тему.

Коммуникативные УДД:

-Корректировать действия участников коллективной творческой деятельности,

- Ориентироваться в понятиях дружба, дружеские отношения, эмоционально воспринимать слова собеседников.

Форма освоения спецкурса:

-Форма подведения итогов: фронтальная, индивидуальная, групповая.

-Основная форма оценки достижений обучающихся: «Тренажер»-рабочая тетрадь.

-Используемые технологии: игровые, продуктивного чтения.


Учебно – тематический план курса «Вдумчивое чтение»

При тематическом планировании используют следующие принципы:

- чередование знакомых читателю-ребенку текстов и авторов и незнакомых: обучающиеся должны принести на занятие знакомые им тексты из дома или из библиотеки, либо тексты представленые в «Читательском портфеле»;

- гармоничное соотношение произведений классических и современных авторов;

- баланс в соотношении произведений русской и зарубежной литературы;

- чередование произведений на разные темы (о школе, о природе, о животных, о детстве, о подвигах, о дружбе, о красоте, о чудесах в мире, о научных открытиях и исторических событиях);

- чередование произведений разных жанров (сказки, рассказы, юмористические произведения, приключения, стихи, научно-познавательные тексты, мифы).







Учебно-тематический план для 1 класса

Тема занятия

Кол-во час.

Изучаемые тексты

Дидактические материалы

1.

Знакомство с «Читательским портфелем». Вводное занятие.


1


Анкеты «Я и мои любимые занятия», «Мои любимые детские книги», «Какой я читатель».

Тема 1. «Я расту...»

2.

«Радостный мир детства» В. Лунина

1

Стихотворения В. Лунина «Утреннее настроение», «Целыми днями», «Что я вижу».

3.

«Я расту». «Игры со словами»

2

Стихотворение А. Барто «Я расту». Пробы выразительного чтения. Стихотворение В. Левина «Случайное стихотворение», анаграммы. Графическое иллюстрирование

4.

«Легко ли придумать свою сказку?»

2

Главы из книги Р. Погодина «Книжка про Гришку». Литературно-творческое задание №1 «Сочини свою сказку»

5.

«Поэтическая разминка»

«Удивительные стихи детских поэтов»

1

«Рифмы-загадки», «Играем в рифмы», «Я – поэт», «Рассыпавшиеся строчки».

Стихотворения Н. Кончаловской «Удивительный огород», В. Орлова «Ворона».

Творческие задания для фантазеров и знатоков слова

6.

«Веселые и грустные стихи о детстве»

1

Стихотворения Э. Мошковской «Таблица умножения», «Какие бывают подарки», «Кислые стихи», «Я маму мою обидел». Творческое задание: нарисуй иллюстрацию к стихотворению.

Пробы выразительного чтения

7.

«Кем стать?»

2

Рассказ А. Раскина «Как папа выбирал профессию». Литературно-творческое задание № 2: «Кем я мечтаю стать»

8.

«Поэтическая разминка»

1

Стихотворения В. Берестова «Дракон», В. Левина «Задачка с мухой», «Мышкина считалка», Дж. Чиарди «Об удивительных птицах». Творческие задания «Вставь рифму», «Собери стихи»

Тема 2. «Кладовая природы»

9.

«Маленькие открытия в природе»


2

Рассказы-миниатюры М. Пришвина «Разговор деревьев», «Последние грибы», «Берестяная трубочка».

Творческое задание: нарисуй иллюстрацию к рассказу.

Пробы выразительного чтения

10.

«Веселые и грустные стихи о природе»

1

Стихотворения И. Токмаковой «Туман», «Голубая страна», «Подарили собаку», «Ничья кошка», «Я ненавижу Тарасова».

Творческое задание: нарисуй иллюстрацию к стихотворению.

Пробы выразительного чтения

11.

«Познавательные сказки о природе»

2

Сказки Э. Шима «Лягушонок и Ящерка», «Ландыш», «Полосы и пятнышки».

Творческое задание: нарисуй иллюстрацию к сказке

12.

«Красота и душа природы»

2

Рассказы Л. Толстого «Черемуха», Н. Сладкова «Песенки подо льдом»

Пробы выразительного чтения

Тема 3. «Сказочная страна»

13.

«Сказочная поэзия Г. Цыферова»

1

Сказки-миниатюры Г. Цыферова из сборника «Как лягушки чай пили».

Творческое задание: нарисуй иллюстрацию к сказке

14.

«Сказки-загадки»

2

Народная сказка «Три розы», сказка В. Берестова «Честное гусеничное»

15.

«Удивительные сказки Н. Абрамцевой»

1

Сказки Н. Абрамцевой «Котенок и Стеклышко», «Потеря».

Творческое задание: нарисуй иллюстрацию к сказке.

Пробы выразительного чтения

16.

«Странные сказки К. Каспаравичюса»

2

Сказки К. Каспаравичюса «Чайный клуб», «Спор», «Летучие книги».

Литературно-творческое задание № 3: «Необычная история об обычных вещах»

17.

«Сказки по телефону» Д. Родари

2

Сказки Д. Родари «Шоколадная дорога», «Страна, где все слова начинается с НЕ» из сборника «Сказки по телефону».

Творческое задание: посоревнуйся с писателем

18.

«Разноцветные сказки» С. Могилевской

2

Сказки С. Могилевской «Желтая сказка», «Голубая сказка» из сборника «Разноцветные сказки».

Творческие задания: нарисуй иллюстрацию к сказке; выпиши «цветные» слова из сказок

Тема 4. «Хочу все знать»

19.

«История вещей»

4

Рассказы «Дырявое шило», «Как баклуши били», «Вилы и вилка», «Зачем нужны пуговицы», «От бусинки до окна», «Зеркало или жизнь» из сборника М. Шпагина «Что было до…».

Литературный диктант, тесты

20.

Итоговое занятие.

1

Литературный праздник «Наши любимые книги».

Выставка литературно-творческих работ учеников.


Итого:

33 ч.
















Список литературы

  1. Мишакина Т.Л., Новикова С. Н., Александрова С. Н. Тексты для чтения с заданиями. Формирование универсальных учебных действий. –М.:Ювента, 2016.

  2. Актуальные проблемы методики обучения чтению младших школьников / Под ред. М. С. Васильевой и др. М., 2014.

  3. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 2014.

  4. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М., 2014.

  5. Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем. М., 2014.

  6. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников / Под ред. Т. Г. Рамзаевой. СПб.,2011.

  7. Петрова Т. С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе: Материалы для учителя. М., 2015.

  8. Программно-методические материалы. Чтение. Начальная школа. М., 2015.

  9. Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя. М., 2015.

  10. Полная хрестоматия для начальной школы с методическими подсказками для педагогов и родителей. В 2-х томах / Сост. Е.В. Посашкова. Екатеринбург, 2014

Посашкова Е.В. Уроки литературы в начальной школе, или Как формировать вдумчивого читателя: Методическое пособие для учителя. Екатеринбург, 2014.

12. Тренажер для обучающихся 1 класса. Формирование универсальных учебных действий. Т.Л Мишакина, С.А.Гладкова. – М.:Ювента, 2016.

Материально- техническое обеспечение программы:

1. Специфическое сопровождение (оборудование):

-портреты писателей и поэтов, художников.

-Репродукции картин, иллюстрации к литературным произведениям,

-Библиотека книг для занятий,

-Уголок читателя с информацией о прочитанной и читаемой литературе.

2. Электронно-программное обеспечение:

-записи музыкальных произведений,

-видеофильмы,

-презентации к занятиям

3. Технические средства обучения:

-мультимедийный проектор, ноутбук

-демонстрационный материал,

-музыкальный центр,

-магнитная доска.