Технологическая карта урока
Учебный предмет: геометрия
Класс: 9 в класс
Дата: 16.10.20
Учитель: Смирнова Ф.Ф.
Автор учебника: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, 2019
Тема урока: Разложение вектора
Тип урока: урок «применение и закрепление полученных знаний с элементами исследовательской деятельности. Построение векторов с помощью программы GeoGebra
Цель урока:
Образовательная -организация условий достижения учащимися образовательных результатов по заданной теме:
- приобретение учебной информации,
- контроль усвоения теории,
- применение знаний и умений,
Развивающая - формирование способности анализировать, обобщать полученные знания; формирование логического мышления.
Воспитательная - активизировать интерес к получению новых знаний; воспитание графической культуры, формирование точности и аккуратности при выполнении чертежей; формирование умений работать в группе.
Задачи урока: расширить и обобщить представления школьников о координатах векторов; развитие памяти и внимания, проверка знаний.
УУД
Предметные: определение понятий «вектор», «координаты вектора», правила сложения, вычитания векторов, заданных координатами и правило умножения вектора на число.
Метапредметные: использование ПК и смарт доски
Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и
позицию. Осознанное построение речевых высказываний.
Восприятие выступлений учащихся. Участие в обсуждении содержания материала. Взаимоконтроль, взаимопроверка, распределение обязанностей в группе. Планирование учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками – определение цели, функций участников,
способов взаимодействия.
Познавательные: сравнение, обобщение, конкретизация, анализ; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Умение структурировать знания; умение осознанно
и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной
форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; установление причинно-
следственных связей, построение логической цепи рассуждений,
доказательство.
Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Выбор, принятие и сохранение учебной цели и задачи. Составление плана, осуществление самоконтроля и самооценки, осознание качества и уровня усвоения. Приёмы саморегуляции.
Личностные
: рефлексия собственной деятельности. Действие
смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Оборудование:
компьютерная презентация;
интерактивная доска, ПК на парту, программа GeoGebra
Технологии: ИКТ, технология критического мышления, технология проблемного обучения, игровые технологии, технология творческих мастерских, здоровьесберегающие технологии.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Организационный этап. Мобилизация и положительный настрой учащихся в начале урока. 1 мин. | Цель: Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь! Сегодня у нас особенный урок. На нашем уроке присутствуют гости. Ребята, наш урок начинаем с повторения пройденного материала. | Речевая. Взаимодействие на уровне фраз, с соблюдением норм речевого этикета. |
II. Устная работа 5-6 мин III. Этап постановки целей и задач урока 5 мин | Внимание на доску. Выполняем устный счет Слайд 1, слайд 2 Учитель задает вопрос по материалу прошлых уроков Понятие вектора, сложение векторов Цели этапа: организовать деятельность учащихся, в ходе которой возникает конфликтная ситуация, вызывающая затруднение в учебной деятельности. обозначить тему урока и цель. Вхождение в тему урока и создание условий для реализации ранее изученного материала: повторение и актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности. Учащиеся вспоминают и дают определение понятия «координаты вектора» ( 1 учащийся дает определение у доски и записывает его: коэффициенты разложения ненулевого вектора по единичным векторам и в системе координат XOY называются координатами вектора. (запись на доске: = x* + y* , где x и y-коэффициенты разложения ; {x;y}.)). Учащиеся вспоминают следующие умения: по чертежу определять координаты вектора. Задание: по данному на экране чертежу определить координаты векторов (рис.1). Учащиеся по очереди называют координаты каждого вектора. рис.1 2) Определение темы, цели и задач урока. Самоопределение в деятельности: учитель подводит итог того, что ученики уже много знают и умеют. Нацеливает на систематизацию геометрического материала и применение умений к решению задач. Подводит учащихся к формулированию цели и задач урока. Учащиеся формулируют цель и задачи урока и план своей деятельности. | Отвечают на вопросы, работают с места Сформулировать цель своей деятельности на уроке. Высказывают гипотезы. Решение представленного задания около доски Формулируют свою цель. Самостоятельно должны найти информацию и заполнить таблицу. |
III. Основной этап. Этап изучения новых знаний и способов деятельности 7 мин | Практикум: организация деятельности учащихся по применению учебной информации на уровне «знания и умения». Учитель организовывает работу учащихся с ресурсами. Задание1: по координатам вектора составить разложение этого вектора по единичным (координатным) векторам и (т.е. записать в виде = x* + y* ). Например, карточка 1: Записать разложение по координатным векторам и вектора {-3; } и т.д. (несколько векторов). | Учащимся предлагается выполнение следующих заданий (задания даются каждому учащемуся индивидуально на карточке, задание 1 выполняется в тетради, задания 2 и 3 выполняются сначала в тетради, а затем ведется построение в программе GeoGebra): Далее каждый учащийся на своем компьютере открывает программу GeoGebra, в которой выполняет ряд заданий: |
IV. Этап анализа полученных результатов. 5 мин | Цель этапа: Задание 2: по данному разложению вектора определить координаты вектора, записать их в тетради и построить данный вектор в системе координат с началом в точке О с помощью программы GeoGebra. Например, карточка 1: = -5* + 3* и т.д. (несколько разложений). Задание 3 : найти сумму, разность векторов и произведение вектора на число и построить полученные векторы в системе координат с помощью программы GeoGebra. Например, карточка 1: {-3;2}, { 2;1}, k=4. Найти вектор = + , = - , =k* и т.д. III. Проверка полученных результатов. Учитель проверяет выполненные учащимися задания. Учащиеся демонстрируют учителю построенные в программе GeoGebra векторы. | Прежде чем выполнить задание 3, учащиеся вспоминают правила сложения, вычитания векторов, заданных координатами и правило умножения вектора на число (1 учащийся записывает на доске формулы: {x1;y1}, {x2;y2}, k-число, + = { x1+ x2; y1+ y2} и т.д.) |
V.Углубление в тему (работа с учебником и с рабочей тетрадью) | Пообщайся с учебником. Выполни упражнение 927 | Ученики выполняют номер |
VI. Этап первичной проверки понимания изученного. 10 мин | Цель этапа: зафиксировать изученный материал во внешней речи и письменно. Учитель: Давайте мы с Вами закрепим изученный материал. Выполним задания из учебника | Цель: Закрепить изученный материал. Деятельность: Выполнить номера в тетрадях, №926в |
VI. Итоги урока. Рефлексия. 4 мин | Цель этапа: - оценить собственную деятельность на уроке; - поблагодарить друг друга за урок; - зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности; - обсудить и записать домашнее задание. Учитель: Наш урок подходит к завершению. Подведем итоги урока и определим уровень своих достижений. Продолжи фразы Координата суммы двух и более векторов равна … Каждая координата разности двух векторов равна.. Каждая координата произведения вектора на число равна… Домашнее задание: № 926г,928 | Цель: Оценить собственную деятельность на уроке. Деятельность: Отвечают на вопросы учителя. |