СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вера как этическое понятие

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Один из концептов, характеризующий менталитет этноса и его морально-этический идеал, – концепт вера, реализуемый соответствующей лексемой и рядом однокоренных слов.

Просмотр содержимого документа
«Вера как этическое понятие»

ВЕРА

Один из концептов, характеризующий менталитет этноса и его морально-этический идеал, – концепт вера, реализуемый соответствующей лексемой и рядом однокоренных слов [Харитонов 1997].

Вера – это один из центральных концептов в картине мира любого человека, вне зависимости от того, идет ли речь о вере как об «убежденности, уверенности в чём-л., ком-л.» (то есть о вере на рациональном уровне) или о вере в Бога. «Ложная или истинная, она заключает в себе весь мир помыслов и чувств человеческих» [Хомяков1994:148].

Лексема вера в сборнике Кирши Данилова выступает в нескольких значениях. Например, значение ‘вероисповедание, религия’ мы видим в следующем примере:

Приведите, казаки,

Меня в веру крещеную! (К.Д., № 4: 66).

Вера есть феномен духовной жизни человека и в то же время феномен культуры. Концепт вера — центральный концепт христианского дискурса, определяющий не только чисто догматические особенности той или иной христианской конфессии, а лингвокультуру в целом. В соответствии с разными цивилизационными взглядами на мир, общество и личность концепт вера наполнялся различной семантикой.

Дважды в эпическом контексте лексема вера употреблена в значении ‘охота, намерение, стремление’:

У себя он на уме держит,

Вера побороться есть (К.Д., № 2:29).

Лексема вера вступает в ассоциативную связь с другими существительными, называющими понятия, которые в совокупности относятся к фундаментальным национальным ценностям:

Князя не ослушался,

Стал служить верою и правдою(К.Д., № 6: 105).

И Владимеру-князю поклонилися,

Послужить верою и правдою(К.Д., № 4: 57).

Часто в былинах употребляется прилагательное верныйв значении ‘ соответствующий истине, правильный, точный’:

Гой вы еси, солдаты хорошия,

Слуги царя верныя!(К.Д., №4: 57).

А и молоды Дунай сын Иванович

Унимал своего слугу вернова(К.Д., № 4: 58).

Характеристика верный дается эпосом лицу, выполняющему какое-либо поручение, при упоминании о нем и его действиях, а также при обращении к нему.

Былина никогда не определяет количество слуг, ориентируясь только на качественную их характеристику, вследствие чего эпитет верный приобретает сему ‘ множественность’.

Свойственное эпосу «уплотнение» содержательной стороны слова играет большую роль при анализе семантики лексемы неверный. Ее осмысление в контексте былины связано с ориентацией на отрицательную характеристику кого-чего-либо вследствие отсутствия определенных убеждений (православная вера) [Харитонов 1997: 89]:

И этот язык мне не надобен-

Говорил со царем неверным (К.Д., № 7:82).

Лексема веровать в значении ‘принимать за истину’ определяет субъективное восприятие устных и письменных сообщений [Харитонов 1997:92]:

Василей тому не верует,

Стал со дружиною тешиться и забавляться (К.Д., № 8: 97).

В следующем контексте слово веровать употребляется в значении ‘демонстрировать суеверность’:

«А не верую я, Васюнька, ни в сон ни в чох,

А и верую в свой червленой вяз» (К.Д., № 8: 93).

Действующее лицо демонстрирует убежденность в ложности сна (в значении ‘видение во сне, грезы’) и чоха (в значении ‘физиологический акт, связанный со значительным количеством примет’).

Итак, слово вера в былине входит в состав различных элементов фольклорной картины мира, представленных рядом оппозиций, и может выступать в различных значениях:‘вероисповедание, религия’, ‘охота, намерение, стремление’,‘ соответствующий истине, правильный, точный’, ‘принимать за истину’, ‘демонстрировать суеверность’