ВЕРА
Один из концептов, характеризующий менталитет этноса и его морально-этический идеал, – концепт вера, реализуемый соответствующей лексемой и рядом однокоренных слов [Харитонов 1997].
Вера – это один из центральных концептов в картине мира любого человека, вне зависимости от того, идет ли речь о вере как об «убежденности, уверенности в чём-л., ком-л.» (то есть о вере на рациональном уровне) или о вере в Бога. «Ложная или истинная, она заключает в себе весь мир помыслов и чувств человеческих» [Хомяков1994:148].
Лексема вера в сборнике Кирши Данилова выступает в нескольких значениях. Например, значение ‘вероисповедание, религия’ мы видим в следующем примере:
Приведите, казаки,
Меня в веру крещеную! (К.Д., № 4: 66).
Вера есть феномен духовной жизни человека и в то же время феномен культуры. Концепт вера — центральный концепт христианского дискурса, определяющий не только чисто догматические особенности той или иной христианской конфессии, а лингвокультуру в целом. В соответствии с разными цивилизационными взглядами на мир, общество и личность концепт вера наполнялся различной семантикой.
Дважды в эпическом контексте лексема вера употреблена в значении ‘охота, намерение, стремление’:
У себя он на уме держит,
Вера побороться есть (К.Д., № 2:29).
Лексема вера вступает в ассоциативную связь с другими существительными, называющими понятия, которые в совокупности относятся к фундаментальным национальным ценностям:
Князя не ослушался,
Стал служить верою и правдою(К.Д., № 6: 105).
И Владимеру-князю поклонилися,
Послужить верою и правдою(К.Д., № 4: 57).
Часто в былинах употребляется прилагательное верныйв значении ‘ соответствующий истине, правильный, точный’:
Гой вы еси, солдаты хорошия,
Слуги царя верныя!(К.Д., №4: 57).
А и молоды Дунай сын Иванович
Унимал своего слугу вернова(К.Д., № 4: 58).
Характеристика верный дается эпосом лицу, выполняющему какое-либо поручение, при упоминании о нем и его действиях, а также при обращении к нему.
Былина никогда не определяет количество слуг, ориентируясь только на качественную их характеристику, вследствие чего эпитет верный приобретает сему ‘ множественность’.
Свойственное эпосу «уплотнение» содержательной стороны слова играет большую роль при анализе семантики лексемы неверный. Ее осмысление в контексте былины связано с ориентацией на отрицательную характеристику кого-чего-либо вследствие отсутствия определенных убеждений (православная вера) [Харитонов 1997: 89]:
И этот язык мне не надобен-
Говорил со царем неверным (К.Д., № 7:82).
Лексема веровать в значении ‘принимать за истину’ определяет субъективное восприятие устных и письменных сообщений [Харитонов 1997:92]:
Василей тому не верует,
Стал со дружиною тешиться и забавляться (К.Д., № 8: 97).
В следующем контексте слово веровать употребляется в значении ‘демонстрировать суеверность’:
«А не верую я, Васюнька, ни в сон ни в чох,
А и верую в свой червленой вяз» (К.Д., № 8: 93).
Действующее лицо демонстрирует убежденность в ложности сна (в значении ‘видение во сне, грезы’) и чоха (в значении ‘физиологический акт, связанный со значительным количеством примет’).
Итак, слово вера в былине входит в состав различных элементов фольклорной картины мира, представленных рядом оппозиций, и может выступать в различных значениях:‘вероисповедание, религия’, ‘охота, намерение, стремление’,‘ соответствующий истине, правильный, точный’, ‘принимать за истину’, ‘демонстрировать суеверность’