Представление данных с помощью таблиц и диаграмм. (10 класс)
Подготовила:
учитель математики
МКОУ СОШ № 27 г. Нязепетровска Берсенева Т.А.
Введение
Статистика – наука, которая занимается способами сбора, обработки и представления больших массивов данных.
Теория вероятностей – раздел математики, изучающий случайные явления.
Зачем нужны таблицы?
Таблицы нужны, чтобы упорядочивать большие массивы данных. В таблице каждое значение находится в своей ячейке, а однородные сведения сгруппированы в одной графе. Данные удобно сравнивать. В таблицах удобно проводить несложные вычисления и подсчеты.
Население городов – миллионеров
Ответьте, используя таблицу, на вопросы
- Сколько было в России городов с населением более миллиона в 2019 г.?
2. Каково было население Москвы в 2006 г.?
3. Какой город в России в 2019 г. был третьим по числу жителей?
4. На сколько выросло население Москвы за период
с 2002 по 2019 г.?
ПЯТНАДЦАТЬ
10 425 тыс.человек
НОВОСИБИРСК
На 2 млн. 490 тыс. человек
Задание 1
1. Какой была урожайность зерновых в 2011 г.?
2. В каком году урожайность зерновых составила 23,7 ц/га?
3. В каком году урожайность была наибольшей?
4. В каком году урожайность была наименьшей?
5. Видно, что в целом год от года урожайность зерновых растёт. Однако в 2012 и 2018 гг. она снижалась по сравнению с предыдущим годом. Какие факторы, по вашему мнению, влияют на урожайность зерновых? Назовите два-три фактора.
6. Для каждого года в таблице 3 найдите долю пшеницы в урожае зерновых (в процентах). Заполните нижнюю строку таблицы.
7. В каком году доля пшеницы в урожае зерна была наибольшей?
8. В каком году доля пшеницы в урожае зерна была наименьшей?
9. В какие годы доля пшеницы превышала 60 %?
Задание 2
Спортивный комитет выделил 50 000 на закупку спортивного инвентаря для летнего лагеря. Было решено купить футбольные, волейбольные и баскетбольные мячи, ракетки, воланы и сетку для бадминтона. Чтобы понять, как распределить деньги и сколько товаров купить, организаторы составили смету расходов.
В столбце «Стоимость» подводятся итоги по строкам: стоимость равна цене, умноженной на количество купленных единиц товара.
№ п/п
1
Наименование
2
Мяч футбольный
Ед. измерения
шт.
Количество
Мяч волейбольный
3
Цена ед., р.
20
шт.
4
Мяч баскетбольный
5
575,5
20
Ракетка бадминтонная
шт.
Стоимость, р.
500
6
шт.
10
Воланы
Итого:
Сетка для бадминтона
коробка
38
800
480
15
шт.
750
4
700
Задание 2 (продолжение)
Распределить деньги можно по – разному. Предположим, что спорткомитет решил купить только футбольные и волейбольные мячи, ракетки для бадминтона и воланы. Тогда смета может быть такой
№ п/п
1
Наименование
Мяч футбольный
Ед. измерения
2
3
Количество
шт.
Мяч волейбольный
20
Мяч баскетбольный
Цена ед., р.
4
шт.
шт.
575,5
Ракетка бадминтонная
5
20
Стоимость, р.
Воланы
0
11 510
шт.
500
6
10 000
38
Итого:
коробка
690
Сетка теннисная
0
15
шт.
480
0
750
18 240
11 250
700
0
51 000
В последней строке видно, что мы превысили выделенную сумму на 1000 р. Придётся менять смету, чтобы уложиться в выделенную сумму. Ваши предложения.
Задание 3
На рисунке платежная квитанция для оплаты электроэнергии в квартире. Заполните пустые ячейки: «Расход», «Сумма к оплате», «Итого».
Диаграммы
В таблице приведены данные о числе шоколадок, проданных в школьной столовой в учебные дни с понедельника по пятницу.
Наглядно эти данные можно изобразить в виде столбиков, каждый из которых показывает число шоколадок, проданных за день.
День недели
Пн
Число шоколадок
8
Вт
Ср
5
4
Чт
Пт
2
3
Четыре друга в складчину покупают круглую пиццу за 360 р. Иван внёс 50 р., Алексей – 80 р., Юрий – 100 р. и Пётр – 130 р. Построим круговую диаграмму 8, показывающую долю каждого (они, конечно, поделят потом пиццу поровну). Пицца стоит 360 р., поэтому каждому рублю соответствует сектор с углом 1°.
Если бы друзья делили пиццу не поровну, а пропорционально своим долям в общей сумме денег, то Ивану достался бы сектор пиццы с углом 50°, Юрию – сектор с углом 80° и т. д.
Задание 4
В таблице даны сведения о всех океанах Земли.
Постройте круговую диаграмму, показывающую долю каждого океана в общей площади поверхности всех океанов Земли.
Решение . Вычислим общую площадь поверхности всех океанов:
91,6 + 73,6 + 14,8 + 169,2 + 20,3 = 369,5 (млн км 2 ).
Найдём долю каждого океана. Доля Атлантического океана равна
91,6 : 369,5 0,248,
то есть примерно 24,8 %. Следовательно, сектор, соответствующий Атлантическому океану, имеет угол 360° 0,248 89,3°. Аналогично вычислим доли и углы секторов для остальных четырёх океанов.
Океан
Атлантический
Площадь поверхности, млн. км 2
91,6
Объём воды, млн. км 3
Индийский
Северный Ледовитый
329,7
Средняя глубина, м
73,6
14,8
3597
292,1
Тихий
3890
18,1
169,2
Южный
1225
20,3
710,4
4280
72,4
3270
Результаты занесём для удобства в таблицу
Океан
Площадь поверхности, млн. км 2
Атлантический
Индийский
Доля в общей площади поверхности, %
91,6
73,6
Северный Ледовитый
24,8
Угол сектора на диаграмме, градусы
89,3
14,8
Тихий
19,9
71,7
4,0
169,2
Южный
14,4
45,8
20,3
164,8
5,5
19,8
Домашнее задание:
Читать п. 1 – 6 учебника
Выполнить задания № 27 стр.21, № 36 стр. 27
Учебник: Математика. Вероятность и статистика. 7 – 9 классы. Базовый уровень. Учебник в 2 – х частях. Под редакцией И.В.Ященко. – М.: Просвещение, 2023