Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Зонская СОШ»
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ВР С.Л. Парханеева «____»________ 2019-20 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор школы О.А. Егорова Приказ № ___ от «____»_______ 2019-20 г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Весёлый карандаш»
Художественно-эстетическое направление
2 класс
Составила: Мельничук С.Ю.
С.Зоны
2019 год
Пояснительная записка
Место учебного предмета в учебном плане.
Об учебной программе
Рабочая программа внеурочной деятельности «Веселый карандаш» во 2 классе модифицирована и составлена на основании:
Авторской программы общеобразовательных учреждений по предмету «Изобразительное искусство. 1-4 классы. / Б.М.Неменский. – М.: Просвещение, 2012
Внеурочная деятельность является важным звеном системы непрерывного образования и старается создавать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей. Одного часа в неделю изобразительного искусства в 1-4 классах недостаточно, чтобы развить в ребенке творческое и пространственное воображение, познакомиться с различными художественными материалами, направлениями и разнообразием техник. В сфере общения на занятиях предложенных во внеурочной деятельности в существенной степени формируется характер ребёнка: инициативность, уверенность в себе, настойчивость, искренность, честность и др., развиваются его творческие способности. Особая ценность занятий заключается в том, что, они могут помочь детям реализовать то лучшее, что в них есть.
В основе модернизации российского образования лежат идеи гуманистического воспитания, направленные на развитие целостности личности. По мнению многих исследователей в области педагогики, психологии (Арутюнова Н.Д., Бахтина М.М., Выготского Л.С.) именно живопись, музыка, литература признаны действенными средствами, способствующими формированию и развитию целостной, активной творческой личности. Теоретики эстетического воспитания считают, что в возрасте от 7 до 12 лет происходит потеря детской непосредственности в восприятии искусства. Вместе с тем ученики начальных классов обнаруживают повышенные восприимчивость и впечатлительность, непосредственность реакций, ярко выраженное стремление усваивать новое. В процессе рисования происходит живая работа мысли, развиваются образные представления и художественный вкус, наблюдательность и зрительная память, мышечно-двигальные функции руки и глазомер. Немаловажную роль в современных условиях жизни школьника следует отвести способности искусства быть активным звеном здоровьесберегающих технологий. Искусство способно уравновесить умственную перегруженность, «отвести от агрессивных способов поведения» Эстетическое воспитание младшего школьника средствами изобразительного искусства предполагает нравственное совершенствование личности ребенка, является эффективным средством умственного и общего развития, средством формирования его духовного мира.
В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но
прежде всего обогащает его представления о мире. Именно поэтому современные
педагоги и психологи выступают против традиционных - дидактических методов обучения, используемых в школьных учреждениях и вынуждающих детей действовать в рамках навязываемых им схем, образцов, представлений, которые не пробуждают их фантазию, а, наоборот, подавляют развитие личности.
Новые подходы раскрепощают ребенка. Ребенку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки.
Данная программа предлагает занятия по рисованию с использованием нетрадиционных способов рисования на бумаге.
Все занятия направлены на развитие у школьников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения.
Знакомясь с материалами, техникой и способами рисования, дети более углубленно знакомятся с канонами изобразительного творчества, закрепляя и расширяя знания о форме, линии, цвете, композиции.
Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, ниткография, рисование мыльными пузырями, пластилинография и др. Усложнение обучения нетрадиционными техниками рисования учащихся происходит в следующих направлениях:
- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов.
В формировании творческой активности большое значение имеет комплексное использование художественного слова, музыки, изобразительного искусства.
2. О количестве учебных часов.
Срок реализации образовательной программы рассчитан на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю,1 час. Продолжительность занятий 40 минут.
Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета.
Цели и задачи, основные принципы.
Цель программы:
Основная цель занятий - развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного художественного творчества
Задачи:
Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.
Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.
Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
Развивать творчество, фантазию.
Активизировать детей при выборе тематики.
Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.
Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке.
Принципы работы с детьми:
Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
Принцип сотрудничества (совместная работа родителями);
Принцип интегративности (синтез искусств).
Формы проведения:
информационное ознакомление - беседа, рассказ, диалог.
художественное восприятие - рассматривание, демонстрация, экскурсия;
изобразительная деятельность - индивидуально-групповая, коллективная.
художественная коммуникация - обсуждение, высказывание, слушание музыки, чтение литературных произведений.
Планируемые результаты.
Планируемый результат реализации программы «Весёлый карандаш»:
В результате изучения курса должны быть достигнуты результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе :
эмоционально-ценностное отношение к природе, человеку, обществу;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение средствами художественного языка;
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень
сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной
(живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примерыпроизведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека
использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, гратажа, аппликации, бумажной пластики, пластилина, глины, природных материалов.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | «Волшебные краски» | 9 |
2 | « Игра цвета» | 7 |
3 | Теплые и холодные цвета. | 2 |
4 | Яркие и нежные цвета. | 3 |
5 | Ахроматические цвета. | 2 |
6 | Контрастные цвета | 3 |
7 | Полный цветовой круг. | 8 |
| Итого: | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
План. | Факт. |
I. «Волшебные краски» ( 9 ч) |
1 | «Какого цвета радуга?». Основные хроматические цвета. | 1 | | |
2 | Рисование пальчиками « Кисть винограда», « Кисть рябины» | 1 | | |
3 | Рисунки ладошкой « Петушок», « Дерево», « Котик» | 1 | | |
4 | Рисунки ладошкой Морские обитатели « Краб», « Рыбки», « Осьминожки» | 1 | | |
5 | Отпечатки листьями « Осень в парке» | 1 | | |
6 | Рисование кроны деревьев мятой бумагой способом «примакивания», фона – поролоном (акварелью). «Сказочный осенний лес» | 1 | | |
7 | Печатание с помощью полиэтиленового кулька « Осенняя листва», «Весёлые утята» | 1 | | |
8 | Пятнография « Цыплёнок» | 1 | | |
9 | Рисование методом тычка « Пушистая компания», « Моя любимая игрушка» | 1 | | |
II. « Игра цвета» ( 7 ч) |
10 | Оптическое смешение цвета в технике пуантилизма «Рыбки в аквариуме» | 1 | | |
11 | Рисование в технике «восковые мелки + акварель» « Праздничный салют» | 1 | | |
12 | Рисование в технике «свеча + акварель» « Зимняя избушка» | 1 | | |
13 | Рисование восковыми мелками и акварелью « Сказочная птица» | 1 | | |
14 | Рисование с использованием манки | 1 | | |
15 | Рисование солью « Зима» | 1 | | |
16 | Рисование с помощью силикатного клея « Аленький цветочек» | 1 | | |
III. Теплые и холодные цвета. ( 2 ч) |
17 | Рисование на воде «Причудливые узоры» | 1 | | |
18 | Рисование цветными мыльными пузырями « Одуванчики», « Воздушные шары». | 1 | | |
Яркие и нежные цвета. ( 3 ч) |
19 | Монотипия пейзажная « Море» | 1 | | |
20 | Монотипия предметная « Бабочка» | 1 | | |
21 | Ниткография | 1 | | |
V. Ахроматические цвета( 2 ч) |
22 | Граттаж | 1 | | |
23 | Рисование текстом. Ватными палочками | 1 | | |
VI. Контрастные цвета( 3 ч) |
24 | Пластилинография. | 1 | | |
25 | Пластилинография. | 1 | | |
26 | Кубизм. Иллюстрация к сказке « Колобок» | 1 | | |
VII. Полный цветовой круг. (8 часов) |
27 | Рисование мятой бумагой « Сирень» | 1 | | |
28 | Рисование на мятой бумаге « Арбуз» | 1 | | |
29 | Аэрография или набрызг « Космос» | 1 | | |
30 | Кляксография обычная | 1 | | |
31 | Кляксография с трубочкой от коктейля | 1 | | |
32 | Набрызг и рисование зубной щёткой « Цветущий яблоневый сад» | 1 | | |
33-34 | Рисование на влажной бумаге « Море» | 2 | | |
| Итого | 34 | | |
V. Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса.
классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров, картинок
компьютерная техника.
интерактивная доска
карандаши
стирательные резинки
клей: канцелярский, ПВА
тушь
разные крупы
пластилин
досочки
подкладные листы
стекло
мыло
цветная бумага
цветной картон
кисти для клея
кисти для рисования № 3, № 5
восковые мелки
свечи
гуашь
акварель
стаканчики – непроливайка
пастель художественная
фломастеры
трубочки для коктейля
ушные палочки
полиэтиленовые кульки
нитки
соль
зубные щётки
пробки от пластиковых бутылок
шампунь
VI Литература
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.:Просвещение, 2010.
Выдающиеся русские художники – педагоги. Молева Н.М. «Просвещение». 2001.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.– 2-е изд., исправленное и дополненное. –Самара:Издательство. Учебная литература, 2006.
Изобразительное искусство в начальной школе. 1-4 классы./ Б. М. Неменский—М.: Просвещение, 2012г.
Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной
школе «Академия», 2006г.
Какого цвета радуга. Каменева Е. Детская литература. Москва 2004г.
Хочу узнать и нарисовать мир. Дитмар К.В. «Просвещение» Москва 2000г.
Рутковская А. А. Рисование в начальной школе. Издательский дом «Нева»;М. 2007.
Неменский Б. М. Мудрость красоты. Книга для учителя. М. «Просвещение» 2005.
Виноградова Н. Ф. Всѐ о младшем школьнике. М. Издательский центр «Вентана-Граф» 2005