СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды анализа занятия

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Виды анализа занятия»

В помощь начинающему педагогу-психологу

Куликова Марина Петровна, Заведующая Психолого-педагогическим центро

Разделы: Школьная психологическая служба



1. Развитие внимания



Организация внимания учащихся в начале занятия; каким образом педагогом создаётся новая психологическая ситуация быстрой настройки; что побуждает школьников сосредоточиться на предмете занятия.

Активизация внимания школьников в процессе изложения новой темы:

отчётливая целеустремлённость изложения новой темы;

чёткость её теоретического освещения;

продуманность разделения темы на отдельные звенья с применением обоснованных переходов между ними;

постановка вопросов, обращённых к мышлению школьника и побуждающих к самостоятельности в суждениях;

педагогически обоснованное сочетание словесных и наглядных средств обучения и развития.

Развитие внимания учащихся:

ясная постановка вопроса;

тактичное направление ответа на выделение основной мысли;

побуждение к логичности в ответе.

Важным условием развития внимания учащихся является наличие у самого педагога комплекса профессиональных свойств:

проявление внимания ко всему, что важно для проведения занятия;

сочетание наблюдательности за работой учащихся и их поведением со своевременностью педагогических воздействий;

умение сочетать устойчивость внимания и его подвижность в меняющихся условиях групповой работы;

соблюдение учителем выразительности внимания, его заметности для учащихся.

2. Развитие восприятия



Чёткость формулировки цели занятия.

Подготовленность учащихся к восприятию нового материала.

Включение в работу различных анализаторов.

Фиксация результатов наблюдения.

Целесообразное использование наглядных пособий.

Приёмы выделения основного, главного в предлагаемом материале (как достигается избирательность восприятия).

3. Развитие памяти



Использует ли педагог в процессе деятельности основные приёмы осмысленного запоминания:

доступность;

связь нового материала с имеющимися у учащихся знаниями;

смысловая группировка материала;

выделение смысловых опор.

4. Развитие мыслительной деятельности учащихся



Развитие логического мышления при проведении различных видов заданий на занятии.

Развитие самостоятельности мышления, его творческой направленности (с привитием элементов воссоздающего и творческого воображения школьников).

Привлечение внимания учащихся к таким качествам мышления, как логичность, последовательность, умение выделять основное в вопросах, умение делать выводы из приведённых фактов.

Развитие таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, систематизация, обобщение, абстрагирование.

Совершенствование форм выражения мысли: суждений, умозаключений (индуктивных, дедуктивных, по аналогии) и т.д.

Развитие осознания школьниками процессов своего мышления и целенаправленного его течения.

Дата



Основное содержание работы



Результаты диагностики; изменения, происходящие в поведении учащегося



Схема психолого-педагогического анализа занятия (урока)



1. Психологическая оценка структуры занятия в связи с его конкретными целями и задачами



тема, цели и задачи занятия;

структура занятия и его психологическая необходимость.

2. Психологическая оценка содержания занятия



психологическое качество предложенного материала (описательный или объяснительный, степень его наглядности, конкретности и абстрактности, обобщённости);

активизации каких сторон познавательной деятельности учащихся требует восприятие этого материала (образной или словесно-логической памяти, абстрактного мышления, воображения), какие эмоции могут быть вызваны?

соответствие данного материала возрастным особенностям познавательной деятельности учащихся, их жизненному опыту и уровню знаний;

как педагог делает сложный материал доступным восприятию учащихся данного возраста, понятным и интересным (ясность и простота изложения, наличие ярких примеров, аналогий, сравнений, использование наглядных средств, связь с жизнью и т.д.);

каково воспитательное воздействие данного материала (моральное, эстетическое и т.д.); насколько оптимально педагог реализует воспитательные возможности предлагаемого материала?

3. Управление познавательной деятельностью и её проявление на занятии



организация внимания:

пути организации внимания (подчёркивание значимости деятельности, постановка конкретной задачи, использование принципа наглядности, обращение к непроизвольному вниманию и т.д.);

виды внимания, имевшие место на занятии, форма их проявления у отдельных школьников;

способы организации переключения внимания учеников с одной деятельности на другую;

в каких сложных видах деятельности, предложенных педагогом, требовалось распределение внимания учащихся, и как они с этим справились?

организация восприятия и его характер:

что является объектом восприятия учащихся (речь педагога, текст учебника, различные наглядные средства)? Качество материала восприятия;

использование наглядных средств, их функция на занятии;

осмысленность восприятия материала.

активизация памяти и её развитие:

обращение педагога к памяти школьников. С какой целью оно проводилось на различных этапах занятия?

какие виды памяти имели место на занятии (наглядно-образная, словесно-логическая, эмоциональная, механическая, логическая)?

какие приёмы лучшего запоминания материала использовал педагог на занятии.

Схема самоанализа занятия



Определить место занятия в теме, в общем курсе. Насколько ясным стало это место для учащихся после занятия.

Соотнести поставленные цели занятия для учащихся и для учителя с достигнутыми на занятии и определить причины успеха и неудачи.

Определить уровень формирования на занятии знаний (логичность подачи материала, научность, доступность, трудность, нестандартность) и умений.

Ответить на вопрос, что нового дало данное занятие для развития мышления, памяти, внимания, личностных качеств, коммуникативных способностей; для развития умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения.

Подумать, насколько оптимально было выстроено занятие? Соответствовало ли оно вашим интересам, темпераменту, уровню развития учащихся, специфике класса? Адекватна ли была организация деятельности учащихся обучающим, развивающим и воспитывающим целям занятия?

Оценить степень активности учащихся на занятии. Сколько раз и кто из них высказывались на занятии, почему молчали остальные, как стимулировалась их работа. При этом необходимо руководствоваться правилом недопустимости оценки личности ученика при оценке его работы, сравнения его с другими учащимися, данного детского коллектива с другим.

Оценить темп занятия. Поддерживался ли интерес учащихся к занятию на всём его протяжении? Как была организована смена видов деятельности учащихся на занятии?

Как в ходе занятия была организована опора на уже имеющиеся знания, жизненный опыт учащихся и насколько актуальным для них был материал занятия?

Охарактеризовать психологическую атмосферу занятия, степень доброжелательности, взаимной заинтересованности всех участников занятия, характер их общения.

Изменилось ли настроение педагога после занятия по сравнению с тем, каким оно было до занятия? В чём причина этих изменений? Что теперь, когда занятие прошло, целесообразно было бы в нём изменить? Что можно поставить себе в «плюсы», а что в «минусы»?

И ещё необходимо помнить о том, что, каким бы ни было занятие, требовалось определённое мужество, чтобы его провести. Наличие его сыграло немаловажную роль в тех достоинствах, которыми занятие обладало.



Схема анализа внеклассного мероприятия



1. Актуальность темы: отвечает ли тема целям и задачам воспитания в современном обществе, возрастным особенностям и конкретным задачам данного класса. Была ли она в плане воспитательной работы классного руководителя или предложена по необходимости; если предложена, то кем и почему.



2. Характеристика и оценка плана, по которому готовилось мероприятие: целенаправленность, логичность, чёткость, соответствие избранной формы и методов содержанию, выполнен ли план.



3. Содержание проведённого мероприятия: характеристика использованного материала, его воспитательное и познавательное значение, доступность, эмоциональность, конкретность; соответствие использованного материала, форм и методов возрасту детей и воспитательным задачам данного коллектива.



4. Качество подготовки: интерес детей к мероприятию, активность учащихся, организованность, дисциплинированность, использование наглядных пособий, демонстрационного материала, технических средств и т.д. Какие навыки были приобретены учащимися в процессе подготовки к мероприятию.



5. Наиболее существенные недостатки и положительные стороны по содержанию, методам проведения, по качеству подготовки и воспитательным результатам.



6. Общая оценка: выполнена ли поставленная цель, отношение детей, роль педагога в подготовке и проведении мероприятия.