Виды дисграфии и её профилактика
Семенова Светлана Николаевна учитель-логопед
Дисграфия - это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта.
Термином «дисграфия» называют частичное расстройство процессов письма. Как можно распознать дисграфию? Она проявляется в виде специфических повторяющихся ошибках на письме. Эти ошибки не связаны со знанием грамматических правил. Основная особенность этих ошибок заключается в следующем: они допускаются там, где написание слов, казалось бы, не вызывает никаких затруднений.
Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) находятся в группе риска по угрозе возникновения дисграфии. Это происходит потому, что дети с ОНР имеют ограниченный словарный запас, грамматически неверно выражают свои мысли, искажают слоговую структуру слова, допускают ошибки при словообразовании, неправильно произносят звуки речи, смешивают их в произношении.
К началу школьного обучения у ребенка должны быть сформированы:
-звукопроизношение (правильно произносить все звуки родного языка, не замещать одни звуки другими)
-фонематический слух, фонематический анализ и синтез слов, фонематические представления
(выделение звука на фоне слова; определение места звука в слове – начало, середина, конец; выделение ударного гласного звука и др.)
-обширный словарный запас
-достаточно развиты мышление, память, слуховое и зрительное внимание
-лексико-грамматический строй речи,
-большой словарный запас,
- пространственно-временные представления ( умение ориентироваться в понятиях- вверху, внизу, справа, слева- необходимы для прочного усвоения зрительных образов букв)
Проявления дисграфии:
Главным критерием дисграфии принято считать наличие на письме так называемых "специфических ошибок".
пропуски букв, слогов, слов, их перестановки;
замены и смешения букв, близких по акустико-артикуляторным;
характеристикам соответствующих звуков;
смешения букв, сходных по начертанию;
нарушения грамматического согласования и управления слов в предложении;
неправильное построение речи.
Виды дисграфии:
1.Артикуляторно-акустическая дисграфия. В основе этого вида дисграфии лежит неправильное произношение звуков речи, которое отражается на письме: ребенок пишет слова так, как он их произносит.
Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое дефектное произношение, фиксирует его на письме, но недостатки произношения отражаются на письме лишь в том случае, когда они сопровождаются нарушением слуховой дифференциации, несформированностью фонематических представлений.
Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в смешениях, заменах, пропусках букв, которые соответствуют смешениям, заменам, отсутствию звуков в устной речи. (Рак – лак; стол – штол ;жук – зук ; ковёр –
ковёл; кожа – коза; бублик – пуплик).
В ряде случаев замены букв на письме сохраняются у детей и после того, как замены звуков в устной речи устранены. Причиной этого является несформированнoсть кинестетических образов звуков, при внутреннем проговаривании не происходит опоры на правильную артикуляцию звуков.
2.Акустическая диcгрaфия. Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания (дифференциации фонем). Этот вид дисграфии проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки, в нарушении обозначения мягкости согласных на письме. Чаще на письме смешиваются буквы, обозначающие свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав, а также гласные О-У, Е-И. («лУбит» вместо «лЮбит», «пиСмо» вместо «пиСЬмо»).
Чаще всего механизм этого вида дисграфии связан с неточностью слуховой дифференциации звуков, при этом: произношение звуков является нормальным.
3.Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Механизмом этого вида дисграфии является нарушение следующих форм языкового анализа и синтеза: анализа предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза.
Несформированность анализа предложений на уровне слова
обнаруживается в слитном написании слов, особенно предлогов; в раздельном написании слов, особенно приставок и корня.
Примеры: ЛЕТАМ ПАРЕКЕ И ДУТ ПАРХОДИ (Летом по реке идут пароходы),
ВДОМЕ УБАШКИ КОТ ВАСКА И САБАКА ПУШОК (В доме у бабушки кот
Васька и собака Пушок).
Наиболее распространенными ошибками при этом виде дисграфии являются искажения звукобуквенной структуры слова, обусловленные недоразвитием фонематического анализа, который является наиболее сложной формой языкового анализа.
Пример таких ошибок:
пропуски согласных при их стечении (ДОЖИ – ДОЖДИ, ДЕКИ – ДЕНЬКИ, СОСТАЛЯЮТ – СОСТАВЛЯЮТ);
пропуски гласных (ДЕВЧКИ – ДЕВОЧКИ, ПОШЛ – ПОШЛИ, ТЧКА
– ТАЧКА, РАСКАЧИВЕТ – РАСКАЧИВАЕТ);
перестановки букв (ПАКЕЛЬКИ – КАПЕЛЬКИ, КУЛКА – КУКЛА);
добавление букв (ВЕСНАЯ – ВЕСНА);
пропуски, добавления, перестановки слогов (ВЕСИПЕД – ВЕЛОСИПЕД).
4.Аграмматическая дисграфия. Этот вид дисграфии проявляется в аграмматизмах на письме и обусловлен несформированностью лексикограмматического строя речи.
Проявления аграмматической дисграфии:
трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями;
нарушение смысловых, грамматических связей между отдельными предложениями;
синтаксические нарушения в виде пропуска значимых членов предложения;
грубые нарушения последовательности слов;
рассогласованность в роде, числе, падеже (словоизменение);
замена форм ед.числа существительными мн.числа;
замена окончаний слов;
замена приставок, суффиксов ( словообразование).
неправильное употребление предлогов, окончаний, некоторых приставок и суффиксов, нарушение согласования.
Например: ЗА ДОМА (за домом) САРАЙ. ИСТЕПЛЫЯ СТРАН ЛЕТЯТ ГРАЧИ (Из теплых стран летят грачи).
5.Оптическая дисграфия. Этот вид дисграфии обусловлен несформированностью зрительно-пространственных функций и связан со смешением букв, сходных по написанию.
При оптической дисграфии наблюдаются следующие виды нарушений письма:
искаженное воспроизведение букв на письме (неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы);
замены и смешения графически сходных букв. всего смешиваются либо буквы отличающиеся одним элементом ( п - т, ш - и, л - м ), либо буквы, состоящие из одинаковых или сходных элементов, но различно расположенных в пространстве ( п - н, м - ш ).
Одно из ярких проявлений оптической дисграфии – зеркальное письмо:
зеркальное написание букв, письмо слева направо, которое может наблюдаться у левшей, при органических повреждениях мозга.
В случае несформированности предпосылок письма к началу обучения грамоте ребенок неизбежно встретится с трудностями. Сложности возникнут при усвоении начертания букв, при соотнесении каждой буквы с соответствующим звуком , при определении порядка следования букв при записи слова. Несформированность грамматических систем выразится в неправильном согласовании слов, в ошибках при употреблении предлогов , что, естественно, также будет отражаться на письме и существенно затруднит усвоение грамматических правил.
Все это приведет к появлению у ребенка дисграфических ошибок. В дальнейшем к этому неизбежно добавятся и грамматические ошибки.
Что мы можем сделать и рекомендовать сделать родителям для предупреждения дисграфии?
-обращать внимание на речь ребенка, исправлять возможные ошибки
-развивать мелкую моторику рук ребенка
-развивать психические процессы (память, внимание, мышление) у ребенка
- помогать ребенку учиться ориентироваться в пространстве (лево-право, вчера-сегодня-завтра, младше- старше, под-над-из-за ит.д.)
Можно также порекомендовать заинтересованным родителям использовать при общении с ребенком следующие игры:
-Игры, направленные на развитие слухового восприятия
"Где звук и сколько слогов"
Ребенку предлагаются картинки, на которых изображены предметы. Цель- надо определить место звука в слове и количество слогов в слове, составив схему.
"Что изменилось?"
Ребенку предлагают пару слов, ему нужно определить, что изменилось.
Например: кошка-корка, мишка-мышка, лук-люк.
"Зашифрованное слово"
Перед ребенком ряд картинок (капуста- арбуз- шарик- автомобиль). Из первых звуков изображенных предметов нужно получить новое слово – КАША.
-Игры, направленные на развитие у ребенка чувства ритма
"Отстучи телеграмму доктору Айболиту"
Перед ребенком ряд картинок. Беря из стопки по одной, надо отстучать их по слогам.
-Игры, направленные на развитие пространственного гнозиса и праксиса составление картинки, разрезанной на части конструирование из палочек по образцу, по представлению
-Игры, направленные на развитие зрительного восприятия
1."Учимся смотреть и видеть" - предлагается найти картинку, фигуру в ряду по предложенному образцу и обвести ее.
2.Найти две одинаковые картинки или фигуры в ряду из 6-7 картинок и обвести их.
3.Угадать, кого не дорисовал художник и т.д.
4."Учимся следить глазами" - распутывание ниточек, чтобы узнать у какого персонажа какой домик, кто из детей любит какие фрукты и т.д.,
- Проследи за веревочкой только глазами и узнай к какому домику бежит зайка,
-Найди выход из лабиринта.
-Игры, направленные на развитие ориентировки в пространстве
-Найди тень собачки (нужно выбрать одно изображение из нескольких, соответствующее образцу) -Посмотри рисунок и скажи, кто находится перед мальчиком, справа от него, слева от него и т.д.
-Дорисуй по клеточкам изображение, чтобы получилась такая же рыбка, слоник и т.д.
-Найди половинки картинок, которые подходят друг другу и соедини их
-Раскрась правую половину елки с игрушками так же, как раскрашена левая.
От того, насколько качественно будут сформированы предпосылки письма у детей дошкольного возраста, зависит их дальнейшее речевое развитие, будущая орфографическая грамотность, успешность в целом. И это зависит не только от учителя-логопеда, но и от родителей.
Литература:
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1981 г.
Ивановская О.Г., Л.Я.Гадасина, Энциклопедия логопедических игр.
Санкт-Петербург, КАРО, 2007 год.
Калинина И.Л. Учим детей читать и писать, М., 2001 г.
Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушением письменной речи. М., 1999 г.
Лалаева Н.В., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб., «Союз», 2001 г.
Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. СПб., 1995 г.
Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М., «Просвещение», 1983 г.
10