СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды и методы контроля знаний по географии.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Построение эффективной системы контроля возможно произвести только с учетом основных принципов контроля:

нормативность,

плановость,

объективность,

индивидуализация,

системность.

В презентации на примере темы "Зарубежная Азия"(11класс)  приводятся примеры  использования различных видов и методов контроля знаний.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Виды и методы контроля знаний по географии.»

 выявляет качество знаний и умений обучающихся, их достижения и ошибки;  выполняет функции  обучающую,  развивающую,  воспитывающую.
  • выявляет качество знаний и умений обучающихся, их достижения и ошибки;
  • выполняет функции

обучающую,

развивающую,

воспитывающую.

Построение эффективной системы контроля возможно произвести только с учетом основных принципов контроля :

Построение эффективной системы контроля возможно произвести только с учетом основных принципов контроля :

Данный принцип требует от учителя составления перечня знаний и умений (согласно требованиям образовательной программы), подлежащих контролю, обязательных для овладения каждым учеником, и доведения его до сведения всех учеников до начала отработки (т.е. ученик, приступая к изучению логической части курса, должен иметь информацию о том, что он должен знать и уметь к моменту окончания изучения данного раздела курса).

Данный принцип требует от учителя составления перечня знаний и умений (согласно требованиям образовательной программы), подлежащих контролю, обязательных для овладения каждым учеником, и доведения его до сведения всех учеников до начала отработки (т.е. ученик, приступая к изучению логической части курса, должен иметь информацию о том, что он должен знать и уметь к моменту окончания изучения данного раздела курса).

Согласно данному принципу, учителю необходимо определить четкие сроки, содержание и формы контроля. Данная информация должна быть доведена до сведения учащихся до начала этапа освоения знаний и умений, подлежащих контролю.

Согласно данному принципу, учителю необходимо определить четкие сроки, содержание и формы контроля. Данная информация должна быть доведена до сведения учащихся до начала этапа освоения знаний и умений, подлежащих контролю.

Данный принцип требует выносить на контроль только основные вопросы содержания программы, которые должны быть освоены каждым учеником в обязательном порядке;

Данный принцип требует выносить на контроль только основные вопросы содержания программы, которые должны быть освоены каждым учеником в обязательном порядке;

Учителю необходимо разработать критерии уровня освоения знаний и умений учениками, которые в обязательном порядке должны быть известны школьникам

Учителю необходимо разработать критерии уровня освоения знаний и умений учениками, которые в обязательном порядке должны быть известны школьникам

Данный принцип предполагает учитывать индивидуальные особенности учащихся при выборе форм и периодичности контроля

Данный принцип предполагает учитывать индивидуальные особенности учащихся при выборе форм и периодичности контроля

Система контроля знаний и умений учащихся должна включать следующие этапы контроля: Текущий контроль Промежуточный контроль Тематический контроль  -

Система контроля знаний и умений учащихся должна включать следующие этапы контроля:

  • Текущий контроль
  • Промежуточный контроль
  • Тематический контроль

-

Текущий контроль   проводится после каждого логического этапа урока (отработки понятия, термина, причинно-следственной связи, действия, учебного приема и т.п.). Цель текущего контроля не «поставить оценку за работу на уроке», а выявить уровень освоения знаний и умений; причины, препятствующие достижению цели данного этапа урока, и внести оперативные корректировки в образовательный процесс для достижения запрограммированного образовательного результата. Формы контроля – беседа, выполнение упражнений, учебной задачи, работа на контурной карте и т.п.

Текущий контроль

проводится после каждого логического этапа урока (отработки понятия, термина, причинно-следственной связи, действия, учебного приема и т.п.). Цель текущего контроля не «поставить оценку за работу на уроке», а выявить уровень освоения знаний и умений; причины, препятствующие достижению цели данного этапа урока, и внести оперативные корректировки в образовательный процесс для достижения запрограммированного образовательного результата. Формы контроля – беседа, выполнение упражнений, учебной задачи, работа на контурной карте и т.п.

Промежуточный контроль   проводится с аналогичной целью после отработки подсистемы (блока) контролируемых элементов – урока. Учитель отслеживает достижение образовательного результата всеми учащимися. Отрицательные оценки не выставляются. Формы контроля – выполнение заданий по карте, объяснение, беседа, тестирование, творческие работы и др.

Промежуточный контроль

проводится с аналогичной целью после отработки подсистемы (блока) контролируемых элементов – урока. Учитель отслеживает достижение образовательного результата всеми учащимися. Отрицательные оценки не выставляются. Формы контроля – выполнение заданий по карте, объяснение, беседа, тестирование, творческие работы и др.

Тематический контроль   проводится после отработки системы контролируемых элементов (темы, раздела) согласно главной цели контроля. Результат контроля оценивается у каждого ученика. Учащиеся должны быть заранее ознакомлены с вопросами предварительного контроля, типом контрольных заданий. Формы контроля – практическая работа, пилотный проект, тестирование, творческое задание, составление характеристики объекта, аналитический ответ и т.п.

Тематический контроль

проводится после отработки системы контролируемых элементов (темы, раздела) согласно главной цели контроля. Результат контроля оценивается у каждого ученика. Учащиеся должны быть заранее ознакомлены с вопросами предварительного контроля, типом контрольных заданий. Формы контроля – практическая работа, пилотный проект, тестирование, творческое задание, составление характеристики объекта, аналитический ответ и т.п.

 Тестовый Устный Письменная работа Практическая работа Зачет Урок – игра Программированные задания.

  • Тестовый
  • Устный
  • Письменная работа
  • Практическая работа
  • Зачет
  • Урок – игра
  • Программированные задания.
 ( 8 часов)

( 8 часов)

 Практические работы :  составление комплексной характеристики Китая; составление комплексной характеристики Японии; составление комплексной характеристики Индии.

Практические работы :

  • составление комплексной характеристики Китая;
  • составление комплексной характеристики Японии;
  • составление комплексной характеристики Индии.
 Творческие работы обучающихся :  сообщения : «Страны Восточной Азии», «Природа Китая», « Каменные сады Японии» и др. (всего запланировано 16);  подготовка презентаций ( «Япония»,  « Китай», «Индия»(а также по желанию);  проект « Экскурсия по Израилю».

Творческие работы обучающихся :

  • сообщения : «Страны Восточной Азии», «Природа Китая», « Каменные сады Японии» и др. (всего запланировано 16);
  • подготовка презентаций ( «Япония»,

« Китай», «Индия»(а также по желанию);

  • проект « Экскурсия по Израилю».
 Работы выполняемые на контурных картах:  Нанесение субрегионов Зарубежной Азии, столиц государств, государства: республики, монархии, федерации.  Нанесение крупных промышленных  центров , центров возделывания риса,  пшеницы и чая в Китае.

Работы выполняемые на контурных картах:

  • Нанесение субрегионов Зарубежной Азии, столиц государств, государства: республики, монархии, федерации.
  • Нанесение крупных промышленных

центров , центров возделывания риса,

пшеницы и чая в Китае.

 Программированная карта.  Обучающиеся работают с программированной картой при изучении нового материала. Например, при изучении состава и населения Зарубежной Азии.

Программированная карта.

Обучающиеся работают с программированной картой при изучении нового материала. Например, при изучении состава и населения Зарубежной Азии.

 В ходе уроков выполняется большое количество заданий, при проверке их выполнения работает накопительная система оценивания.  Используются задания из « Блока добывания знаний и умений»  и задания предлагаемые учителем.

В ходе уроков выполняется большое количество заданий, при проверке их выполнения работает накопительная система оценивания.

Используются задания из « Блока добывания знаний и умений»

и задания предлагаемые учителем.

 Тестовая проверка .  тест «Состав, население, природные ресурсы Зарубежной Азии»;   тест « Хозяйство Зарубежной Азии»

Тестовая проверка .

  • тест «Состав, население, природные ресурсы Зарубежной Азии»;
  • тест « Хозяйство Зарубежной Азии»

 Проверка знания карты:  ответы по номенклатуре карты Зарубежной Азии  (обучающиеся получают список номенклатуры на первом уроке темы);  работа с «немой» картой.

Проверка знания карты:

  • ответы по номенклатуре карты Зарубежной Азии

(обучающиеся получают список номенклатуры на первом уроке темы);

  • работа с «немой» картой.
 урок обобщения знаний по теме проводится в форме игры «Своя игра»,  домашняя работа:  выполнение теста «Зарубежная Азия»,  составление кроссворда по теме.
  • урок обобщения знаний по теме проводится в форме игры «Своя игра»,
  • домашняя работа:

выполнение теста «Зарубежная Азия»,

составление кроссворда по теме.

 Все используемые мною методы контроля направлены на одно — включение в работу всех учащихся класса вне зависимости от их способностей и трудолюбия.  Для более успешного проведения контроля за знаниями учащихся считаю необходимым: гибкое сочетание текущей проверки знаний и умений школьников с тематическим контролем, организуемым после изучения каждой темы; широкое использование разных методов контроля и разумное их сочетание; обязательное систематическое освещение результатов контроля.

Все используемые мною методы контроля направлены на одно — включение в работу всех учащихся класса вне зависимости от их способностей и трудолюбия.

Для более успешного проведения контроля за знаниями учащихся считаю необходимым:

  • гибкое сочетание текущей проверки знаний и умений школьников с тематическим контролем, организуемым после изучения каждой темы;
  • широкое использование разных методов контроля и разумное их сочетание;
  • обязательное систематическое освещение результатов контроля.
Использование эффективных видов и форм контроля знаний способствует повышению качества знаний учащихся .

Использование эффективных видов и

форм контроля знаний способствует

повышению качества знаний

учащихся .

 Р. Ю. Ривкин «Управление контролем знаний и умений учащихся»

Р. Ю. Ривкин «Управление контролем знаний и умений учащихся»