- выявляет качество знаний и умений обучающихся, их достижения и ошибки;
обучающую,
развивающую,
воспитывающую.
Построение эффективной системы контроля возможно произвести только с учетом основных принципов контроля :
Данный принцип требует от учителя составления перечня знаний и умений (согласно требованиям образовательной программы), подлежащих контролю, обязательных для овладения каждым учеником, и доведения его до сведения всех учеников до начала отработки (т.е. ученик, приступая к изучению логической части курса, должен иметь информацию о том, что он должен знать и уметь к моменту окончания изучения данного раздела курса).
Согласно данному принципу, учителю необходимо определить четкие сроки, содержание и формы контроля. Данная информация должна быть доведена до сведения учащихся до начала этапа освоения знаний и умений, подлежащих контролю.
Данный принцип требует выносить на контроль только основные вопросы содержания программы, которые должны быть освоены каждым учеником в обязательном порядке;
Учителю необходимо разработать критерии уровня освоения знаний и умений учениками, которые в обязательном порядке должны быть известны школьникам
Данный принцип предполагает учитывать индивидуальные особенности учащихся при выборе форм и периодичности контроля
Система контроля знаний и умений учащихся должна включать следующие этапы контроля:
- Текущий контроль
- Промежуточный контроль
- Тематический контроль
-
Текущий контроль
проводится после каждого логического этапа урока (отработки понятия, термина, причинно-следственной связи, действия, учебного приема и т.п.). Цель текущего контроля не «поставить оценку за работу на уроке», а выявить уровень освоения знаний и умений; причины, препятствующие достижению цели данного этапа урока, и внести оперативные корректировки в образовательный процесс для достижения запрограммированного образовательного результата. Формы контроля – беседа, выполнение упражнений, учебной задачи, работа на контурной карте и т.п.
Промежуточный контроль
проводится с аналогичной целью после отработки подсистемы (блока) контролируемых элементов – урока. Учитель отслеживает достижение образовательного результата всеми учащимися. Отрицательные оценки не выставляются. Формы контроля – выполнение заданий по карте, объяснение, беседа, тестирование, творческие работы и др.
Тематический контроль
проводится после отработки системы контролируемых элементов (темы, раздела) согласно главной цели контроля. Результат контроля оценивается у каждого ученика. Учащиеся должны быть заранее ознакомлены с вопросами предварительного контроля, типом контрольных заданий. Формы контроля – практическая работа, пилотный проект, тестирование, творческое задание, составление характеристики объекта, аналитический ответ и т.п.
- Тестовый
- Устный
- Письменная работа
- Практическая работа
- Зачет
- Урок – игра
- Программированные задания.
( 8 часов)
Практические работы :
- составление комплексной характеристики Китая;
- составление комплексной характеристики Японии;
- составление комплексной характеристики Индии.
Творческие работы обучающихся :
- сообщения : «Страны Восточной Азии», «Природа Китая», « Каменные сады Японии» и др. (всего запланировано 16);
- подготовка презентаций ( «Япония»,
« Китай», «Индия»(а также по желанию);
- проект « Экскурсия по Израилю».
Работы выполняемые на контурных картах:
- Нанесение субрегионов Зарубежной Азии, столиц государств, государства: республики, монархии, федерации.
- Нанесение крупных промышленных
центров , центров возделывания риса,
пшеницы и чая в Китае.
Программированная карта.
Обучающиеся работают с программированной картой при изучении нового материала. Например, при изучении состава и населения Зарубежной Азии.
В ходе уроков выполняется большое количество заданий, при проверке их выполнения работает накопительная система оценивания.
Используются задания из « Блока добывания знаний и умений»
и задания предлагаемые учителем.
Тестовая проверка .
- тест «Состав, население, природные ресурсы Зарубежной Азии»;
- тест « Хозяйство Зарубежной Азии»
Проверка знания карты:
- ответы по номенклатуре карты Зарубежной Азии
(обучающиеся получают список номенклатуры на первом уроке темы);
- урок обобщения знаний по теме проводится в форме игры «Своя игра»,
- домашняя работа:
выполнение теста «Зарубежная Азия»,
составление кроссворда по теме.
Все используемые мною методы контроля направлены на одно — включение в работу всех учащихся класса вне зависимости от их способностей и трудолюбия.
Для более успешного проведения контроля за знаниями учащихся считаю необходимым:
- гибкое сочетание текущей проверки знаний и умений школьников с тематическим контролем, организуемым после изучения каждой темы;
- широкое использование разных методов контроля и разумное их сочетание;
- обязательное систематическое освещение результатов контроля.
Использование эффективных видов и
форм контроля знаний способствует
повышению качества знаний
учащихся .
Р. Ю. Ривкин «Управление контролем знаний и умений учащихся»