1.Дислалия – это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации (нервном обеспечении) артикуляционного аппарата. Простыми словами, ребенок понимает, как нужно говорить, физически может это сделать, но произносит звуки неправильно.
Характеристики дислалии:
• Проблемы только со звукопроизношением:
• Отсутствие органических поражений ЦНС: В отличие от дизартрии, при дислалии нет поражения центральной нервной системы, влияющего на артикуляцию.
• Различная степень выраженности: Дислалия может проявляться в разной степени – от небольших искажений звуков до полной их замены.
• Самостоятельное исправление: В некоторых случаях дислалия проходит самостоятельно с возрастом, но чаще всего требуется логопедическая коррекция.
Виды дислалии:
1. Механическая (органическая) дислалия: связана с анатомическими дефектами в строении артикуляционного аппарата. Органы речи физически не могут правильно выполнять движения, необходимые для произношения определенных звуков.
2. Функциональная дислалия: Эта форма дислалии связана с недостаточной сформированностью артикуляционных укладов, фонематического слуха, или с неправильным речевым воспитанием.
## Ротацизм, сигматизм, ламбдацизм:
Эти термины обозначают нарушения произношения конкретных групп звуков. Входят в категорию фонетических дефектов речи, которые корректируются логопедом.
• Ротацизм (нарушение произношения звука [Р]): Неправильное произношение звука [р].
• Сигматизм (нарушение произношения свистящих и шипящих звуков): Неправильное произношение свистящих ([с], [з], [ц]) и шипящих ([ш], [ж], [ч], [щ]) звуков.
• Ламбдацизм (нарушение произношения звука [Л]): Неправильное произношение звука [л].
2.Дисфония (Афония):
Дисфония – это расстройство голоса, характеризующееся изменением его основных характеристик: высоты, силы и тембра.
Афония – это полное отсутствие голоса при сохраненной способности говорить шепотом.
▌Органическая и функциональная дисфония:
Выделяют две основные группы:
1. Органическая дисфония (Афония):
• Определение: Дисфония, вызванная органическими изменениями в гортани или других структурах, участвующих в голосообразовании. Это означает, что есть физические изменения, которые мешают нормальной работе голосового аппарата. Причина: заболевания гортани, травмы гортани, эндокринные заболевания, врожденные аномалии строения гортани, химические и термические ожоги гортани:
2. Функциональная дисфония (Афония):
• Определение: Дисфония, вызванная нарушением функции голосового аппарата при отсутствии органических изменений в гортани. Это означает, что структура гортани нормальная, но она работает неправильно из-за функциональных нарушений. Причина: перенапряжение голосовых связок, психологические факторы.
▌Охранительный голосовой режим:
Охранительный голосовой режим – это комплекс мер, направленных на защиту голосовых связок от перенапряжения и повреждения, способствующих их восстановлению и предотвращающих усугубление голосовых нарушений. Он является важной частью лечения и профилактики как органических, так и функциональных дисфоний.
3. Ринолалия: Понятие
Ринолалия – это нарушение тембра голоса, характеризующееся изменением резонанса носовой полости при произнесении звуков. Простыми словами, это гнусавость. Происходит изменение нормального пути прохождения воздушной струи при речи, из-за чего часть воздуха (или весь воздух) попадает в носовую полость, придавая голосу характерный гнусавый оттенок.
Суть анатомического дефекта при ринолалии заключается в нарушении механизма переключения воздушной струи между ротовой и носовой полостями во время речи. Это переключение осуществляется мягким нёбом (небно-глоточным затвором). В норме, при произнесении ротовых звуков (большинство звуков речи), мягкое нёбо поднимается и плотно прижимается к задней стенке глотки, перекрывая проход в носовую полость. При произнесении носовых звуков ([м], [н]) мягкое нёбо опускается, открывая проход в носовую полость.
Выделяют два основных вида ринолалии, в зависимости от характера нарушения:
• Открытая ринолалия :Характеризуется недостаточным смыканием мягкого нёба с задней стенкой глотки. В результате, воздух постоянно проникает в носовую полость, придавая гнусавый оттенок всем звукам речи, особенно ротовым.
• Закрытая ринолалия : Характеризуется наличием препятствия в носовой полости, которое затрудняет прохождение воздуха. В результате, носовые звуки произносятся как ротовые, пропадает их характерный носовой оттенок.
Характеристика речи ринолалика зависит от типа ринолалии:
1. Открытая ринолалия:
Гнусавость, Искажение звуков, Утечка воздуха через нос
2. Закрытая ринолалия:
Отсутствие носового оттенка: Носовые звуки ([м], [н]) произносятся как ротовые ([б], [д]). Гнусавость отсутствует. Затрудненное дыхание через нос: Часто сопровождается затруднением носового дыхания.
Интегрированная помощь при ринолалии – это комплексный подход, включающий в себя усилия специалистов разных профилей, направленные на устранение причины нарушения и коррекцию речи.
Состав интегрированной помощи: Медицинская помощь, Логопедическая помощь, Психологическая помощь, Педагогическая помощь:
4.Дизартрия (Анартрия): Понятие
. Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Характеризуется расстройством артикуляции, голосообразования, дыхания и просодики (ритмико-мелодической стороны речи) из-за нарушения иннервации (нервного обеспечения) мышц, участвующих в речи.
Анартрия – это полная невозможность произнесения членораздельных звуков речи. Человек может понимать речь и пытаться говорить, но не может сформировать слова.
..Суть анатомического (точнее, неврологического) нарушения при дизартрии заключается в повреждении участков головного мозга, ответственных за управление речевой мускулатурой.
▌Характеристика речи детей при дизартрии
Характеристика речи при дизартрии зависит от формы и степени тяжести заболевания, но обычно включает в себя следующие нарушения:
• Нарушение артикуляции: искажение звуков, замены звуков, пропуски звуков, смешение звуков.
• Нарушение голосообразования:слабый, тихий голос.
• Хриплый, сиплый голос, гнусавость, недостаточный контроль над высотой голоса, монотонность.
• Нарушение дыхания:
• Монотонность речи, замедленный или ускоренный темп речи, неравномерный темп речи.
• Слюнотечение, трудности в жевании и глотании, ограниченная подвижность органов артикуляции.
▌5. Заикание:
Заикание – это нарушение темпа и ритма речи, характеризующееся непроизвольными остановками (блоками), повторениями звуков, слогов или слов, а также удлинением звуков.
▌Причины заикания
Возникает в результате взаимодействия нескольких факторов:
• Генетическая предрасположенность
• Неврологические факторы (нарушения в работе головного мозга)
• Психологические факторы: Стресс, тревога, испуг, психологическая травма.
• Социальные факторы: Неправильная речь окружающих, повышенные требования к речи ребенка, негативная реакция на запинки.
• Физиологические факторы: Переутомление, болезнь, травма.
▌Характеристика речи заикающегося
Речь заикающегося характеризуется следующими признаками:
• Повторения звуков, слогов или слов: (ма-ма-ма-мама)
• Удлинения звуков: (м---ама)
• Остановки (блоки): Речь внезапно прерывается, и человек не может произнести следующий звук.
• Сопутствующие движения: Во время заикания человек может совершать непроизвольные движения мышц лица, шеи, рук, ног.
• Изменение темпа речи: Речь может быть слишком быстрой или слишком медленной.
• Изменение громкости речи.
• Избегание определенных слов и ситуаций: Человек может избегать слов, которые, по его мнению, провоцируют заикание, а также ситуаций, в которых ему приходится много говорить.
• Тревога и страх перед речью: ( публичными выступлениями.)
▌Логофобия – это навязчивый страх говорить, боязнь речевых ситуаций, связанная с заиканием.
Проявления логофобии: избегание речевых ситуаций, тревога и страх перед речью, стыд и смущение, снижение самооценки, социальная изоляция.
6. Алалия: Понятие
Алалия – это отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и интеллекте, обусловленное органическим поражением речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития (до 3-х лет). Главное отличие от задержки речевого развития (ЗРР) – органическая природа нарушения.
▌Характеристика экспрессивной (моторной) и импрессивной (сенсорной) алалии
Алалия классифицируется по преимущественному нарушению речевой функции. Выделяют два основных вида:
• Экспрессивная (моторная) алалия: Характеризуется преимущественно нарушением экспрессивной речи, то есть способностью говорить. Ребенок понимает обращенную к нему речь, но испытывает значительные трудности в воспроизведении слов и фраз.
Основная проблема: Нарушение формирования речевых двигательных навыков (артикуляции, голосообразования, дыхания)
• Характеристики:
* Бедный словарный запас, Аграмматизм (Нарушение грамматического строя речи), Трудности в построении предложений, Искажение звуков(Звуки могут произноситься нечетко, искаженно) Артикуляционные трудности, Трудности в повторении слов и фраз, Активизация неречевых средств(Жесты, мимика), Затруднения в чтении и письме: Связаны с нарушением звукового анализа и синтеза.
• Импрессивная (сенсорная) алалия: Характеризуется преимущественно нарушением импрессивной речи, то есть способностью понимать речь. Ребенок слышит звуки, но не понимает их значения.
Основная проблема: Нарушение анализа и синтеза слуховой информации. Ребенок не может установить связь между звуком и значением слова.
• Характеристики:
* Нарушение понимания речи, Эхолалии: (Повторение слов и фраз), Неразличение звуков речи, собственная речь: (Может быть бессмысленной и непонятной), негативизм: (Отказ от речевого общения.) Трудности в чтении и письме.
▌7. Общее недоразвитие речи (ОНР):
Общее недоразвитие речи (ОНР) – это системное нарушение речевой деятельности, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики и грамматики у детей с нормальным слухом и интеллектом.
▌Характеристика 3 уровней речевого развития детей при ОНР (по Левиной Р.Е.)
Р.Е. Левина разработала классификацию ОНР, основанную на уровне сформированности речевых средств. Выделяют 3 уровня речевого развития:
• I уровень (самый низкий): Отсутствие или крайне ограниченное количество общеупотребительных слов. Речь состоит из отдельных звуков, звукоподражаний, лепетных слов и жестов. Понимание речи ограничено.
Характеристики: Минимальный словарный запас: Отсутствие грамматического строя речи: Трудности в понимании речи: Использование жестов и мимики: Отсутствие фразовой речи: Нерезкое различение звуков: Низкая речевая активность.
• II уровень: Появление простых предложений, состоящих из 2-3 слов. Словарный запас расширяется, но остается ограниченным. Нарушения звукопроизношения сохраняются.
Характеристики: Ограниченный словарный запас: Аграмматизм: (Нарушение грамматического строя речи): Искажение звуков: Нарушение понимания сложных инструкций и текстов: Сниженная речевая активность.
• III уровень (самый высокий): Развернутая фразовая речь, но с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Словарный запас достаточно большой, но имеются трудности в подборе слов и использовании сложных грамматических конструкций.
Характеристики: Достаточно большой словарный запас:( Но имеются трудности в подборе точных слов и выражений): Аграмматизм: Нарушение грамматического строя речи проявляется в использовании сложных предложений: Некоторые звуки произносятся нечетко: Трудности в звуковом анализе и синтезе: Нарушена последовательность изложения, пропуск важных элементов: Недостаточная сформированность связной речи.
▌8. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР):
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение формирования произносительной системы родного языка, обусловленное дефектами восприятия и произношения фонем. При ФФНР нарушено как звукопроизношение (фонетический компонент), так и восприятие звуков речи (фонематический компонент). Главное отличие от ОНР – нарушение затрагивает только фонетическую и фонематическую системы языка, а лексика и грамматика соответствуют возрастной норме.
▌Характеристика отдельных нарушений речи при ФФНР
При ФФНР наблюдаются следующие нарушения:
• Нарушение звукопроизношения (дислалия):
• Искажение звуков: Звуки произносятся нечетко, искаженно (например, межзубное произношение свистящих).
• Замены звуков: Один звук заменяется другим (например, [ш] заменяется на [с])
• Смешение звуков: Ребенок не различает близкие по звучанию звуки и использует их в речи непоследовательно.
• Пропуски звуков: Звуки опускаются в слове.
• Нарушение фонематического слуха (фонематическое недоразвитие):
• Трудности в различении звуков на слух: Особенно близких по акустическим признакам (например, звонкие и глухие, твердые и мягкие).
• Трудности в определении места звука в слове: Ребенок не может определить, какой звук стоит в начале, середине или конце слова.
• Трудности в звуковом анализе и синтезе: Ребенок не может разделить слово на отдельные звуки или составить слово из отдельных звуков.
• Трудности в повторении слов и фраз: Особенно слов, содержащих звуки, которые ребенок плохо различает или произносит.
• Нарушение слоговой структуры слова:
• Сокращение количества слогов в слове: Например, "велосипед" произносится как "сипед".
• Перестановка слогов в слове: Например, "комната" произносится как "монкота".
• Уподобление слогов в слове: Например, "молоко" произносится как "момоко".
• Нестойкое произношение звуков: В одних словах звук может произноситься правильно, а в других – искаженно или заменяться.
• Ограниченный словарный запас: Связанный с трудностями в усвоении новых слов из-за нарушенного фонематического слуха.
• Трудности в чтении и письме (дислексия и дисграфия): Обусловлены нарушением звукового анализа и синтеза.
9. Дисграфия (Аграфия):
Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью или нарушением высших психических функций (ВПФ), участвующих в реализации письма (фонематического слуха, зрительного анализа и синтеза, языкового анализа и синтеза, грамматического строя речи и др.). Проявляется в стойких специфических ошибках при письме, не связанных с нарушением интеллекта, слуха или зрения.
Аграфия – это полная неспособность писать при сохранном интеллекте.
▌Суть видов дисграфии:
• Артикуляторно-акустическая дисграфия:
Суть: Нарушение связано с неправильным произношением звуков (дислалией) и нарушением фонематического восприятия. Ребенок пишет так, как произносит, опираясь на неправильные артикуляторные ощущения.
Характерные ошибки:
* Замены букв, соответствующих неправильно произносимым звукам (например, вместо "шуба" пишет "суба").
* Пропуски букв, соответствующих нечетко произносимым звукам.
* Взаимозамены звонких и глухих согласных (например, "дом" - "том").
• Акустическая дисграфия:
Суть: Нарушение связано с недоразвитием фонематического слуха, то есть способности различать звуки речи на слух. Ребенок не различает акустически близкие звуки и путает их при письме.
Характерные ошибки:
* Замены букв, обозначающих акустически близкие звуки.
* Неправильное обозначение мягкости согласных .
* Пропуски букв (редко).
• Аграмматическая дисграфия:
Суть: Нарушение связано с недоразвитием грамматического строя речи, то есть способности правильно строить предложения и согласовывать слова в роде, числе и падеже.
Характерные ошибки:
* Аграмматизмы на уровне предложения: неправильное согласование слов пропуск предлогов, неправильное употребление падежей .
* Аграмматизмы на уровне словоизменения: неправильное изменение слов по падежам, числам, родам.
* Замены приставок и суффиксов.
• Оптическая дисграфия:
Суть: Нарушение связано с недоразвитием зрительного гнозиса (способности узнавать и различать зрительные образы букв) и зрительного анализа и синтеза (способности составлять целое из частей).
• Характерные ошибки:
* Зеркальное написание букв (например, "э" вместо "3").
* Неправильное написание элементов букв (недописывание, добавление лишних элементов).
* Замены букв, похожих по написанию (например, "б" - "д", "п" - "т").
* Трудности в различении букв, отличающихся только пространственным расположением элементов (например, "и" - "н").
▌10. Дислексия (Алексия):
Дислексия – это специфическое нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких трудностях овладения навыком чтения при сохранном интеллекте, нормальном слухе и зрении.
Алексия – это полная неспособность читать, возникшая вследствие органического поражения головного мозга.
▌Суть форм дислексии: Выделяют несколько форм дислексии, в зависимости от того, какие психические функции нарушены и какие ошибки преобладают при чтении.
• Фонематическая дислексия:
Суть: Нарушение связано с недоразвитием фонематического слуха и процессов звукового анализа и синтеза. Ребенок испытывает трудности в соотнесении буквы и звука, в слиянии звуков в слоги и слова, в анализе звукового состава слова.
Характерные ошибки:
* Замены и смешения букв, обозначающих акустически близкие звуки (например, "б" - "п", "ш" - "с").
* Трудности в чтении слогов и слов со стечением согласных
* Перестановки букв и слогов в слове.
* Пропуски букв и слогов.
* Чтение по буквам.
* Искажение слоговой структуры слова.
• Семантическая дислексия:
Суть: Нарушение связано с трудностями понимания прочитанного при технически правильном чтении. Ребенок правильно читает слова и предложения, но не понимает их смысла.
Характерные ошибки:
* Механическое чтение без понимания смысла прочитанного.
* Трудности в понимании сложных предложений и текстов.
* Затруднения в установлении логических связей между предложениями.
* Непонимание переносного смысла слов и выражений.
* Невозможность пересказать прочитанное.
• Аграмматическая дислексия:
Суть: Нарушение связано с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок испытывает трудности в понимании грамматических конструкций, в согласовании слов в роде, числе и падеже.
Характерные ошибки:
* Искажение падежных окончаний.
* Неправильное согласование слов в роде, числе и падеже при чтении предложений.
* Трудности в понимании предложений, имеющих сложную грамматическую структуру.
• Мнестическая дислексия:
Суть: Нарушение связано с трудностями запоминания зрительного образа букв. Ребенок не может запомнить, как выглядит буква, и путает ее с другими буквами, похожими по написанию.
Характерные ошибки:
* Трудности в узнавании букв.
* Замены букв, похожих по написанию.
* Трудности в соотнесении буквы и звука.
* Медленное и неуверенное чтение.
• Оптическая дислексия:
Суть: Нарушение связано с недоразвитием зрительного гнозиса и зрительного анализа и синтеза. Ребенок испытывает трудности в узнавании и различении зрительных образов букв, в анализе их пространственного расположения.
Характерные ошибки:
* Замены букв, похожих по написанию (например, "б" - "д", "п" - "т").
* Зеркальное чтение букв.
* Трудности в различении букв, отличающихся только пространственным расположением элементов (например, "и" - "н").
* Пропуски или добавления элементов букв.