СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды нарушения речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Речевые нарушения представляют собой отклонение от нормального развития, вызванное различными факторами: врожденные дефекты, травмы головного мозга, неврологические заболевания. Эти факторы влияют на разные аспекты речи: артикуляцию, голос, плавность, ритм и понимание языка.

Просмотр содержимого документа
«Виды нарушения речи»

1.Дислалия – это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации (нервном обеспечении) артикуляционного аппарата. Простыми словами, ребенок понимает, как нужно говорить, физически может это сделать, но произносит звуки неправильно.


Характеристики дислалии:


• Проблемы только со звукопроизношением:

• Отсутствие органических поражений ЦНС: В отличие от дизартрии, при дислалии нет поражения центральной нервной системы, влияющего на артикуляцию.

• Различная степень выраженности: Дислалия может проявляться в разной степени – от небольших искажений звуков до полной их замены.

• Самостоятельное исправление: В некоторых случаях дислалия проходит самостоятельно с возрастом, но чаще всего требуется логопедическая коррекция.


Виды дислалии:


1. Механическая (органическая) дислалия: связана с анатомическими дефектами в строении артикуляционного аппарата. Органы речи физически не могут правильно выполнять движения, необходимые для произношения определенных звуков.


2. Функциональная дислалия: Эта форма дислалии связана с недостаточной сформированностью артикуляционных укладов, фонематического слуха, или с неправильным речевым воспитанием.

## Ротацизм, сигматизм, ламбдацизм:


Эти термины обозначают нарушения произношения конкретных групп звуков. Входят в категорию фонетических дефектов речи, которые корректируются логопедом.


Ротацизм (нарушение произношения звука [Р]): Неправильное произношение звука [р].

Сигматизм (нарушение произношения свистящих и шипящих звуков): Неправильное произношение свистящих ([с], [з], [ц]) и шипящих ([ш], [ж], [ч], [щ]) звуков.

Ламбдацизм (нарушение произношения звука [Л]): Неправильное произношение звука [л].





2.Дисфония (Афония):


Дисфония – это расстройство голоса, характеризующееся изменением его основных характеристик: высоты, силы и тембра.

Афония – это полное отсутствие голоса при сохраненной способности говорить шепотом.


▌Органическая и функциональная дисфония:

Выделяют две основные группы:


1. Органическая дисфония (Афония):


• Определение: Дисфония, вызванная органическими изменениями в гортани или других структурах, участвующих в голосообразовании. Это означает, что есть физические изменения, которые мешают нормальной работе голосового аппарата. Причина: заболевания гортани, травмы гортани, эндокринные заболевания, врожденные аномалии строения гортани, химические и термические ожоги гортани:


2. Функциональная дисфония (Афония):


• Определение: Дисфония, вызванная нарушением функции голосового аппарата при отсутствии органических изменений в гортани. Это означает, что структура гортани нормальная, но она работает неправильно из-за функциональных нарушений. Причина: перенапряжение голосовых связок, психологические факторы.



▌Охранительный голосовой режим:


Охранительный голосовой режим – это комплекс мер, направленных на защиту голосовых связок от перенапряжения и повреждения, способствующих их восстановлению и предотвращающих усугубление голосовых нарушений. Он является важной частью лечения и профилактики как органических, так и функциональных дисфоний.









3. Ринолалия: Понятие


Ринолалия – это нарушение тембра голоса, характеризующееся изменением резонанса носовой полости при произнесении звуков. Простыми словами, это гнусавость. Происходит изменение нормального пути прохождения воздушной струи при речи, из-за чего часть воздуха (или весь воздух) попадает в носовую полость, придавая голосу характерный гнусавый оттенок.


Суть анатомического дефекта при ринолалии заключается в нарушении механизма переключения воздушной струи между ротовой и носовой полостями во время речи. Это переключение осуществляется мягким нёбом (небно-глоточным затвором). В норме, при произнесении ротовых звуков (большинство звуков речи), мягкое нёбо поднимается и плотно прижимается к задней стенке глотки, перекрывая проход в носовую полость. При произнесении носовых звуков ([м], [н]) мягкое нёбо опускается, открывая проход в носовую полость.


Выделяют два основных вида ринолалии, в зависимости от характера нарушения:


• Открытая ринолалия :Характеризуется недостаточным смыканием мягкого нёба с задней стенкой глотки. В результате, воздух постоянно проникает в носовую полость, придавая гнусавый оттенок всем звукам речи, особенно ротовым.

• Закрытая ринолалия : Характеризуется наличием препятствия в носовой полости, которое затрудняет прохождение воздуха. В результате, носовые звуки произносятся как ротовые, пропадает их характерный носовой оттенок.


Характеристика речи ринолалика зависит от типа ринолалии:


1. Открытая ринолалия:

Гнусавость, Искажение звуков, Утечка воздуха через нос


2. Закрытая ринолалия:

Отсутствие носового оттенка: Носовые звуки ([м], [н]) произносятся как ротовые ([б], [д]). Гнусавость отсутствует. Затрудненное дыхание через нос: Часто сопровождается затруднением носового дыхания.


Интегрированная помощь при ринолалии – это комплексный подход, включающий в себя усилия специалистов разных профилей, направленные на устранение причины нарушения и коррекцию речи.


Состав интегрированной помощи: Медицинская помощь, Логопедическая помощь, Психологическая помощь, Педагогическая помощь:



4.Дизартрия (Анартрия): Понятие


. Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Характеризуется расстройством артикуляции, голосообразования, дыхания и просодики (ритмико-мелодической стороны речи) из-за нарушения иннервации (нервного обеспечения) мышц, участвующих в речи.


Анартрия – это полная невозможность произнесения членораздельных звуков речи. Человек может понимать речь и пытаться говорить, но не может сформировать слова.


..Суть анатомического (точнее, неврологического) нарушения при дизартрии заключается в повреждении участков головного мозга, ответственных за управление речевой мускулатурой.


▌Характеристика речи детей при дизартрии


Характеристика речи при дизартрии зависит от формы и степени тяжести заболевания, но обычно включает в себя следующие нарушения:


• Нарушение артикуляции: искажение звуков, замены звуков, пропуски звуков, смешение звуков.

• Нарушение голосообразования:слабый, тихий голос.

• Хриплый, сиплый голос, гнусавость, недостаточный контроль над высотой голоса, монотонность.

• Нарушение дыхания:

• Монотонность речи, замедленный или ускоренный темп речи, неравномерный темп речи.

• Слюнотечение, трудности в жевании и глотании, ограниченная подвижность органов артикуляции.













▌5. Заикание:


Заикание – это нарушение темпа и ритма речи, характеризующееся непроизвольными остановками (блоками), повторениями звуков, слогов или слов, а также удлинением звуков.


▌Причины заикания

Возникает в результате взаимодействия нескольких факторов:


• Генетическая предрасположенность

• Неврологические факторы (нарушения в работе головного мозга)

• Психологические факторы: Стресс, тревога, испуг, психологическая травма.

• Социальные факторы: Неправильная речь окружающих, повышенные требования к речи ребенка, негативная реакция на запинки.

• Физиологические факторы: Переутомление, болезнь, травма.


▌Характеристика речи заикающегося


Речь заикающегося характеризуется следующими признаками:


• Повторения звуков, слогов или слов: (ма-ма-ма-мама)

• Удлинения звуков: (м---ама)

• Остановки (блоки): Речь внезапно прерывается, и человек не может произнести следующий звук.

• Сопутствующие движения: Во время заикания человек может совершать непроизвольные движения мышц лица, шеи, рук, ног.

• Изменение темпа речи: Речь может быть слишком быстрой или слишком медленной.

• Изменение громкости речи.

• Избегание определенных слов и ситуаций: Человек может избегать слов, которые, по его мнению, провоцируют заикание, а также ситуаций, в которых ему приходится много говорить.

• Тревога и страх перед речью: ( публичными выступлениями.)


Логофобия – это навязчивый страх говорить, боязнь речевых ситуаций, связанная с заиканием.


Проявления логофобии: избегание речевых ситуаций, тревога и страх перед речью, стыд и смущение, снижение самооценки, социальная изоляция.





6. Алалия: Понятие


Алалия – это отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и интеллекте, обусловленное органическим поражением речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития (до 3-х лет). Главное отличие от задержки речевого развития (ЗРР) – органическая природа нарушения.


▌Характеристика экспрессивной (моторной) и импрессивной (сенсорной) алалии


Алалия классифицируется по преимущественному нарушению речевой функции. Выделяют два основных вида:


Экспрессивная (моторная) алалия: Характеризуется преимущественно нарушением экспрессивной речи, то есть способностью говорить. Ребенок понимает обращенную к нему речь, но испытывает значительные трудности в воспроизведении слов и фраз.

Основная проблема: Нарушение формирования речевых двигательных навыков (артикуляции, голосообразования, дыхания)


Характеристики:

* Бедный словарный запас, Аграмматизм (Нарушение грамматического строя речи), Трудности в построении предложений, Искажение звуков(Звуки могут произноситься нечетко, искаженно) Артикуляционные трудности, Трудности в повторении слов и фраз, Активизация неречевых средств(Жесты, мимика), Затруднения в чтении и письме: Связаны с нарушением звукового анализа и синтеза.


Импрессивная (сенсорная) алалия: Характеризуется преимущественно нарушением импрессивной речи, то есть способностью понимать речь. Ребенок слышит звуки, но не понимает их значения.

Основная проблема: Нарушение анализа и синтеза слуховой информации. Ребенок не может установить связь между звуком и значением слова.

Характеристики:

* Нарушение понимания речи, Эхолалии: (Повторение слов и фраз), Неразличение звуков речи, собственная речь: (Может быть бессмысленной и непонятной), негативизм: (Отказ от речевого общения.) Трудности в чтении и письме.






▌7. Общее недоразвитие речи (ОНР):


Общее недоразвитие речи (ОНР) – это системное нарушение речевой деятельности, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики и грамматики у детей с нормальным слухом и интеллектом.


▌Характеристика 3 уровней речевого развития детей при ОНР (по Левиной Р.Е.)


Р.Е. Левина разработала классификацию ОНР, основанную на уровне сформированности речевых средств. Выделяют 3 уровня речевого развития:


I уровень (самый низкий): Отсутствие или крайне ограниченное количество общеупотребительных слов. Речь состоит из отдельных звуков, звукоподражаний, лепетных слов и жестов. Понимание речи ограничено.

Характеристики: Минимальный словарный запас: Отсутствие грамматического строя речи: Трудности в понимании речи: Использование жестов и мимики: Отсутствие фразовой речи: Нерезкое различение звуков: Низкая речевая активность.


II уровень: Появление простых предложений, состоящих из 2-3 слов. Словарный запас расширяется, но остается ограниченным. Нарушения звукопроизношения сохраняются.

Характеристики: Ограниченный словарный запас: Аграмматизм: (Нарушение грамматического строя речи): Искажение звуков: Нарушение понимания сложных инструкций и текстов: Сниженная речевая активность.


III уровень (самый высокий): Развернутая фразовая речь, но с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Словарный запас достаточно большой, но имеются трудности в подборе слов и использовании сложных грамматических конструкций.

Характеристики: Достаточно большой словарный запас:( Но имеются трудности в подборе точных слов и выражений): Аграмматизм: Нарушение грамматического строя речи проявляется в использовании сложных предложений: Некоторые звуки произносятся нечетко: Трудности в звуковом анализе и синтезе: Нарушена последовательность изложения, пропуск важных элементов: Недостаточная сформированность связной речи.








▌8. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР):


Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение формирования произносительной системы родного языка, обусловленное дефектами восприятия и произношения фонем. При ФФНР нарушено как звукопроизношение (фонетический компонент), так и восприятие звуков речи (фонематический компонент). Главное отличие от ОНР – нарушение затрагивает только фонетическую и фонематическую системы языка, а лексика и грамматика соответствуют возрастной норме.


▌Характеристика отдельных нарушений речи при ФФНР


При ФФНР наблюдаются следующие нарушения:

• Нарушение звукопроизношения (дислалия):

• Искажение звуков: Звуки произносятся нечетко, искаженно (например, межзубное произношение свистящих).

• Замены звуков: Один звук заменяется другим (например, [ш] заменяется на [с])

• Смешение звуков: Ребенок не различает близкие по звучанию звуки и использует их в речи непоследовательно.

• Пропуски звуков: Звуки опускаются в слове.

• Нарушение фонематического слуха (фонематическое недоразвитие):

• Трудности в различении звуков на слух: Особенно близких по акустическим признакам (например, звонкие и глухие, твердые и мягкие).

• Трудности в определении места звука в слове: Ребенок не может определить, какой звук стоит в начале, середине или конце слова.

• Трудности в звуковом анализе и синтезе: Ребенок не может разделить слово на отдельные звуки или составить слово из отдельных звуков.

• Трудности в повторении слов и фраз: Особенно слов, содержащих звуки, которые ребенок плохо различает или произносит.

• Нарушение слоговой структуры слова:

• Сокращение количества слогов в слове: Например, "велосипед" произносится как "сипед".

• Перестановка слогов в слове: Например, "комната" произносится как "монкота".

• Уподобление слогов в слове: Например, "молоко" произносится как "момоко".

• Нестойкое произношение звуков: В одних словах звук может произноситься правильно, а в других – искаженно или заменяться.

• Ограниченный словарный запас: Связанный с трудностями в усвоении новых слов из-за нарушенного фонематического слуха.

• Трудности в чтении и письме (дислексия и дисграфия): Обусловлены нарушением звукового анализа и синтеза.



9. Дисграфия (Аграфия):

Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью или нарушением высших психических функций (ВПФ), участвующих в реализации письма (фонематического слуха, зрительного анализа и синтеза, языкового анализа и синтеза, грамматического строя речи и др.). Проявляется в стойких специфических ошибках при письме, не связанных с нарушением интеллекта, слуха или зрения.

Аграфия – это полная неспособность писать при сохранном интеллекте.


▌Суть видов дисграфии:

Артикуляторно-акустическая дисграфия:

Суть: Нарушение связано с неправильным произношением звуков (дислалией) и нарушением фонематического восприятия. Ребенок пишет так, как произносит, опираясь на неправильные артикуляторные ощущения.

Характерные ошибки:

* Замены букв, соответствующих неправильно произносимым звукам (например, вместо "шуба" пишет "суба").

* Пропуски букв, соответствующих нечетко произносимым звукам.

* Взаимозамены звонких и глухих согласных (например, "дом" - "том").


Акустическая дисграфия:

Суть: Нарушение связано с недоразвитием фонематического слуха, то есть способности различать звуки речи на слух. Ребенок не различает акустически близкие звуки и путает их при письме.

Характерные ошибки:

* Замены букв, обозначающих акустически близкие звуки.

* Неправильное обозначение мягкости согласных .

* Пропуски букв (редко).


Аграмматическая дисграфия:

Суть: Нарушение связано с недоразвитием грамматического строя речи, то есть способности правильно строить предложения и согласовывать слова в роде, числе и падеже.

Характерные ошибки:

* Аграмматизмы на уровне предложения: неправильное согласование слов пропуск предлогов, неправильное употребление падежей .

* Аграмматизмы на уровне словоизменения: неправильное изменение слов по падежам, числам, родам.

* Замены приставок и суффиксов.


Оптическая дисграфия:

Суть: Нарушение связано с недоразвитием зрительного гнозиса (способности узнавать и различать зрительные образы букв) и зрительного анализа и синтеза (способности составлять целое из частей).


• Характерные ошибки:

* Зеркальное написание букв (например, "э" вместо "3").

* Неправильное написание элементов букв (недописывание, добавление лишних элементов).

* Замены букв, похожих по написанию (например, "б" - "д", "п" - "т").

* Трудности в различении букв, отличающихся только пространственным расположением элементов (например, "и" - "н").


▌10. Дислексия (Алексия):


Дислексия – это специфическое нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких трудностях овладения навыком чтения при сохранном интеллекте, нормальном слухе и зрении.

Алексия – это полная неспособность читать, возникшая вследствие органического поражения головного мозга.


▌Суть форм дислексии: Выделяют несколько форм дислексии, в зависимости от того, какие психические функции нарушены и какие ошибки преобладают при чтении.


Фонематическая дислексия:

Суть: Нарушение связано с недоразвитием фонематического слуха и процессов звукового анализа и синтеза. Ребенок испытывает трудности в соотнесении буквы и звука, в слиянии звуков в слоги и слова, в анализе звукового состава слова.

Характерные ошибки:

* Замены и смешения букв, обозначающих акустически близкие звуки (например, "б" - "п", "ш" - "с").

* Трудности в чтении слогов и слов со стечением согласных

* Перестановки букв и слогов в слове.

* Пропуски букв и слогов.

* Чтение по буквам.

* Искажение слоговой структуры слова.


Семантическая дислексия:

Суть: Нарушение связано с трудностями понимания прочитанного при технически правильном чтении. Ребенок правильно читает слова и предложения, но не понимает их смысла.

Характерные ошибки:

* Механическое чтение без понимания смысла прочитанного.

* Трудности в понимании сложных предложений и текстов.

* Затруднения в установлении логических связей между предложениями.

* Непонимание переносного смысла слов и выражений.

* Невозможность пересказать прочитанное.


Аграмматическая дислексия:

Суть: Нарушение связано с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок испытывает трудности в понимании грамматических конструкций, в согласовании слов в роде, числе и падеже.

Характерные ошибки:

* Искажение падежных окончаний.

* Неправильное согласование слов в роде, числе и падеже при чтении предложений.

* Трудности в понимании предложений, имеющих сложную грамматическую структуру.


Мнестическая дислексия:

Суть: Нарушение связано с трудностями запоминания зрительного образа букв. Ребенок не может запомнить, как выглядит буква, и путает ее с другими буквами, похожими по написанию.

Характерные ошибки:

* Трудности в узнавании букв.

* Замены букв, похожих по написанию.

* Трудности в соотнесении буквы и звука.

* Медленное и неуверенное чтение.


Оптическая дислексия:

Суть: Нарушение связано с недоразвитием зрительного гнозиса и зрительного анализа и синтеза. Ребенок испытывает трудности в узнавании и различении зрительных образов букв, в анализе их пространственного расположения.

Характерные ошибки:

* Замены букв, похожих по написанию (например, "б" - "д", "п" - "т").

* Зеркальное чтение букв.

* Трудности в различении букв, отличающихся только пространственным расположением элементов (например, "и" - "н").

* Пропуски или добавления элементов букв.