СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Виды предложений по интонации", 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Виды предложений по интонации", 3 класс»

Куприна Д.П

учитель начальных классов

МКОУ СОШ №5 г.Тайшета



Тема урока «Предложения. Виды предложений по интонации»


Тип урока: «открытие» нового знания


Цель урока: создание условий для формирования знаний учащихся о предложениях, разных по интонации, ознакомления с особенностями восклицательных и невосклицательных предложений, обобщения представлений о предложениях.


Задачи урока

Дидактические:

  • знать виды предложений по интонации;
  • уметь расставлять знаки препинания;

  • развивать умение интонационно правильно произносить предложения.

Развивающие:

  • развивать устную речь, посредством фронтальной работы;

  • развивать логическое мышление;

  • закреплять навыки самостоятельной работы.

Воспитательные:

  • воспитывать осознание причастности каждого школьника к результату совместной учебной деятельности;

  • воспитывать уважение к мнению других учащихся.

Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс, 1 часть, авторы:  В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. (Школа России), компьютер, проектор, презентация.

Метод проблемного обучения





ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)


Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный: беседа

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку .

2. Создание эмоционального настроя.

3. Налаживание контакта с классом.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Павловна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Присаживайтесь!

- Посмотрите на слайд, глазками прочтите число: Четырнадцатое сентября.

- Классная работа. Словарь. Запишите в свои тетради, не забывая про орфограммы.

Показывают свою готовность.

Ответное приветствие.







Записывают число, классная работа, словарь.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация: слайд № 1, 2.

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Практический: тест.

Практический: словарный диктант.

Наглядный: презентация.

Повторение по теме урока:

1. Повторение пройденного материала

- Вставьте пропущенные буквы:
За..ц, ..рех, р..бята, мол..ко, яг..ды, в..рона, вет..р.

- Давайте с вами составим из этих слов тест, состоящий из нескольких предложений.
- Кто уже справился с заданием? Прочитайте, что у вас получилось?
- Давайте вспомним всё, что мы уже знаем о предложении.
- Послушайте высказывания о предложении и если вы с ним согласны, запишите его номер.
1. Предложение не может состоять из одного слова.
2. Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы.
3. Слова в предложении не связаны между собой по смыслу.

4. Предложение – это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.
5. В конце предложения всегда ставится точка.

Выполняют письменное задание в тетради.




Составляют текст из предложенных слов и зачитывают его по желанию.












Предметные: повторить уже пройденный материал.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию,

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация: слайды

№ 3, 4.




6. В конце предложения всегда ставится точка, вопросительный знак или восклицательный знак.

- Высказывания под каким номером вы почитали правильными?

- Почему вы выбрали 6 номер, а не 5. Предлагаю вам разобраться в этом подробнее.




- 2, 4, 6



Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: подводящий и формирующий диалог.

Наглядный: презентация.

Фронтальная работа.

1. Формулирует вместе с детьми тему урока.

2. Подведение к формулировке темы и целей.

- Посмотрите на слайд и внимательно прочтите предложения сначала про себя.

Хорошо гулять в осеннем лесу!

Как тебя зовут?

Пришла дождливая осень.

- А теперь я предлагаю прочитать по желанию.

- С какой интонацией мы произносим эти предложения? Как вы думаете, какие знаки стоят в конце предложений?

- Сформулируйте тему урока.

- Какую цель мы можем поставить?




- С чего мы можем начать? Какой план составим на урок?


















Читают предложения. Высказывают свое мнение, отвечая на вопросы учителя. Определяют тему и цель урока.


- По-разному: первое читаем с радостью, второе - с вопросом, а третье - спокойно.

- Восклицательный, вопросительный знак и точка.

- Виды предложений по интонации?

- На уроке мы будем учиться определять виды предложений по интонации.

- 1. Мы научимся различать виды предложений.

2. Будем выполнять упражнения на закрепление.

3. Выполним задания самостоятельно.

4. Сделаем выводы и подведем итоги урока.

5. Закрепим полученные знания домашней работой.

Предметные: уметь формулировать тему и цель урока

Метапредметные:

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация: слайды

№ 5, 6, 7, 8.








"Открытие" детьми нового знания
(7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Словесный: беседа.

Наглядный: презентация.

1. Открытие для учеников новых сведений.

- Вспоминаем первый пункт нашего с вами плана: научиться различать виды предложений по интонации. И поможет нам в этом второй пункт: выполнение упражнений.

- И первое упражнение, которое поможет нам в этом представлено на слайде. Прочитайте его с интонацией.

Маленькая девочка Ира ждала отца из поездки. Каждое утро она спрашивала у мамы: «Папа приехал?» Однажды, увидев отца, она радостно закричала: «Папа приехал! Папа приехал!» Вечером она сообщила подруге: «Папа приехал.»

- Какое предложение в тексте повторяется несколько раз?

- Что вы могли заметить? В чем разница между этими предложениями?

- Почему по-разному?


- Отлично!

Грамматическая сказка

- Давайте послушаем сказку о нашем госте.

- Перед тем, как мы ее послушаем, я задам вам один вопрос: «Когда в конце предложения ставится восклицательный знак?» - Ответ вы узнаете, если будете внимательно слушать сказку.


Повстречались на листе бумаги Ноль с Восклицательным знаком. Познакомились, разговорились.

У меня большие неприятности, — сказал Ноль. — Я потерял свою палочку. Представляешь положение: Ноль, и без палочки?

Ах! — воскликнул Восклицательный знак. — Это ужасно! Мне очень трудно, — продолжал Ноль. — У меня такая умственная работа... При моём научном и жизненном багаже без палочки никак не обойтись.

Ох! — воскликнул Восклицательный знак. — Это чудесно! Мы с вами прекрасно сработаемся, — продолжал Ноль.

Внимательно слушают.





Читают предложенный текст.








- Папа приехал.


- Эти предложения мы читаем по-разному.

- Первое предложение содержит вопрос. Второе - радость. Третье - спокойное сообщение.








Внимательно слушают чтение учителя

Предметные: уметь самостоятельно добывать новые знания.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию,

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация: слайды

№ 9, 10.




— У меня содержание, а у вас чувство. Что может быть лучше? Эх! — ещё больше обрадовался Восклицательный знак. — Это действительно чудесно! И стали они работать вместе. Получилась удивительная пара. И теперь кто ни встретит на бумаге Ноль с Восклицательным знаком, обязательно воскликнет: «О!» А больше ничего не скажет. Разумеется, если на бумаге больше ничего не написано.

- Итак, кто меня внимательно слушал? Когда в конце предложения ставится восклицательный знак?

- Вы уже догадались, кто у нас в гостях?

- Ребята, вы такие молодцы! Мы столько с вами уже говорим об эмоциях. Но знаю я, что эти эмоции скапливаются в нашем организме, я предлагаю вам их сейчас выплеснуть. Вставайте из-за своих мест.










- Если предложение содержит сильное чувство, радость.

- Восклицательный знак.



Физминутка



Организация проведения физминутки — разминка для глаз, пальцев, рук.

Мы читали, мы писали,

Наши плечики устали.

Чтобы плечики размять,

Надо ручками махать.

(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком руки меняются.)

А теперь давайте, братцы,

За учёбу приниматься! (Дети садятся за парты.)

Выполнение физминутки.


Учебная презентация: слайды № 11.

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Практический: списывание.

Наглядный метод: презентация.

Фронтальная работа.

1. Закрепление с детьми полученных знаний на уроке.

- А теперь все что мы с вами узнали нового нужно проверить. Давайте откроем учебник на с. 22 и прочитаем первое правило в оранжевой рамочке.



- Отлично.



Читают правило из учебника.










Предметные: уметь правильно формулировать свои мысли по теме урока.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию,

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план


Учебная презентация: слайд №. 12, 13, 14




Учебник.




- А теперь, ребята, давайте с вами потренируемся находить виды предложение по интонации. Посмотрите на слайд и внимательно прочитайте текст про себя. Закончили?

Манечка сидела на стуле и грызла баранку, когда захлопнулось окно.

От неожиданности Манечка вздрогнула и бросила баранку. Потом она посмотрела на окно, сказала: «Ой!» и побежала к маме и папе.

- Папа, мама! – кричала она в комнате. – Так на кухне за окном киска!

- Какая киска? – не понял папа.

- Как за окном? – спросила мама.

- Наша киска. – ответила Манечка, от страха ей почему-то хотелось смеяться и голос её прыгал, как резиновый мяч. – Наша киска сидит за окном и говорит: «Мяу! Мяу!».

Мама всё, наконец, поняла и бросилась на кухню.

Киски за окном не было.

- Кто сможет прочитать только восклицательные предложения? Почему это восклицательные предложения? Давайте все будем использовать наше правило из учебника. К примеру, предложение: «Так на кухне за окном киска!» восклицательное, потому что оно произносится с восклицательной интонацией и в конце стоит восклицательный знак.

- Прочитайте следующее предложение, пользуясь образцом.


Упр. 29 (с. 21).

- Внимательно прочитайте задания к упражнению и выполните это упражнение в парах. Позже мы проверим по шаблону на экране. Прочитайте стихотворение выразительно. Назовите виды предложений по интонации.

- Прочитайте слова с орфограммами. Объясните их написание. 





Читают текст, предложения по отдельности. Объясняют все по правилу из учебника.


























Выполняют упражнение в парах. Взаимопроверка по эталону.

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;


Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический: комментированное списывание.

Наглядный: презентация.

1. Начало самостоятельной работы учащихся.

2. Оказание индивидуальной помощи.

3. Организация взаимопомощи.

4. Конструктивная критика.

5. Поощрение.

- Вы прекрасно справляетесь с заданиями. Откройте страницу 23 учебника. Упражнение 32. Прочитайте задание. Если вам понятно, можете начинать работать самостоятельно, после проверим.

- Проговорим орфограммы.
6. В ходе работы с данным упражнением учитель выясняет у детей, что вызывает у них затруднение и помогает им в решение этих проблем.


Приступают к самостоятельному выполнению задания.


Предметные: уметь самостоятельно работать над заданиями.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию,

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Учебная презентация: слайд № 15, 16.






Учебник

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа

1. Обобщение материала урока.

2. Вопросы на повторение теоретического материала.

- Мы с вами сегодня узнали, что предложения еще делятся по интонации на восклицательные и невосклицательные. А невосклицательные, что могут обозначать. Давайте с вами выполним устно 30 упражнение. А затем обратимся к таблице ниже.

- Рассмотрите таблицу на с. 22.

- Назовите виды предложений по цели высказывания.

- Какие предложения называются повествовательными?

- Приведите примеры.

- Какой знак ставится в конце повествовательного предложения?

- Какие предложения называются вопросительными?

- Приведите примеры.

- Какой знак ставится в конце вопросительного предложения?

- Какие предложения называются побудительными?

- Приведите примеры.

- Какой знак ставится в конце побудительного предложения?

- Назовите виды предложений по интонации.


Ответы детей на вопросы учителя.







-Вопросительные, повествовательные и побудительные.

- В которых содержится вопрос.

Приводят пример.

- Вопросительный знак.


- В которых советуют сделать что-либо.

Приводят пример.

- Точка.

- Восклицательные и невосклицательные.

Приводят пример.

- Которые произносятся без восклицательной интонации.

Предметные: уметь правильно отвечать на вопросы учителя по теме урока.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию,

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация: слайд № 17, 18, 19.




- Приведите примеры.

- Какие предложения называются невосклицательными?




ДЗ



- Запишите, пожалуйста, домашнее задание. Учебник, страница 23, упражнение 33. Рабочая тетрадь с. 11

Записывают домашнее задание.


Учебная презентация: слайд № 20.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: беседа

1. Самооценивание.

- Кто помнит, какая была тема урока?

- А какую цель мы ставили?

- А кто вспомнит план работы на уроке?

- Скажите, мы достигли поставленной цели?

- Поднимите руки те, кто легко справлялся сегодня на уроке с заданиями?

- У кого возникли трудности? Какие трудности возникли?

- Спасибо за урок. Вы отлично потрудились!

Выполняют самооценку своей деятельности на уроке.

Предметные: уметь самооценивать себя и свои достижения на уроке.

Метапредметные:

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация: слайд

№ 21.