Виды контрольных работ, их проведение и оценивание
Текущие контрольные работы
Итоговые контрольные работы
Комплексные итоговые контрольные работы.
Текущие контрольные работы проводятся несколько раз в год сразу после изучения крупных тем программы.
По результатам текущего контроля учитель может выявить степень усвоения только что изученного материала и скорректировать дальнейший процесс обучения.
Цель проведения итоговых контрольных работ – проверка уровня достижения планируемых результатов по русскому языку в соответствии с требованиями программы за истекший период работы (учебная четверть, полугодие, год).
Итоговые контрольные работы проводятся четыре раза в год (после каждой четверти).
Контрольные работы к урокам блока «Как устроен наш язык»
Текущие и итоговые контрольные работы
В первом варианте представлены задания базового уровня, в которых очевиден способ решения: это знакомые учащимся задания, которые они неоднократно выполняли во время текущей работы; кроме того, языковой материал таких заданий максимально прозрачен, не допускает различных истолкований. Во втором варианте представлены задания повышенного уровня, при выполнении которых ученик должен продемонстрировать не дополнительный объем знаний, а уровень самостоятельности в использовании изученного материала.
Каждый вариант контрольной работы состоит из пяти основных заданий, выполнение которых оценивается по пятибалльной системе.
Шестое дополнительное задание выполняется по желанию ученика.
Если ученик справляется с этим заданием, ему выставляется дополнительная положительная отметка. Если ученик не справляется с дополнительным заданием, отметку выставлять не нужно. Качество выполнения дополнительного задания не влияет на отметку за контрольную работу.
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность её выполнения. Исправления, которые сделал ученик, не влияют на отметку. Учитывается только последняя поправка. Оформление работы также не должно влиять на отметку.
За выполнение контрольной работы к блоку «Как устроен наш язык» ставятся следующие отметки:
«5» - за безошибочное выполнение всех заданий;
«4» - если ученик выполнил правильно не менее ¾ всех заданий;
«3» - если ученик выполнил не менее ½ заданий;
«2» - если ученик не справился с большинством заданий.
Тестирование
Тесты проводятся как отдельные контрольные работы или как вариант текущих диктантов и текущих контрольных работ. Этот вид контроля вводится только со второго полугодия 2 класса.
Перед проведением первого теста необходимо познакомить детей с особенностями этого вида работы на тренировочном занятии.
На проведение теста отводится один урок. Тесты состоят из 14 заданий.
Задания считается выполненным правильно, если ученик поставил крестик рядом со всеми верными ответами (одним, двумя или тремя). За правильно выполненное задание теста выставляется 1 балл (ученик нашел и отметил все правильные ответы). Если ребенок отметил не все правильные ответы, то задание считается невыполненным и за него выставляется 0 баллов. Ученик также получает 0 баллов, если найдя все верные ответы, он пометил один или несколько неверных.
Отметки за выполнение теста:
«5» - если ученик набрал 13-14 баллов;
«4» - если ученик набрал 10-12 баллов;
«3» - если ученик набрал 7-9 баллов
«2» - если ученик набрал менее 7 (от 0 до 6) баллов.
Диктант
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных навыков. В тексты включены орфограммы и пунктограммы, изученные не только в истекшей четверти, но и в предшествующих классах.
После диктанта учащиеся работают над орфографическим заданием, представленным в двух равных по сложности вариантах. За успешное выполнение этого задания выставляется отдельная отметка. Ошибки, допущенные при выполнении орфографического задания, не влияют на отметку за диктант, а отметка за задание не зависит от отметки за диктант.
Учитель не исправляет ошибки, а лишь подчеркивает слова, в которых они встретились. Это дает возможность детям самостоятельно найти и исправить допущенные ошибки, качественно выполнить работу над ошибками.
За диктант выставляется одна отметка:
«5» - если в диктанте нет ошибок;
«4» - если допущено не более двух ошибок;
«3» - если допущено не более четырех ошибок;
«2» - если допущено пять и более ошибок.
Учитывая допущенные в диктанте ошибки, учитель должен иметь ввиду:
Повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку
Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считается за две ошибки.
Ошибкой считается:
Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
Неправильное написание слов, не регулируемых правилами круг которых очерчен программой каждого класса;
Отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.
Орфографическое задание оценивается так:
«5» - за полностью выполненное задание без ошибок;
«4» - за полностью выполненное задание при одной ошибке;
«3» - за не полностью выполненное задание или за полностью выполненное, но при двух ошибках;
«2» - за невыполненное задание.
За исправление ошибок отметка за диктант и за задание не снижается. Аккуратность выполнения, каллиграфический навык оцениваются отдельной отметкой – за общее впечатление от работы.
Списывание с орфографическими и пунктуационными заданиями
Списывание, как и диктант, служит способом проверки орфографических и пунктуационных навыков, умения видеть и запоминать всё предложение и отдельные его части, а также орфографической зоркости младших школьников. В каждой четверти списывание представлено в двух вариантах, которые соответствуют двум уровням сложности.
Оценивание списывания:
«5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений;
«4» - за работу, в которой одно- два исправления или одна ошибка;
«3» - за работу, в которой две- три ошибки;
«2» - за работу, в которой четыре ошибки и более.
Словарный диктант
Количество слов в словарном диктанте не должно превышать: во 2 классе- 10 слов, в 3 классе- 12 слов, в 4 классе- 15 слов.
Оценивание словарного диктанта:
«5»- за работу без ошибок;
«4»- за работу, в которой одна ошибка;
«3»- за работу, в которой две ошибки;
«2»- за работу, в которой три- пять ошибок.
Контрольные работы к урокам блока « Развитие речи»
Изложение
Изложения вводятся только со второго полугодия 3 класса в форме текущего контроля.
Изложение имеет целью проверить формирование навыка письменной речи, ориентируясь на следующие критерии: воспроизведение содержания текста без пропусков существенных моментов; правильность построения предложений; употребление слов в соответствии с их значением; сохранение авторских особенностей речи.
Изложение оценивается одной отметкой- только за содержание. Грамотность проверяется, но не оценивается, так как на начальном этапе формирования навыка связной письменной речи очень важно, чтобы дети сосредоточили своё внимание на передаче содержания текста и его речевом оформлении. Страх допустить орфографическую или пунктуационную ошибку может помешать ученику свободно излагать содержание текста, будет сковывать его при построении речевого высказывания.
В изложении оцениваются:
Полнота и точность передачи содержания (полностью, без искажений, без пропусков важных событий, главной части);
Построение текста (ход изложения, расположение частей, выделение абзацев);
Построение предложений, соблюдение порядка слов; лексика текста ( употребление слов в свойственном им значении).
Изложение оценивается по пятибалльной системе.
Отметка «5»:
Правильно и последовательно (без пропусков существенных моментов) воспроизведено содержание авторского текста;
Нет фактических ошибок;
Правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой неточности).
Отметка «4»:
Содержание передано правильно и достаточно точно;
В построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков;
Имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;
Имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускается не более трёх речевых недочётов в содержании и построении текста).
Отметка «3»:
Допущено существенное отклонение от авторского текста;
Допущены нарушения в последовательности изложения мыслей;
Есть недочёты в построении предложений и употреблении слов ( допускается не более пяти речевых недочётов в содержании и построении текста).
Отметка «2»:
Допущено существенное искажение авторского текста ( опущены важные события, отсутствует главная часть);
Много фактических неточностей;
Нарушена последовательность изложения мыслей;
Имеет место употребление слов в несвойственном им значении;
Допущено более шести речевых недочётов и ошибок в содержании и построении текста.
Комплексные итоговые контрольные работы
Комплексные итоговые контрольные работы состоят из 16 заданий, различающихся по содержанию, типу и уровню сложности. Эти задания можно разделить на две группы.
Первая группа – задания, позволяющие проверить освоение базовых знаний и умений по предмету, без которых невозможно успешное продолжение обучения на следующей ступени.
Вторая группа ( эти задания помечены в тексте работы звёздочкой) – задания повышенного уровня сложности, проверяющие способность учащихся решать учебные или практические задачи по русскому языку, в которых способ выполнения не очевиден и основную трудность представляет именно выбор способа.
В комплексных итоговых работах используют три типа заданий:
Задания с выбором ответа, к каждому из которых предлагается четыре или пять вариантов ответа, из которых два или три являются правильными;
Задания с кратким ответом, требующие определения последовательности, вписывания букв и слов, записи ответа в несколько слов;
Задания с развёрнутым ответом, в которых необходимо записать несколько групп слов, либо написать небольшой текст.
Выставляется отдельная отметка за выполнение базовых заданий:
«5» - если ученик набрал 15- 16 баллов;
«4» - если ученик набрал 12- 14 баллов;
«3» - если ученик набрал 8- 11 баллов;
«2» - если ученик набрал менее 8 баллов.
Задания повышенного уровня сложности ( помеченные звёздочкой ) оцениваются дополнительной положительной отметкой только в том случае, если ученик набрал не менее пяти баллов.