СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Виды внеурочной деятельности в начальной школе. Социальное направление»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Выступление на тему  «Виды внеурочной деятельности в начальной школе. Социальное направление»

к презентации

Просмотр содержимого документа
««Виды внеурочной деятельности в начальной школе. Социальное направление»»

Выступление

«Виды внеурочной деятельности в начальной школе.

Социальное направление»

СЛАЙД 2. Концепция духовно-нравственного развития учащихся - «идеологическая и методологическая основа ФГОС»

Что такое внеурочная деятельность?

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС:

« … образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной , и направленная на достижение прежде всего личностных и метапредметных планируемых результатов освоения основной образовательной программы ОУ ».

Внеурочная деятельность – прежде всего развивающая деятельность!!!

СЛАЙД 3. «Внеурочную деятельность следует понимать как личностно - ориентированное взаимодействие педагога и ребенка, целью которого является обеспечение условий развития ребенка, становление его как личности в школьные годы».

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

СЛАЙД 4. Задачи:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

  • оптимизировать учебную нагрузку учащихся;

  • улучшить условия для развития ребенка;

  • учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.

СЛАЙД 5. Сущность и основное назначение внеурочной деятельности

  • создание дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников и разумной организации их свободного времени

  • профессиональное самоопределение

  • творческая самореализация ребенка

  • социальное становление личности ребенка

СЛАЙД 6. Направления внеурочной деятельности:

  • Спортивно-оздоровительное

  • Духовно — нравственное

  • Общеинтеллектуальное

  • Общекультурное

  • Социальное


СЛАЙД 7. Результаты внеурочной деятельности

ориентированы на воспитательные результаты.

Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

А воспитательный эффект внеурочной деятельности — последствие духовно-нравственного приобретения на развитие личности ребёнка.

СЛАЙД 8. В начальной школе выделяют 3 уровня результатов внеурочной деятельности

Первый уровень. 1 класс    
- Школьник знает и понимает общественную жизнь    
- Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.),

- понимание социальной реальности и повседневной жизни.

Достигается во взаимодействии с педагогом

Второй уровень. 2-3 классы    
- Школьник ценит общественную жизнь    
- Получение школьником опыта переживания и формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).

Достигается в дружеской детской среде.

Третий уровень. 4 класс    
- Школьник самостоятельно действует в общественной жизни    
- Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Достигается во взаимодействии с социальным субъектом.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности воспитательной работы:


СЛАЙД 9-17.

Виды и формы внеурочной деятельности


  1. Познавательная деятельность (Познавательные беседы, интеллектуальные игры, конференции, олимпиады, интеллектуальные марафоны, предметные недели.)

  2. Художественное творчество (Художественные выставки, фестивали, спектакли)

  3. Проблемно — ценностное общение (Этические беседы, ситуационные классные часы, групповая проблемная работа)

  4. Досугово — развлекательная деятельность (Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки)

  5. Игровая деятельность (Социально моделирующая игра)

  6. Трудовая деятельность (Занятия по конструированию, кружки технического творчества, уборка кабинета, субботник)

  7. Спортивно-оздоровительная деятельность (Спортивные секции, школьные спортивные турниры)

  8. Туристско-краеведческая деятельность (Образовательная экскурсия, туристическая поездка, краеведческий кружок)

  9. Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность)



В последнее время приобретает актуальность такое направление общественной деятельности, как волонтерство. Волонтерство все чаще становится предметом исследования в области социологии, педагогики, психологии, правового регулирования волонтерской деятельности. Этот термин имеет множество синонимов и интерпретаций.

Важность волонтёрской деятельности признана на государственном уровне РФ, что подтверждается законодательными документами. Так, в частности, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации содействие развитию и распространению добровольческой деятельности отнесено к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики. Федеральный закон «О филантропии, меценатстве и волонтёрстве» содержит в себе всю информацию о правилах волонтерской деятельности Российской Федерации.

Вовлечению школьников всех возрастов в волонтёрскую деятельность

способствовало создание Российского движения школьников (РДШ), созданное в соответствии с Указом Президента Российской Федерации в 2015 году и представляющее общероссийское объединение обучающихся разных возрастов [6].

Среди основных направлений, предлагаемых в рамках этого движения:

– военно-патриотическое направление, подразумевающее проведение обучающимися различных военно-спортивных игр («Зарница», «Победа»), мероприятий военно-патриотической направленности (шоу «Защитники» и т. п.).

В этом же направлении представлены занятия обучающимися различными краеведческими проектами и конкурсами (Всероссийский проект «Школьный музей», Всероссийский конкурс «Большая прогулка», Всероссийское тревел-шоу «В движении»);

– личностное развитие, которое раскрывается через три основных трека – «Спорт», «Творчество» и «Наука». При выборе любого из этих треков школьник получает возможность выбрать проекты в соответствии со своими интересами и потребностями;

– направление «Гражданская активность» преследует, прежде всего, формирование гражданской идентичности через вовлечение и участие обучающихся в различных проектах, акциях, связанных с проявлением своей активной гражданской позиции (например, это могут быть экологические акции, марафоны помощи окружающей природе и т. п.);

– информационно-медийное направление координирует работу школьников по созданию медиапродукции, в том числе разработку школьных газет, радио,

телевидения, ведение социальных сетей и подготовку информационного контента, который реализуется через Всероссийский комплекс мероприятий «Медиа Школа РДШ».

Все вышеназванные направления подразумевают активную волонтёрскую деятельность школьников во многих актуальных на данный момент областях жизни общества.

В 2022-м году было принято решение о создании Общероссийского общественно-государственного движения детей (РДДМ), базой для организации которого будут являться РДШ и другие существующие детские организации.

На данный момент добровольческая деятельность в начальной школе осуществляется преимущественно в формате классных часов, которые реализуются на основании Методических рекомендаций по организации и проведению тематических уроков занятий о добровольчестве и волонтёрстве в образовательных организациях, подготовленных Ассоциацией волонтёрских центров. Практические примеры таких классных часов достаточно разнообразны, и некоторое их количество приведено на порталах для учителей «Открытый урок. 1 сентября», «Копилка уроков» и т. д.

Перспективной практикой для начальной школы, по нашему мнению, является деятельность волонтёрского отряда младших школьников ««Добрые сердца» школы», которая представлена на портале Добро.ру. Деятельность отряда направлена на развитие социальной самореализации учащихся через знакомство с различными видами социальной активности, реализацию добровольческих коллективных творческих дел, а также формирование у младших школьников сознания собственной полезности и инициативности.

В этом контексте актуальной представляется рабочая программа внеурочной деятельности по социально значимому направлению для школьников первых–четвёртых классов «Юный волонтёр».

Волонтерство представляет собой не только уникальную систему знаний и технологий в области управления человеческими ресурсами, но и является одним из важнейших инструментов реализации социальной инициативы и самоорганизации общества. Альтруизм является одной из самых важных духовных ценностей волонтера. Не маловажно и то, что волонтерство позволяет каждому волонтеру почувствовать свое предназначение через осуществление добровольческой деятельности. Добровольчество является объединяющим звеном любого общества. Оно способствует формированию межличностных связей между ее членами на основе принятия всеми системы общечеловеческих ценностей.

В последние годы волонтерское движение становится неотъемлемой составляющей организации и проведения крупных международных мероприятий. К ним можно отнести Олимпийские Игры, всемирные студенческие игры «Универсиада», экологические акции и другие мероприятия. Развитие волонтерского движения требует научно-обоснованных технологий подготовки лиц, желающих принять участие в организации и проведении различного рода мероприятий.

Признаками волонтёрства как деятельности являются:

- её процессуальный характер и позитивная направленность;

- реализация добровольной деятельности в свободное от основной работы время;

- отсутствие у волонтёров ожиданий материального вознаграждения за результаты своего труда, его осмысленный и осознанный выбор, ответственное отношение, удовлетворение процессом и результатами волонтёрской деятельности.

Целью волонтёрской деятельности является достижение социального и экономического эффекта и практической пользы для её объекта.

Волонтерская деятельность рассматривается как совершаемая по доброй воле безвозмездная общественно полезная деятельность. Волонтерская деятельность может носить неорганизованный и организованный характер. Неформальный, неорганизованный характер наблюдается в тех случаях, когда деятельность вызвана спонтанным проявлением стремления человека оказать помощь окружающим людям, как правило, во время чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, системы информационных параметров, которые в свою очередь являются основными характеристиками, которые направлены на формирование параметров определяющих непосредственно существующие элементы контроль которых создается совместно с аспектами катастроф. Управляемая (организованная) волонтерская деятельность осуществляется через некоммерческие, государственные или бизнес организации в виде спланированного и управляемого процесса по развитию, системыкоординации предоставления добровольческих услуг и обучению методам добровольческого управления, осуществляемого профессионально подготовленными людьми, работающими на оплачиваемой или на добровольной основе.1

Согласно статье 5 ФЗ «О добровольческой деятельности»:

1. Добровольческая (волонтерская) деятельность может осуществляться в форме:

1) индивидуальной добровольческой (волонтерской) деятельности;

2) добровольческой (волонтерской) деятельности в составе незарегистрированного объединения или группы;

3) добровольческой (волонтерской) деятельности через добровольческую (волонтерскую) организацию.

Волонтерская деятельность может иметь характер единичного краткосрочного несистематического участия в массовых добровольческих акциях, например сдачи крови; регулярной или периодической, систематически осуществляемой общественно полезной деятельности, например, один раз в неделю или несколько раз в месяц по 3-4 часа;


долгосрочной деятельности волонтера в организации на постоянной основе в течение определенного срока, например, от 3 месяцев до 1 года.

Все виды волонтерской деятельности можно систематизировать с учетом их направленности и содержания2:

  • обслуживание (традиционные формы и виды оказания социальной помощи нуждающимся людям; оказание профессиональных услуг; техническая помощь); системы информационных параметров, которые в свою очередь являются основными характеристиками, которые направлены на формирование параметров определяющих непосредственно существующие элементы контроль которых создается совместно с аспектами

  • гражданская активность (взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления; системы информационных параметров, которые в свою очередь являются основными характеристиками, которые направлены на формирование параметров определяющих непосредственно существующие элементы контроль которых создается совместно с аспектами работа в комитетах самоуправления, системы информационных параметров, которые в свою очередь являются основными характеристиками, которые направлены на формирование параметров определяющих непосредственно существующие элементы контроль которых создается совместно с аспектами общественных советах); системы информационных параметров, которые в свою очередь являются основными характеристиками, которые направлены на формирование параметров определяющих непосредственно существующие элементы контроль которых создается совместно с аспектами

  • руководящая деятельность (руководство НКО; членство в советах директоров, наблюдательных советах; руководство проектами и программами); системы информационных параметров, которые в свою очередь являются основными характеристиками, которые направлены на формирование параметров определяющих непосредственно существующие элементы контроль которых создается совместно с аспектами

  • взаимопомощь и самопомощь (деятельность групп граждан по месту жительства в интересах ее членов, направленная улучшение состояния двора, микрорайона, города, а также на решение проблем конкретных незащищенных групп населения - организаций инвалидов, многодетных семей); системы информационных параметров, которые в свою очередь являются основными характеристиками, которые направлены на формирование параметров определяющих непосредственно существующие элементы контроль которых создается совместно с аспектами

  • сбор добровольных пожертвований для благотворительности или реализации конкретной социально значимой цели, добровольческих программ, истемы информационных параметров, которые в свою очередь являются основными характеристиками, которые направлены на формирование параметров определяющих непосредственно существующие элементы контроль которых создается совместно с аспектами проектов; системы информационных параметров, которые в свою очередь являются основными характеристиками, которые направлены на формирование параметров определяющих непосредственно существующие элементы контроль которых создается совместно с аспектами

  • защита и/или содействие реализации людьми своих гражданских прав и интересов, участие в общественных (социальных, экологических) акциях, системы информационных параметров, которые в свою очередь являются основными характеристиками, которые направлены на формирование параметров определяющих непосредственно существующие элементы контроль которых создается совместно с аспектами компаниях по отстаиванию общественных интересов.

На сегодняшний день волонтерство приобрело многоаспектный характер. В социуме всегда находятся люди, способные на безвозмездных основах оказывать помощь нуждающимся, таким образом влияя на трансформацию современного общества.

В современном обществе существуют различные виды волонтерской деятельности. В последнее время большую популярность обрела экологическая деятельность. Это произошло из-за постоянных загрязнений, выбросов, уничтожения лесов, а также вымирания целых видов животных. Люди ратуют за экологию, за гармонию с природой, здоровый образ жизни. Экологические добровольцы занимаются уборкой территории, высаживают деревья и цветы, ухаживают за животными в зоопарках, утилизируют мусор со свалок и многое другое.

Экологическое волонтерство — один из самых интересных и доступных видов добровольческой деятельности. Эковолонтеры работают с заповедниками и организациями, занимающимися охраной природы. Они помогают в уборке и обустройстве территорий заповедных земель, проведении исследований и многом другом. Также эковолонтеры принимают участие в различных субботниках, а иногда просто следят за чистотой своего города, района или даже двора. Не менее важным аспектом их деятельности является работа с населением. Волонтеры учат людей, как жить в гармонии с природой, рассказывают о проходящих экологических акциях или же правильной утилизации мусора.

В России существуют волонтерские центры и клубы, которые принадлежат заповедникам, вузам и организациям, занимающимся экологией. В них, например, могут научить оперативной помощи при ликвидации последствий разливов нефти, кольцеванию птиц, выращиванию растений, взаимодействию с командой волонтеров.

Главный плюс экологического волонтерства — его доступность. Любой человек может найти свою нишу. Например, если здоровье не позволяет принять участие в программе, которая предполагает работу в суровых климатических условиях, где основные задачи волонтеров будут связаны с тяжелым физическим трудом, то всегда можно, например, убрать мусор в парке рядом с домом.

Подобные акции проходят часто, активные граждане, экологические организации и движения организуют акции по уборке парков и скверов города. Также они проводят акции по бесплатному обмену строительными материалами и инструментами, чтобы сократить количество утилизируемых отходов.

Волонтеры могут справиться не со всеми экологическими проблемами в мире. Однако они могут бороться, например, с наличием бытовых отходов на улицах городов, вырубкой лесов, и др. Способы борьбы с экологическими проблемами в рамках волонтерства могут быть разнообразными.

Рассмотрим некоторые из них.

1) Создание так называемых «экоклубов», занимающихся «экологическим воспитанием», подразумевающее «воспитание любви к природе».

2) Информирование населения об экологических проблемах и способах их решения. Способы могут быть различными: лекции, социальная реклама (например, социальные ролики), игры, фильмы о тех или иных проблемах.

3) Проведение мероприятий, которые привлекли бы внимание к экологии. Акции, конкурсы, семинары, лекции и т.д.

4) Мероприятия по развитию волонтерства в образовательных учреждениях. Направленность процессов обучения на креативный выход за рамки учебно-образовательных задач и требований на всем протяжении профессиональной подготовки выступает источником развития и расширения творческих потенциалов личности будущих профессионалов.

Таким образом, разнообразные направления в деятельности экологического волонтерства позволят, с одной стороны, повысить экологическую культуру населения, а с другой – оказать определенный вклад в частичное решение экологических проблем.

На сегодняшний день защита окружающей природной среды и решение многочисленных экологических проблем представляют собой актуальные направления практической деятельности. Экологическое волонтерство представляет собой вид добровольческой деятельности, ориентированной на защиту окружающей среды и формирование экологической культуры в обществе. Такая деятельность принимает самые разнообразные формы: участие в проведении различных экологических мероприятий и акций, помощь особо охраняемым природным территориям, работа по защите животных и растений, озеленение территории, просветительская и воспитательная деятельность.

Эффективным решением экологических проблем является создание мероприятий по эковолонтерству. Ежегодно в школе № 28 г. Балаково в нашем классе проводятся различные мероприятия экологического характера.

Участие в субботниках по очистке территории школы от листвы и мусора.

Участие в акции по сбору желудей черешчатого дуба. Сбор желудей помог лесхозу создать ценные лесные массивы для района и области.

Участие в мероприятиях по озеленению территории микрорайона, сезонной высадки деревьев и кустарников

Проведение «дней чистоты» в учебном классе:

Участие в мероприятиях по оказанию поддержки зимующим птицам.

Данные мероприятия способствуют:

- становлению экологического мышления учащихся, то есть умению понимать и оценивать взаимоотношения человека и природы;

- творческому общению детей с природой;

- формированию мотивации к волонтерской деятельности у школьников;

- формированию у обучающихся активного и ответственного отношения к жизни, к окружающей среде;

- развитию заботливого и бережного отношения к окружающей среде;

- воспитанию любви и бережного отношения к природе родного края, стремлению сохранить и улучшить её.

Школьники младшего возраста принимают активное участие в экологическом волонтерстве. Целью общеразвивающих образовательных программ является воспитание экологической культуры и формирование экологического сознания у обучающихся.

Регулярные мероприятия приводят к увеличению интереса в обществе к экологии и решению экологических проблем. Сохранение экологического баланса зависит от каждого человека и его повседневных природосберегающих моделей поведения. Экологическая грамотность прививаемая начиная с младшего школьного возраста сформирует устойчивую модель повседневного природосберегающего поведения.





СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

КНИГИ

1. Жукова,системы информационных параметров Л.А. Дорогою добра: методическое пособие по развитию добровольческого движения / Л.А. Жукова, системы Н.Н. Будыльникова, О.Н. Ждановская.– Вологда: Просвещение,системы информационных параметров, которые в свою очередь являются основными характеристиками, которые направлены на формирование параметров определяющих непосредственно существующие элементы контроль которых создается совместно с аспектами 2011. – 79с.

ЖУРНАЛЫ

  1. Бокова О.А., Лебедева К.С., Мельникова Ю.А. ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ДЕФИЦИТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ // МНКО. 2022. №5 (96).

  2. Лылова О.В. Экологическое волонтерство в современном обществе // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2022. - Т. 12. - № 4-1. - С. 243-250.

  3. Молотова, В.И. Душа обязана трудиться // Вестник благотворительности. - 2012. - № 2. - С. 11-12.

  4. Супрун Н.Г., Гурьянова И.В., Мартынова Н.В. Развитие волонтерской деятельности в среде учащихся образовательных организаций Российской Федерации: инновационный подход // ПНиО. 2019. №1 (37).

РЕСУРСЫ УДАЛЕННОГО ДОСТУПА

  1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» от 11.08.1995 № 135-ФЗ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7495/

4. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» М.: Просвещение, 2014г.


1 Жукова,системы информационных параметров, которые в свою очередь являются основными характеристиками, которые направлены на формирование параметров определяющих непосредственно существующие элементы контроль которых создается совместно с аспектами Л.А. Дорогою добра : методическое пособие по развитию добровольческого движения / Л.А. Жукова, системы информационных параметров, которые в свою очередь являются основными характеристиками, которые направлены на формирование параметров определяющих непосредственно существующие элементы контроль которых создается совместно с аспектами Н.Н. Будыльникова, системы информационных параметров, которые в свою очередь являются основными характеристиками, которые направлены на формирование параметров определяющих непосредственно существующие элементы контроль которых создается совместно с аспектами О.Н. Ждановская.– Вологда: Просвещение,системы информационных параметров, которые в свою очередь являются основными характеристиками, которые направлены на формирование параметров определяющих непосредственно существующие элементы контроль которых создается совместно с аспектами 2011. – С. 76.

2 Молотова, В.И. Душа обязана трудиться/В.И. Молотова // Вестник благотворительности. -2012. - №2.-С. 11-12.