СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды задач в 1 классе. Простые задачи на сложение и вычитание.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал даёт возможность правильно организовать работу на уроках математики при изучении простых задач.

Просмотр содержимого документа
«Виды задач в 1 классе. Простые задачи на сложение и вычитание.»

Простые задачи на сложение и вычитание



Нахождение

суммы двух слагаемых

Нахождение

неизвестного слагаемого

Нахождение

неизвестного слагаемого

В коробке лежало 3 простых и 4 цветных карандаша. Сколько всего карандашей было в коробке?

3+4=7 (шт.)

Ответ: 7 карандашей в коробке.



В коробке всего лежало 7 карандашей. Из них 3 простых. Остальные - цветные. Сколько цветных карандашей в коробке?

7-3=4 (шт.)

Ответ: 4 цветных карандаша в коробке.

В коробке всего лежало 7 карандашей. Из них 4 цветных. Остальные - простые. Сколько простых карандашей в коробке?

7-4=3 (шт.)

Ответ: 3 простых карандаша в коробке.

Нахождение разности (остатка)

Нахождение неизвестного уменьшаемого

Нахождение неизвестного вычитаемого

Мама купила 7 пирожных. 3 пирожных съели. Сколько осталось?





Было - 7 п.

Съели - 3 п.

Осталось - ? п.

7-3=4 (п.)

Ответ: 4 пирожных осталось.



Мама купила пирожные. После того, как 3 съели, осталось 4. Сколько пирожных купили?



Было - ? п.

Съели - 3 п.

Осталось - 4 п.

3+4=7 (п.)

Ответ: 7 пирожных купили.

Мама купила 7 пирожных. После того, как несколько съели, осталось 4. Сколько пирожных съели?



Было - 7 п.

Съели - ? п.

Осталось - 4 п.

7-4=3 (п.)

Ответ: 3 пирожных съели.





Увеличение

на несколько единиц

Уменьшение

на несколько единиц

Разностное сравнение

В коробке лежало 3 простых карандаша, а цветных на 2 больше. Сколько цветных карандашей лежало в коробке?

3+2=5 (шт.)

Ответ: 5 цветных карандашей лежало в коробке.



В коробке лежало 5 цветных карандашей, а простых на 2 меньше. Сколько простых карандашей лежало в коробке?

5-2=3 (шт.)

Ответ: 3 простых карандаша лежало в коробке.



В коробке лежало 5 цветных и 3 простых карандаша. На сколько больше было цветных карандашей, чем простых?

5-3=2 (шт.)

Ответ: на 2 карандаша больше цветных, чем простых.

Прием рассмотрения задач с недостающими или лишними данными. Например:

У кормушки было 6 серых и 5 белых голубей. Один белый голубь улетел. Сколько белых голубей стало у кормушки?

Анализ текста показывает, что одно из данных лишнее – 6 серых голубей. Для ответа на вопрос оно не нужно. После решения задачи учитель предлагает внести в текст задачи такие изменения, чтобы данное понадобилось. Это приводит к составной задаче:

У кормушки было 6 серых и 5 белых голубей. Один голубь улетел. Сколько голубей у кормушки?

Эти изменения условия повлекут за собой необходимость выполнять два действия: (6+5) -1 или (6-1)+5 или (5-1)+6.

Таким образом простая задача «достраивается» до составной.

 

 

Методические приемы преобразования задач в начальной школе.

Преобразование задач – это изменение связи между числовыми данными в некотором тексте.

Изменение связи между числовыми данными может быть следующих видов:

изменение связи между числовыми данными условия и требования.

Например, дана задача: «На одном столе лежало 5 книг, на другом столе на 2 книги больше. Сколько книг лежало на втором столе?»


Сделаем краткую запись:

I стол - 5 кн.

II стол - ?, на 2 кн. больше

Преобразуем задачу.

Например: «На одном столе лежало 5 книг, на другом столе на 2 книги больше. Сколько книг лежало на двух столах?»

Сделаем краткую запись:

I стол - 5 кн.

II стол - ?, на 2 кн. Больше

Таким образом, мы преобразовали простую задачу в составную.

изменение связи между числовыми данными в условии.

Например, дана задача: «В красной вазе стояло 7 роз, а в зеленой на 4 меньше. Сколько роз стояло в двух вазах?»

Составим краткую запись:

Крас. ваза – 7 роз

Зел. ваза - ?, на 4 меньше

Преобразуем задачу.

Например: «В красной вазе стояло 7 роз, а в зеленой на 4 больше. Сколько роз стояло в двух вазах?»

Составим краткую запись:

Крас. ваза – 7 роз

Зел. ваза - ?, на 4 больше

Таким образом, преобразовав задачу, мы изменили отношения между объектами задачи с «меньше на» на «больше на».

изменение связи между числовыми данными в условии и числовыми данными условия и требования.

Первый этап — подготовительный. Основная цель этого этапа — организовать систему упражнений по выполнению операций над множествами. Так, подготовкой к решению задач на сложение являются упражнения по объединению множеств. Упражнения на выделение части множества проводятся для подготовки детей к решению задач на вычитание. С помощью операций над множествами раскрывается отношение “часть — целое”, доводится до понимания смысл выражений “больше на...”, “меньше на...”, вопросов: “Что известно?”, “Что нужно узнать?”