Простые задачи на сложение и вычитание
Нахождение
суммы двух слагаемых
Нахождение
неизвестного слагаемого
Нахождение
неизвестного слагаемого
В коробке лежало 3 простых и 4 цветных карандаша. Сколько всего карандашей было в коробке?


3+4=7 (шт.)

Ответ: 7 карандашей в коробке.
В коробке всего лежало 7 карандашей. Из них 3 простых. Остальные - цветные. Сколько цветных карандашей в коробке?


7-3=4 (шт.)

Ответ: 4 цветных карандаша в коробке.
В коробке всего лежало 7 карандашей. Из них 4 цветных. Остальные - простые. Сколько простых карандашей в коробке?


7-4=3 (шт.)

Ответ: 3 простых карандаша в коробке.
Нахождение разности (остатка)
Нахождение неизвестного уменьшаемого
Нахождение неизвестного вычитаемого
Мама купила 7 пирожных. 3 пирожных съели. Сколько осталось?
Было - 7 п.
Съели - 3 п.
Осталось - ? п.

7-3=4 (п.)

Ответ: 4 пирожных осталось.
Мама купила пирожные. После того, как 3 съели, осталось 4. Сколько пирожных купили?
Было - ? п.
Съели - 3 п.
Осталось - 4 п.

3+4=7 (п.)

Ответ: 7 пирожных купили.
Мама купила 7 пирожных. После того, как несколько съели, осталось 4. Сколько пирожных съели?
Было - 7 п.
Съели - ? п.
Осталось - 4 п.

7-4=3 (п.)

Ответ: 3 пирожных съели.
Увеличение
на несколько единиц
Уменьшение
на несколько единиц
Разностное сравнение
В коробке лежало 3 простых карандаша, а цветных на 2 больше. Сколько цветных карандашей лежало в коробке?


3+2=5 (шт.)

Ответ: 5 цветных карандашей лежало в коробке.
В коробке лежало 5 цветных карандашей, а простых на 2 меньше. Сколько простых карандашей лежало в коробке?


5-2=3 (шт.)

Ответ: 3 простых карандаша лежало в коробке.
В коробке лежало 5 цветных и 3 простых карандаша. На сколько больше было цветных карандашей, чем простых?


5-3=2 (шт.)

Ответ: на 2 карандаша больше цветных, чем простых.
Прием рассмотрения задач с недостающими или лишними данными. Например:
У кормушки было 6 серых и 5 белых голубей. Один белый голубь улетел. Сколько белых голубей стало у кормушки?
Анализ текста показывает, что одно из данных лишнее – 6 серых голубей. Для ответа на вопрос оно не нужно. После решения задачи учитель предлагает внести в текст задачи такие изменения, чтобы данное понадобилось. Это приводит к составной задаче:
У кормушки было 6 серых и 5 белых голубей. Один голубь улетел. Сколько голубей у кормушки?
Эти изменения условия повлекут за собой необходимость выполнять два действия: (6+5) -1 или (6-1)+5 или (5-1)+6.
Таким образом простая задача «достраивается» до составной.
Методические приемы преобразования задач в начальной школе.
Преобразование задач – это изменение связи между числовыми данными в некотором тексте.
Изменение связи между числовыми данными может быть следующих видов:
изменение связи между числовыми данными условия и требования.
Например, дана задача: «На одном столе лежало 5 книг, на другом столе на 2 книги больше. Сколько книг лежало на втором столе?»
Сделаем краткую запись:
I стол - 5 кн.
II стол - ?, на 2 кн. больше
Преобразуем задачу.
Например: «На одном столе лежало 5 книг, на другом столе на 2 книги больше. Сколько книг лежало на двух столах?»
Сделаем краткую запись:
I стол - 5 кн.
II стол - ?, на 2 кн. Больше
Таким образом, мы преобразовали простую задачу в составную.
изменение связи между числовыми данными в условии.
Например, дана задача: «В красной вазе стояло 7 роз, а в зеленой на 4 меньше. Сколько роз стояло в двух вазах?»
Составим краткую запись:
Крас. ваза – 7 роз
Зел. ваза - ?, на 4 меньше
Преобразуем задачу.
Например: «В красной вазе стояло 7 роз, а в зеленой на 4 больше. Сколько роз стояло в двух вазах?»
Составим краткую запись:
Крас. ваза – 7 роз
Зел. ваза - ?, на 4 больше
Таким образом, преобразовав задачу, мы изменили отношения между объектами задачи с «меньше на» на «больше на».
изменение связи между числовыми данными в условии и числовыми данными условия и требования.
Первый этап — подготовительный. Основная цель этого этапа — организовать систему упражнений по выполнению операций над множествами. Так, подготовкой к решению задач на сложение являются упражнения по объединению множеств. Упражнения на выделение части множества проводятся для подготовки детей к решению задач на вычитание. С помощью операций над множествами раскрывается отношение “часть — целое”, доводится до понимания смысл выражений “больше на...”, “меньше на...”, вопросов: “Что известно?”, “Что нужно узнать?”