____7 класс_____
________________
Тема: «Великие просветители Европы»
Цели урока:
Образовательная – раскрыть понятие «просвещение», абсолютизм, познакомить с деятельностью французских мыслителей, идейных вдохновителей Великой французской революции 1789 года.
Развивающая – формировать умения опираться на уже известные факты при изучении нового материала; совершенствовать навыки установления причинно-следственных связей, составлять обобщающие таблицы, давать сравнения однотипным явлениям.
Воспитательная – прививать ученикам идеалы добра, гуманизма, справедливости при изучении деятельности французских просветителей.
Оборудование: учебник, историческая карта, атласы, сочинение Ж.Ж.Руссо «Об общественном договоре», Ш.Л.Монтескье «О духе законов», портреты ученых Ньютона, Лейбница, Линнея, Лавуазье.
Основные понятия и термины: просвещение, абсолютизм, рационализм, энциклопедисты, естественное право человека, конституционная монархия.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
Постановка проблемного задания (мотивация учеников):
«Почему философия Просвещения стала основой абсолютизма в европейских странах»? |
Вводное слово учителя.
Во второй половине ХVII – первой половине XVIII веков в духовной и культурной жизни Европы происходили процессы, которые впоследствии внесли изменения в социально-экономическое и политические развитие. Это время характеризуется развитием научных знаний , технических изобретений – одним словом, преобладанием науки над религией. Поэтому неудивительно, что данный период в истории Европы получил название – Просвещение.
Что же это такое? Об этом и многом другом мы узнаем сегодня на уроке.
Изучение нового материала.
Английские и французские просветители: их теории.
Работа с понятием
Просвещение – это идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму, связанное с борьбой зарождающейся буржуазии против феодализма.
Или:
Просвещение – это идейное течение, основанное на рационализме, распространении знаний, признании естественных и политических прав человека.
Из этого следует, что деятели Просвещения боролись за политическую свободу и гражданское равенство. А для достижения нового общественного порядка необходимо среди народа распространять знания.
Составляем сравнительную таблицу. Учитель составляет совместно с учениками класса.
«Английские и французские просветители»
№ | Просветитель | Страна | Произведение | Взгляды |
1 | Томас Гоббс | Англия | «Левиафан» | Сторонник абсолютной монархии Выдвинул теорию общественного договора |
2 | Джон Локк | Англия | «Два трактора о правлении» | Сторонник конституционной монархии Источником власти является народ Выступал за религиозную терпимость Выдвинул идею разделения власти Частная собственность – основа процветания |
3 | Шарль Луи Монтескье | Франция | «О духе законов» | Определял характер законов исходя из размеров страны Определил три формы правления: деспотия, монархия и республика Ввел принцип разделения власти на три ветви |
4 | Вольтер | Франция | «Философский словарь» | Указывал на необходимость совершенствования общественных порядков Сторонник просвещенного абсолютизма |
5 | Жан-Жак Руссо | Франция | «Рассуждение о начале и основаниях неравенства» | Человек попадает в зависимость в процессе развития общества Частная собственность ведет к неравенству Общество должно быть равным на основе договора |
| | | «Об общественном договоре» | Равенство всех людей перед законом Народ может наделять и отбирать власть Сторонник демократической республики Абсолютная монархия – враг свободы |
Учитель формулирует выводы:
Образование и воспитание всех людей приведет общество к счастью. А счастье – это справедливость и равенство всех граждан.
Деятельность энциклопедистов.
Самостоятельная деятельность учеников (Работа с учебником). Работа в группах.
Задание 1. (группа А)
А1. Каких ученых называли энциклопедисты?
А2. Что общего и что отличного было в их деятельности по сравнению с просветителями?
А3. Какое значение имела «Энциклопедия» для развития общества и государства?
Задание 2. (группа Б – работа с учебником)
Б1. Стр.187 – «О духе законов». Какой принцип положена в теорию о разделении власти?
Б2. От чего предостерегал философ Монтескье?
Задание 3. (группа В – работа с источником)
В1. Стр. 186 – «О просвещении»: Для чего человеку необходимо образование?
В2. Актуальны ли взгляды философа в наше время и почему?
Развитие научных знаний в Европе в конце XVII – в начале XVIII вв.
Коллективная работа. Составление обобщающей таблицы.
№ | Ученый | Годы жизни | Отрасль науки | Открытия и изобретения |
1 | Исаак Ньютон (Англия) | 1643 – 1727 | Физика, математика, механика | Зеркальный телескоп Закон всемирного тяготения Принцип классической механики |
2 | Готфрид Лейбниц (Германия) | 1646 – 1716 | Математика | Интегральное вычисление Вычислительная машина |
3 | Карл Линней (Швеция) | 1707-1778 | Биология | Классифицировал животных, растения и минералы. |
4 | Антуан Лавуазье (Франция) | 1743 - 1794 | Химия | Закон сохранения массы вещества Выяснил причины химических реакций |
Выступления учеников с сообщениями о жизни и творчестве выдающихся ученых, о их вкладе в развитие мировой науки.
4. Систематизация и обобщение изученного материала.
Решение проблемы.
Ученики предлагают варианты решений:
Просветители стремились к идеальному обществу, а власть их знания и авторитет использовала для собственного возвеличивания.
Философы возлагали надежды на просвещенных монархов, от которых зависела возможность проведения определенных реформ.
5. Итоги урока.
Учитель определяет участие каждого ученика в решении исторической проблемы. Выставляет оценки, комментирует их.
Домашнее задание
Прочитать материал учебника.
Определить, какие идеи и стремления просветителей остаются актуальными в наше время и почему? Ответ записать в тетрадь.