СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Великие просветители Европы

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по всеобщей истории в 7 классе на тему: "Великие просветители Европы".

Просмотр содержимого документа
«Великие просветители Европы»

____7 класс_____

________________

Тема: «Великие просветители Европы»

Цели урока:

Образовательная – раскрыть понятие «просвещение», абсолютизм, познакомить с деятельностью французских мыслителей, идейных вдохновителей Великой французской революции 1789 года.

Развивающая – формировать умения опираться на уже известные факты при изучении нового материала; совершенствовать навыки установления причинно-следственных связей, составлять обобщающие таблицы, давать сравнения однотипным явлениям.

Воспитательная – прививать ученикам идеалы добра, гуманизма, справедливости при изучении деятельности французских просветителей.

Оборудование: учебник, историческая карта, атласы, сочинение Ж.Ж.Руссо «Об общественном договоре», Ш.Л.Монтескье «О духе законов», портреты ученых Ньютона, Лейбница, Линнея, Лавуазье.

Основные понятия и термины: просвещение, абсолютизм, рационализм, энциклопедисты, естественное право человека, конституционная монархия.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

Постановка проблемного задания (мотивация учеников):

«Почему философия Просвещения стала основой абсолютизма в европейских странах»?





Вводное слово учителя.

Во второй половине ХVII – первой половине XVIII веков в духовной и культурной жизни Европы происходили процессы, которые впоследствии внесли изменения в социально-экономическое и политические развитие. Это время характеризуется развитием научных знаний , технических изобретений – одним словом, преобладанием науки над религией. Поэтому неудивительно, что данный период в истории Европы получил название – Просвещение.

Что же это такое? Об этом и многом другом мы узнаем сегодня на уроке.

  1. Изучение нового материала.

    1. Английские и французские просветители: их теории.

Работа с понятием

Просвещение – это идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму, связанное с борьбой зарождающейся буржуазии против феодализма.

Или:

Просвещение – это идейное течение, основанное на рационализме, распространении знаний, признании естественных и политических прав человека.

Из этого следует, что деятели Просвещения боролись за политическую свободу и гражданское равенство. А для достижения нового общественного порядка необходимо среди народа распространять знания.

Составляем сравнительную таблицу. Учитель составляет совместно с учениками класса.

«Английские и французские просветители»

Просветитель

Страна

Произведение

Взгляды

1

Томас Гоббс

Англия

«Левиафан»

  1. Сторонник абсолютной монархии

  2. Выдвинул теорию общественного договора

2

Джон Локк

Англия

«Два трактора о правлении»

  1. Сторонник конституционной монархии

  2. Источником власти является народ

  3. Выступал за религиозную терпимость

  4. Выдвинул идею разделения власти

  5. Частная собственность – основа процветания

3

Шарль Луи Монтескье

Франция

«О духе законов»

  1. Определял характер законов исходя из размеров страны

  2. Определил три формы правления: деспотия, монархия и республика

  3. Ввел принцип разделения власти на три ветви

4

Вольтер

Франция

«Философский словарь»

  1. Указывал на необходимость совершенствования общественных порядков

  2. Сторонник просвещенного абсолютизма

5

Жан-Жак Руссо

Франция

«Рассуждение о начале и основаниях неравенства»

  1. Человек попадает в зависимость в процессе развития общества

  2. Частная собственность ведет к неравенству

  3. Общество должно быть равным на основе договора




«Об общественном договоре»

  1. Равенство всех людей перед законом

  2. Народ может наделять и отбирать власть

  3. Сторонник демократической республики

  4. Абсолютная монархия – враг свободы



Учитель формулирует выводы:

Образование и воспитание всех людей приведет общество к счастью. А счастье – это справедливость и равенство всех граждан.

    1. Деятельность энциклопедистов.

Самостоятельная деятельность учеников (Работа с учебником). Работа в группах.

Задание 1. (группа А)

А1. Каких ученых называли энциклопедисты?

А2. Что общего и что отличного было в их деятельности по сравнению с просветителями?

А3. Какое значение имела «Энциклопедия» для развития общества и государства?

Задание 2. (группа Б – работа с учебником)

Б1. Стр.187 – «О духе законов». Какой принцип положена в теорию о разделении власти?

Б2. От чего предостерегал философ Монтескье?

Задание 3. (группа В – работа с источником)

В1. Стр. 186 – «О просвещении»: Для чего человеку необходимо образование?

В2. Актуальны ли взгляды философа в наше время и почему?

    1. Развитие научных знаний в Европе в конце XVII – в начале XVIII вв.

Коллективная работа. Составление обобщающей таблицы.

Ученый

Годы жизни

Отрасль науки

Открытия и изобретения

1

Исаак Ньютон

(Англия)

1643 – 1727

Физика, математика, механика

  1. Зеркальный телескоп

  2. Закон всемирного тяготения

  3. Принцип классической механики

2

Готфрид Лейбниц

(Германия)

1646 – 1716

Математика

  1. Интегральное вычисление

  2. Вычислительная машина

3

Карл Линней

(Швеция)

1707-1778

Биология

  1. Классифицировал животных, растения и минералы.

4

Антуан Лавуазье

(Франция)

1743 - 1794

Химия

  1. Закон сохранения массы вещества

  2. Выяснил причины химических реакций



Выступления учеников с сообщениями о жизни и творчестве выдающихся ученых, о их вкладе в развитие мировой науки.

4. Систематизация и обобщение изученного материала.

Решение проблемы.

Ученики предлагают варианты решений:

  1. Просветители стремились к идеальному обществу, а власть их знания и авторитет использовала для собственного возвеличивания.

  2. Философы возлагали надежды на просвещенных монархов, от которых зависела возможность проведения определенных реформ.

5. Итоги урока.

Учитель определяет участие каждого ученика в решении исторической проблемы. Выставляет оценки, комментирует их.

  1. Домашнее задание

    1. Прочитать материал учебника.

    2. Определить, какие идеи и стремления просветителей остаются актуальными в наше время и почему? Ответ записать в тетрадь.