СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Викторина по русскому языку для 6-х классов "Нестандартные уроки русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Викторина по русскому языку для 6-х классов

Ц е л ь: привлечь внимание школьников к изучению русского языка, определить лучшего в знании изученных разделов русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Викторина по русскому языку для 6-х классов "Нестандартные уроки русского языка"»

Викторина по русскому языку для 6-х классов

Ц е л ь: привлечь внимание школьников к изучению русского языка, определить лучшего в знании изученных разделов русского языка.

Кроссворд

1









2








3












4

















5











6













Вопросы:

  1. Раздел науки о языке, изучающий звуки языка, ударение, слог.

  2. Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка.

  3. Раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.

  4. Раздел науки о языке, изучающий строение слов и способы их образования.

  5. Раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи.

  6. Раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение.

В викторине участвуют 2-е команды. Команды выбирают себе названия: ( «Суффиксы», «Глаголы», «Междометия», «Наречие»,… и т.д.) Перед началом викторины каждой команде предлагается выбрать по 3 вопроса ( вопросы учащиеся не знают, они находятся в конвертах). Что собой представляют эти вопросы?

Это вопросы к кроссворду, который заранее выведен на доске. Кроссворд определит очерёдность ответа игроков.

Звучит музыка, викторина начинается.

I ТУР

Та команда, которая вытянула первый вопрос, отвечает на этот вопрос. И если ход результативный получает 2 балла. После чего ребятам предлагается проверить свои знания в этой области науки, а это фонетика.

ФОНЕТИКА

1-е задание:

У кого хвост длиннее?

Заменяйте в каждом последующем слове, начиная с первого, один звук (гласный или согласный) так, чтобы получилось новое слово.

Образец: БОК-СОК-ДОК и т.д. Выигрывает тот, чей «хвост» окажется длиннее.

ДОК, ЛОМ, КОРА, КОЧКА.

2-задание:

Кто грамоте горазд, тому не пропасть!

Прочитайте и запишите слова. Совпадает ли количество букв и звуков во всех словах?

(ПАДАТ”), (Й”ЭМ), (ПАРАЛ”Э”Л”), (ДВ”ИРНОЙ”), (СП”ЭЛЫЙ”), (Й”АКАР”).

3-задание:

Полминутки для шутки.

Поэт А.Шабаев написал стихотворение « Грустные вести». Прочитайте его, и вы сразу поймёте , почему поэт так назвал его. Исправьте все ошибки в письме. Объясните их причину.



Пришло письмо мне

Гляжу –

Из лагеря от Мишки…

Здесь чудный лук и я лижу.

Написано в письмишке.

Лук лижет?! Что за чудеса?!

Наверно, шутит плут…

Читаю дальше:

Здесь – лиса, красивый длинный прут.

И что такое он плетёт –

Не разберусь, хоть тресни:

Когда отряд идёт в поход, я запиваю песни!

На днях в лису нашёл я грусть и очень был доволен…

Нет, нет, не шутит он! Боюсь

Мой друг серьёзно болен.

Вернётся надо подлечить:

Заставить правила учить…





II ТУР

Зачитывается следующий вопрос из конверта – вопрос №2. Ребята проверяют свои знания в области лексики.

ЛЕКСИКА

1-задание:

Кто лучше?

Замените выделенное слово другим, более точно передающим данное понятие, и объясните свою замену.

I команда

  1. Мы пересаживали рассаду в землю. (в грунт)

  2. Недалеко от стада овец сидел пастух. (отара, чабан)

II команда

  1. Доярка налила молоко из ведра в бидон. (подойник)

  2. Ребята забрели в самую гущу леса. (чаща)

( Сбоку дороги цвёл высокий иван-чай. (по обочине)).

2-задание:

Спрятанное слово.

Впишите в клетки слова, каждое из которых может иметь указанные значения.

1








2







3








4









ВОПРОСЫ-ЗНАЧЕНИЯ:

  1. а) умение читать и писать;

б) награда за успехи в каком либо деле;

2. а) имеющий небольшую толщину;

б) высокий, писклявый голос;

3. а) часть архитектурного сооружения в виде высокого столба;

б) группа людей, идущих строем;

4. а) одна игра (в шахматы или шашки);

б) определённое количество предметов (о товаре).

1

Г

Р

А

М

О

Т

А

2

Т

О

К

И

Й


3

К

О

Л

О

Н

Н

А

4

П

А

Р

Т

И

Я



II ТУР

Зачитывается из конверта третий вопрос.

ФРАЗЕОЛОГИЯ

1-задание:

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? В таком случае учитесь употреблять в своей речи фразеологизмы. Внимательно прочитайте описания различных жизненных ситуаций, подберите к ним фразеологизмы, которые кратко и образно выразили бы их основной смысл.

  1. Мой друг никогда не говорит впустую, напрасно, и если уж пообещает что-нибудь, то обязательно сдержит слово. ( слов на ветер не бросает).

  2. Дядя Миша умеет всё: он и на гитаре играет, и рисует хорошо, и телевизор сам починить может, и модель планера сделает. ( золотые руки; мастер на все руки).

  3. Вадим не многословен, говорит он не часто, но замечания его всегда «бьют в цель». ( редко, да метко).

  4. Только мы вспомнили об Андрее, а он ,тут как тут, пришёл. ( лёгок на помине).

  5. Егор напроказничал, но каким-то образом избежал наказания (вышел сухим из воды)

2-задание:

Дело мастера боится.

Подберите фразеологизмы, которые обозначают высшее качество .



Беречь -… как зеницу ока.

Ругать -…на чём белый свет стоит.

Сильно краснеть - …до корней волос.

Крепко спать -…как убитый, без задних ног.

Быстро бежать -…во весь дух, сломя голову.

Хорошо знать -…как свои пять пальцев.





IV ТУР

Зачитывается четвёртый вопрос и задания для раздела науки о языке – словообразование.

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

1-задание:

  1. Одинаковы ли по словообразовательной структуре слова ГРАМОТЕЙ, КНИГОЧЕЙ, ЗЛОДЕЙ. ( нет: грамотей образовано суффиксальным способом, а книгочей и злодей – сложением слов (книги честь, т.е. читать, и зло деЯть)

  2. Одинаковы ли значения первых компонентов в каждой паре сложносокращённых слов: АВТОВОКЗАЛ, АВТОПОИЛКА, АВТОПОРТРЕТ, МОТОГОНКИ, МОТОПЕХОТА? ( нет: в слове автовокзал авто – «автобусный», автопоилка –«автоматическая», автопортрет – «само»(автор), мотогонки – «мотоциклетные», мотопехота – «моторизованная».

  3. Приведите примеры сложных слов, в которых приставка стоит после корня. ( водонепроницаемый, свежеиспечённый).





V ТУР

Вопрос № 4 – морфология

МОРФОЛОГИЯ

1-задание:

Спрятанное слово.

  1. Синоним предлогов возле, вблизи, в присутствии (кого, чего)-(ПРИ)

  2. Антоним предлога вдоль –(ПОПЕРЁК)

  3. Синоним предлогов наперекор (чему), против (чего), несмотря на (что) (-ВОПРЕКИ)

  4. Антоним предлога впереди (кого, чего) – (ПОЗАДИ)

  5. Антоним предлога до (со значением времени) – (ПОСЛЕ)

  6. Синоним предлога через (что) – (СКВОЗЬ)

  7. Синоним предлога кругом (кого, чего) – ВОКРУГ)



2-задание: (местоимение)

  1. Принадлежащий мне ( МОЁ)

  2. Возвратное местоимение в Р.п. (СЕБЯ)

  3. Определительное местоимение, синоним местоимений каждый, любой (ВСЯКИЙ)

  4. Указательное местоимение, антоним местоимения этот (ТОТ)

  5. Неопределённое местоимение, синоним местоимения кто-то (НЕКТО)

  6. Личное местоимение 3-го лица мн.ч. (ОНИ)







VI ТУР

Зачитывается последний вопрос и ним начинается последний шестой тур. Этим же (почти) вопросом заканчивается викторина.

Поговорим об обстоятельствах.

  1. Назовите обстоятельства в предложении: Петя легко вошёл в роль скромного героя, раненного хотя и не слишком опасно, но достаточно тяжело.

  2. Сколько обстоятельств в предложении: Тут сказался недоверчивый характер Ермасова, который любил всё делать сам, на свой страх и риск.



ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ВИКТОРИНЫ.