СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние физической культуры на психологическое состояние студентов

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Влияние физической культуры на психологическое состояние студентов

Просмотр содержимого документа
«Влияние физической культуры на психологическое состояние студентов»

Влияние физической культуры

на психологическое состояние студентов

Маркова Ульяна Александровна –

студент факультета психологии и педагогики,

СурГПУ, Рф, г. Сургут, u.a.markova2003@gmail.com

Муштай Кристина Александровна –

научный руководитель, кафедра физического воспитания,

СурГПУ, Рф, г. Сургут, kris4450@mail.ru


Аннотация: Данная статья анализирует влияние физической активности студентов высших учебных заведений на их психологическое здоровье. Показана взаимосвязь между физическим и эмоциональным состоянием студентов и положительный эффект занятий спортом на их здоровье. В статье также упоминается полезность физических упражнений для улучшения учебной деятельности студентов.


Ключевые слова: физическая культура, психологическое здоровье,

тревога, учебная деятельность.



В последнее время взаимосвязь между спортивной деятельностью и психологическим благополучием привлекла внимание научного общества. Многочисленные исследования показали, что между обеими переменными существует прямая связь. Кроме того, было установлено, что все виды физкультурно-спортивной деятельности способствуют положительному психологическому благополучию независимо от среды, в которой они выполняются. В частности, регулярно выполняемая физическая активность связана с высоким уровнем удовлетворенности жизнью, качеством жизни и счастья, а также развитием структур и ресурсов для получения удовольствия от стабильной и сбалансированной жизни. В свою очередь, выполнение физической активности посредством частых и регулярных спортивных программ или самостоятельных занятий связано с улучшением не только самочувствия, но и психического здоровья, автономии, памяти, образа тела, оптимизма, эмоциональной ясности и умственной гибкости.

Исследования показывают, что во время физической активности происходит увеличение кровотока и поступление кислорода в мозг, что способствует его лучшему функционированию. Также при выполнении физических упражнений организм вырабатывает эндорфин - гормон счастья, который повышает настроение и снижает стресс. Кроме того, регулярные тренировки способствуют нормализации уровня серотонина - вещества, ответственного за эмоциональное состояние человека. В результате физических нагрузок человек становится более энергичным, концентрированным и способным к лучшей работе мозга, что приводит к повышению настроения и созданию ощущения приятного расслабления после тренировки. Это помогает справиться со стрессом, а также улучшает самооценку и повышает уверенность в себе. Поэтому физические упражнения являются не только отличной профилактикой различных психологических расстройств, но и помогают поддерживать психическое здоровье в хорошей форме.

Также физическая культура способствует улучшению социальной адаптации студентов. Занимаясь спортом или участвуя в командных играх, они получают возможность общаться с другими людьми, работать в команде и развивать навыки лидерства. Это помогает им лучше интегрироваться в учебную среду и общество в целом. Более того, занятия спортом способствуют развитию таких качеств как целеустремленность, выносливость и командный дух. В процессе тренировок студентам приходится работать в команде или соперничать друг с другом. Это помогает развить навыки работы в коллективе, адаптивности к новым условиям и лучше понимать значимость сотрудничества.

В 1970 году было проведено первое исследование, которое изучало влияние физической активности на настроение. В рамках этого исследования две группы мужчин были задействованы: одна группа участвовала в шестинедельной программе интенсивных тренировок, включающих бег, плавание и езду на велосипеде, в то время как другая группа продолжала свой обычный сидячий образ жизни. Результаты показали, что участники, занимающиеся физическими упражнениями, быстрее преодолевали депрессию. С течением времени депрессия среди студентов становится все более серьезной проблемой из-за давления успеваемости, социальных взаимодействий и личных проблем. Однако существует много данных, подтверждающих, что физическая активность может помочь предотвратить и лечить депрессию. Регулярные занятия спортом приносят пользу не только физическому здоровью, но и улучшают психологическое состояние, особенно у студентов. По данным недавнего исследования Гарвардской школы общественного здравоохранения, всего 15 минут бега или час ходьбы в день могут снизить риск глубокой депрессии на 26%. Кроме того, регулярные физические упражнения могут помочь снизить вероятность рецидивов.

Польза физической активности для психологического благополучия зависит от отношения и поведения людей к физической активности и спорту. Позитивное отношение и поведение к физической активности определяют восприятие людьми собственного здоровья и психологического благополучия. Физическая культура, бесспорно, оказывает благоприятное влияние на психологическое состояние студентов. Регулярные занятия спортом снижают уровень стресса и тревожности, что повышает эффективность учебы и улучшает настроение. Физическая активность также помогает студентам бороться с депрессией и улучшает самооценку. Кроме того, занятия физической культурой способствуют выработке дисциплины, настойчивости и целеустремленности, что важно для развития личности студента.

Исследования отечественных авторов подтверждают положительное влияние физической культуры на психологическое состояние студентов. Например, Миндубаева Ф.А. и Харисова Н.М. (2019) выявили, что регулярные занятия физической культурой улучшают психологическое состояние студентов и снижают уровень тревожности и депрессии. Также было отмечено, что студенты, занимающиеся спортом, имеют более высокий уровень самооценки и уверенности в себе. Другие исследования, проведенные Мельниковой О. А (2015), показали, что занятия физической культурой способствуют развитию лидерских качеств и формированию целеустремленности у студентов. Также было отмечено, что физическая активность помогает справляться со стрессом и повышает уровень работоспособности. Исследование таких авторов, как Карнаухова Я. В., Слепова Л. Н., Хаирова Т. Н., Дижонова Л. Б. (2019) подтвердило, что занятия физической культурой улучшают настроение и способствуют формированию позитивного отношения к жизни у студентов.

Мировые исследования также подтверждают позитивные аспекты физической культуры и спорта. Например, исследование, проведенное в США (Abbott, R., Ploubidis, G., Huppert, F., Kuh, D, 2018), показало, что занятия йогой и медитацией улучшают психическое здоровье студентов и помогают справляться со стрессом. Исследование, проведенное в Канаде (Berzonsky M.D., 2018), выявило, что занятия физической культурой улучшают самооценку и уверенность в себе у студентов, а также способствуют формированию социальных навыков и укреплению социальных связей. В европейском исследовании было показано, что физическая активность улучшает психологическое здоровье студентов и помогает снизить уровень тревожности и депрессии.

Физическая активность является наиболее популярной из всех видов деятельности, которым молодые люди посвящают свое свободное время. Более того, это практика, которую молодые люди связывают с восприятием самоопределения и высоким уровнем удовлетворенности. Они считают физкультурно-спортивную деятельность положительным аспектом своей жизни из-за ее способности продвигать ценности, связанные с их психологическим благополучием, наряду с расслаблением, ответственностью, приверженностью делу и личным удовлетворением. 

Цель исследования – определить влияние физической культуры на уровень психологического состояния студентов.

Материалы и методы исследования. В исследовании приняли участие 37 студентов Сургутского государственного педагогического университета в возрасте от 18 до 21 года.

Задачи исследования:

1.Оценить уровень физической активности у студентов
2.Изучить уровень стресса и тревожности у студентов.
3.Определить связь между уровнем физической активности и психологическим состоянием.
4.Определить предпочтения в выборе видов физических упражнений и их влияние на эмоциональное состояние.
5. Проанализировать общее отношение студентов к занятиям физической культурой и их восприятие этой деятельности.

Для того чтобы определить влияние физической культуры на уровень психологического состояния студентов мы провели опрос, благодаря которому мы смогли узнать, что у 92,9% физические нагрузки влияют на психологическое состояние. 71,4% физические упражнения помогают преодолеть стресс, которому они подвергаются во время учебы. Также 57% студентов стараются систематически заниматься физической культурой.

Таким образом, мы поняли, что занятия физической культурой и спортом являются полезными для психологического здоровья студентов. Они помогают справиться со стрессом, повысить настроение и самооценку, а также улучшить когнитивные функции.

В заключении следует отметить, что важно правильно выбирать занятия, так как занятия спортом помогут сохранить физическое и психологическое здоровье, а также развить личностные качества, о которых мечтает каждый человек. Студентам рекомендуется регулярно заниматься физическими упражнениями как способом снятия нервного напряжения и поддержания психического здоровья. Систематическое тренирование мышечной системы через физическую активность оказывает положительное воздействие на организм, стимулирует интеллектуальную деятельность и повышает продуктивность умственного труда. Введение оптимальных физических нагрузок в учебный процесс создает благоприятные условия для смягчения негативного влияния внешней среды на психологическое состояние студентов.



Источники

  1. Бичев В.Г. Влияние физических нагрузок на эмоциональное состояние студента // Международный журнал гуманитарных и специальных наук. 2019. №41. С.87-94.

  2. Карнаухова Я. В., Слепова Л. Н., Хаирова Т. Н., Дижонова Л. Б. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в период экзаменационной сессии // Международный журнал экспериментального образования. 2019. № 7-2. С. 78-91.

  3. Миндубаева Ф.А., Харисова Н.М. Влияние физической культуры и спорта на личностные особенности студентов // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 4-2. С. 244-248.

  4. Физическая активность среди студентов // Всемирная организация здравоохранения. 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/physical-activity

  5. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания. – М.: Просвещение, 1987. – 654 с.

  6. Радионова Екатерина Николаевна. Влияние физической культуры на психологическое состояние студентов // Наука через призму времени.-2023.-№11