СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние хозяйственной деятельности человека на лес

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Влияние хозяйственной деятельности человека на лес»

Дорожная карта

ФИО участника: Лаференко Екатерина Юрьевна

Класс: 2

Предмет: Окружающий мир

Тема: «Невидимые нити»

Тема проекта: «Влияние хозяйственной деятельности человека на лес»

Объект исследования: хозяйственная деятельность человека

Предмет исследования: лес

Цель проекта: выявление влияния хозяйственной деятельности человека на лес

Продукт проект: памятка-буклет для учащихся о влиянии хозяйственной деятельности человека на лес.

Предполагаемые результаты:

Метапредметные:

- самоопределение в области познавательных интересов;

- умение искать необходимую информацию в открытом, неструктурированном информационном пространстве с использованием Интернета, цифровых образовательных ресурсов и каталогов библиотек;

- умение на практике применять уже имеющиеся знания и осваивать специфические знания для выполнения условий проекта;

- умение определять проблему как противоречие, формулировать задачи для решения проблемы;

- владение специальными технологиями, необходимыми в процессе создания итогового проектного продукта;

Личностные:

- культуры общения и сдержанного поведения среди учащихся школы;

- развивать основы ценностных суждений и оценок, уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки;

- потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический, жизненный опыт;

Этапы проекта

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Продукт

Мотивационный этап

Создает доброжелательную атмосферу перед работой над проектом. Проведение жеребьевки между темами «Влияние хозяйственной деятельности человека на лес»; «Книга о математике в древнем мире» и «Геометрические фигуры вокруг нас».

Была выбрана тема «Влияние хозяйственной деятельности человека на лес» (по программе: УМК «Школа России» Плешаков А.А.)

Демонстрация итогов выбора учениками темы. Создание проблемной ситуации по теме проекта, для повышения интереса.

Актуальность:

Из всех растительных ресурсов Земли самое важное значение в природе и жизни человека имеют леса. Они больше всего пострадали от хозяйственной деятельности и раньше других стали объектом охраны. Выбросы в атмосферу, гидросферу и почву различных веществ, а также вырубки, бытовые и промышленные свалки разрушают здоровье леса. 

Учёные подсчитали, что на Земле каждую минуту люди вырубают примерно 20 гектаров леса. Каждую минуту с Земли исчезает столько леса!

Проблема сохранения лесов актуальна. Лес нужно беречь, потому что он является – «лёгкими» нашей планеты.

Настрой учащихся на исследовательскую работу.


Выбор темы проекта через жеребьёвку.












Внимательно слушают.

Протокол выбора темы проекта

Подготовительный этап

Анализ проблемы выбранной темы проекта, формулирование цели, задач, гипотезы, предстоящего плана действий.

Проблема: хозяйственная деятельность человека отрицательно влияет на лес, однако младшие школьники не знают о об этом

Цель: выявление влияния хозяйственной деятельности человека на лес

Задачи:

  1. Изучить информацию о лесах, влиянии хозяйственной деятельности человека на них;

  2. Провести поисковое исследование по определению влияния хозяйственной деятельности человека на лес.

  3. Организовать субботник «Поможем лесу»;

4.Создать и разместить в классе продукт – памятка-буклет для учащихся о влиянии человека на природу.

Гипотеза: если знать о хозяйственной деятельности человека, то можно определить её негативное влияние на лес.

Организует распределение учащихся по группам, через жеребьевку. Формулирует задание необходимое для проведения исследования, перечень нахождения нужной информации, уточняет предстоящий план действий.

Знакомит учащихся с критериями оценивания результатов.

Вспоминают, что такое исследование, предлагает побыть учащимся в роли исследователей.

Знакомит учащихся с критериями оценивания результатов.

Критерии оценивания результатов:

  1. Работа в команде;

  2. Памятка-буклет соответствует теме;

  3. Самостоятельность;

  4. Соблюдение техники безопасности;

  5. Творческий подход.

Ученики с помощью учителя формулируют цель, гипотезу. Коллективно разрабатывают план действий.

Проблема: влияет ли хозяйственная деятельность человека на природу?

Цель: узнать влияние хозяйственной деятельности человека на лес.

План действий:

  1. Познакомиться с содержанием исследования;

  2. Провести исследование;

  3. Участие в субботнике;

  4. Создать плакат.

Гипотеза: если знать о хозяйственной деятельности человека, то можно определить её негативное влияние на лес




Распределяются с помощью жеребьёвки на группы.

План работы детей;
Критерии оценивания результатов.


Основной этап

(Теоретический,

Практический,

Аналитический)

Перед работой в группе предлагает вспомнить правила работы в команде.

Контроль учителя (Организует и контролирует поиск информации учащимися по командам):

1 команда – «Хозяйственная деятельность человека в лесу»

По мере того как наше население продолжает расти, люди создают все больше и больше ферм, что означает удаление сокращающегося количества лесов. Леса также очищаются за пиломатериалы, которые мы используем для строительства наших домов. Это имеет разрушительные последствия для дикой природы, которая когда-то была домом для зверей. 

2 команда – «Причины и последствия сокращения лесов».

одной из причин сокращения лесов является вырубка. Вырубка лесов началась на заре человеческого общества и по мере его развития возрастала. За последние 10 тыс. лет на Земле исчезло 2/3 лесов. Поэтому говорят: «человеку предшествуют леса, его сопровождают пустыни». За историческое время около 500 млн. гектар превратились из лесов в бесплодные пустыни. Леса уничтожаются так быстро, что площади вырубок существенно превышают площади посадок деревьев.

Леса вырубаются и сокращают площадь со скоростью около 26 гектар в минуту, есть опасения, что они исчезнут через 25 лет. Вырубленные участки леса не восстанавливаются, на месте их образуются малопродуктивные кустарниковые формации, а при сильной эрозии почв происходит опустынивание. В связи с вырубкой лесов сокращается водоносность рек, высыхают озера, понижается уровень грунтовых вод, усиливается эрозия почв, более засушливым и континентальным становится климат, часто возникают засухи и пыльные бури.

3 команда – «Как хозяйственная деятельность влияет на лес»

Человек все больше и больше начинает вторгаться в природу и изменять её в своих интересах, для достижения каких-то целей.

В результате различных технических изобретений потребление природных ресурсов увеличивается.

Особенно сильные изменения произошли вокруг городов. Растут обширные свалки мусора и отходов, которые образуются из различных ненужных вещей.

Например, у каждого человека имеется множество вещей, без которых жизнь кажется невозможной. Более того, индустрии требуется постоянно расширять рынок сбыта. Поэтому с помощью рекламы нам внушается, что старые (неважно, годные или нет) вещи нужно выкидывать и приобретать новые.

Таким образом, постоянно увеличиваются объёмы производства, строятся новые фабрики и заводы. Каждый из них должен иметь очистные сооружения, все основные технологии и формы деятельности необходимо регулярно обновлять, вкладывать деньги в то, чтобы уменьшить вредные выбросы. Однако это требует немалых финансовых затрат, на которые многие владельцы идти не хотят. В результате умирают леса.

Исследование «Состояние леса в нашем городе» - наблюдение за состояние леса в близи жилого сектора, пронаблюдали как хозяйственная деятельность человека влияет на состояние леса, на его сохранность.

Проведение субботника «Поможем лесу» на территории леса.

Контроль учителя (контролирует действия учеников во время исследования)

Обрабатывают полученные результаты исследования. Демонстрация результатов.

Анализ полученных результатов, вывод:

      Ученики обнаружили большое количество мусора как бытового, так и строительного, поваленные деревья и древесные остатки, много мест, где были костры, а также сломанные молодые деревья. На основе наблюдения можно сделать вывод, что хозяйственная деятельность человека отрицательно влияет на состояние лес.

Организует создание памятки-буклета о влиянии хозяйственной деятельности человека на лес.

Используемые методы: постановка проблемы, выдвижение гипотезы, исследование – наблюдение, поиск информации.

Вспоминают правила работы в группе.

Групповая деятельность детей.

Ищут информацию о хозяйственной деятельности человека и лесах, о влиянии хозяйственной деятельности человека на лес.




















































Проводят наблюдение, в сопровождении учителя, выявляют как хозяйственная деятельность влияет на лес.


Активно участвуют в субботнике.







Вывод: Для того, чтобы сохранить лес, необходимость сократить хозяйственную деятельность человека.





Создание буклета-памятки о влиянии хозяйственной деятельности человека на лес.

Взаимоконтроль (прием «Таблица взаимооценки»)






Протокол проведенного наблюдения;

Фотоотчет с субботника;

Памятка-буклет.


Рефлексивно-оценочный

(Презентационный

Рефлексивный)

Учитель организует коллективное обсуждение, осуществление устную самооценку по проведенной работе. Учитель участвует в коллективном обсуждении.

Контроль учителя (Оценка результатов проекта по критериям.)

Спрашивает у учащихся, как в дальнейшем продолжится исследование проекта, какая его перспектива.

Сообщает перспективу: выявление влияния хозяйственной деятельности на животных. Контроль учителя (Раздает карточки для рефлексии ученикам.)

Участвуют в коллективном обсуждении, осуществляют устную самооценку и оценку результатов проекта.


Предполагают о перспективе.




Самоконтроль (Оценивают с помощью карточек для рефлексии.)

Электронная презентация.

Карточки рефлексии.