СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Влияние семьи на становление личности. Проблемы семейного воспитания и взаимодействия семьи и школы»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Влияние семьи на становление личности. Проблемы семейного воспитания и взаимодействия семьи и школы»»





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новогригорьевская основная общеобразовательная школа

Акбулакского района Оренбургской области









Тема выступления:

«Влияние семьи на становление личности.

Проблемы семейного воспитания и взаимодействия семьи и школы»







Подготовила:

Дуесбекова Г.У.








2024г

С позиции социальной психологии, семья – это малая социальная группа, не­многочисленная по составу, объединённая общей деятельностью и находя­щаяся в непосредственном личностном контакте, что является основой для возникновения эмоциональных привязанностей и отношений.

Будучи первой воспитательной средой в жизни ребёнка, семья прини­мает на себя основной труд, обеспечивая тот или иной уровень развития. Для ребёнка семья – целый мир, в котором он живёт, растёт, вступает в опреде­лённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как по­ложительные, так и отрицательные влияния.

От того, какую роль ребенок занимает в семье и как складывается его общение с родственниками, напрямую зависит, каким он станет в будущем, как будет смотреть на мир и взаимодействовать с окружающими людьми. Семья – это колыбель развития ребенка. Знания о различных стилях семей­ного воспитания, их плюсах и минусах, позволят выработать свой собствен­ный стиль и создать гармоничные семейные отношения.

Именно в семье, при взаимодействии с родителями, ребёнок впервые овладевает правилами и нормами общения, что способствует адаптации в широкой социальной среде. В дальнейшем господствующие в семье стиль воспитания, мировоззрение и идеалы в большинстве своём являются для ре­бёнка теми ориентирами, которые формируют его ценности, остающиеся ос­новой образцов поведения и во взрослой жизни.

Существует множество классификаций стилей семейного воспитания, за основу которых взяты различные критерии взаимоотношений внутри се­мьи.

Классификации стилей семейного воспитания были предложены многими авторами, рассмотрим варианты:

Хотя каждый из авторов давал стилям свое название и использовал раз­личные критерии классификации, все они говорили примерно об одном и том же. В традиционной классификации, которая обобщает предложенные ранее варианты, представлены четыре основных типа семейного воспитания: авто­ритарный (властный), демократический (уважающий), потакающий (гиперо­пека), попустительский (равнодушный).

Авторитарный стиль воспитания предполагает, что слово родителей для ребенка – закон. Немногие дети могут сохранить при этом свою индиви­дуальность, чаще всего малыш вырастает недоверчивым, замкнутым, неса­мостоятельным. В подростковом возрасте у ребенка могут возникать бунты и антисоциальное поведение.

Другая крайность – это попустительский стиль семейного воспитания, при котором ребенку все дозволено. Часто родители используют данный стиль воспитания, желая показать свою любовь, однако эта стратегия не при­водит к положительным результатам. Отсутствие родительского авторитета и любых ограничений неадекватно завышает самооценку ребенка, что может вести за собой трудности общения.

Наиболее гармоничным стилем семейного воспитания является демокра­тический стиль. Он представляет собой сочетание дисциплины и уважение свободы ребенка. Взрослые не ущемляют права детей, а у них, в свою очередь, есть ряд обязанностей. Внутри семьи устанавливаются близкие доверительные отношения. В результате дети вырастают общительными, уверенными в себе и самостоятельными.

Благоприятный климат в семье, любовь и уважение – это то, что нужно ребёнку, чтобы быть уверенным в себе и с радостью познавать мир.

Семья – ячейка школьного коллектива. Педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей. Основная задача педагога в организации взаимодей­ствия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную дея­тельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый ха­рактер. Взаимоотношения всех участников учебно-воспитательного про­цесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности, способ­ствуют становлению личности. Большую социальную значимость играет це­ленаправленное общение с семьей. Взаимодействие школы и семьи должно быть индивидуальными, и поэтому педагог должен действовать в каждом конкретном случае из расчета с кем проживает ребенок, какие условия жизни, место проживания, социальный статус семьи и т.д. В воспитании не­уместны общие рекомендации, инструкции, методические разработки и рас­поряжения. Рекомендации данные одной семье нельзя апробировать на дру­гой семье. В данных ситуациях нужно научиться избегать советов. В функ­ции школы входит информирование, поддержка учащихся и родителей, в свою очередь семья реагирует и помогает школе. Нужно научить родителей искать и находить в своем ребенке, что-то хорошее и индивидуальное.

Главное условие взаимодействия школы и семьи – полное представление о функциях и содержании деятельности друг друга. Чтобы эти субъекты могли понимать друг друга и представлять образ воспитательных возможностей друг друга, могли устанавливать реальные действия взаимопомощи, отдавать себе отчет, для чего это делается и четко представлять задачи воспитания, средства и конечный результат. Зачастую семья передает эстафету воспита­ния школе, тем самым, самоустраняясь от процесса воспитания ребенка, как личности. Между тем, в личностном формировании ребенка должны участ­вовать обе стороны, при полном взаимопонимании и взаимопомощи друг другу. Семейное воспитание вносит эмоциональность в отношения, предпо­лагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям. Для того чтобы семья успешно справилась с воспитанием детей, родители должны знать основные педагогические требования и создать необходимые условия для воспитания ребенка в семье. Что же это за условия?

Прежде всего, та семейная атмосфера, когда каждый из родителей и членов семьи понимает свою ответственность за воспитание детей. Условия правильного семейного воспитания - рационально организованный быт, режим жизни в семье. Идеалом, к которому стремится семья, школа, все наше общество, яв­ляется всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться. С этой точки зрения и опреде­ляются основные задачи работы педагогов школ с родителями школьников: систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей. Ознакомление их с основами теоретических знаний, с практикой работы с учащимися; привлечение родителей к активному участию в учебно-воспита­тельном процессе, формирование у родителей потребности в самообразова­нии.

При построении взаимодействия семьи и школы должны учитывать опреде­ленные проблемы: воспитание в семье одного ребенка, специфика влияния неполной семьи на ребенка; дефицит общения родителей с детьми в связи с большой занятостью родителей.

Работа педагогов школ с родителями осуществляется по направлениям: со всем родительским коллективом, группой или индивидуально. Взаимодей­ствие школы и семьи в воспитании необходимо, поскольку родители хотят видеть своих детей достойными гражданами нашего общества. Без помощи семьи школа не может обеспечить высоких результатов воспитания. В отли­чие от социальных институтов семья воздействует на ребенка каждодневно, поэтому располагает почти неограниченными возможностями в формирова­нии его личностных качеств. Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если педагог строит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывает не только содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты и неожиданные повороты.

Давая советы, стремясь, если это необходимо, внести коррективы в воспита­тельные воздействия родителей на ребенка, нужно помнить, что прямое не­тактичное вмешательство во внутренние дела семьи может вызвать протест и нанести трудно поправимый вред. Ведь каждый родитель воспитывает своих детей так, как считает нужным, исходя из своих знаний, умений, чувств и убеждений. Очень внимательно следует относиться к просьбам родителей. Не выполнить просьбу можно только в том случае, если ее выполнение мо­жет нанести вред ребенку. Индивидуальное общение не только дает возмож­ность учителю оказать влияние на родителей, но и в свою очередь, во многом помогает ему в выборе правильного подхода к детям.

Для получения разносторонних сведений об учащихся педагогу необходимо изучить характеристики. Просмотрев документы, педагогу необходимо со­ставить список учащихся, с родителями которых следует встретиться инди­видуально, кого можно пригласить в школу на коллективную беседу. Для успешного взаимодействия школы и семьи в воспитании нужно, чтобы роди­тели умели анализировать деятельность и поведение своих детей. А для этого необходимо: разработать содержание и методику педагогического просвеще­ния родителей с учетом подготовленности их к нравственному воспитанию; пробудить у родителей как воспитателей интерес к процессу самообразова­ния в области специальных педагогических и психологических знаний; со­вершенствовать взаимоотношения родителей с детьми и классным руководи­телем, расширять сферу их совместной деятельности и общения. Если между классным руководителем и родителями существуют доверительные отноше­ния, педагог может попросить поделиться результатами своих наблюдений. Таким образом, обеспечивается единство требований школы, классного кол­лектива и семьи.

Преимуществом индивидуальной работы является то, что, находясь наедине с педагогом, родители откровеннее рассказывают ему о проблемах внутрисе­мейных отношений, о которых никогда бы ни сказали при посторонних. При индивидуальных беседах необходимо придерживаться главного правила: со­держание индивидуальной беседы должно быть достоянием только беседу­ющих, оно не должно разглашаться. Многое в отношении школы и семьи за­висит от первой встречи. В первом разговоре с родителями не следует гово­рить о трудностях работы с детьми. Нужно постараться, чтобы у родителей появилась уверенность, что учить и воспитывать их сына или дочь будут квалифицированные педагоги и для этого подготовлены все необходимые условия. Очень важна форма проведения индивидуальной беседы. Каждый собеседник должен уметь слушать. При знакомстве с родителями это пра­вило необходимо соблюдать. Большие возможности также представляет ра­бота с коллективом родителей: широкая педагогическая информация, обмен опытом, создание в необходимых случаях общественного мнения, привлече­ние родителей к участию в жизни класса. Эта работа ведется в двух направ­лениях: повышение педагогической культуры родителей и более совершен­ное в связи с этим выполнение ими обязанностей по воспитанию своих детей, объединение родителей в сплоченный коллектив, деятельность которого направлена на повышение уровня учебно-воспитательной работы со всеми детьми. Основная форма работы с коллективом родителей - родительское со­брание. Родительские собрания сближают учителей и родителей, прибли­жают семью к школе, помогают определить наиболее оптимальные пути воз­действия в воспитательном влиянии на ребенка. На собраниях родителей си­стематически знакомят с целями и задачами, содержанием, формами и мето­дами воспитания и обучения детей в семье и школе. Родительские собрания могут быть построены различно. Основная их часть - сообщение педагогиче­ских знаний - может выразиться в лекции, докладе, беседе, диспуте, дискус­сии.

Правильное педагогическое руководство семейным воспитанием возможно при условии комплексного подхода к воспитанию, обеспечении координации усилий по всем направлениям воспитания - идейно-политического, трудо­вого, нравственного, эстетического, физического. Целесообразно организо­ванное взаимодействие педагогов и родителей осуществляется поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции роди­телей, понимания ими своего гражданского долга и ответственности за вос­питание детей.

Первым и решающим условием положительно направленного взаимодействия являются доверительные партнерские взаимоотношения между учителями и родителями. Контакт строится таким образом, чтобы у родителей возникал интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.

Для успешной организации образовательного процесса необходимые знания о ситуации в семье, профессиональная помощь родителям и сотрудничество с ними в воспитании ребенка. Эффективными формами работы также являются индивидуальные тематиче­ские консультации, посещение семьи на дому, проведение родительских со­браний.

Проблемы ребенка невозможно решать и рассматривать только как школьные или поведенческие, ребёнок зависим от ситуации и окружения, в которых находится искренняя заинтересованность взрослых – родителей и педагогов.