О.В. Медведева
Новошахтинский техникум промышленных технологий –
ф.ГБПОУ РО «ШРКТЭ им.ак.Степанова П.И.»
г.Новошахтинск
ВЛИЯНИЕ СЕТИ ИНТЕРНЕТ НА ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ «ПОКОЛЕНИЯ Z» И НА ОБРАЗВОАНИЕ.
Интернет — нечто столь огромное, могущественное и бессмысленное, что для некоторых он стал идеальным заменителем жизни.
Эндрю Браун
Обо всём по порядку.
Что означает популярный сейчас термин «поколение Z», который употребляют, когда говорят о нынешней молодежи? И насколько верно утверждение, что молодежь «от рук отбилась, без телефонов и шагу ступить не может, а без интернета - жить»?
Термином «поколение Z» социологи обозначают людей, родившихся после 2000 года. «Поколение вундеркиндов» — это еще одно из названий поколения Z. Как показывает мой опыт работы со студентами, которые относятся к поколению Z - понять этих детей непросто, но когда, наконец, поймешь, как и чем живет молодежь, то научиться с ней работать достаточно легко.
Известный социо-психолог Альбина Мехова характеризует современную молодежь таким оьразом: «Это поколение не может себя представить без Интернета, гаджетов. Они даже сами в какой-то степени немножко гаджеты.» Телефоны и планшеты для них — дополнительная память, теперь информацию не нужно держать в голове постоянно.
С одной стороны, эта «дополнительная память», круглосуточный доступ к Интернету помогает молодым людям думать и жить быстрее. Если посмотреть на представителей старшего поколения, как мы, увидев в книге незнакомое слово, снимали с полки тяжелый словарь, чтобы там найти значение этого слова. А сейчас поможет любой гаджет, был бы только выход в Сеть. Только нужно сказать: «Окей, Гугл» или «Привет, Алиса».
Если верить статистике - молодые люди в возрасте от нуля до 17 лет в день проводят с гаджетами около восьми часов. Это новый стиль поведения молодежи, например, не каждый преподаватель готов принять, что во время его лекции или семенарского занятия студент берется за телефон и что-то там смотрит. А для поколения Z это совершенно естественно.
Современные молодые люди также обладают клиповым сознанием. Типичный представитель поколения Z не может в течение долгого времени быть сосредоточенным на какой-либо задаче, ему нужно переключать внимание. Это и есть главное сходство представителей молодежи и всемирной Сети Интернет, которая обновляется ежесекундно и приностит все больше и больше информации. Следовательно, клиповое сознание у молодых людей внесло значительные коррективы, не только в формирование их жизненных ценностей, но и в образовательный процес. Преподаватели должны строить занятия по-другому, нежели раньше. Сейчас уже невозможно предстваить классическую лекцию — без интерактива, смены видов деятельности, презентаций. Студенты, просто не услышат. Раньше, одной из задач занятия считалось «затруднять». Но ребята поколения Z будут только там, где им легко и нравится. Иными словами, дети поколения Z будут искать только информацию, которая им интересна. Молодые люди не представляют себя без гаджетов в руках и им очень нравятся возможности «Всемирной паутины».
В начале рассмотрим положительные стороны глобальной сети Интернет. Интернет обладает массой достоинств, которые облегчают повседневную жизнь современного человека. Благодаря научно-техническому прогрессу, ежедневное общение и обмен информацией стали происходить быстрее и удобнее. Всем известно, что Интернет сближает общество на глобальном уровне. Молодые люди , по средствам Сети могут поддерживать общение с друзьями и родственниками , находящимися, как на близских , так и на дальных расстояниях. Также есть возможность совершать покупки через Интернет-магазин "не выходя из дома".
Центром современного Интернета являются социальные сети. Как мы знаем, общение занимает одно из важнейших мест в человеческой жизнедеятельности, а обмен информацией это базовая составляющая общения. Поэтому , основными функциями социальных сетей можно считать коммуникационную и информационную. Аудиторией социальных сетей являются в основном поколение Z, там они хранят результаты своей деятельности. Публикуют фотографии, свой взгляд на мир, высказывания, рассказы и рассуждения, аудио и видео записи.
Чем же еще Интернет так нравится поколению Z?
Во-первых, быстрота нахождения нужной информации. Во-вторых, «Всемирная паутина» позволяет заниматься само-PR, что особенно распространенно среди молодежи, занимающейся творчеством. В-третьих, возможность заниматься самообразованием и обучением, а также Интернет - это кладезь для дистанционного образования. Студент может присутствовать на лекции и в то же самое время пить кофе дома на диване.
Для личностного раскрытия потенциала современной молодежи, «Всемирная сеть» обладает притягательными свойствами:
1) Возможность анонимного общения, т. е. люди могут общаться друг с другом без имени, пользуясь условным «логином», присвоенным при регистрации.
2) Возможность интерактивной реализации представлений, фантазий, невозможных в обычном мире (в том числе создание новых образов «Я» в ролевых играх, чатах и т. д.).
3) Возможность поиска нового собеседника, удовлетворяющего практически любым качествам (заметим, что нет необходимости удерживать внимание одного собеседника — в любой момент можно найти нового).
Несмотря на безусловную пользу и удобство Интернета, недостатки здесь тоже имеются и немалые. Попадая в виртуальный мир, поколение Z лихорадочно «блуждает» по сети, зачастую забывая о ежедневных делах, учебе и работе, о взятых на себя обязательствах, полностью «растворяясь» в манящих и красочных сайтах - Интернет-зависимость или так называемая Интернет-аддикция.
Интернет-аддикция — это непреодолимое желание подключиться к Интернету в режиме офф-лайн и неспособность завершить сеанс, находясь в режиме он-лайн. Многие люди, находясь в социальных сетях, таких как «Вконтакте», «Телеграмм», «Instagram», «Tick Tock» не замечают, как быстро течет время и насколько они привязаны к потоку информации, поступающей ежеминутно, насколько трудно выключить компьютер и обратить внимание на реальные предметы.
Молодое поколение больше предпочитает уделять время для самосовершенствования своей "внешней оболочки", вовсе забывая о "внутренней". Потому как социальные сети в большей степени заполнены группами, страницами, где рекламируются "эталоны красоты", за которыми многие молодые люди следуют. Конечно, это не есть плохо, но для чего быть красивым снаружи, если внутри ты «пуст».
При такой зависимости молодежь перестает искать свою реальную жизненную дорогу, откладывая в «долгий ящик» дела, затормаживая тем самым социальное и личностное развитие. На физиологическом уровне у подростков появляется вялость, сонливость, раздражительность, тревожность, проявляется снижение работоспособности, ухудшение памяти и внимания.
По мнению психолога М. И. Дрепы, существуют несколько видов зависимости от Всемирной паутины:
Навязчивый веб-серфинг (информационная перегрузка) — бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск информации;
Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам — большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыток знакомых и друзей в сети;
Игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети;
Навязчивая финансовая потребность — игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в Интернет-магазинах или постоянные участия в Интернет-аукционах
Также из недастатков использования «Всемирной сети» можем выделить следующие:
Зачастую невозможно подтвердить достоверность информации.
При неправильном использовании, потеря конфиденциальности.
Интернет не может заменить настоящего, живого общения.
Российский сегмент интернета зачастую способствует пиратству.
Мошенничество.
Влияние на зрение и на некоторые виды болезней.
Подводя итоги, хочу отетить, что Интернет оказывает значительное влияние на ценностные ориентиры молодежи. «Всемирная сеть» плотно вошла в обиход современного человека, и стала неотъемлемой частью поколения Z, грань между виртуальностью и реальностью практически стёрта. Недостаточно социализированные и слабые характером личности попадают под «волны» веб-пространства, полностью погружаясь в разнообразные сайты, социальные сети, чаты, форумы, онлайн-игры. Подобный «сёрфинг» приводит к негативным последствиям, влияя на ценностные ориентациипоколения Z: для молодого человека приоритетными становятся личные интересы, параллельно формируется безразличное отношение к обществу, социальным нормам и базовым общечеловеческим ценностям, таким как позитивное межличностное общение, сотрудничество, взаимопомощь. Постепенно обесценивается живое полноценное общение, реальный коммуникативный акт с его непосредственными эмоциями, визуальным контактом заменяется бесчувственными сухими сообщениями, чтение книг – сомнительной информацией поисковых сайтов, психологическое здоровье — зависимостью от IT-технологий и виртуального информационного пространства в гаджетах и ПК. Да и каким бы то ни было замечательным виртуальное образование, оно никогда не заменит живого общения с преподавателем, который, как правило, делится на своих занятиях не только знаниями , но и жизненым опытом.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Влияние Интернета на сознание людей/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://book-science.ru/humanities/psychology/vlijanie-interneta-na-soznanie-ljudej.html (дата обращения: 15. 04. 15)
2. Интернет-зависимость/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/интернет-зависимость (дата обращения: 14. 04. 15)
3. Чернова Э. Г. Ценностные ориентации современной учащейся молодежи малых городов центральноевропейского региона России: Дис. … канд. психол. наук. — Арзамас, 2003. — 152 с.
4. Чернова Э. Г. Ценностные ориентации современной учащейся молодежи малых городов центральноевропейского региона России: Автореф. дис. …канд. психол. наук. — Ярославль: ЯрГУ, 2003. — 25 с.
5. Что такое Интернет-зависимость?/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-31090/ (дата обращения: 15. 04. 15)