СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Влияние цвета на человека»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательский проект «Влияние цвета на человека» выполнен в соответствии с требованиями к оформлению: содержание включает в себя введение, литературный обзор по теме, исследовательскую часть, выводы, список использованной литературы.

В ведение обозначена актуальность темы, выдвинута гипотеза, указана цель исследования и задачи, а также объект, предмет исследования и методы исследования.

В теоретической части работы Альбина проанализировала разные источники информации о влияние цвета на организм человека.

В практической части есть описание проведенных экспериментов, был проведен опрос учащихся 8А класса.

Просмотр содержимого документа
««Влияние цвета на человека»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным

изучением предметов художественно-эстетического цикла №23









Исследовательский проект

«Влияние цвета на человека»





Выполнила:

Чусова Альбина Васильевна

ученица 8 «А» класса


Руководитель:

Пахмутова О.А.


Консультант:

Сердюк Ю.В.






Допускается к защите:


(Ф.И.О.)


« » 2020 год







Комсомольск-на-Амуре

2020 год

Рецензия

на исследовательский проект

«Влияние цвета на человека»

ученицы 8 «А» класса Чусовой Альбины


Исследовательский проект «Влияние цвета на человека» выполнен в соответствии с требованиями к оформлению: содержание включает в себя введение, литературный обзор по теме, исследовательскую часть, выводы, список использованной литературы.

В ведение обозначена актуальность темы, выдвинута гипотеза, указана цель исследования и задачи, а также объект, предмет исследования и методы исследования.

В теоретической части работы Альбина проанализировала разные источники информации о влияние цвета на организм человека.

В практической части есть описание проведенных экспериментов, был проведен опрос учащихся 8А класса.

Замечания по проекту:

1. В приложение отсутствуют графики и диаграммы по результатам опроса, нет фотографий иллюстрирующих проведенные эксперименты.

2. В заключении не указаны основные выводы по работе, достигнута цель или нет, доказана ли гипотеза.

3. Отсутствует заявленный в задачах продукт-буклет.

Таким образом, считаю данную работу не законченной и требующей в дальнейшем доработки на момент рецензии оценивается удовлетворительно.


Учитель биологии: О.А. Пахмутова


Отзыв педагога-психолога

на исследовательский проект

«Влияние цвета на человека»

ученицы 8 «А» класса Чусовой Альбины


Наше взаимодействие с Чусовой А.В. развивалось на протяжении всего учебного года. Альбина сразу проявила заинтересованность к данному разделу психологии и приступила к работе как только тема была утверждена.

Достоинством данного проекта является то, что ученица рассмотрела главный аспект своей научной работы с различных точек зрения, проявила себя как разносторонний исследователь, который изучает центральную тему своего проекта не только в рамках узкой направленности, но и анализирует ее с позиции различных подходов.

Однако, данный проект рассчитан на два учебных года, поэтому в дальнейшем стоит учитывать некоторые рекомендации, а именно:

1. Так как работа представляет из себя научное исследование, стоит обратить внимание на сохранение научного стиля письма.

2. Не наблюдается прямой причинно-следственной связи между выдвинутой гипотезой и содержанием работы. Стоит углубить теоретическую часть в изучение корреляции феноменов цвета и настроения, а также более глубинно проанализировать эмпирику, на данный момент поставленные эксперименты никак не отвечают на вопрос поставленный в гипотезе.

3. Необходимо еще раз обратить внимание на эксперименты и выводы, которые описаны в работе. На данный момент не наблюдается прямых причинно-следственных связей в интерпретации полученных результатов.

4. Следует подробно изучить требования к оформлению научных исследований, в дальнейшем грамотно оформить сноски и т.д.

Таким образом, считаю, что данная работа на данный момент является незавершенной, однако следуя вышеуказанным рекомендациям Чусова А.В. может получить хорошую научно-исследовательскую работу.

На данный момент рекомендуемая оценка: «Хорошо».

Педагог-психолог, Сердюк Ю.В.

Оглавление


Введение 3

1 Теоретическая часть 5

1.1 Влияние цвета на вкусовое восприятие человека 5

1.2 Ассоциации цвета и музыки 5

1.3 Изучение цвета 7

1.4 Эмоции и цвет 7

2 Исследовательская часть 9

2.1 Анкетирование 9

2.2 Эксперимент: «С чашками» 9

2.3 Эксперимент: «Прослушивание музыки с последующей ассоциацией цветового спектра» 10

Заключение 11

Список литературы 12

Приложение А Цветотональные системы 13



Введение


В первобытные времена и в древности цвет служил для выделения некоторых вещей из природной среды – тем самым на них акцентировалось внимание, им придавалось особое значение, ценность, духовный смысл. Окраска одежды, предметов, архитектуры, всегда была рассчитана на то, чтобы вызвать определенные эмоции: так, например, воины в боевом наряде вызывали страх; жрецы и культовые предметы – восторг; цари, одетые в золото и драгоценные камни – трепет и дрожь; пёстрые циновки и яркое убранство создавали в жилищах чувство праздничности, переключение из режима труда на режим отдыха и семейных радостей.

Все мы каждый день сталкиваемся с цветом. Цвет одежды, цвет обоев или краски на стенах нашего дома, цвет машин проезжающих по дороге. Цвет — это мощная энергия, которая постоянно воздействует на человеческий организм. Люди мало задумывается о том, какую роль в их жизни играет цвет, какое серьезное влияние на их физическое, умственное и душевное состояние он оказывает. А ведь с рождения каждый знает, как улучшается настроение, стоит солнцу выйти из-за туч в пасмурный день. Все живое возникло и растет под солнцем. Цвету издавна присвоено особое значение, оказывающее благотворное или отрицательное действие на человека. Одни цвета приятны для глаз, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят; другие – раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции. Каждый цвет воздействует на человека по-разному, носит избирательный характер. 

Актуальность исследовательской работы состоит в том, что знание значения цвета в жизни каждого человека необходимо, так как оно оказывает воздействие на настроение, на чувства, мысли и в целом, на здоровье человека. Я люблю зелёный цвет и мне стало интересно, что этот цвет говорит обо мне, я захотела узнать любимые цвета моих одноклассников.

Цель исследования: Изучение влияния цветовой гаммы, на эмоциональное состояние человека.

Объект исследования: учащиеся 8 «А» класса.

Предмет исследования: цветовая гамма.

Гипотеза: цвет может оказывать влияние на настроение человека.

В соответствии с целью были выделены следующие задачи исследования:

1. Изучить имеющуюся литературу по данной теме.

2. Выявить, цветовое предпочтение учеников 8 «А» класса.

3. Разработать буклет о влияние цвета на человека.

Методы и методики исследования: анализ литературы по психологии цвета, метод тестирования, беседа, эксперимент, интерпретационный метод.

1 Теоретическая часть


1.1 Влияние цвета на вкусовое восприятие человека


Изучая влияние цвета на психику человека, ученые из университета Висконсина (США) предложили американским домохозяйкам попробовать кофе из четырех чашек, стоящих возле коробок коричневого, голубого, красного и жёлтого цвета.

В итоге 75% опрошенных сказали, что кофе, стоящий близ коричневой коробки, слишком крепок, около 85% назвали кофе из красной коробки самым ароматным и вкусным. Почти все отметили, что кофе, стоящий рядом с голубой коробкой, мягкий, а рядом с жёлтой – слабый. Кофе во всех чашках был одинаковый, но дегустаторам сообщили об этом уже после эксперимента.


1.2 Ассоциация цвета и музыки


Психологическим обоснованием связи музыки и цвета послужило явление синестезии.

Синестезия понимается как взаимодействие ощущений, когда под влиянием раздражения одного анализатора возникает ощущение, характерное для другого. При воздействии музыки у детей возникают зрительные образы. С точки зрения физики цвет и звук — это волны определенной частоты, влияющие на разные органы чувств: слух и зрение. Цветомузыка сегодня явление широко распространенное. Официальным основоположником цветомузыки считается великий русский пианист и композитор А.Н. Скрябин (1872-1915), как и многие русские символисты, мечтая об универсальной художественной Мистерии, которая преобразует мир, Скрябин создал первое в мире оригинальное светомузыкальное произведение "Прометей". В световой строке "Luce" он выразил цветовую визуализацию тонального плана "Прометея", при этом композитор, как известно, опирался на собственную систему соответствий «цвет – тональность», точнее «квинтовый круг тональностей – цветовой круг». Подробные данные представлены в таблице А.1 — Цветотональная система А.Н. Скрябина (Приложение А).

Наш современник кандидат медицинских наук, музыкотерапевт В.М. Элькин, ныне живущий и работающий в Санкт-Петербурге, также установил авторскую закономерность цветотональных соответствий, которая представлена в таблице А.2 — Цветотональная система В.М. Элькина (Приложение А).

В своей работе с больными музыкотерапевт Владимир Элькин пользуется системой цветовой психологии и шедеврами искусства. Работа  с данными людьми создала необходимость быстро понять человека, его проблемы и узнать, какие образы искусства смогут ему помочь. С помощью цветовой диагностики В.М. Элькину удается сразу понять тип человека, его резервы и психологические проблемы, психологическое состояние. Многие годы исследований позволили узнать Владимиру Михайловичу, какие афоризмы, образы и мелодии наиболее желанны и действенны у лиц предпочитающих тот или иной цвет. У каждого элемента «великолепной семерки» есть свой «напарник». На этом и основаны методы лечения музыкой. Для лечения определенных нарушений подбирается гармоничный цвет или звук, который балансирует организм: либо удаляет избыток, либо восполняет недостаток.

Например, зеленый цвет балансирует расстройства в эмоциональной сфере: депрессии, бессоннице, рассеянности внимания, гневливости и раздражительности. Музыка есть движение, происходящее сегодня и сейчас (в отличие от архитектуры, живописи). Действенная природа ребенка моментально отзывается на импульсы, идущие от нее. Она захватывает его целиком, передавая ему свое движение, свою энергетику, активизируя его жизненный ритм. Прочитать произведение музыки, не зная их языка, невозможно. Язык композитора – звук, гармония, ритм. Всё это имеет свою семантику и связанные с ней понятия выразительности, содержательности, смысла, символики, эмоционально-психологического воздействия.


1.3 Изучение цвета


Цвет — это свет. К такому заключению пришел английский физик и математик Исаак Ньютон во время проведения опытов по исследованию цветового спектра. Он, находясь у себя дома в темной комнате, приоткрыл окно и пустил маленькую полоску света. Поместив стеклянную призму по ходу лучика света, он обнаружил, что свет преломляется и разбивается на шесть цветов спектра, которые становились видимыми, когда попадали на прилегающую стену.

Несколько лет спустя другой английский физик — Томас Юнг провел обратный эксперимент и установил, что шесть цветов спектра можно свести к трем основным: зеленому, красному и синему. Затем он взял три лампы и спроецировал лучи света через фильтры этих трех цветов: зеленый, красный и синий лучи соединились в один белый луч. Юнг воссоздал свет. Он также классифицировал цвета спектра как первичные и вторичные.

Наверняка, каждый из нас хотя бы раз видел радугу и помнит знаменитую фразу: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан? С её помощью мы можем с легкостью назвать цвета радуги по порядку: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Все цвета можно разделить на три группы: 

1. Холодные.

2. Нейтральные.

3. Теплые.

К холодным цветам относятся оттенки фиолетового, синего и голубого. Нейтральные цвета — это оттенки зеленого, а теплые — это оттенки желтого, оранжевого и красного.


1.4 Эмоции и цвет


В «Учении о цвете» И.В. Гете писал: «цвет – это продукт света, вызывающий эмоции». Когда мы говорим: «почернел от горя; покраснел от гнева, позеленел от злости, посерел от страха», то не воспринимаем эти выражения буквально, а интуитивно связываем эмоциональные переживания человека, со способным выразить их цветом.

Первым фактом, с которым сталкивается каждый исследователь эмоций –эмоции и цвет «сцеплены» между собой на очень глубокой основе. Цвета не являются знаками эмоций, способными ассоциативно вызывать или выражать то или иное чувство, они предстают перед человеком сами, как эмоции, точнее, как объективно воплощенные эмоции. Следуя задаче, нарисовать нечто «красивое», «приятное», «хорошее» дети 3-4-х лет, как это показано в работе В.С. Мухиной, чаще всего используют светлые, яркие краски-желтую, красную, оранжевую, голубую, изумрудно-зеленую. Как указывает В.С. Мухина: «цветовое решение красивого у детей всех стран сходно: цвета в большинстве случаев теплые и уж обязательно чистые, локальные». Проведенный сравнительный анализ использования «неподражательных» цветов детьми разных стран показал удивительное постоянство в выборе цвета для изображения красивого и некрасивого. Дети, знакомясь с рисунками своих сверстников из других стран, безошибочно по колориту рисунка определяли, где изображено «красивое», а где «некрасивое».

2 Исследовательская часть


2.1 Анкетирование учащихся 8 «А» класса


В эксперименте приняли участие учащиеся 8 «А» класса. Был проведен социологический опрос, заданы следующие вопросы:

1. С каким цветом ты себя ассоциируешь?

2. С каким цветом ты ассоциируешь своего друга?

В опросе приняли участие 25 учащихся. Ученики в своих цветовых предпочтениях разделились на две половины, девочки ассоциируют себя с теплыми оттенками цветов (при ассоциации цвета друга они выбирали так же теплые цвета). Мальчики ассоциировали себя с холодным цветом, больше всего баллов получил синий цвет.

Таким образом, на основании данного опроса, можем сделать следующий вывод: ученики, которые ассоциируют себя с теплыми оттенками цветов, при выборе цвета друга отдавали предпочтение так же теплым цветам. Аналогичная ситуация с холодными цветами. Из чего следует вывод, что энергичные, активные, быстро принимающие решения дети, склонны к общению с такими же детьми. А более спокойные, уравновешенные, вдумчивые, но склонные к сомнению дети поступают аналогично при выборе друга. 

Ученики, ассоциирующие себя с определенным цветом, дружат с детьми, выбирающими такой же цвет или цвет, сочетающийся с ним.


2.2 Эксперимент: «С чашками чая»


Ученикам было предложено попробовать чай из четырех чашек, стоящих возле кружков: коричневого, голубого, красного и жёлтого цвета. Попробовав напитки, дети распределили их в следующей цветовой палитре.

Кофе соответствует коричневый цвет, зелёному чаю голубой цвет, чёрному чаю был присвоен жёлтый цвет.

Исходя из результатов данного эксперимента, можем сделать следующий вывод: правильно подобранные цвета и оттенки пищи, наряду с обстановкой и освещением повышают человеку аппетит, в том числе и улучшают процессы пищеварения.


2.3 Эксперимент: «Прослушивание музыки с последующей ассоциацией цветового спектра»


Учащимся было предложено прослушать несколько произведений классической музыки, а после соотнести каждую композицию с определённым цветом. Моцарт: «Музыка ангелов» были отданы зелёный и розовый цвета. Бетховен: «Последний вальс» ассоциировался у всех с красным цветом. Бах: «Ария и сюиты» был присвоен голубой и синий цвет.

Таким образом можем заключить, что спокойная приятная музыка ассоциируется с яркими и тёплыми тонами, а беспокойная с холодными и тёмными тонами.


Заключение


Все эти дни прошли на высоком эмоциональном подъеме. Хорошее настроение всегда помогает хорошо учиться! «Разноцветная неделя» способствовала развитию коммуникативных навыков у учащихся, улучшению психологического климата в классе. Для тех ребят кто в ходе эксперимента выбирали чёрные цвета было рекомендовано обратиться к школьному психологу. Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и тревожить. Цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека. Нами было установлено, что каждый цвет вызывает подсознательные ассоциации. Так же установлено, что уравновешенная в цветовом отношении среда привлекает, создает творческую атмосферу, успокаивает и улучшает общение людей между собой. Цвет существенно влияет на состояние человека. Цвета вызывают разную реакцию: подчеркивают качество, настроение, чувство; создают теплую или холодную среду; имеют физиологические последствия; прикасаются к ощущениям: удовлетворение, приятный внешний вид. Также одним из моментов изучения этой темы является то, что цвет способен закономерно выражать эмоциональное (личностно-смысловое) отношение человека к чему-то значимому и самому себе. В цвете происходит визуализация эмоционального отношения.

Свойство цвета преобразовывать наше душевное состояние и сигнализировать об этом изменении имеет и оборотную сторону. Если мы обозначаем кого-то (или себя) с помощью цвета, мы сообщаем этим, какое душевное состояние вызывает у нас этот объект.

Сила цвета во многом заключается в том, что он способен «обойти» защитные механизмы нашего сознания и действовать на бессознательном уровне. Поэтому в этом качестве он становится очень привлекательным средством для психологических манипуляций. Соответственно современный человек должен знать и понимать, как цвет воздействует на его организм и психику, чтобы лучше ориентироваться в окружающем мире.

Список литературы


1. Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск, 1984.

2. Фрумкина Р.М. Цвет, смысл, сходство. М., 1984.

4. Ж. Агостон “Теория цвета и её применение в дизайне” М. “Мир” 1982 г.

5. Б. А. Шашлов “Цвет и цветовоспроизведение” М. “Книга” 1986 г.

6. Дженис Линдси “Все о цвете” Книжный клуб 36.6. 2012

7. Люшер М. Цвет вашего характера/Сара Д. Тайны почерка.-М.: Изд.«Вече: Персей», 1996.

8. Драгунский В.В. Цветовой личностный тест.-М.: Изд. «Харвест», 2000 (Серия «Библиотека практической психологии»). 

9. Клар Г. Тест Люшера. Психология цвета.-М.: Изд. «Питер», 1998.

10. Люшер М. Оценка личности посредством выбора цвета. -М.: Изд.«ЭКСМО-Пресс», 1998.

11. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек-цвет-пространство.-М.: Изд.«Питер», 1995.

12. http://www.iluhin.com/notes/color/index.html

13. http://www.art-granatis.ru/information/color/index.html

14. http://www.gdekakpochemu.ru/chto-takoe-cvet/

Приложение А

(обязательное)

Цветотональные системы


Т а б л и ц а А.1 — Цветотональная система А.Н. Скрябина

C-dur

Красный

G-dur

Оранжевый

D-dur

Желтый

A-dur

Зеленый

Е-dur

Голубой

Н-dur

Синий (бледный)

Fis-dur

Синий

Des-dur

Фиолетовый

As-dur

Пурпурно-фиолетовый

Es-dur

Стальной, с металлическим блеском

F-dur

Красный


Т а б л и ц а А.2 — Цветотональная система В.М. Элькина

Красный

Ля бемоль мажор, Ми бемоль мажор, Си бемоль мажор

Зеленый

Фа мажор, До мажор, Соль мажор

Желтый

Ре мажор, Ля мажор, Ми мажор

Синий

Си мажор, Фа диез мажор, До диез мажор

Коричневый

Ре минор, Ля минор, Ми минор

Фиолетовый

Си минор, Фа диез минор, До диез минор

Серый

Ля бемоль минор, Ми бемоль минор, Си бемоль минор

Черный

Фа минор, До минор, Соль минор