СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Внедрение и реализация инновационных курсов обучения учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5-х классов в свете требований ФГОС (вариант 1)»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Внедрение и реализация инновационных курсов обучения учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5-х классов в свете требований ФГОС (вариант 1)»

 

Просмотр содержимого документа
««Внедрение и реализация инновационных курсов обучения учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5-х классов в свете требований ФГОС (вариант 1)»»

 Федеральный государственный образовательный стандарт общего  образования обучающихся с умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями)  Приказ от 19.12 2014 № 1599     Внедрение и реализация инновационных курсов обучения учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5-х классов в свете требований ФГОС (вариант 1) Автор : Чередниченко Нина Николаевна, учитель русского языка  ГБУ КО «Школа-интернат №7» 02.11.2018г

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ от 19.12 2014 № 1599

Внедрение и реализация инновационных курсов обучения учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5-х классов в свете требований ФГОС (вариант 1)

Автор :

Чередниченко Нина Николаевна,

учитель русского языка

ГБУ КО «Школа-интернат №7»

02.11.2018г

 Коммуникативная компетенция  в современной модели образования названа одной из базовых компетентностей современного человека (умение эффективно сотрудничать с другими людьми). Успешная социальная адаптация учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) невозможна без речевого общения и взаимодействия. При отставании в развитии речи возникают проблемы, связанные с общением, появляются трудности коммуникативного поведения.

Коммуникативная компетенция  в современной модели образования названа одной из базовых компетентностей современного человека (умение эффективно сотрудничать с другими людьми). Успешная социальная адаптация учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) невозможна без речевого общения и взаимодействия. При отставании в развитии речи возникают проблемы, связанные с общением, появляются трудности коммуникативного поведения.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ОБЛАСТЬ  Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия «Коррекция и развитие коммуникативных навыков»

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ОБЛАСТЬ

Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия

«Коррекция и развитие коммуникативных навыков»

 Введение в программу курса обязательных индивидуальных и групповых коррекционных занятий по русскому языку «Коррекция и развитие коммуникативных навыков» обусловлено несовершенством речевой практики обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации.

Введение в программу курса обязательных индивидуальных и групповых коррекционных занятий по русскому языку «Коррекция и развитие коммуникативных навыков» обусловлено несовершенством речевой практики обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации.

ЦЕЛЬ: Формирование коммуникативной компетенции учащихся через систематическую работу по развитию связной речи  Задачи: учить строить устные связные высказывания; формировать выразительную сторону речи; обогащать лексический запас у учащихся.

ЦЕЛЬ:

Формирование коммуникативной компетенции учащихся через систематическую работу по развитию связной речи

Задачи:

  • учить строить устные связные высказывания;
  • формировать выразительную сторону речи;
  • обогащать лексический запас у учащихся.
В основу Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены деятельностный и дифференцированный подходы

В основу Стандарта

для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) положены

деятельностный и дифференцированный подходы

 Применение дифференцированного подхода обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.  Применение деятельностного подхода обеспечивает придание результатам образования социально и личностно значимого характера; условия для общекультурного и личностного развития на основе формирования практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Применение дифференцированного подхода обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

Применение деятельностного подхода обеспечивает придание результатам образования социально и личностно значимого характера; условия для общекультурного и личностного развития на основе формирования практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Этапы реализации программы:  диагностическая работа; консультативная работа; коррекционно-развивающая работа; информационно-просветительская работа; заключительная диагностическая работа.

Этапы реализации программы:

  • диагностическая работа;
  • консультативная работа;
  • коррекционно-развивающая работа;
  • информационно-просветительская работа;
  • заключительная диагностическая работа.
  Диагностическая работа обеспечивает выявление уровня   развития детей с ограниченными возможностями здоровья.   Консультативная работа направлена на получение консультаций у других специалистов школы-интерната для более эффективной организации коррекционной деятельности в своём классе (с педагогом-психологом, педагогом-логопедом). Коррекционно-развивающая  работа обеспечивает специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения. Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность (если того требуют другие педагоги школы-интерната) по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса. Заключительная диагностическая работа направлена на выявление результатов коррекции и развития различных сторон учащихся по итогам занятий года; является отправным звеном для построения коррекционно-развивающих занятий на следующий учебный год.

Диагностическая работа обеспечивает выявление уровня развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Консультативная работа направлена на получение консультаций у других специалистов школы-интерната для более эффективной организации коррекционной деятельности в своём классе (с педагогом-психологом, педагогом-логопедом).

Коррекционно-развивающая работа обеспечивает специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения.

Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность (если того требуют другие педагоги школы-интерната) по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса.

Заключительная диагностическая работа направлена на выявление результатов коррекции и развития различных сторон учащихся по итогам занятий года; является отправным звеном для построения коррекционно-развивающих занятий на следующий учебный год.

 Методы обучения:   словесные, наглядные, практические, диалоговые методы, развивающие упражнения и обучающие игры, моделирование ситуаций в ролевых играх, психогимнастика.

Методы обучения:

  • словесные,
  • наглядные,
  • практические,
  • диалоговые методы,
  • развивающие упражнения и обучающие игры,
  • моделирование ситуаций в ролевых играх,
  • психогимнастика.
 Основные технологии обучения личностно-ориентированные; деятельностный подход; уровневая дифференциация; информационно-коммуникативные; здоровьесберегающие; проблемное обучение; развивающее обучение; игровые.

Основные технологии обучения

  • личностно-ориентированные;
  • деятельностный подход;
  • уровневая дифференциация;
  • информационно-коммуникативные;
  • здоровьесберегающие;
  • проблемное обучение;
  • развивающее обучение;
  • игровые.
 Три направления по развитию речевого общения :  работа над словом (лексический уровень), работа над предложением (синтаксический уровень), работа над связной речью (уровень текста).

Три направления по развитию речевого общения :

  • работа над словом (лексический уровень),
  • работа над предложением (синтаксический уровень),
  • работа над связной речью (уровень текста).
СЛОВАРНАЯ РАБОТА  Словарная работа способствует развитию лексической стороны речи учащихся и ее грамматическому оформлению. Формирование лексического запаса и грамматического строя осуществляется на занятиях с помощью правильного образца речи педагога, дети учатся понимать словесные обозначения предметов, явлений, действий и использовать их в активной речи.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Словарная работа способствует развитию лексической стороны речи учащихся и ее грамматическому оформлению.

Формирование лексического запаса и грамматического строя осуществляется на занятиях с помощью правильного образца речи педагога, дети учатся понимать словесные обозначения предметов, явлений, действий и использовать их в активной речи.

   ВИДЫ РАБОТ НАД СЛОВОМ Словарно-грамматические: подбор синонимов, антонимов; объяснение значения слов как прямых, так и переносных; работа над многозначностью слов. Словарно-логические: определение предмета на основе различных признаков; классификация предметов по одному из признаков или действию; определение третьего «лишнего» в каждой из приведенных групп слов, объединенных одним явлением лексики и т.д.

ВИДЫ РАБОТ НАД СЛОВОМ

Словарно-грамматические:

  • подбор синонимов, антонимов;
  • объяснение значения слов как прямых, так и переносных;
  • работа над многозначностью слов.

Словарно-логические:

  • определение предмета на основе различных признаков;
  • классификация предметов по одному из признаков или действию;
  • определение третьего «лишнего» в каждой из приведенных групп слов, объединенных одним явлением лексики и т.д.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ Предложение – это основная единица речи, в связи с чем работа над ним является главной учебной задачей школы и особенно уроков русского языка. Научить правильно строить предложения, точно выражать свои мысли – это значит продвинуть детей в использовании речи как средства общения, помочь им подготовиться к овладению более высокой ступенью речевого развития – связной речью.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Предложение – это основная единица речи, в связи с чем работа над ним является главной учебной задачей школы и особенно уроков русского языка. Научить правильно строить предложения, точно выражать свои мысли – это значит продвинуть детей в использовании речи как средства общения, помочь им подготовиться к овладению более высокой ступенью речевого развития – связной речью.

ВИДЫ РАБОТ НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ восстановление деформированного предложения; постановка учащимися вопросов к предложениям; составление предложений по действиям детей; составление предложений по опорным словам и картинке; составление предложений по опорным предметным и сюжетным картинкам; составление предложений с опорой на собственную иллюстрацию, фотографию, схему.

ВИДЫ РАБОТ НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ

  • восстановление деформированного предложения;
  • постановка учащимися вопросов к предложениям;
  • составление предложений по действиям детей;
  • составление предложений по опорным словам и картинке;
  • составление предложений по опорным предметным и сюжетным картинкам;
  • составление предложений с опорой на собственную иллюстрацию, фотографию, схему.
ТЕКСТ Наиболее эффективной формой является работа с текстом как одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа создания на занятиях развивающей речевой среды. Именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная. 

ТЕКСТ

Наиболее эффективной формой является работа с текстом как одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа создания на занятиях развивающей речевой среды. Именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная. 

ВИДЫ РАБОТ НАД ТЕКСТОМ пересказ по сюжетным картинкам, расположенным в ряд или вперемешку; пересказ по цепочке; выборочный пересказ исходного текста; восстановление деформированного текста; описание предмета; составление текста из предложений, данных вразбивку (не в том порядке) с опорой на картинку; составление текста по вопросам; составление рассказа по опорным словам: времена года, школа, улица, магазин; составление рассказа по предметной картинке; составление рассказов по серии сюжетных картинок с установлением их логической последовательности: а) по демонстрационной; б) по раздаточным; составление рассказа по заданному началу или концу; составление рассказа из личного опыта (по памяти) по теме.

ВИДЫ РАБОТ НАД ТЕКСТОМ

  • пересказ по сюжетным картинкам, расположенным в ряд или вперемешку;
  • пересказ по цепочке;
  • выборочный пересказ исходного текста;
  • восстановление деформированного текста;
  • описание предмета;
  • составление текста из предложений, данных вразбивку (не в том порядке) с опорой на картинку;
  • составление текста по вопросам;
  • составление рассказа по опорным словам: времена года, школа, улица, магазин;
  • составление рассказа по предметной картинке;
  • составление рассказов по серии сюжетных картинок с установлением их логической последовательности:

а) по демонстрационной;

б) по раздаточным;

  • составление рассказа по заданному началу или концу;
  • составление рассказа из личного опыта (по памяти) по теме.
СХЕМЫ  Использование опорных схем способно активизировать речевую деятельность обучающихся на базе имеющихся у них знаний и умений. Опорные схемы значительно облегчают работу обучающимся. Пользуясь ими, обучающиеся извлекают нужную информацию при ответах на вопросы учителя и в практической деятельности. Кроме того, обращаясь к схеме, внимательно рассматривая ее, школьники имеют возможность вспомнить материал. Целенаправленное использование опорных схем на уроках русского языка способно не только заложить определённый уровень знаний, но и хорошо развивает память, мышление, внимание.  Работа над рассказом с опорой на схему, способствует развитию речи, учит отвечать доказательно, используя в качестве иллюстрации необходимый языковой материал.

СХЕМЫ

Использование опорных схем способно активизировать речевую деятельность обучающихся на базе имеющихся у них знаний и умений.

Опорные схемы значительно облегчают работу обучающимся. Пользуясь ими, обучающиеся извлекают нужную информацию при ответах на вопросы учителя и в практической деятельности. Кроме того, обращаясь к схеме, внимательно рассматривая ее, школьники имеют возможность вспомнить материал.

Целенаправленное использование опорных схем на уроках русского языка способно не только заложить определённый уровень знаний, но и хорошо развивает память, мышление, внимание.

Работа над рассказом с опорой на схему, способствует развитию речи, учит отвечать доказательно, используя в качестве иллюстрации необходимый языковой материал.

ДИАЛОГ Диалог - первая ступень развития связной устной речи ребенка. Диалогическая речь, как известно, предшествует развитию монологической речи и подготавливает её развитие. Дети с нарушением в развитии часто не осознают необходимость ясно и чётко передавать содержание какого-либо события. На занятиях моделируются различные речевые ситуации, в которых решаются личностно и социально значимые коммуникативные задачи. Опыт общения приобретается на уроке в диалогах, в речевых играх, в драматизации.

ДИАЛОГ

Диалог - первая ступень развития связной устной речи ребенка. Диалогическая речь, как известно, предшествует развитию монологической речи и подготавливает её развитие. Дети с нарушением в развитии часто не осознают необходимость ясно и чётко передавать содержание какого-либо события.

На занятиях моделируются различные речевые ситуации, в которых решаются личностно и социально значимые коммуникативные задачи. Опыт общения приобретается на уроке в диалогах, в речевых играх, в драматизации.

ИГРА   Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. В игре ярко проявляются способности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Сюжетно – ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребёнка и возможности развития коммуникативных навыков. В игре воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Дидактические игры с шарадами, ребусами, кроссвордами, с загадками; игры с пословицами, поговорками, скороговорками – все это активизирует речевое мышление детей, повышает уровень активности.

ИГРА

Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

В игре ярко проявляются способности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Сюжетно – ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребёнка и возможности развития коммуникативных навыков. В игре воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия.

Дидактические игры с шарадами, ребусами, кроссвордами, с загадками; игры с пословицами, поговорками, скороговорками – все это активизирует речевое мышление детей, повышает уровень активности.

АУДИРОВАНИЕ И ДИКЦИЯ  Аудирование и дикция - один из видов речевой деятельности, который нацелен на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращённую к ним речь. Данный вид речевой деятельности ориентирует учителя на отработку у школьников чёткости произносительной стороны говорения. Дети учатся отчётливо произносить звуки, слоги, слова, чистоговорки, стихотворения в соответствии с фонетическими нормами языка. Разучивание стихотворения с голоса учителя является одним из необходимых и обязательных приемов в системе речевых упражнений с умственно отсталыми детьми, одним из испытанных средств развития речи.

АУДИРОВАНИЕ И ДИКЦИЯ

Аудирование и дикция - один из видов речевой деятельности, который нацелен на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращённую к ним речь.

Данный вид речевой деятельности ориентирует учителя на отработку у школьников чёткости произносительной стороны говорения. Дети учатся отчётливо произносить звуки, слоги, слова, чистоговорки, стихотворения в соответствии с фонетическими нормами языка.

Разучивание стихотворения с голоса учителя является одним из необходимых и обязательных приемов в системе речевых упражнений с умственно отсталыми детьми, одним из испытанных средств развития речи.

ВЫВОДЫ  Формирование коммуникативных умений школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. А коммуникативная технология обучения связной речи помогает сформировать социальную компетентность обучающегося, которая необходима в системе основных сфер самоопределения личности.

ВЫВОДЫ

Формирование коммуникативных умений школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.

А коммуникативная технология обучения связной речи помогает сформировать социальную компетентность обучающегося, которая необходима в системе основных сфер самоопределения личности.

 Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !