Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ от 19.12 2014 № 1599
Внедрение и реализация инновационных курсов обучения учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5-х классов в свете требований ФГОС (вариант 1)
Автор :
Чередниченко Нина Николаевна,
учитель русского языка
ГБУ КО «Школа-интернат №7»
02.11.2018г
Коммуникативная компетенция в современной модели образования названа одной из базовых компетентностей современного человека (умение эффективно сотрудничать с другими людьми). Успешная социальная адаптация учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) невозможна без речевого общения и взаимодействия. При отставании в развитии речи возникают проблемы, связанные с общением, появляются трудности коммуникативного поведения.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ОБЛАСТЬ
Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия
«Коррекция и развитие коммуникативных навыков»
Введение в программу курса обязательных индивидуальных и групповых коррекционных занятий по русскому языку «Коррекция и развитие коммуникативных навыков» обусловлено несовершенством речевой практики обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации.
ЦЕЛЬ:
Формирование коммуникативной компетенции учащихся через систематическую работу по развитию связной речи
Задачи:
- учить строить устные связные высказывания;
- формировать выразительную сторону речи;
- обогащать лексический запас у учащихся.
В основу Стандарта
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) положены
деятельностный и дифференцированный подходы
Применение дифференцированного подхода обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Применение деятельностного подхода обеспечивает придание результатам образования социально и личностно значимого характера; условия для общекультурного и личностного развития на основе формирования практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Этапы реализации программы:
- диагностическая работа;
- консультативная работа;
- коррекционно-развивающая работа;
- информационно-просветительская работа;
- заключительная диагностическая работа.
Диагностическая работа обеспечивает выявление уровня развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Консультативная работа направлена на получение консультаций у других специалистов школы-интерната для более эффективной организации коррекционной деятельности в своём классе (с педагогом-психологом, педагогом-логопедом).
Коррекционно-развивающая работа обеспечивает специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения.
Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность (если того требуют другие педагоги школы-интерната) по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса.
Заключительная диагностическая работа направлена на выявление результатов коррекции и развития различных сторон учащихся по итогам занятий года; является отправным звеном для построения коррекционно-развивающих занятий на следующий учебный год.
Методы обучения:
- словесные,
- наглядные,
- практические,
- диалоговые методы,
- развивающие упражнения и обучающие игры,
- моделирование ситуаций в ролевых играх,
- психогимнастика.
Основные технологии обучения
- личностно-ориентированные;
- деятельностный подход;
- уровневая дифференциация;
- информационно-коммуникативные;
- здоровьесберегающие;
- проблемное обучение;
- развивающее обучение;
- игровые.
Три направления по развитию речевого общения :
- работа над словом (лексический уровень),
- работа над предложением (синтаксический уровень),
- работа над связной речью (уровень текста).
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Словарная работа способствует развитию лексической стороны речи учащихся и ее грамматическому оформлению.
Формирование лексического запаса и грамматического строя осуществляется на занятиях с помощью правильного образца речи педагога, дети учатся понимать словесные обозначения предметов, явлений, действий и использовать их в активной речи.
ВИДЫ РАБОТ НАД СЛОВОМ
Словарно-грамматические:
- подбор синонимов, антонимов;
- объяснение значения слов как прямых, так и переносных;
- работа над многозначностью слов.
Словарно-логические:
- определение предмета на основе различных признаков;
- классификация предметов по одному из признаков или действию;
- определение третьего «лишнего» в каждой из приведенных групп слов, объединенных одним явлением лексики и т.д.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Предложение – это основная единица речи, в связи с чем работа над ним является главной учебной задачей школы и особенно уроков русского языка. Научить правильно строить предложения, точно выражать свои мысли – это значит продвинуть детей в использовании речи как средства общения, помочь им подготовиться к овладению более высокой ступенью речевого развития – связной речью.
ВИДЫ РАБОТ НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ
- восстановление деформированного предложения;
- постановка учащимися вопросов к предложениям;
- составление предложений по действиям детей;
- составление предложений по опорным словам и картинке;
- составление предложений по опорным предметным и сюжетным картинкам;
- составление предложений с опорой на собственную иллюстрацию, фотографию, схему.
ТЕКСТ
Наиболее эффективной формой является работа с текстом как одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа создания на занятиях развивающей речевой среды. Именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная.
ВИДЫ РАБОТ НАД ТЕКСТОМ
- пересказ по сюжетным картинкам, расположенным в ряд или вперемешку;
- пересказ по цепочке;
- выборочный пересказ исходного текста;
- восстановление деформированного текста;
- описание предмета;
- составление текста из предложений, данных вразбивку (не в том порядке) с опорой на картинку;
- составление текста по вопросам;
- составление рассказа по опорным словам: времена года, школа, улица, магазин;
- составление рассказа по предметной картинке;
- составление рассказов по серии сюжетных картинок с установлением их логической последовательности:
а) по демонстрационной;
б) по раздаточным;
- составление рассказа по заданному началу или концу;
- составление рассказа из личного опыта (по памяти) по теме.
СХЕМЫ
Использование опорных схем способно активизировать речевую деятельность обучающихся на базе имеющихся у них знаний и умений.
Опорные схемы значительно облегчают работу обучающимся. Пользуясь ими, обучающиеся извлекают нужную информацию при ответах на вопросы учителя и в практической деятельности. Кроме того, обращаясь к схеме, внимательно рассматривая ее, школьники имеют возможность вспомнить материал.
Целенаправленное использование опорных схем на уроках русского языка способно не только заложить определённый уровень знаний, но и хорошо развивает память, мышление, внимание.
Работа над рассказом с опорой на схему, способствует развитию речи, учит отвечать доказательно, используя в качестве иллюстрации необходимый языковой материал.
ДИАЛОГ
Диалог - первая ступень развития связной устной речи ребенка. Диалогическая речь, как известно, предшествует развитию монологической речи и подготавливает её развитие. Дети с нарушением в развитии часто не осознают необходимость ясно и чётко передавать содержание какого-либо события.
На занятиях моделируются различные речевые ситуации, в которых решаются личностно и социально значимые коммуникативные задачи. Опыт общения приобретается на уроке в диалогах, в речевых играх, в драматизации.
ИГРА
Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
В игре ярко проявляются способности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Сюжетно – ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребёнка и возможности развития коммуникативных навыков. В игре воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия.
Дидактические игры с шарадами, ребусами, кроссвордами, с загадками; игры с пословицами, поговорками, скороговорками – все это активизирует речевое мышление детей, повышает уровень активности.
АУДИРОВАНИЕ И ДИКЦИЯ
Аудирование и дикция - один из видов речевой деятельности, который нацелен на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращённую к ним речь.
Данный вид речевой деятельности ориентирует учителя на отработку у школьников чёткости произносительной стороны говорения. Дети учатся отчётливо произносить звуки, слоги, слова, чистоговорки, стихотворения в соответствии с фонетическими нормами языка.
Разучивание стихотворения с голоса учителя является одним из необходимых и обязательных приемов в системе речевых упражнений с умственно отсталыми детьми, одним из испытанных средств развития речи.
ВЫВОДЫ
Формирование коммуникативных умений школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.
А коммуникативная технология обучения связной речи помогает сформировать социальную компетентность обучающегося, которая необходима в системе основных сфер самоопределения личности.
Спасибо за внимание !